Правила игры для младших школьников

 

Игра проводится между командами по пять игроков. Цель каждой команды в игре – забросить как можно мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.

Каждая команда состоит из 5 играющих на площадке и нескольких запасных. Один из игроков - капитан. Игроки одной команды должны иметь отличительные знаки, которые одевают на спину и грудь.

Воспитатель следит за выполнением игроками правил игры, делает замечания и дает сигналы при нарушении правил, засчитывает попадания мяча в корзину, разрешает споры.

Игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми дается пятиминутный перерыв. Воспитатель контролирует время игры, не останавливая часов. Во время перерыва и в конце игры проводится малоподвижная игра с мячом (3-4 минуты). С цель приведения организма ребенка в более спокойное состояние.

При попадании мяча в корзину команде начисляется два очка. Игра может закончиться победой одной команды или ничьей.

Воспитатель может менять игроков во время игры и во время перерыва. Мяч можно передавать, бросать или вести в любом направлении. Ударять по мячу кулаком или ногой запрещается. Случайное касание мячом ноги не является нарушением. Мяч считается вышедшим из игры, если он коснулся пола, игрока или предмета вне площадки. Мяч считается вышедшим из игры от игрока, который последним дотронулся до него. Если воспитатель сомневается, кто последний коснулся мяча, назначается спорный бросок. Игрок, получивший мяч в движении, может сделать с ним не более трех шагов, после чего он должен выполнить передачу, бросок или ведение. Игроку запрещается вести мяч двумя руками одновременно.

Нарушением называется несоблюдение правил игры, перечисленных выше. Обычно после нарушения мяч забрасывается в игру игроком противоположной команды. Забрасывание мяча в игру всегда производится из-за боковой линии, против того места на площадке, где было совершено нарушение.

Розыгрыш начального и спорного броска производится в центральном круге при начале каждого периода, при задержке мяча, когда два игрока из противоположных команд держат мяч в одно и тоже время, при выходе мяча из игры от одновременного касания игроками обеих команд или когда воспитатель сомневается от кого вышел мяч, когда мяч застревает в корзине, когда совершена обоюдная персональная ошибка. При розыгрыше начального и спорного броска воспитатель подбрасывает мяч вверх между игроками, и, после того как он достигает наивысшей точки, игроки могут касаться его.

Во время игры дети должны всегда проявлять корректность. Игроки, которые ведут себя недисциплинированно или грубо, должны временно удалены с площадки. Запрещается: тянуть за одежду, за руки, толкаться, подставлять ножку и т. д.

Корзины надо использовать со щитом, длина которых 120 см., высота 90 см., внутренний диаметр корзин 45 см. Сетка должна иметь длину 40 см. Корзины подвешиваются не ниже 180 см., не выше 200 см. над уровнем площадки. Щиты делаются из целого прочного дерева, поверхность их окрашивается белым цветом, а края обводятся красной линией шириной 5 см.

Мячи можно использовать разного веса и диаметра. При обучении ведению мяча лучше пользоваться надувными мячами. Детские резиновые мячи плохо отскакивают от пола, и, ведя их, дети прилагают большие усилия, что ведет принятия неправильной стойки.

Наиболее удобная для игр с мячом площадка длиной 13 м., шириной 7 м. На площадке следует отметить боковые и лицевые линии и круг для розыгрыша спорных мячей в центре площадке диаметром 1,8 метра. Площадки могут быть разного покрытия, но лучше всего деревянные – их легко чистить, от них хорошо отскакивает мяч.

Проведение игры возможно и в спортивном зале школы. Оборудование и инвентарь соответственно площадке.

 



Заключение.

 

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

Подвижные игры оказывают разнонаправленное влияние не только на физиологические, но и на психологические процессы детей младшего школьного возраста. Наиболее позитивно влияют на них игры на силу, гибкость, координацию и выносливость. Указанные выше игры снижают у них психологический и физиологический стрессы, что обеспечивает благоприятное протекание младшего школьного возраста и смягчение «кризиса семи лет». Подвижные игры в этом возрасте являются действенным средством оптимизации физического состояния и свойств детей. В связи с вышеизложенным можно предположить, что подвижные игры, проводимые с младшими школьниками различного возраста, будут оказывать на них неодинаковое воздействие.



Литература.

 

 

1. Адашкявичене Э. Й. «Баскетбол для младших школьников». М.: Просвещение, 1983.

2. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения. М., 1992.

3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. ФИС, 1991.

4. Вавилова Е.Н. Развивайте у детей ловкость, силу, выносливость. М., 1981.

5. Введение в теорию физической культуры./ Под ред. Л.П. Матвеева. М., 1983

6. Гришин В. Г. «Игры с мячом и ракеткой». М.: Педагогика, 1975.

7. Грядкина Т.С. Организация и содержание подготовительного периода к обучению основным движениям. СПб., 1993.

8. Детские народные подвижные игры./ Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. М., Просвещение, 1995.

9. Зельдович Т. А. Кераминас С. А. Подготовка юных баскетболистов. М.: Физкультура и спорт, 1964.

10. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. М., 1985.

11. Кистяковская М.Ю. и др. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. М., 1978.

12. Лескова Г.И., Буцинская И.И., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М., 1999.

13. Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения для младших школьников. Сценарии. – Аркути, М., 1999.

14. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у детей. – СПб., 1993.

15. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду». М.: Просвещение, 1978.

16. Осокина Т. И.; Тимофеева Е. А.; Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: Просвещение, 1978.

17. Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста». /Под ред. А.В.Кенеман, Т.И.Осокиной, 1984

18. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М.: Просвещение, 1988.

19. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5 – 7 лет. М., Мозаика – Синтез, 2000

20. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001

21. Теория и методика физической культуры. /Под ред.Л.П.Матвеева. М., 1991.

22. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятием в школе. Под ред. Кенемана А. В. – М.: Просвещение, 1980.

23. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. /Под ред. М.Ю.Кистяковской. М., 1978

24. Физкультура для малышей. Библиотека программы “Детство”. “Детство-пресс”, СПб, 1999.

25. Хухлаева Г.В. Занятия по физической культуре с детьми 2 – 4 лет в малокомплектном детском саду. М., 1992.

 



Приложение.

 

Приложение 1

Методика занятий с детьми.

 

Примерные упражнения, подготавливающие к обучению техники передачи – ловли мяча.

· Бросание мяча вверх и ловля его одной или двумя руками.

· Бросание мяча вниз перед собой и ловля его одной и двумя руками.

· Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом, одной и двумя руками.

· Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.

· Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.

· Удары мячом об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.

· Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.

· Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.

· Передача мяча в шеренге и по кругу.

· Передача мяча двумя и одной рукой друг другу в паре.

· Упражнения, подготавливающие к ведению мяча.

· Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.

· Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот.

· Ведение мяча на месте правой и левой рукой.

· Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.

· Ведение мяча на месте правой и левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками произвольным способом.

· Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.

· Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом).

· Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.

· Ведение мяча вокруг себя.

· Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения.

Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину

· Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка (произвольным способом).

· Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра, снизу, сверху и из-за головы.

· Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.

· Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу, удобным для детей способом.

· Бросок мяча в корзину после ведения с фиксацией остановки.


Приложение 2

 

Примерные планы занятий.

 

Занятие №1

Задачи. Формировать умение действовать с мячом, научить быстро реагировать на сигнал, воспитывать выдержку и внимание.

Пособия. Мячи резиновые по количеству детей, свисток.

Содержание и методика проведения.

Первая часть.

1. Ходьба друг за другом с мячом в руках. Подбросить мяч вверх и поймать его 5-6 раз подряд.

2. Бросание мяча вверх и ловля его после отскока от пола. Учить следить за мячом при броске, ловить ладонями. Повторить 8-10 раз.

3. Катание мяча, наклонившись, обеими руками. Упражнение выполняют все дети одновременно 4-6 раз. Напомнить, что при катании следует смотреть вперед, догоняя мяч не мешать товарищу.

Вторая часть. Подвижная игра «Играй, играй мяч не теряй». Напомнить детям, какие можно выполнять движения с мячом. Объяснить, что после сигнала необходимо как можно быстрее поймать мяч и держать его свободно, обеими руками на уровне груди, пальцы широко расставлены. Повторить 5-6 раз.

Третья часть. Малоподвижная игра «Будь внимателен» (3-4 мин.). Дети становятся в кружок, в середине его ведущий – воспитатель. Он бросает мяч кому-либо из круга, применяя обманные действия, и тот должен поймать мяч. Не поймавший мяч получает штрафное очко. Напомнить детям, как надо принимать мяч.

Занятие №2.

Задачи. Учить ловле мяча, формировать навыки бросания мяча, способствовать развитию глазомера, координации движения и ловкости, учить дружно играть.

Пособия. Мячи резиновые по количеству детей, свисток.

Содержание и методика проведения.

Первая часть.

1. Бросание мяча вверх и ловля его после отскока. Повторить 6-8 раз. Перед каждым броском воспитатель проверяет правильно ли дети взяли мяч, и напоминает, что мяч надо ловить амортизирующим движением.

2. Игра «10 передач». Повторить 2-3 раза. Обращать внимание на технику ловли мяча.

Вторая часть. Подвижная игра «Обгони мяч» (6-8 минут). Целесообразно первый раз организовать игру в медленном темпе, чтобы все поняли ее правильно, а затем проводить соревнования.

Третья часть. Произвольная игра детей с мячом на площадке. Каждый ребенок имеет мяч. Воспитатель следит, чтобы дети не толкались, играли дружно, поощряет и подсказывает. Помогает некоторым детям индивидуально.

Занятие №3.

Задачи. Учить детей ведению мяча на месте, упражнять в передаче-ловле мяча, способствовать развитию координации движений, ориентировки в пространстве, учить передачи мяча.

Пособие. Мячи резиновые по количеству детей, свисток.

Содержание и методика проведения.

Первая часть.

1.Ведение мяча на месте правой, левой рукой по 2 минуты. Объяснить детям, что мяч следует толкать рукой вниз, а не бить по нему, включая в работу кисть и предплечье. Пальцы широко расставить, вести мяч вперед и сбоку.

2. Ведение мяча вокруг себя правой, левой рукой по две минуты.

3. Ведение мяча на месте правой, левой рукой, меняя высоту отскока мяча, направления и скорость ведения.

Вторая часть.

1.Дети в парах передают мяч одной рукой от плеча на расстоянии 2,5-3 метра. Учить сопровождать мяч то правой, то левой рукой (2 минуты).

2.Подвижная игра «За мячом». Следить чтобы дети правильно передавали мяч, стремились точно бросать его партнеру по игре (8минут).

Третья часть. Дети становятся за линию в пять колонн, в двух-трех метрах от которой находятся 5 обручей. Они поочередно бросают мячи в обручи, стараясь попасть в них, любым способом.


Приложение 3

Подвижные игры с мячом.

«Играй, играй мяч не теряй».

Задачи. Учить детей слушать сигнал, дать им почувствовать физические качества мяча, формировать умения управлять мячом и играть с ним не мешая товарищу, находить свободное место на площадке.

Описание игры. Все дети располагаются на площадке и каждый играет с мячом по своему усмотрению. После сигнала воспитателя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется.

Варианты. После сигнала воспитателя все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста.

Методические указания. Перед игрой воспитатель называет движение с мячом, которые дети могут выполнять.

Игры с передачей, ловлей мяча.

«10 передач».

Задачи. Учить детей передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами, воспитывать стремление помочь товарищу правильно выполнять движения.

Описание игры. Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. У каждой пары мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча.

Методические указания. Обращать внимание детей на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, а бросать его партнеру на уровне груди.

«Обгони мяч».

Задачи. Учить передавать, ловить мяч, воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры. Играют 2 или 4 команды. Игроки каждой команды становятся по кругу и выбирают водящих, которые имеют мяч. После сигнала воспитателя водящие отдают мяч игроку, стоящему справа от них, а сами бегут влево, обегают круг и становятся на свое место. Получившие мяч передают следующим справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока все не обегут круг, а мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

«За мячом».

Задачи. Учить передавать, ловить мяч двумя руками от груди, развивать умения ориентироваться на площадке, воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры. Дети делятся на несколько команд. Каждая команда делится на две колонны, которые становятся одна против другой на расстоянии 2-3 метра. У водящего мяч. После сигнала водящий передает мяч против стоящему в колонне ребенку по команде, а сам бежит в конец противоположной колонны, т. е. за мечом. Поймавший тоже передает мяч на против стоящему и отправляется за мячом. Игра продолжается пока все игроки не вернутся на свои места, а мячи не окажутся у водящих.

Методические указания. Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если им объяснить, что они должны передвигать вслед за мячом, по тому направлению, куда они бросали мяч.

Игры для обучения ведению мяча.

«Ловец с мячом».

Задачи. Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения, воспитывать честность и справедливость.

Описание игры. Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них водящий. Его цель, ведя мяч, задеть рукой кого-либо. Если ему это удается, то тот кого он задел становится водящим, а водящий игроком.

Методические указания. Вначале роль водящего выполняет воспитатель, а в дальнейшем – ребенок, свободно управляющий мячом.

Игры с бросками мяча в корзину.

«Пять бросков».

Задачи. Учить детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений, воспитывать честность и справедливость.

Описание игры. Дети располагаются на расстоянии 1,5-2 метра от корзины. По сигналу воспитателя все дети бросают мячи в корзину. Побеждает тот, кто быстрее попадет 5 раз в корзину, указанным способом.

Игры с ловлей, передачей и ведением мяча.

«Мяч капитану».

Задачи. Учить применять в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера.

Описание игры. Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок, нарисованный в конце чужой площадке. Дети бросают мяч своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать его своему капитану.

Методические указания. Мяч можно вести, передавать товарищу по игре, нельзя бежать с ним.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: