Ошибка № 1. Увлечен игрой, а не ребенком

Педагог-психолог: Родители так увлекаются игрой, что игнорируют детей или доминируют в действиях. Ребенок в таких случаях наблюдает, как играет взрослый. Участвуя в игре как зритель, ребенок теряет интерес к ней и перестает играть с родителями.

Совет: попытайтесь сосредоточиться на ребенке, представьте, что вы — внимательная публика, расслабьтесь и наблюдайте за тем, что он делает, с энтузиазмом хвалите его старания. Если вам действительно хочется построить свой волшебный замок из песка, вам ничто не помешает заняться этим, когда дети лягут спать.

Ошибка № 2. Берет лидерство в игре на себя

Педагог-психолог: Родители стараются специально организовывать игру ребенка, и выстраивают целую цепочку указаний: как правильно построить крепость, покормить куклу или нарисовать цветок. Им очень важен результат игры и ее «правильность».

Если ребенок снова и снова повторяет свои действия (что свойственно маленьким детям), взрослым это быстро надоедает, и они пытаются ускорить темп игры: предлагают новую идею или другой способ использования игрушки.

Совет: стремитесь следовать за ребенком, за его идеями и воображением, а не навязывать собственные представления. Не организуйте его деятельность, отдавая указания, и не пытайтесь всему научить.

Не торопите ребенка во время игры, заинтересованно наблюдайте, дайте возможность проявить воображение. Если вы просто сидите и смотрите, ребенок увлечен игрой и заинтересован ею. Ваше внимательное отношение учит его сосредоточиваться на одном занятии.

Подражайте действиям ребенка и играйте с ним так, как он просит. Такой подход способствует развитию способности играть и думать самостоятельно. Вы можете включиться в игру как равный партнер или принять на себя роль героя. И тогда можно что-то предложить, подкинуть какую-то идею. Используйте для этого фразы, которые начинаются со слов: «А давай…», «А давай как-будто…». Или же предложите идею развития сюжета от имени героя, например от зайчика: «Ох, у меня заболел живот от морковки!». Так вы предоставите ребенку выбор в игре.

Ошибка № 3. Критикует и исправляет игру ребенка

Педагог-психолог: Сколько раз вы ловили себя на реплике: «Нет, это сюда не подходит» или «Так делать неправильно!». Вместо того чтобы поощрять творческий процесс, взрослый показывает идеал игры.

Из-за критических замечаний и исправлений игра кажется ребенку слишком трудной. Он чувствует, что не оправдывает ожидания родителей, и у него развивается чувство беспомощности и некомпетентности. Такое поведение родителей заставляет ребенка отказаться от новых идей или экспериментов с игрушками: вдруг он что-то сделает неправильно.

Совет: не оценивайте, не поправляйте детей и не спорьте с ребенком во время игры. Поощряйте фантазии, идеи и творческие способности вашего ребенка. Не забывайте, что детская игра не должна быть правильной в вашем представлении. Поощряйте игры «понарошку», обсуждения воображаемых существ, разыгрывание сказок и воображаемых ситуаций.

Подумайте о том, как вы можете похвалить идеи, мысли и поведение ребенка, например его сосредоточенность, настойчивость, сотрудничество, попытки решить проблему, изобретательность и уверенность в себе. Например, вы можете сказать: «Ты придумал свою собственную игру. Как интересно!».

Ошибка № 4. Во всем помогает ребенку в его игре

Педагог-психолог: Иногда дети во время игр задают взрослому много вопросов, что и как делать: «А можно я вот этой машинкой поиграю?», «Куда теперь поставить кубик?», или просят о помощи: «Принеси мне воды!», «Открой баночку!».

Родители спешат на помощь и тогда, когда ребенок их об этом не просит. Представьте, что маленький мальчик старательно пытается закрыть коробку крышкой, но у него не получается. Его мама говорит: «Давай я сделаю».

Если родители оказывают чрезмерную помощь или выполняют действия за ребенка, это снижает его уверенность в собственных силах и чувство самоуважения, воспитывает зависимость от взрослых. У ребенка развивается манипуляторное поведение.

Совет: сдерживайте желание во всем помогать ребенку и принимать за него решения. Побуждайте его самостоятельно решать проблемы. На детские вопросы и просьбы о помощи сообщайте, что верите в него. Пример диалога, в котором взрослый забирает у ребенка самостоятельность в игре:

Ребенок: Можно мне поиграть с куклой?

Взрослый: Разумеется.

Правильные варианты ответов:

Ребенок: Можно мне поиграть с куклой?

Взрослый: Ты можешь сам это решить.

Ребенок: Пойди, принеси мне ножницы.

Взрослый: Если тебе нужны ножницы, можешь их взять.

Ребенок: Что ты хочешь, чтобы я нарисовал?

Взрослый: Ты можешь сам решить, что будет на твоем рисунке.

Окажите необходимую поддержку, похвалите и подбодрите ребенка, чтобы у него не пропало желание играть.

Если ребенок не имеет какого-то опыта, можно предоставить ему выбор.

Например: — Я не знаю, как сделать дом, — говорит ребенок. — Ты можешь выбрать, из чего строить: кирпичики, коробки, стул или что-то другое, что ты считаешь нужным.

Помогите, но не берите все на себя, поощряйте самостоятельность в решении проблем. Когда вы видите реальные затруднения ребенка в чем-либо, вы можете предложить ему сделать что-то вместе, но не делайте это за него.

Например, вашему ребенку трудно завинтить винты гаечным ключом, уточните, каким способом ему можно помочь, или скажите: «А что если я подержу вот здесь, пока ты завинчиваешь?». Таким образом, ребенок ощутит удовлетворение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: