Пригласите двоих добровольцев и предложите поиграть в песочнице, которая установлена на столе. В песочнице лежат кубики и фигурки животных. Во время игры ассистент в роли родителя все время задает играющим вопросы. После игры предложите участникам игры поделиться своими чувствами. Обсудите ситуацию со всеми участниками.
Педагог-психолог: Иногда во время игры родители задают детям много вопросов: «Это что за зверь?», «Сколько у него пятен?», «Какой он формы?», «Куда он идет?», «Что ты строишь?». Так они хотят помочь своему ребенку узнать что-то новое или развить слишком однообразный сюжет игры: «А теперь что ты будешь делать?», «Куда сейчас поедет машина?».
Вопросы превращаются в своеобразные указания и воспринимаются детьми как вмешательство в игру. Поэтому ребенок занимает оборонительную позицию и замолкает.
Совет: сосредоточьтесь на действиях ребенка, покажите, что заинтересованы в его игре. Если вы все-таки задаете вопросы, обязательно ограничьте их количество. Положительно реагируйте на его ответ своим интересом и ободрением. Например:
|
|
Взрослый: Что это за зверь?
Ребенок: Это жираф.
Взрослый: А, жираф. Ты и вправду разбираешься в животных!
Положительная реакция поощряет стремление отвечать на вопросы и обогащает ответ дополнительной информацией.
Проявить интерес к игре ребенка просто — сопровождайте его действия комментариями. Например, вы можете сказать: «У тебя жираф такого замечательного красного цвета» или «Ты ставишь машину в гараж. Теперь заливаешь бензин» и т. д.
Описательное комментирование — «освещение» текущей деятельности ребенка, которое часто напоминает спортивный комментарий футбольного матча.
Мини-лекция «Задачи, которые решаются через описательное комментирование»
Педагог-психолог: Комментируя детскую игру, называйте признаки предметов, с которыми играет ребенок: цвет, форму, количество, размеры (длинный, короткий, высокий, меньше, чем…), расположение (вверху, внизу, рядом, позади, близко), действия с предметами (летает, ползает, сохнет, растет).
В комментариях поощряйте и закрепляйте позитивное детское поведение: умение думать, внимательно слушать, самостоятельно работать, настойчиво пытаться справиться с трудным делом и выполнять указания.
Если у ребенка есть братья и сестры или друзья, которые пришли поиграть, воспользуйтесь этой возможностью и потренируйте его социальные навыки. В этом случае описывайте их социальное поведение: ждет своей очереди, умеет делиться игрушками, помогает другому, благодарит, просит разрешения взять чужую игрушку, делает различные предложения.
|
|
Научите ребенка правильно выражать чувства, делитесь с ним своими эмоциями. Замечайте и комментируйте детские чувства во время игры: когда ребенок выглядит спокойным, довольным, любопытным, взволнованным, уверенным в себе, гордым, отчаявшимся или напряженным.
Тренировка умения комментировать игру ребенка
Зачитайте участникам краткое описание фрагментов игры. Родители объединяются в подгруппы и сочиняют комментарий либо выбирают наиболее правильный вариант из нескольких предложенных. Далее они разбирают ответы с ориентировкой на плакат «В чем важность детской игры?». Например:
Ребенок: Я буду рисовать картинку специально для тебя. Что ты хочешь, чтобы я нарисовала?
Взрослый: Это картинка специально для меня. Ты можешь выбрать и нарисовать то, что захочешь. (Вместо: Мне нравятся цветы, нарисуй их мне.)
Ребенок (делает постройку из деревянного конструктора. То, что он строит, все время разваливается. Он злится): Ну вот! Опять все развалилось! Это какие-то неправильные кубики!
Взрослый: Да, постройка никак не получается устойчивой, и ты очень сердишься из-за этого. (Вместо: Не переживай, это такая ерунда! Давай я тебе помогу, и все получится!)
Подведение итогов
В конце семинара попросите родителей поделиться своими впечатлениями и предложите заполнить анкету обратной связи (что понравилось/не понравилось). Скачать анкету
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)
<iframe src="//www.googletagmanager.com/ns.html?id=GTM-KGVTGW" height="0" style="display:none;visibility:hidden"></iframe>
Конец формы