Обтант (Климов) – от лат. Желание, выбор. Обтация – стадия профессионального самоопределения.
Основные этапы становления человека как субъекта труда:
1) Стадия предыгры (рождение – 3 года): происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду
2) Стадия игры (3 – 6-8): происходит овладение основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями
3) Стадия овладения учебной деятельностью (6-8 – 10-12): ребенок учится учиться, развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность
4) Стадия обтации (11-12 – 14-18): подготовка к жизни, труду, стадия сознательного и ответственного выбора профессионального пути
5) Стадия адепта: профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ
6) Стадия адаптанта: вхождение в профессию после завершения профессионального обучения (от нескольких месяцев до 2-3 лет)
7) Стадия интернала: вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне
8) Стадия мастера: лучший среди нормальных, выделяется на общем фоне
9) Стадия авторитета: лучший среди мастеров
10) Стадия наставника: высший уровень работы любого специалиста, является учителем
Содержание и формы деятельности профориентационной работы со школьниками:
· Определение профессиональных склонностей учащихся (диагностика, психологические тесты)
· Организация встреч с людьми разных профессий
· Проведение занятий по основам выбора профессии
· Организация взаимодействия с высшими и средними профессиональными заведениями с целью определения дальнейшего образовательного пути школьника
· Выявление школьников выпускных классов без определенных профессиональных планов и проведение с ними индивидуальной работы
· Организация и сопровождение на экскурсиях на различные предприятия
· Направление в специальные центры профориентации
Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации.
Должность – служебная обязанность, круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.
Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии.
Специализация – сосредоточения деятельности на относительно узких специальных направлениях.
Квалификация – уровень подготовленности индивидов в профессиональной деятельности, а также наличие у работников необходимых знаний, умений и навыков.
Вакансия – свободное рабочее место.
Карьера – осознанный трудовой путь человека, продвижение по служебной лестнице.
Обобщенные психологические признаки, характеризующие любой профессиональный труд (более 50) – по каждому признаку привести 2-3 примера профессий – д/з!!!
1. По предмету труда (то, на что направлен труд человека)
1) Природа
2) Человек
3) Техника
4) Знаковая система
5) Художественный образ
2. По цели труда (то, к чему человек стремится в процессе своей деятельности)
1) Гностические (познавательные)
2) Целепреобразующие
· Преобразовывать продукт, изделия, человеческие отношения
· Организовывать, упорядочить
· Оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать
· Обслуживать, перемещать
3) Изыскательские (биолог, селекционер, киносценарист)
3. По средствам труда (орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет)
1) вещественные
· Ручные и механизированные инструменты (ювелир, хирург)
· Машины, механизмы (водители, машинисты)
· Автоматы, автоматические средства
· Приборы и измерительные устройства (каллиграфист, оператор телевидения)
2) невещественные (функциональные, связаны с речью, жестами, мимикой)
· Внутренние функциональные органы чувств (дегустатор, летчик)
· Речь
- речь простая (билетный кассир)
- выразительная речь (актер, учитель)
- деловая, письменная (переводчик, нотариус)
· Поведение в простых формах проявления на уровне мимики, жестов (дирижер, сурдопереводчик, инспектор ГИБДД)
· Поведение в сложных формах проявления, когда задействованы все мышечные системы организма (танцор, спасатель)
· Поведение деловое, беспристрастное (дипломат)
· Сложные интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач (программист)
4. По проблемности трудовых ситуаций
1) Четкая работа, все определено правилами (контролер, оператор ЭВМ)
2) Встречаются ситуации, требующие нестандартных решений (портной, адвокат)
3) Высокий уровень проблемности – в работе часто встречаются сложные ситуации, где надо искать нестандартный подход (врач-реаниматор, авиа-диспетчер)
5. По коллективности трудового процесса
1) Индивидуализированный труд (ювелир, водитель)
2) Коллективный труд (следователь)
6. По самостоятельности деятельности
1) Низкая – труд исполнителя (маляр, машинистка)
2) Средняя – требует самоорганизации (бармен, кондитер)
3) Высокая – направлена на организацию других людей (администратор, менеджер)
7. По особенностям деловых контактов
1) По количеству
· Немногочисленные контакты (кулинар, оператор ЭВМ)
· Многочисленные контакты (логопед, учитель, психолог, СР)
2) По типу партнера
· С посетителями, клиентами (СР)
· С сотрудниками по работе
· Работа с группой лиц, аудиторией слушателей
3) По устойчивости групп
· С одними и теми же лицами
· Сменяющиеся лица
4)
· Растения
· Животные
8. По ответственности
1) Повышенная
2) За жизнь и здоровье людей, сохранность растений и животных
3) Средняя – не связана с непоправимыми последствиями для окружающих
9. По условиям профессионального труда
1) Бытовые
2) В помещении
3) На открытом воздухе
4) Риск для жизни
5) Сложные аварийные ситуации
6) Общение с правонарушителями, психическими больными
7) Физические нагрузки, длительное пребывание в одном положении
8) Ночные смены
9) Специфические условия (химическая вредность, шум, влажность)
Характеристика профессии, в которой описаны ее особенности, содержание труда
Профессиограмма – общие сведение, характеристика процесса труда, санитарно-гигиенические условия, требования к человеку. Например, профессиограмма экономиста. 1) Доминирующие виды деятельности 2) качества, обеспечивающие спешность выполнения проф деятельности (развитие концентрации, способность в течение длительного времени сосредотачиваться, переходить с одного вида деятельности на другой, развитая память, аналитическое мышление и т.д.) 3) личностные характеристики и ценности (усидчивость, обязательность, честность, ответственность, предприимчивость, эмоционально-психическая устойчивость) 4) качества, препятствующие эффективной проф деятельности (отсутствие математических и аналитических способностей, импульсивность, вспыльчивость) 5) области применения профессиональных знаний (государственные учреждения, сфера банковской деятельности, бизнес, страховые агентства) 6) история профессии (экономия – управление хозяйством).
Формула выбора профессии (Климов): хочу, могу, надо.