Стадии профессионального самоопределения

Обтант (Климов) – от лат. Желание, выбор. Обтация – стадия профессионального самоопределения.

Основные этапы становления человека как субъекта труда:

1) Стадия предыгры (рождение – 3 года): происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду

2) Стадия игры (3 – 6-8): происходит овладение основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями

3) Стадия овладения учебной деятельностью (6-8 – 10-12): ребенок учится учиться, развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность

4) Стадия обтации (11-12 – 14-18): подготовка к жизни, труду, стадия сознательного и ответственного выбора профессионального пути

5) Стадия адепта: профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ

6) Стадия адаптанта: вхождение в профессию после завершения профессионального обучения (от нескольких месяцев до 2-3 лет)

7) Стадия интернала: вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне

8) Стадия мастера: лучший среди нормальных, выделяется на общем фоне

9) Стадия авторитета: лучший среди мастеров

10) Стадия наставника: высший уровень работы любого специалиста, является учителем

Содержание и формы деятельности профориентационной работы со школьниками:

· Определение профессиональных склонностей учащихся (диагностика, психологические тесты)

· Организация встреч с людьми разных профессий

· Проведение занятий по основам выбора профессии

· Организация взаимодействия с высшими и средними профессиональными заведениями с целью определения дальнейшего образовательного пути школьника

· Выявление школьников выпускных классов без определенных профессиональных планов и проведение с ними индивидуальной работы

· Организация и сопровождение на экскурсиях на различные предприятия

· Направление в специальные центры профориентации

 

Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации.

Должность – служебная обязанность, круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.

Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии.

Специализация – сосредоточения деятельности на относительно узких специальных направлениях.

Квалификация – уровень подготовленности индивидов в профессиональной деятельности, а также наличие у работников необходимых знаний, умений и навыков.

Вакансия – свободное рабочее место.

Карьера – осознанный трудовой путь человека, продвижение по служебной лестнице.

 

Обобщенные психологические признаки, характеризующие любой профессиональный труд (более 50) – по каждому признаку привести 2-3 примера профессий – д/з!!!

1. По предмету труда (то, на что направлен труд человека)

1) Природа

2) Человек

3) Техника

4) Знаковая система

5) Художественный образ

2. По цели труда (то, к чему человек стремится в процессе своей деятельности)

1) Гностические (познавательные)

2) Целепреобразующие

· Преобразовывать продукт, изделия, человеческие отношения

· Организовывать, упорядочить

· Оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать

· Обслуживать, перемещать

3) Изыскательские (биолог, селекционер, киносценарист)

3. По средствам труда (орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет)

 

1) вещественные

· Ручные и механизированные инструменты (ювелир, хирург)

· Машины, механизмы (водители, машинисты)

· Автоматы, автоматические средства

· Приборы и измерительные устройства (каллиграфист, оператор телевидения)

2) невещественные (функциональные, связаны с речью, жестами, мимикой)

· Внутренние функциональные органы чувств (дегустатор, летчик)

· Речь

- речь простая (билетный кассир)

- выразительная речь (актер, учитель)

- деловая, письменная (переводчик, нотариус)

· Поведение в простых формах проявления на уровне мимики, жестов (дирижер, сурдопереводчик, инспектор ГИБДД)

· Поведение в сложных формах проявления, когда задействованы все мышечные системы организма (танцор, спасатель)

· Поведение деловое, беспристрастное (дипломат)

· Сложные интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач (программист)

4. По проблемности трудовых ситуаций

1) Четкая работа, все определено правилами (контролер, оператор ЭВМ)

2) Встречаются ситуации, требующие нестандартных решений (портной, адвокат)

3) Высокий уровень проблемности – в работе часто встречаются сложные ситуации, где надо искать нестандартный подход (врач-реаниматор, авиа-диспетчер)

5. По коллективности трудового процесса

1) Индивидуализированный труд (ювелир, водитель)

2) Коллективный труд (следователь)

6. По самостоятельности деятельности

1) Низкая – труд исполнителя (маляр, машинистка)

2) Средняя – требует самоорганизации (бармен, кондитер)

3) Высокая – направлена на организацию других людей (администратор, менеджер)

7. По особенностям деловых контактов

1) По количеству

· Немногочисленные контакты (кулинар, оператор ЭВМ)

· Многочисленные контакты (логопед, учитель, психолог, СР)

2) По типу партнера

· С посетителями, клиентами (СР)

· С сотрудниками по работе

· Работа с группой лиц, аудиторией слушателей

3) По устойчивости групп

· С одними и теми же лицами

· Сменяющиеся лица

4)

· Растения

· Животные

 

8. По ответственности

1) Повышенная

2) За жизнь и здоровье людей, сохранность растений и животных

3) Средняя – не связана с непоправимыми последствиями для окружающих

9. По условиям профессионального труда

1) Бытовые

2) В помещении

3) На открытом воздухе

4) Риск для жизни

5) Сложные аварийные ситуации

6) Общение с правонарушителями, психическими больными

7) Физические нагрузки, длительное пребывание в одном положении

8) Ночные смены

9) Специфические условия (химическая вредность, шум, влажность)

Характеристика профессии, в которой описаны ее особенности, содержание труда

Профессиограмма – общие сведение, характеристика процесса труда, санитарно-гигиенические условия, требования к человеку. Например, профессиограмма экономиста. 1) Доминирующие виды деятельности 2) качества, обеспечивающие спешность выполнения проф деятельности (развитие концентрации, способность в течение длительного времени сосредотачиваться, переходить с одного вида деятельности на другой, развитая память, аналитическое мышление и т.д.) 3) личностные характеристики и ценности (усидчивость, обязательность, честность, ответственность, предприимчивость, эмоционально-психическая устойчивость) 4) качества, препятствующие эффективной проф деятельности (отсутствие математических и аналитических способностей, импульсивность, вспыльчивость) 5) области применения профессиональных знаний (государственные учреждения, сфера банковской деятельности, бизнес, страховые агентства) 6) история профессии (экономия – управление хозяйством).

Формула выбора профессии (Климов): хочу, могу, надо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: