К методологическим вопросам относится вопрос о развитии системы профориентации.
Направления:
- проф просвещение, проф пропаганда, проф агитация – ориентация на большое количество людей
- предварительная проф диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии
- проф консультация – нацелена на оказание индивидуальной помощи
- проф отбор – выявление подходящих людей
- социально-профессиональная адаптация
- профессиональное воспитание
Вопрос об определении критериев эффективности профориентации.
Личностно-профессиональное самоопределение является составляющей индивидуального развития человека.
Личностное самоопределение возникает на границе старшего подросткового (15-16 лет) и младшего юношеского возраста (16-18 лет) – формирование образа Я. Основные характеристики:
- потребность формирования смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире
- самоопределение ориентировано на будущее
- связано с выбором профессии, но не сводится только к нему
- нахождение и развитие самобытного образа Я
Профессиональное самоопределение включено в личностное – определение своего места в мире профессий, нахождение личностного смысла в выполняемой работе. Формирование проф самоопределения начинается в детстве, при чем в каждом возратсном периоде свои особенности:
- дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра (магазин, врач, школа, дочки-матери)
- младший школьный возраст – учебная деятельность (увлечение книгами)
- подростковый возраст – склонности и способности к учебным предметам
- ранняя юность – профессиональное определение становится одним из центральных психологических новообразований
У личностного и проф самоопределения много общего, но проф самоопределение более конкретно, и его проще оформить официально (например, получить диплом), оно больше зависит от внешних условий (прошел конкурс), а личностное самоопределение – более сложное понятие, и его нельзя оформить, зависит от самого человека.
Факторы, влияющие на профессиональное определение современной молодежи:
1. Факторы макросреды: стабильность экономики, региональные особенности территории, престиж профессии.
2. Факторы микросреды: семья и ближайшее окружение, школа, СМИ, социальные службы для молодежи, индивидуальные особенности личности.






