Ключ к тестовому заданию

АНКЕТА

(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ)

Чтобы не ошибиться при выборе профессии

Готов ли ты к выбору профессии?

Чтобы проверить, насколько ребенок готов сделать первые шаги в выборе профессии, предложите ему такой тест. Отвечать на анкету легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение:

А. Знаешь ли ты:

1.Как называются профессии твоих родителей?

2. Какие учебные заведения они заканчивали?

3.Кем собираются стать твои друзья?

4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?

5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?

6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?

7.Читаешь ли ты книги о профессиях?

8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?

9.Помогаешь ли ты родителям в их работе?

10. Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?

11. Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?

12. Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?

13. Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?

14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?

15. Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?

16. Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?

17. Готов ли ты сделать профессиональный выбор?

18. Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?

19. Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?

20. Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?

21. Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?

22. Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?

23. Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?

24. Работал ли ты когда-либо в свободное время?

25.Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора?

26. Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?

27. Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?

28. Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?

29. Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?

30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?

А теперь подсчитай все ответы «да».

К этой сумме прибавь по полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.

21-30 баллов. Ты - молодец! Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.

11-20 баллов. Что же, неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.

ТЕСТ №1

Если приведённые ниже высказывания хорошо передают ваши предпочтения, отметьте их. Вы можете отметить столько высказываний, сколько найдёте нужным. Стремитесь ограничить свой выбор только теми высказываниями, которые подходят вам больше всего.

 

А. Я люблю командные виды спорта.

Б. Я увлекаюсь разгадыванием кроссвордов.

В. Я всегда готов дать совет, если другим он нужен.

Г. Мне нравится говорить по телефону.

Д. Я машинально рисую в своих записных книжках.

Е. Мне нравится всё вокруг.

 

А. Мне нравится работать руками.

Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить.

В. Я бы предпочёл работать на самого себя, чем на кого-то другого.

Г. Мне доставляет удовольствие помогать людям.

Д. Мне нравится напрягать своё воображение.

Е. Я силён в естественных науках.

 

А. Я умею обращаться с инструментами.

Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке.

В. Я предпочёл бы работать не в одиночку, а в коллективе.

Г. Я не стесняюсь высказывать своё мнение.

Д. Мне нравится идти в ногу с модой.

Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей.

 

А. Я предпочитаю находится на открытом воздухе, нежели в помещении.

Б. Математика - это то, что я знаю лучше всего.

В. Я предпочёл бы участвовать в представлении, а не наблюдать за ним.

Г. Когда мне нужно решить возникшую проблему, я прибегаю к чужому совету.

Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно.

Е. Меня интересует природа.

 

А. Домашние животные доставляют мне массу удовольствия.

Б. Мой почерк аккуратный и разборчивый.

В. Я бы хотел сделать политическую карьеру.

Г. Я предпочитаю работать самостоятельно, разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены.

 

Подсчитайте, сколько раз вы выбрали каждую букву.

 

Если вы выбрали одну и ту же букву 4 или 5 раз, то можете выбрать профессию, родственную тем, что перечислены под этой буквой. Если вы ни одну букву не выбрали хотя бы четырежды, ваши интересы находятся ещё в стадии становления.

 

 А. Возможно, вы умеете обращаться с инструментами. Может быть, вам нравится садоводство. Может быть, недавно вы сделали книжную полку или сконструировали шкафчик для вашей стереосистемы. Может быть, как раз сейчас вы обдумываете свой очередной проект. Такие дарования нужны для многих профессия. Вы должны поближе познакомиться с теми профессиями, где нужно умение работать практически:

 инженер-строитель; фермер; строительный рабочий; садовод-декоратор; тренер; ветеринар; подрядчик; лётчик; плотник; лесничий.

 

Б. Наверное, вам уже не раз приходилось подсказывать другим людям, где они забыли свои ключи или очки. Решение математических задач представляет для вас увлекательную, а не рутинную работу. Может быть, друзья обращаются к вам за помощью на лабораторных занятиях или одалживают ваши конспекты, готовясь к экзамену. Вам может доставить удовольствие заниматься спортивной статистикой, играть в карты, шашки или шахматы. С такими интересами вам имеет смысл обратить внимание на профессии, требующие определённых организаторских способностей и детального анализа: программист; авиационный инженер; финансовый аналитик; бухгалтер; библиотекарь; банкир; медицинский техник

 

 В. Вы, наверное, уже знаете, что способность убеждать людей составляет одну из сильных черт вашего характера. Может быть, вы староста в классе или один из тех, кого обычно делают ответственным за какое-либо классное мероприятие. Может быть, вы такой человек, который, работая в коллективе, может перепоручить товарищам выполнить часть своей работы. С такими способностями у вас есть шансы преуспеть в профессиях, где требуется руководить, убеждать, распоряжаться, давать указания: предприниматель; продавец; директор школы; офицер вооружённых сил; управляющий отелем; специалист по работе с кадрами; адвокат; политик.

 

  Г. Возможно, вы часто добровольно принимаете участие в классных мероприятиях. Может быть, вы работаете на общественных началах в вашей школе или церкви. Может быть, вы проводите массу времени, разговаривая по телефону с друзьями. Возможно, вам нравится подрабатывать, ухаживая за маленькими детьми, или заниматься командными видами спорта только ради удовольствия. С такими интересами вам имеет смысл выбрать профессию, связанную с общением с людьми: учитель; репортёр; медсестра; врач; работник сферы социального обеспечения; психолог; рекламный агент; руководитель конторы.

 

Д. Вы, может быть, уже заметили, что вам нравится рассказывать анекдоты и забавные истории. Может быть, вы ведёте дневник, в который записываете, что случается и как вы к этому относитесь. Может быть, вам нравится иногда строить воздушные замки. К вам, должно быть, обращаются друзья с просьбами помочь в выборе одежды или придумать поздравление ко дню рождения. С такими задатками и интересами вы можете подумать о выборе профессии, для которой важные творческие способности и самобытность: актёр; писатель; фотограф; художник; дизайнер; хореограф; музыкант; архитектор.

 

  Е. Вам, наверное, известны собственные способности чинить разные вещи. Вам нравится разбирать их, чтобы понять, как они устроены. Может быть, вам нравится биология. Может быть, ваша любознательность заставляет вас постоянно искать ключи к разгадке стоящих перед вами задач. Может быть, вам нравится бывать в новых для себя местах, узнавать новые для себя вещи. С такими интересами вы, вероятно, захотите выбрать профессию, где требуются аналитические способности: учёный-естествоиспытатель; психиатр; специалист по проблемам маркетинга; агент сыскной полиции; профессор; юрист среднего звена; медик-исследователь; инженер-механик; инженер-электротехник.

 

ТЕСТ №2

По каждому из суждений теста на самооценку надо дать ответ "очень часто", "часто", "редко" или "никогда" в зависимости от того, насколько свойственный тебе мысли, описанные в тесте.

 

  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  2. Постоянно чувствую свою ответственность в учёбе.
  3. Я беспокоюсь о своём будущем.
  4. Многие меня ненавидят.
  5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.
  6. Я беспокоюсь за своё психическое состояние.
  7. Я боюсь выглядеть глупым.
  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
  10. Я часто допускаю ошибки.
  11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
  12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
  13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
  14. Я слишком скромен.
  15. Моя жизнь бесполезна.
  16. Многие неправильного мнения обо мне.
  17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  18. Люди ждут от меня очень многого.
  19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
  20. Я слегка смущаюсь.
  21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
  22. Я не чувствую себя в безопасности.
  23. Я часто волнуюсь понапрасну.
  24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
  25. Я чувствую себя скованным.
  26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  27. Я уверен, что люди почти всё принимают легче, чем я.
  28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.
  30. Как жаль, что я не общителен.
  31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
  32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

 

Ключ к тестовому заданию

Подсчёт баллов производится по схеме: "очень часто" - 4 балла, "часто" - 3, "редко" - 2, "никогда" - 0.

 

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

 

26-45 баллов - показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

 

46-128 баллов - уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

 

Если у тебя выявился высокий уровень самооценки, ты довольно свободно можешь выбрать профессию бизнесмена. При среднем уровне самооценки расстраиваться тоже нет особых оснований: большинство людей оценивают себя именно так. Ну а что делать, если у тебя низкая самооценка? Прежде всего необходимо уяснить самому себе, что, в отличие от других качеств личности, самооценка весьма изменчива и во многом зависит от ситуации, периода жизни, событий. Кроме того, есть ещё одна особенность человеческой психики: каким человек хочет видеть себя, таким он и становится со временем. Замечено, что изменять самого себя он начинает именно тогда, когда хочет добиться успеха в выбранной профессии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: