double arrow

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ


Приобретенные пороки сердца: митральная недостаточность, митральный стеноз, клапанный стеноз устья аорты, недостаточность аортального клапана

 

 

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № _____

 

Заведующий кафедрой факультетской терапии

Профессор _________

В.В. Симерзин

 

Составитель –

Профессор

                                                                                         Г.П. Кузнецов

 

                                            Самара 2004г.

 Содержание методической разработки

Часть I. Митральный порок

 1. Учебные и вспомогательные цели

1.Общая цель:

· научить диагностировать митральные пороки, их осложнения и лечение  

· научить проводить дифференциальную диагностику методом идентификации

· научить проводить дифференциальную диагностику  методом исключения с симптомо- и  синдромно-сходными заболеваниями по ведущему симптому - систолический шум в зоне верхушки сердца и диастолический шум в зоне верхушки сердца

· научить диагностировать по симптому – гипертрофия и дилатация левого желудочка и правого желудочка




· научить индивидуальной патогенетически обоснованной терапии болезни

· привить навыки проведения профилактических и реабилитационных мероприятий в системе диспансеризации больных

· освоить принципы экспертизы нетрудоспособности

· расширить, углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания и практические навыки по диагностике и лечению митрального порока

· довести до студента современные представления по диагностике и лечению митрального порока

· отметить вклад отечественных ученых в разработку данной проблемы

· подготовить врача, умеющего клинически мыслить

 

 

2. Частные цели занятия:

 

    Студент должен

 

   ЗНАТЬ:

· определение нозологической формы – митральный порок (стеноз отверстия и недостаточность клапана)

· основные данные об этиологии  и патогенезе митрального порока

·  клинические формы митрального порока

· осложнения и прогноз

· лечение – терапевтическое и хирургическое 

· санаторно-курортное лечение

· реабилитационные мероприятия, профилактику и организацию диспансерного динамического наблюдения

· врачебную экспертизу

 

   УМЕТЬ:

· методически правильно собирать анамнез

· проводить физикальное обследование больного

· составить наиболее информативный план обследования

· оценить результаты лабораторных и инструментальных исследований

· провести дифференциальную диагностику методом идентификации и исключения

· сформулировать и обосновать клинический диагноз

· назначить комплексную терапию

· выписать рецепты на медикаменты



· разработать план профилактических и реабилитационных мероприятий в системе диспансеризации

· провести экспертизу нетрудоспособности

· правильно заполнить медицинскую документацию

 

   ОЗНАКОМИТЬСЯ:

· с новейшими достижениями в области данной проблемы

 

 

П. Время - 225 минут

 

 

Ш. Место проведения занятия.

   Учебная комната, палата терапевтического отделения.

 

 

V.Учебно-материальное обеспечение.

1. Литература (см. приложение N )

2. Методическое обеспечение:

    а) набор тестов для определения исходного уровня знаний

    б) студентам демонстрируются больные с различными вариантами                                                                  

        митрального порока

    в) графологическая структура учебной темы "Недостаточность

        митрального клапана и митральный стеноз" (дифференциальная

        диагностика, лечение, профилактика, врачебная экспертиза)           

    г) поэтапная схема дифференциально-диагностического поиска при

        наличии ведущего симптома: систолический и диастолический шум в

        зоне верхушки сердца



    д) поэтапная схема дифференциально-диагностического поиска при

        наличии ведущего симптома – гипертрофия и дилатация левого

        желудочка и правого желудочка

     е) методическая разработка практического занятия

 

3. Наглядные пособия:

Схематическое изображение (рисунки):

а) анатомическая структура камер сердца и сосудов левой и правой половины

сердца

б) патанатомическая структура митрального отверстия и клапана при его

недостаточности и стенозе отверстия

в) особенности кровотока при недостаточности митрального клапана и  

митральном стенозе

г) схематическое изображение (рисунок) фаз сердечного цикла по синхронно

записанным кривым ЭКГ, ФКГ, пульса сонной артерии и левожелудочкого

толчка

д) комплекты учебных ФКГ, рентгенограмм, ЭКГ, ЭхоКГ

е) набор медикаментов, применяемых в лечении заболевания

ж) набор ситуационных задач

з) альбом с ЭКГ, ФКГ, рентгенограммами, ЭхоКГ

 

4. Технические средства обучения:

    а) персональный компьютер

    б) электрокардиограф

 

V. Учебные вопросы и расчет учебного времени для проведения занятий со студентами 1V курса лечебного факультета

        (продолжительность занятия 5 часов = 225  мин)*

 

У Ч Е Б Н Ы Е В О П Р О С Ы ВРЕМЯ, мин
1 Организационные вопросы 2
2 Вступительное слово преподавателя 3
3 Контроль исходного уровня знаний 15
4 Самостоятельная работа студентов – курация больных 20
5 Педагогический показ – курация больного с митральным пороком 35
6 Проведение дифференциального диагноза методом идентификации и исключения по ведущему симптому «систолический или диастолический шум в зоне верхушки сердца», «гипертрофия левого желудочка и правого желудочка». Составление программы обследования больного, плана лечения и реабилитации. Разбор осложнений. Профилактика, диспансеризация, экспертиза нетрудоспособности. 110
7 Самостоятельная работа студентов – решение учебных задач. 20
8 Контроль конечного уровня знаний – написание листа назначений курируемому больному. 15
7 Подведение итогов. Задание на дом. 5

 

Примечание: расчет учебного времени с разбором учебных вопросов           представлен с учетом клинического разбора одного больного. При разборе большего количества больных преподаватель может перераспределять учебное время.

* При планировании темы «Приобретенные пороки сердца» в два занятия, количество учебных часов удваивается. На первом занятии изучаются митральные пороки, на втором – аортальные.

 

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ

 "ПРИОБРЕТЕННЫЕ ПОРОКИ СЕРДЦА. НЕДОСТАТОЧНОСТЬ МИТРАЛЬНОГО КЛАПАНА"

Недостаточность митрального клапана (НМК)

 

Ведущий симптом – систолический
 шум в зоне верхушки сердца

 

Этиология       инфекционный  ревматизм пролапс

                          эндокардит                                  митрального

                                                                               клапана

                                 

                         акцидентальный шум         функциональная

                                                                       НМК
                                              

 

Диагности-      клинические    инструментальные: ФКГ, ЭКГ,
ческие кри-                                   рентгенологические, ЭхоКГ
терии

 

Дифферен-       этиологический и патогенетический. По ведуще-
циальный         му симптому: систолический шум в зоне вер-
диагноз            хушки сердца, гипертрофия и дилатация ЛЖ

 

Осложнения     ХСН. Острый кардиогенный отек легких

 

Лечение            Диета.     медикамен-    санаторно-         
                          Режим    тозное             курортное

                                

                                    хирургическое

 

Профилак-       оздоровительные    противорецидивное     
тика                  мероприятия           при ревматизме и инфек-

                                                               ционном эндокардите

 

                            антикоагулянты, антиагреганты после

                             имплантации искусственного клапана

 

Врачебная        Определение степени утраты трудоспособности
экспертиза
















Сейчас читают про: