Задания для самостоятельной работы к темам

К МОДУЛЮ 1:

Задание 1. (к теме 1.1. «Определение основных понятий. История профотбора»)

Приведите примеры применения научной организации труда по Тейлору. Каким образом Тейлору и Гилбрету удалось оптимизировать такие виды трудовой деятельности как работа лопатой и кладка кирпичей?

Методические указания. Воспользуйтесь работой Тейлора «Научная организация труда», отрывки из которой приводятся в качестве дополнительных материалов на электронных носителях.

Задание 2. (к теме 1.1. «Определение основных понятий. История профотбора»)

Существует предположение, что уровень развития профориентации в той или иной стране является одним из показателей реальной свободы выбора для большинства граждан этой страны. Подготовьте ответ на следующий вопрос: подтверждает ли история возникновения и развития профориентации в России это предположение?

Методические указания. Для ответа на вопрос можно воспользоваться материалом первой главы учебного пособия «Профориентация» Пряжникова Н.С. и Пряжниковой Е.Ю. и текстами книги «История советской психологии труда».

Задание 3. (к теме 1.2. «Классификация профессий. Профессиограмма»)

Законспектируйте четырехъярусную классификацию профессий по Климову. Воспользовавшись ДДО Климова, оцените, насколько вам подходит профессия психолога/социального работника.

Методические указания. Классификация подробно описана в книге Е.А. Климова «Психология профессионального самоопределения». ДДО Климова можно найти в различных сборниках тестов, например:

· Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994.

· Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск, 1992.

· Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., СПбГУ, 2001.

· Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб., Речь, 2004.

Задание 4. (к теме 1.2. «Классификация профессий. Профессиограмма»)

Законспектируйте и сравните структуру современной профессиограммы и профессиограммы образца 20-30-х г.г. XX века.

Методические указания. Структура современной профессиограммы приводится, например, в учебнике А.Г. Маклакова «Профессиональный психологический отбор персонала». Психограмму начала XX в. можно найти, например, в работе С.Г. Геллерштейна «Психотехника» (см. антологию «История советской психологии труда»).

Задание 5. (к теме «Виды профотборов и их методическое обеспечение. Психологический отбор»)

Приведите пример того, как выработка индивидуального стиля деятельности позволяет добиваться одинаково высоких показателей работникам с разной подвижностью нервных процессов.

Методические указания. Воспользуйтесь материалом из параграфа 3.2. книги Е.А. Климова «Психология профессионального самоопределения», где приводятся примеры исследований индивидуальных стилей в разных профессиях (педагог средней школы и многостаночница ткацкого производства).

Задание 6. (к теме «Виды профотборов и их методическое обеспечение. Психологический отбор»)

Сравните эффективность различных методов изучения профессий на примере такой массовой профессии как продавец непродовольственных товаров. Составьте список ПВК, полученный в результате применения разных методов.

Методические указания. Сначала для определения ПВК продавца попробуйте воспользоваться одним из эмпирических методов (наблюдение, опросы и т.п.). Затем используйте теоретический метод, взяв, например, описание профессии, приведенное в приложении книги Е.А. Климова «Психология профессионального самоопределения». Наконец, ознакомьтесь с примером использования метода контрастных групп, который описан в статье Белавиной О.В. «Консультирование в сфере трудоустройства безработной молодежи», и законспектируйте приведенный там список ПВК.

Задание 7. (к теме 1.4. «Профессиональные способности. Типы, структура и уровни развития»)

Законспектируйте наиболее распространенные в профессиональном консультировании периодизации развития человека: Е.А. Климова и Дж. Сьюпера. Какие возможные фазы развития профессионала называет Е.А. Климов?

Методические указания. Различные периодизации, используемые в профессиональном консультировании, можно найти в учебном пособии Н.С. Пряжникова и Е.Ю. Пряжниковой «Профориентация». Фазам развития профессионала посвящен один из параграфов в книге Е.А. Климова «Психология профессионального самоопределения».

Задание 8. (к теме 1.5. «Профотбор и вторичная профориентация»)

Дайте письменный ответ на вопрос: каковы основные принципы консультирования в случае первичной и вторичной профориентации?

Методические рекомендации. Об основных принципах составления заключения о профессиональных способностях при первичной профориентации написано, например, в п. 3.12. методического руководства Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников». Примеры рекомендаций при вторичной профориентации приводятся в методическом руководстве Л.А. Ясюковой «Тест структуры интеллекта Амтхауэра (IST)» на стр. 63-64.

К МОДУЛЮ 2:

Задание 1. (к теме 2.1. «Тесты интеллекта в профотборе и профориентации»)

Какие нормативы – критериальные или статистические – должны использоваться в профотборе и профориентации? Для решения каких задач целесообразно использовать статистические нормативы? Сравните точки зрения разных авторов.

Методические указания. Наиболее распространенная точка зрения приводится, например, в учебнике А.Г. Маклакова «Профессиональный психологический отбор» в главе 6 «Психодиагностика как основной элемент профессионального психологического отбора». Сравните эту точку зрения с позицией Л.А. Ясюковой, которую она формулирует, например, в методическом руководстве «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)» (см. раздел, посвященный обработке и анализу результатов тестирования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: