Cодержание
Введение
I. Теоретические основы самоопределения старшеклассников
Самоопределение старшеклассников
Особенности самоопределения старшеклассников при выборе профессии
Профориентационная работа в самоопределении старшеклассников
II. Методические основы профориентационной работы со старшеклассниками
Методика по профориентации
Изучение проблемы сложности выбора будущей профессии
Заключение
Источники
Введение.
Выбор профессии - одна из самых важных жизненных проблем современного молодого человека. В период экономического кризиса в Российской Федерации она становиться еще более актуальной, потому что проблема поиска профессии у молодых людей трансформируется в проблему поиска себя в профессии. К. К. Платонов указывает, что «стремление понять себя и свое место в мире, являясь общим процессом личностного самоопределения, сопряжено с самоопределением профессиональным, объективно встроенным в структуру взаимоотношении личности и общества, и имеющим свои специфические особенности». Содержание профессионального самоопределения состоит не только в появлении направленности на выбор конкретной профессии, но и в нахождении внутренних оснований, т. е. мотивов у личности для такого выбора. [17, с. 6]
|
|
На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние многие факторы: социально-экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы и т.п. Отечественные исследователи рассматривают формирование профессионального самоопределения личности не как единичный акт выбора, а как длительный процесс ее развития в рамках будущей профессиональной деятельности (Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.).
Однако огромный информационный поток зачастую не только не помогает старшекласснику при выборе профессии, но и приводит его в состояние растерянности, неопределенности. В такой ситуации необходимо выявить и создать условия, определяющие эффективность процесса профессионального самоопределения.
В настоящее время, выбор будущей профессии, профессиональное самоопределение школьников происходит в условиях нестабильной ситуации в российской и мировой экономике. Многие из них сталкиваются с «неприглядными сторонами» жизни собственных родителей: тревогой за будущее, постоянной усталостью, раздраженностью, безразличием к проблемам детей, переживанием своей беспомощности. Нестабильность и неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно принять решение по поводу своего будущего, сделать самостоятельный профессиональный выбор.
|
|
В связи с этим, проблема профессионального самоопределения школьников, психолого-педагогического сопровождения в процессе формирования адекватного выбора профессионального пути с учетом их способностей и интересов, а также потребностей общества становится в настоящее время особо актуальной. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы курсовой работы: «Профориентационная работа в обеспечении самоопределения старшеклассников в выборе профессии».
Цель исследования состоит в определении, изучении и разработки программы профориентационной работы в обеспечении самоопределения старшеклассников в выборе профессии.
Для достижения цели ставлю следующее задачи:
) изучить - психолого-педагогическую литературу по проблеме "профессионального самоопределения";
) раскрыть особенности старшеклассников при выборе профессии;
) исследовать проблему затруднения выбора профессии среди старшеклассников.
Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: специально организованное и разработанная профориентационная работа в самоопределении старшеклассников будет способствовать оптимальному выбору профессии, если будут:
учитываться психологические особенности профессионального' самоопределения современных старшеклассников, а также их индивидуально-психологические, тендерные особенности, количество» детей в семье и порядок их рождения;
обеспечиваться условия для, формирования личностной зрелости, проявляющейся в самостоятельном процессе планирования' своего профессионального будущего, ответственности за принятие решения о первичном выборе профессии, основанном на оценке своих способностей, склонностей и интересов;
реализовываться комплексные программы профориентационной деятельности, обеспечивающие адекватность последующего профессионального выбора.
Новизна курсовой работы заключается в обосновании необходимости организации и разработки программы профориентационной деятельности сопровождения учащихся старших классов в период формирования профессионального самоопределения, как неотъемлемого компонента профориентационной работы в условиях общеобразовательной профильной школы.
. Проанализированы и обобщены подходы к понятию «профориентационная работа» в отечественных и зарубежных исследованиях. Уточнено и дополнено понятие «профессиональное самоопределение старшеклассников».
. Выявлены условия и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение современных старшеклассников.
. Разработана комплексная программа психолого-педагогического сопровождения формирования профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательных учреждений. Она включает в себя тренинговые программы, способствующие выработке самооценки старшеклассниками их способностей, склонностей и интересов.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретического материала в рамках проблемы формирования профессионального самоопределения современных старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается: в разработке комплексной программы для оценки уровня профессионального самоопределения старшеклассников.
Структура курсовой работы: курсовая состоит из введения, двух глав с подглавами и заключения.
I. Теоретические основы самоопределения старшеклассников