Изучение проблемы сложности выбора будущей профессии

 

Выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, относится к особой разновидности, поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах настолько разнообразны, что требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе. «Старшеклассник очень часто не знает, что он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения; реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определенный смысл, т.е. вписываются им в контекст жизненного мира. С этой точки зрения процесс построения альтернатив является, в сущности, процессом построения их смысла для субъекта». [cайт]

Чтобы сделать полноценный выбор, оптимальный для субъекта, он должен получить возможно более полное и адекватное представление о каждой из альтернатив. В том, что касается отдельных следствий тех или иных решений, необходимо их спрогнозировать, построить образ возможного будущего, которое возникнет в результате выбора той или иной альтернативы.

«Задача конструирования возможных вариантов будущего опирается на разнообразные довольно сложные когнитивные процессы и механизмы. Построить относительно реалистичный образ того, что последует за тем или иным решением, - нелегкая задача даже для мудрого и опытного эксперта. Надо связать между собой множество факторов и условий, вычислить тенденции, представить себе следствия принятия определенных решений, следствия этих следствий, затем новые решения, которые, как и их следствия, придется рассматривать. Это только для одного варианта будущего, но в ситуации выбора приходится учитывать как минимум две, а чаще всего больше альтернатив». [28]

Байтингер О.Е., проводивший масштабные экспериментальные исследования развития ориентации на будущее и планирования в подростковом возрасте, приходит к выводу о том, что в возрасте 16-17 лет развитие психологической функции планирования отнюдь не завершено, оно продолжается даже после двадцатилетнего рубежа Из этого следует в частности, что к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. [2, с. 93].

Таким образом, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстрополяции этой картины в будущее.

В последнее время в системе образования все больше внимания уделяется профильному обучению. При грамотном подходе обучение в профильном классе должно помочь ребенку в выборе будущей профессии, облегчить подготовку в вуз. Выбор профиля, а в последующем, и будущей профессии, связан с наличием у ребенка определенных способностей, интересов и склонностей. Профильные классы призваны помочь ученику развить именно те способности, которые у него выражены, тем самым повысить стремление к учебе, развить уверенность в своих силах, в завтрашнем дне и сохранить здоровье. Результатом неверного выбора может стать снижение учебного интереса, увеличение психосоматических заболеваний и прочие неприятности.

«И ещё один немаловажный фактор. Нынешняя молодёжь воспитывается совершенно на других примерах, соответственно цели в дальнейшей жизни - тоже другие. Облегчённая жизнь, наполненная удовольствиями, завораживает и приглашает всех подчиняться её законам и правилам. Поэтому большинство молодых людей уже не хотят работать, но при этом желают иметь много денег, падающих с неба. И стремятся найти такое учебное заведение, где и учиться не трудно, да и после обучения не придётся спину гнуть.

Иногда друзья и подруги играют решающую роль в выборе профессии. Несколько одноклассников, не разлей вода, идут поступать в одно учебное заведение и на один факультет, чтобы постоянно быть вместе. И это всё замечательно, но вряд ли для разных людей, даже с одинаковыми на данный момент взглядами на жизнь, подходят абсолютно идентичные специальности. Каждый должен сам делать свой собственный выбор. Если даже будущий абитуриент во всём хорошо разобрался, знает, что он хочет от этой жизни, всё равно возникают трудности с выбором

Следует учитывать и необходимость той или иной профессии в будущем. Надо выпускникам помнить: только от личных усилий и желаний (ну и небольшой помощи окружающих) зависит счастливое будущее». [31]

Личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. Осознанный выбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности.

Формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

Отсутствие выбора собственной позиции, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения и не способствует таким образом ее психическому здоровью.

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. У молодых людей, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств. Профессиональные качества оцениваются не так объективно. Кроме того, существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.

Таким образом, в профессиональном самоопределении большая роль принадлежит самосознанию старшеклассников. Для того, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстраполяции этой картины в будущее.

 


 


Заключение

 

В результате проделанной работы, в первой главе решены задачи исследования по изучению теоретических основ самоопределения старшеклассников. Выявлено, что для старшеклассников актуальным является учебно-профессиональное самоопределение, т.е. осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки. Возраст старшеклассника указывает на то, что для полноценного осмысления выбора профессии нужно стать чуть страшим. Поэтому, для того что бы формулировалось познание о полезности будущей профессии, нужно часто провести грамотную профориентационную работу.

Профориентация - это очень значительное явление не только в сфере педагогической отрасли, но и в жизни каждой личности. Есть несколько определений о понятии профориентации, но все сводится к одному: профессиональная ориентация - это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель - подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии.

Во второй главе описаны: методика по профориентации и изучение проблемы сложности выбора будущей профессии. Выяснилось, что благодаря методикам профориентации, старшеклассники вооружаются ценными информациями в выборе профессии. Молодые люди, заблуждаясь в интересах и своих способностях, смогут найти окончательное решение после профессиональной ориентации. Ныне, профориентационные методики становятся все больше популярными и актуальными и приобретают новейшие подходы. Но все-таки, на сегодняшний день остается проблема сложности выбора профессии среди выпускников школ.

После изучения доступных источников данной работы, привожу следующие краткие определения:

1. Целью профориентации является оказание поддержки учащимся в выборе профессии, а так же выработке сознательного отношения к труду.

2. Основной задачей является: формирование внутренней готовности к профессиональной деятельности, положительного отношения к труду, целеустремленности, предприимчивости.

.   К направлениям профориентационной работы относятся: профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду; профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалиста; профессиональный отбор и подбор с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с ней трудовые обязанности

.   Основными формами профориентационной работы являются: Диагностика, рассказ, объяснение, беседа, профессиограмма, экскурсия, анкетирование, тест.

После изучения данной темы, привожу далее такие более обширные выводы:

1. В результате организации профориентационного консультационного воздействия, а также в результате помощи подросткам в ознакомлении со своими способностями, склонностями и интересами, и в постановке реальных целей - процесс выбора профессии старшеклассником проходит наиболее успешно.

. Эффективность работы по профориентационному консультированию обусловлена обеспечением социально-педагогических условий в школе и использованием различных форм и методов профориентации.

. Профориентация старшеклассников перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно решать как когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость старшеклассника, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем.

Таким образом, источники показывают, что профориентационная работа действительно помогает определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям, соотнести свои желания и способности сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

профессия самоопределение старшеклассник профориентационный


 


Источники

 

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.3-е изд., испр. [Текст] /Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 672с.

2. Байтингер О. Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: Дис … канд. психол. наук / О. Е. Байтингер. СПб., 2006.-117с., с. 93

.   Большая советская энциклопедия / Под. ред. А.М. Прохорова. - М.: Сов. энциклопедия, 1976. - С. 597.

.   Возрастная и педагогическая психология / од ред. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. -М.: Издат-во Педагогическое общество России, 2003. - 512с.

.   Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект, 2007. - 333с.

.   Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для студентов-слуш. фак. обществ. профессий / Н.Н. Захаров. - М.: 1988.- 272 с.

.   Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая Книга, 2003. - 336 с.

.   Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб.пособ.для высшей школы.-М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 192 с. (с. 138 - 144)

.   Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 132.

.   Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. Пед. уч. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.

.   Климов, Е.А. Путь в профессию [Текст] /Е.А. Климов. - Л., 1974. - 190с.

.   Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. - 159с.

.   Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. - Чебоксары: 1988. - 301 с.

.   Мартина, Н.К. Формирование устойчивой готовности к профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения [Текст] /Н.К. Мартина. - Сургут, 2006. - 462с.

.   Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М: Просвещение, 1993.

.   Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. - Ярославль: 1990. - 83 с.

.   Платонов, К. К. Об изучении и формировании личности учащегося / К. К. Платонов. - М.: Просвещение, 1966. - 60 с.

.   Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: НАУКА, 1974. - 312с.

.   Профессиональная ориентация в социалистическом обществе. - М.: «Экономика» 1979.

.   Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: Воронеж, 2002.

.   Пряжников, Н. Профессиональное личностное самоопределение [Текст] / Н. Пряжников. - М.: Просвещение, 1996. - 384с.

.   Психологическая диагностика детей и подростков. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 360 с.

.   Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / cост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 283, c.10

.   Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. - 184с.

.   Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб-.метод. пособие. - М.: Глобус, 2006. - 256 с., c.50

.   Шибутани Т. Социальная психология. Москва - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 544 с.

.   Ярошенко, В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / В.В. Ярошенко. - М.: Просвещение, 2004. - С.235.

.   http://psy.1september.ru/article.php?ID(газета "Школьный психолог" 2007, №2)

29. http://www.prosvetlenie.org/esoteric/2/3.html/большая энциклопедия Психологии

30. <http://testoteka.narod.ru/prof/0.html>

.   <http://zachet.me/article/other/study>

.   http://psy.1september.ru/article.php?ID=200700210 (газета "Школьный психолог" 2007, №2)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: