Компьютерный фрагмент урока – кульминация

Компьютер в школе не отменяет и не заменяет другие, традиционные формы учебного процесса. Хотя информатизация образования способна оказать влияние на «классические» формы урока – проверка домашних заданий, фронтальный опрос, контрольные работы и проч., компьютеризованный фрагмент урока на любом уровне информатизации образования останется лишь одной из форм, лишь частью урока.

Длительность компьютеризованного фрагмента урока варьируется от занятия к занятию, от темы к теме. В практике курса «Роботландия» эта длительность колеблется от 5-7 до 20-25 минут на одном уроке. Никогда не возникает необходимости в проведении всех 45 минут школьного урока у экрана.

И дело здесь не в санитарно-гигиенических ограничениях, которые год от года сокращаются в силу повышения качества персональных компьютеров и, в первую очередь, мониторов. Принципиальными являются дидактические требования разнообразия форм урока, позволяющие эффективно использовать все информационные каналы, по которым передается учебная информация. Таким образом, независимо от степени компьютерной оснащенности на уроке всегда останется место творчески мыслящему и действующему учителю. Более того, при любом количестве компьютеров и при любых их технических характеристиках ответственность за планирование, подготовку, проведение и анализ урока никогда не будет снята с живого человека — учителя.

Определяя место компьютеризованного фрагмента урока среди иных форм учебного процесса, надо вернуться к неоднократно отмечавшейся педагогической эффективности компьютера как дидактического инструмента. Поэтому рациональным следует признать такое планирование урока, при котором учитель прорабатывает с классом учебный материал, используя все традиционные формы учебного процесса, и только после этого просит детей включить компьютеры.

В таких условиях компьютер поможет:

  • дать еще одну (возможно, новую) форму представления учебной информации;
  • обеспечить индивидуальный и эффективный контроль за усвоением изучаемого материала;
  • гарантировать высокую активность школьников при выполнении закрепляющих или контролирующих упражнений. Представление информации, выдаваемой на ученические экраны, на экран учителя или на демонстрационный экран класса, может быть сконструировано разработчиком (или учителем) в форме, удобной для обобщающих обсуждений.

Таким образом, компьютеризованный фрагмент урока по праву претендует на роль кульминационной точки урока. Перед тем, как подойти к этой точке, учитель, например, показывает учебный материал на плакатах, проводит беседу, включающую свой рассказ и коллективное обсуждение, возможно, организует в классе игру-инсценировку и только после этого приглашает учащихся выполнить компьютерные упражнения, органически вплетающиеся в тему урока и специально для этого урока подготовленные. И хотя такое построение урока использует характерное для современного ребенка увлечение компьютером, методическое использование этого увлечения – отнюдь не лукавство, а объективно-обусловленная оценка ответственной роли компьютеризованного фрагмента в уроке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: