№ | Название темы | Методическое обеспечение | Дидактические материалы |
1 | Тема 1. Основы экскурсоведения. | Методическая разработка | Наглядность, слайды |
2 | Тема 2. Мастерство экскурсовода. | Методическая разработка | Наглядность, практические задания |
3 | Тема 3. Экскурсионная работа в школьном образовании. | Методическая разработка | Наглядность, слайды, практические задания |
4 | Тема 4. Формирование базовых знаний об истории Оренбурга. | Методическая разработка | Наглядность, карты, практические задания, упражнения |
5 | Тема 5. Город и люди. | Методическая разработка | Наглядность, слайды, практические задания |
6 | Тема 6. Улочки Оренбургские. | Методическая разработка | Наглядность, практические задания |
Аннотация
Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
Программы социально-педагогической направленности
ШКОЛА МОЛОДОГО ЭКСКУРСОВОДА
Уровень сложности - стартовый
Направленность программы - социально-педагогическая. Данная программа направлена на формирование у обучающихся профессиональных навыков в сфере культурно-просветительской деятельности. В процессе усвоения программы обучающиеся приобретут знания об историческом прошлом Оренбурга, получат представления о роли личности в истории города и смогут оценить уровень развития провинциального центра в дореволюционный период. Воспитательный эффект программы должен способствовать развитию чувства патриотизма и уважительного отношения к культурно-историческому наследию дореволюционной эпохи у жителей и гостей города.
|
|
Уровень сложности освоения программы.
Программа предполагает освоение материала на стартовом уровне.
Базовый уровень предполагает использование таких форм организации деятельности, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. На данном уровне обучающийся приобретает необходимые знания для организации и проведения экскурсии, позволяющие ему эффективно контактировать с целевой аудиторией, грамотно и интересно преподносить рабочий материал для экскурсантов различной возрастной категории.
Реализация программы на базовом уровне направлена на повышение эрудиции, стимулирование обучающихся к занятию творческой деятельностью, мотивации личности к познанию, на развитие речевых способностей и навыков самостоятельной работы.
Цель и задачи освоения программы
Цель программы – развитие профессионально-творческих умений обучающихся до уровня, позволяющего им самостоятельно определять тему и планировать маршрут экскурсии, уверенно выступать в качестве гида по историческим памятникам города и давать ответы на вопросы аудитории.
|
|
Задачи освоения программы
Обучающие
Познакомить обучающихся с основными принципами и нормами организации экскурсии; логикой выбора мест ее проведения и целесообразности построения маршрута; дать или углубить знания по истории, культуре, архитектуре, этнографии, географии и библиографии города; подготовить обучающихся к самостоятельной работе в роли экскурсовода; развить способность к импровизации во время проведения экскурсии в случае форс-мажорных обстоятельств.
Развивающие
Развивать коммуникативные навыки, организаторские способности, этику речевого поведения и делового общения, кругозор обучающихся, интеллектуальные способности, творческий потенциал, логическое мышление, умения применения знаний на практике; формировать внутреннюю культуру личности. Развивать навыки отбора материала при выборе темы экскурсии, умения работать с литературой по краеведению.
Воспитательные
Сформировать в сознании обучающихся уважительное отношение к прошлому своего города, региона и страны; развить способность к индивидуальному и коллективному творчеству; осознать важность сохранения памятников культурно-исторического наследия.
Требования к результатам освоения содержания рабочей программы
В результате освоения программы обучающийся должен:
на предметном уровне:
иметь представление:
§ об уровне спроса на услуги экскурсовода;
§ о наиболее популярных и интересных маршрутах города;
§ о конкурентоспособности планируемой экскурсионной программы;
§ о влиянии сезонов года на восприятие экскурсантами того или иного исторического памятника.
знать:
§ историю местности и расположенных на ней объектов культурного наследия;
§ правила техники безопасности при проведении экскурсии;
§ критерии отбора экскурсионных объектов;
§ цели и задачи проведения экскурсии;
§ различные варианты взаимодействия с аудиторией;
§ способы вернуть внимание публики в случае снижения уровня интереса к экскурсии.
уметь:
§ использовать полученные знания для создания вариантов экскурсионных программ;
§ хорошо ориентироваться в городском пространстве для возможного изменения маршрута экскурсии;
§ увлекательно и доступно донести информацию до слушателей;
§ составить методическую разработку для проведения экскурсии
§ использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода» в экскурсии.
владеть:
§ необходимым объемом знаний о посещаемых объектах для ответов на вопросы экскурсантов;
§ основами ораторского мастерства в процессе решения коммуникативных задач различного уровня;
§ невербальными средствами общения;
на личностном уровне:
знать:
§ степень собственных компетенций в тех отраслях знаний, которые служат основой для проводимых экскурсий;
§ общее впечатление, производимое на участников коммуникативных практик.
уметь:
§ ставить цели и строить жизненные планы;
§ инновационно мыслить для разработки новых форм организации экскурсий;
владеть:
§ знаниями об источниках информации, которая будет использована для разработки экскурсионной программы;
§ мотивацией к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
§ способностями к импровизации.
на метапредметном уровне:
знать:
- способы обработки/переработки информации, ее поиска и отбора в соответствии с учебными потребностями;
- приемы и способы ведения диалога, убеждения, стимуляции интереса участников экскурсии;
уметь:
- осуществлять работу по самообразованию и повышению своей квалификации;
- пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- работать в различных группах; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
владеть:
|
|
- опытом исследовательской деятельности (выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, строить гипотезы, обобщать); системным мышлением.