Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Научная часть
| ПРИНЯТА по решению заседания Научной части протокол № ___ от __. ___. 20___ Проректор по научной работе ______________Е.В. Бурлуцкая | «УТВЕРЖДАЮ»: Ректор ОГПУ ___________С.А. Алешина ____ __________ 201__г. |
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
Социально-педагогическойна правленности
направленность программы
ШКОЛА МОЛОДОГО ЭКСКУРСОВОДА
наименование программы
Уровень сложности - стартовый
уровень сложности программы
Возраст обучающихся: 18-30 лет
Общая трудоемкость: 12 часов
Авторы/ составители:
К.А. Абдрахманов,
специалист отдела научных программ,
грантов и хоздоговорной деятельности
г. Оренбург, 2017
Лист согласования дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
Наименование программы: Школа молодого экскурсовода
Исполнитель: специалист отдела научных программ, грантов и хоздоговорной деятельности К.А. Абдрахманов
___________ ___________________ _________
подпись расшифровка подписи дата
| СОГЛАСОВАНО: Первый проректор _____________________________________________________ подпись расшифровка подписи дата Специалист ОПРТиДОУ _____________________________________________________ подпись расшифровка подписи дата Специалист библиотеки _________________________________________________ подпись расшифровка подписи дата |
СОДЕРЖАНИЕ
| Пояснительная записка | 4 | |
| 1 | Цель и задачи | 5 |
| 2 | Требования к результатам освоения содержания программы | 6 |
| 3 | Содержание программы: | 7 |
| 3.1 | Учебный план | 7 |
| 3.2 | Календарный учебный график | 8 |
| 3.3 | Рабочая программа | 8 |
| 3.4 | Учебно-методическое обеспечение | 9 |
| 4 | Организационно-педагогические условия реализации программы: | 10 |
| 4.1 | Материально-техническое обеспечение | 10 |
| 4.2 | Кадровое обеспечение | 10 |
| 5 | Оценочные материалы | 11 |
| 6 | Методические материалы | 11 |
| 7 | Аннотация программы | 12 |
| 8 | Дополнения и изменения к программе | 14 |
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база программы - настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа молодого экскурсовода» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями в соответствии с приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645.
Направленность программы - социально-педагогическая. Данная программа направлена на формирование у обучающихся начальных навыков в сфере культурно-просветительской деятельности. В процессе усвоения программы обучающиеся приобретут знания об историческом прошлом Оренбурга, получат представления о роли личности в истории города и смогут оценить уровень развития провинциального центра в дореволюционный период. Воспитательный эффект программы должен способствовать развитию чувства патриотизма и уважительного отношения к культурно-историческому наследию Оренбургского края у жителей и гостей города.
Уровень сложности освоения программы.
Программа предполагает освоение материала на стартовом уровне.
Базовый уровень предполагает использование таких форм организации деятельности, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. На данном уровне обучающийся приобретает необходимые знания для организации и проведения экскурсии, позволяющие ему эффективно контактировать с целевой аудиторией, грамотно и интересно преподносить рабочий материал для экскурсантов различной возрастной категории.
Реализация программы на базовом уровне направлена на повышение эрудиции, стимулирование обучающихся к занятию творческой деятельностью, мотивации личности к познанию, на развитие речевых способностей и навыков самостоятельной работы.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы: с увеличением в стране масштабов внутреннего туризма возникла необходимость в профессионально подготовленных кадрах, обладающих навыками организации экскурсионной деятельности. Спрос на эрудированных гидов-экскурсоводов обеспечивают музейные организации, образовательные учреждения и туристические фирмы. Однако, востребованность этого рынка услуг привела к тому, что в качестве экскурсоводов порой выступают люди не имеющие специальной подготовки и обладающие поверхностными знаниями об историческом наследии, полученными из интернет ресурсов.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО, а также ФГОС СОО в процессе обучения у обучающихся должны развиваться умения:
- четкого определения целей и задач экскурсии в соответствии с особенностями экскурсионной группы;
- аргументированного выбора посещаемых объектов в соответствии с темой экскурсии;
- поддержания интереса экскурсантов к излагаемой теме;
- составлению маршрута экскурсии, соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовленности экскурсантов, исключающего угрозу их жизни и здоровью;
- свободного общения с аудиторией в различных формах и на разные темы;
- разработать маршрут и определить тему экскурсии согласно возрастным особенностям экскурсантов.
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа молодого экскурсовода» позволяет обучающимся приобрести углубленные знания об истории Оренбурга и получить навыки, которые позволят им уверенно чувствовать себя в роли экскурсовода.
Отличительные особенности программы – обучение навыкам организации и проведения экскурсий через игру, тренинг, интерактивные методики, вовлечение обучающихся в отбор рубрик, тем и средств обучения.
Адресат программы – взрослый 18-30 лет, имеющий (или получающий) высшее образование, профессиональная деятельность которого связана (или будет связана) с музеями, школами и другими учреждениями, занимающимися экскурсионной, культурно-просветительской и образовательной работой.
Наполняемость групп – 12 - 15 человек.
Объем программы – 12 академических часов.
Форма организации образовательного процесса – очная, предполагающая групповые занятия.
Виды занятий – лекции, практические занятия, выполнение самостоятельной работы, тренинг.
Срок освоения программы – 2 недели.
Режим занятий – 6 академических часов в неделю. Академический час составляет 45 астрономических минут.
Цель и задачи
Цель программы – развитие профессионально-творческих умений обучающихся до уровня, позволяющего им самостоятельно определять тему и планировать маршрут экскурсии, уверенно выступать в качестве гида по историческим памятникам города и давать ответы на вопросы аудитории.
Задачи освоения программы
Обучающие
Познакомить обучающихся с основными принципами и нормами организации экскурсии; логикой выбора мест ее проведения и целесообразности построения маршрута; дать или углубить знания по истории, культуре, архитектуре, этнографии, географии и библиографии города; подготовить обучающихся к самостоятельной работе в роли экскурсовода; развить способность к импровизации во время проведения экскурсии в случае форс-мажорных обстоятельств.
Развивающие
Развивать коммуникативные навыки, организаторские способности, этику речевого поведения и делового общения, кругозор обучающихся, интеллектуальные способности, творческий потенциал, логическое мышление, умения применения знаний на практике; формировать внутреннюю культуру личности. Развивать навыки отбора материала при выборе темы экскурсии, умения работать с литературой по краеведению.
Воспитательные
Сформировать в сознании обучающихся уважительное отношение к прошлому своего города, региона и страны; развить способность к индивидуальному и коллективному творчеству; осознать важность сохранения памятников культурно-исторического наследия.
2. Требования к результатам освоения содержания рабочей программы
В результате освоения программы обучающийся должен:
на предметном уровне:
иметь представление:
§ об уровне спроса на услуги экскурсовода;
§ о наиболее популярных и интересных экскурсионных маршрутах по городу;
§ о конкурентоспособности планируемой экскурсионной программы;
§ о влиянии сезонов года на восприятие экскурсантами того или иного исторического памятника.
знать:
§ историю местности и расположенных на ней объектов культурного наследия;
§ правила техники безопасности при проведении экскурсии;
§ критерии отбора экскурсионных объектов;
§ цели и задачи проведения экскурсии;
§ различные варианты взаимодействия с аудиторией;
§ способы вернуть внимание публики в случае снижения уровня интереса к экскурсии.
уметь:
§ использовать полученные знания для создания вариантов экскурсионных программ;
§ хорошо ориентироваться в городском пространстве для возможного изменения маршрута экскурсии;
§ увлекательно и доступно донести информацию до слушателей;
§ составить методическую разработку для проведения экскурсии
§ использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода» в экскурсии.
владеть:
§ необходимым объемом знаний о посещаемых объектах для ответов на вопросы экскурсантов;
§ основами ораторского мастерства в процессе решения коммуникативных задач различного уровня;
§ невербальными средствами общения;
на личностном уровне:
знать:
§ степень собственных компетенций в тех отраслях знаний, которые служат основой для проводимых экскурсий;
§ общее впечатление, которое он производит на участников коммуникативных практик.
уметь:
§ ставить цели и строить жизненные планы;
§ инновационно мыслить для разработки новых форм организации экскурсий;
владеть:
§ знаниями об источниках информации, которая будет использована для разработки экскурсионной программы;
§ мотивацией к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
§ способностями к импровизации;
на метапредметном уровне:
знать:
- способы обработки/переработки информации, ее поиска и отбора в соответствии с учебными потребностями;
- приемы и способы ведения диалога, убеждения, стимуляции интереса участников экскурсии;
уметь:
- осуществлять работу по самообразованию и повышению своей квалификации;
- пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- работать в различных группах; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
владеть:
- опытом исследовательской деятельности (выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, строить гипотезы, обобщать); системным мышлением.
Содержание программы
Учебный план
| № | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
| теоретические | практические | Всего | |||
| 1 | Тема 1. Основы экскурсоведения. | 2 | 2 | Самостоятельная работа. | |
| 2 | Тема 2. Мастерство экскурсовода. | 2 | 2 | Самостоятельная работа. | |
| 3 | Тема 3. Экскурсионная работа в школьном образовании. | 2 | 2 | Опрос. Наблюдение. | |
| 4 | Тема 4. Формирование базовых знаний об истории Оренбурга. | 2 | 2 | Самостоятельная работа. | |
| 5 | Тема 5. Город и люди. | 2 | 2 | Наблюдение. Выполнение заданий. | |
| 6 | Тема 6. Улочки Оренбургские. | 2 | 2 | Экскурсия. Наблюдение. Выполнение заданий. | |
| Итого 12 часов | |||||






