Пояснительная записка

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Научная часть

 

ПРИНЯТА по решению заседания Научной части протокол № ___ от __. ___. 20___ Проректор по научной работе ______________Е.В. Бурлуцкая     «УТВЕРЖДАЮ»: Ректор ОГПУ ___________С.А. Алешина ____ __________ 201__г.  

 


Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

Социально-педагогическойна правленности

направленность программы

ШКОЛА МОЛОДОГО ЭКСКУРСОВОДА

наименование программы

 

 

Уровень сложности - стартовый

уровень сложности программы

 

Возраст обучающихся: 18-30 лет

Общая трудоемкость: 12 часов

 

 

Авторы/ составители:

К.А. Абдрахманов,

специалист отдела научных программ,

грантов и хоздоговорной деятельности

 

 

г. Оренбург, 2017

 

 

Лист согласования дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

 

Наименование программы: Школа молодого экскурсовода

Исполнитель: специалист отдела научных программ, грантов и хоздоговорной деятельности К.А. Абдрахманов

 

 ___________ ___________________ _________

подпись расшифровка подписи дата

 

     СОГЛАСОВАНО:   Первый проректор     _____________________________________________________                                                    подпись   расшифровка подписи            дата   Специалист ОПРТиДОУ _____________________________________________________                                                    подпись   расшифровка подписи            дата   Специалист библиотеки   _________________________________________________                                                   подпись    расшифровка подписи      дата  

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Пояснительная записка 4
1 Цель и задачи 5
2 Требования к результатам освоения содержания программы  6
3 Содержание программы: 7
3.1 Учебный план 7
3.2 Календарный учебный график 8
3.3 Рабочая программа 8
3.4 Учебно-методическое обеспечение 9
4 Организационно-педагогические условия реализации программы: 10
4.1 Материально-техническое обеспечение 10
4.2 Кадровое обеспечение 10
5 Оценочные материалы 11
6 Методические материалы 11
7 Аннотация программы 12
8 Дополнения и изменения к программе 14

Пояснительная записка

       Нормативно-правовая база программы - настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа молодого экскурсовода» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями в соответствии с приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645.

       Направленность программы - социально-педагогическая. Данная программа направлена на формирование у обучающихся начальных навыков в сфере культурно-просветительской деятельности. В процессе усвоения программы обучающиеся приобретут знания об историческом прошлом Оренбурга, получат представления о роли личности в истории города и смогут оценить уровень развития провинциального центра в дореволюционный период. Воспитательный эффект программы должен способствовать развитию чувства патриотизма и уважительного отношения к культурно-историческому наследию Оренбургского края у жителей и гостей города.

       Уровень сложности освоения программы.

Программа предполагает освоение материала на стартовом уровне.

Базовый уровень предполагает использование таких форм организации деятельности, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. На данном уровне обучающийся приобретает необходимые знания для организации и проведения экскурсии, позволяющие ему эффективно контактировать с целевой аудиторией, грамотно и интересно преподносить рабочий материал для экскурсантов различной возрастной категории.

Реализация программы на базовом уровне направлена на повышение эрудиции, стимулирование обучающихся к занятию творческой деятельностью, мотивации личности к познанию, на развитие речевых способностей и навыков самостоятельной работы.

       Актуальность и педагогическая целесообразность программы: с увеличением в стране масштабов внутреннего туризма возникла необходимость в профессионально подготовленных кадрах, обладающих навыками организации экскурсионной деятельности. Спрос на эрудированных гидов-экскурсоводов обеспечивают музейные организации, образовательные учреждения и туристические фирмы. Однако, востребованность этого рынка услуг привела к тому, что в качестве экскурсоводов порой выступают люди не имеющие специальной подготовки и обладающие поверхностными знаниями об историческом наследии, полученными из интернет ресурсов.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО, а также ФГОС СОО в процессе обучения у обучающихся должны развиваться умения:

- четкого определения целей и задач экскурсии в соответствии с особенностями экскурсионной группы;

- аргументированного выбора посещаемых объектов в соответствии с темой экскурсии;

- поддержания интереса экскурсантов к излагаемой теме;

- составлению маршрута экскурсии, соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовленности экскурсантов, исключающего угрозу их жизни и здоровью;

- свободного общения с аудиторией в различных формах и на разные темы;

- разработать маршрут и определить тему экскурсии согласно возрастным особенностям экскурсантов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа молодого экскурсовода» позволяет обучающимся приобрести углубленные знания об истории Оренбурга и получить навыки, которые позволят им уверенно чувствовать себя в роли экскурсовода.

       Отличительные особенности программы – обучение навыкам организации и проведения экскурсий через игру, тренинг, интерактивные методики, вовлечение обучающихся в отбор рубрик, тем и средств обучения.

       Адресат программы – взрослый 18-30 лет, имеющий (или получающий) высшее образование, профессиональная деятельность которого связана (или будет связана) с музеями, школами и другими учреждениями, занимающимися экскурсионной, культурно-просветительской и образовательной работой.        

Наполняемость групп – 12 - 15 человек.

       Объем программы – 12 академических часов.

       Форма организации образовательного процесса – очная, предполагающая групповые занятия.

       Виды занятий – лекции, практические занятия, выполнение самостоятельной работы, тренинг.

       Срок освоения программы – 2 недели.

       Режим занятий – 6 академических часов в неделю. Академический час составляет 45 астрономических минут.

Цель и задачи

Цель программы – развитие профессионально-творческих умений обучающихся до уровня, позволяющего им самостоятельно определять тему и планировать маршрут экскурсии, уверенно выступать в качестве гида по историческим памятникам города и давать ответы на вопросы аудитории.

  Задачи освоения программы

Обучающие

Познакомить обучающихся с основными принципами и нормами организации экскурсии; логикой выбора мест ее проведения и целесообразности построения маршрута; дать или углубить знания по истории, культуре, архитектуре, этнографии, географии и библиографии города; подготовить обучающихся к самостоятельной работе в роли экскурсовода; развить способность к импровизации во время проведения экскурсии в случае форс-мажорных обстоятельств.

Развивающие

Развивать коммуникативные навыки, организаторские способности, этику речевого поведения и делового общения, кругозор обучающихся, интеллектуальные способности, творческий потенциал, логическое мышление, умения применения знаний на практике; формировать внутреннюю культуру личности. Развивать навыки отбора материала при выборе темы экскурсии, умения работать с литературой по краеведению.

Воспитательные

Сформировать в сознании обучающихся уважительное отношение к прошлому своего города, региона и страны; развить способность к индивидуальному и коллективному творчеству; осознать важность сохранения памятников культурно-исторического наследия.

       2. Требования к результатам освоения содержания рабочей программы

  В результате освоения программы обучающийся должен:

на предметном уровне:

иметь представление:

§ об уровне спроса на услуги экскурсовода;

§ о наиболее популярных и интересных экскурсионных маршрутах по городу;

§ о конкурентоспособности планируемой экскурсионной программы;

§ о влиянии сезонов года на восприятие экскурсантами того или иного исторического памятника.

знать:

§ историю местности и расположенных на ней объектов культурного наследия;

§ правила техники безопасности при проведении экскурсии;

§ критерии отбора экскурсионных объектов;

§ цели и задачи проведения экскурсии;

§ различные варианты взаимодействия с аудиторией;

§ способы вернуть внимание публики в случае снижения уровня интереса к экскурсии.

уметь:

§ использовать полученные знания для создания вариантов экскурсионных программ;

§ хорошо ориентироваться в городском пространстве для возможного изменения маршрута экскурсии;

§ увлекательно и доступно донести информацию до слушателей;

§ составить методическую разработку для проведения экскурсии

§ использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода» в экскурсии.

владеть:

§ необходимым объемом знаний о посещаемых объектах для ответов на вопросы экскурсантов;

§ основами ораторского мастерства в процессе решения коммуникативных задач различного уровня;

§ невербальными средствами общения;

на личностном уровне:

знать:

§ степень собственных компетенций в тех отраслях знаний, которые служат основой для проводимых экскурсий;

§ общее впечатление, которое он производит на участников коммуникативных практик.

уметь:

§ ставить цели и строить жизненные планы;

§ инновационно мыслить для разработки новых форм организации экскурсий;

владеть:

§ знаниями об источниках информации, которая будет использована для разработки экскурсионной программы;

§ мотивацией к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

§ способностями к импровизации;

на метапредметном уровне:

знать:

  • способы обработки/переработки информации, ее поиска и отбора в соответствии с учебными потребностями;
  • приемы и способы ведения диалога, убеждения, стимуляции интереса участников экскурсии;

уметь:

  • осуществлять работу по самообразованию и повышению своей квалификации;
  • пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • работать в различных группах; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;

владеть:

  • опытом исследовательской деятельности (выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, строить гипотезы, обобщать); системным мышлением.

Содержание программы

Учебный план

 

 Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

теоретические практические  Всего
1 Тема 1. Основы экскурсоведения. 2   2 Самостоятельная работа.
2 Тема 2. Мастерство экскурсовода. 2   2 Самостоятельная работа.
3 Тема 3. Экскурсионная работа в школьном образовании.   2 2 Опрос. Наблюдение.
4 Тема 4. Формирование базовых знаний об истории Оренбурга. 2   2 Самостоятельная работа.
5 Тема 5. Город и люди. 2   2 Наблюдение. Выполнение заданий.
6 Тема 6. Улочки Оренбургские.   2 2 Экскурсия. Наблюдение. Выполнение заданий.

Итого 12 часов

 




double arrow
Сейчас читают про: