Б) Развитие советского музыкального искусства

 

Эпоха хрущевской «оттепели» стала новым этапом в развитии советского музыкального искусства, которое развивалось в трех основных направлениях — классической симфонической музыки, народного хорового и танцевального творчества и эстрадной музыки. В классической музыке того периода особое место по-прежнему занимал целый ряд выдающихся советских композиторов, в частности:

Д.Д. Шостакович, создавший в эти годы оперу «Катерина Измайлова» (1962), оперетту «Москва―Черемушки» (1958) музыку к кинофильму «Гамлет» (1963) и знаменитые Симфонию № 11 «1905 год» (1957), Симфонию № 12 «1917 год» (1961) и Симфонию № 13 «Бабий Яр» (1963).

А.И. Хачатурян, написавший знаменитый балет «Спартак» (1956), Концерт-рапсодию для скрипки с оркестром (1961) и Концерт-рапсодию для виолончели с оркестром (1963), а также музыку к фильмам «Адмирал Ушаков» (1953), «Отелло» (1955), «Поединок» (1957), «Люди и звери» (1962) и другим.

Д.Б. Кабалевский, ставший автором таких произведений, как Музыкальные зарисовки к трагедии «Ромео и Джульетта» (1956), «Патетическая увертюра» для Большого симфонического оркестра (1960), Симфоническая поэма «Весна» (1960), Рапсодия на тему «Школьные годы» (1963), музыку к кинотрилогии «Хождение по мукам» (1957―1959) и другие.

Т.Н. Хренников, создавший в этот период оперы «Мать» (1957) и «Доротея» (1963), оперетту «Сто чертей и одна девушка» (1963), музыку к фильмам «Верные друзья» (1954), «Много шума из ничего» (1956), «Капитанская дочка» (1958) и «Гусарская баллада» (1962), знаменитую песню «Московские окна» (1962) и многие другие.

Г.В. Свиридов, который написал много разноплановых произведений, в том числе Вокально-симфоническую поэму «Памяти Сергея Есенина» (1956), «Патетическую ораторию» на слова В.В. Маяковского (1959), Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» (1964), музыку к кинофильмам «Полюшко-поле» (1956), «Красная площадь» (1960), «Воскресение» (1961), «Русский лес» (1964), «Время, вперёд!» (1965) и другие.

В этот период достойное место в музыкальном искусстве страны заняли и многие другие композиторы, работавшие одновременно в жанрах симфонической, камерной  и песенной музыки, — Н.В. Богословский, Р.К. Щедрин, И.И. Шварц, A. Г. Новиков, Я.А. Френкель, В.П. Соловьев-Седой, М.И. Блантер, Б.А. Мокроусов, М.Г. Фрадкин, А.Я. Эшпай, А.П. Петров, А.И. Островский, С.С. Туликов, О.Б. Фельцман и другие.

На музыку этих композиторов были написаны сотни прекрасных песен и романсов, которые с большим успехом исполняли Л.О. Утесов, К.И. Шульженко, B. К. Трошин, И.Д. Кобзон, Э.А. Хиль, Л.П. Барашков, Л.Г. Зыкина, О.Б. Воронец, Г.М. Великанова, М.В. Кристалинская, Э.С. Пьеха и многие другие талантливые певцы. На излете хрущевской оттепели зародился и жанр авторской песни, наиболее яркими представителями которой стали Ю.Ч. Ким, Ю.И. Визбор, Б.Ш. Окуджава, Н.Н. Матвеева и другие советские поэты и писатели.

Время «хрущевской оттепели» стало периодом расцвета и многих выдающихся советских артистов классической оперы  и балета. Наряду с прославленными мастерами оперной сцены — С.Я. Лемешевым, И.С. Козловским, Г.К. Отсом, Г.П. Вишневской и другими, на сценах ведущих театров страны стали блистать молодые таланты Б.Т. Штоколова, Е.Е. Нестеренко, Д.М. Гнатюка, А.Б. Соловьяненко, Ю.А. Гуляева, И.К. Антоновой, Е.В. Образцовой, Б.А. Руденко, Т.И. Шмыги и других. На балетной сцене страны на смену великим мастерам балета пришла новая плеяда молодых талантливых танцоров — М.А. Эсамбаев, М.Э. Лиепа, B.В. Васильев, М.М. Плисецкая, Е.С. Максимова, Н.И. Бессмертнова и другие.

В эти годы мировое признание получили многие академические ансамбли СССР, которые прославляли искусство нашей страны по всему миру, в том числе Государственный академический ансамбль народного танца СССР под руководством И.А. Моисеева, Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» под руководством Н.С. Надеждиной, Государственный русский народный хор им. М.Е. Пятницкого под руководством В.С. Левашова, Украинский государственный народный хор под руководством Г.Г. Веревки, Академический ансамбль песни и пляски Советской армии им. А.В. Александрова под руководством Б.А. Александрова и т.д.

В 1958 г. в столице прошел первый Международный музыкальный конкурс им. П.И. Чайковского, ставший настоящим триумфом советской исполнительской школы, которая была представлена именами Г.Г. Нейгауза, Д.Ф. Ойстраха, C.Т. Рихтера, Э.Г. Гилельса, М.Л. Ростроповича, Е.Ф. Светланова и других.

В мае 1958 г. совершенно неожиданно для всех было принято постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», которому обычно придают исключительно «искусствоведческий» характер. На самом деле никакого отношения к искусству этот партийный документ не имел, поскольку его главное предназначение состояло в том, чтобы покаяться перед ингушами и чеченцами в условиях восстановления их автономии и возвращения из прежних мест проживания на историческую родину.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: