По декоративно-прикладному искусству

Аграф - фигурная застежка или пряжка.

Аксамит - драгоценная ткань типа бархата с зол отними и серебряными нитями в основе, плотная и ворсистая.

АналОй - высокий стол небольшой площади и храме, на который кладут во время богослужения Евангелие, крест и иконы.

Арчак — седло небольших размеров с подушкой, пристегнутой к сиде­нью.

Бармы - оплечье в виде круглого воротника из шитых золотим или серебром тканей или шейное украшение из драгоценных металлов.

Басма — тонкие металлические листы с тесненым узором, используемые обычно для закрытия отдельных участков фона иконного изобра­жения.

Братина - чаша для ритуального кругового питья. Булава - вид ударного оружия с шарообразным окончанием рукояти.

Воздух — прямоугольный кусок ткани (часто вышитый) для покрытия литургических сосудов.

ГимАтий — верхняя одежда в виде широкого плаща из прямоугольного куска ткани.

Глазурь - тонкий стекловидный слой, которым покрывали керамичес­кие изделия в процессе их изготовления.

Гривна (шейная) — металлический обруч, который носили на шее. ДалмАтик — парадное одеяние, род мантии с широкими рукавами. Декоративное искусство - область пластических искусств, произведе­ния которой наряду с архитектурой формируют окружающую человека среду, вносят в нее эстетическое идейно-образное начало.

426

Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые создают художественные изделия, предназначенные, главным образом, для быта.

Декорация — здесь, система декоративного оформления.

Держава — здесь, золотой шар, увенчанный крестом, символизирую­щий власть самодержца.

Диадема — головная (иногда наплечная) повязка или металлический обруч, служившая знаком отличия лиц, наделенных властью.

Дискос - ритуальное блюдо, используемое во время богослужений (ни него кладется освященный хлеб).

Дробницы — небольшие металлические накладки различной формы, часто украшенные резьбой, чеканкой, чернью, эмалью, драгоценными камнями.

Ендова — шарообразный сосуд с широким горлом и носиком для слини

ЖИДКОСТИ.

ЕпитрахИль — длинная полоска ткани, сшитая посередине, одеваемая на шею священника во время богослужения.

Зернь — мелкие золотые, серебряные или медные шарики, которые напаивались на ювелирные изделия.

Кадило — подвесная металлическая чаша с раскаленным углем и лада­ном на цепочках. Используется при богослужении.

КаикА — шелковая одноцветная узорная ткань.

Капитель - тонкая золотая, серебряная или медная нить, которой вы­шивали узоры по коже и тканям.

КАнфаранье - фон, сплошь чеканенный пунктиром.

КАртуш - декоративное оформление надписи или эмблемы в виде полу-разиернутого свитка.

Квадрифорий — четырех лепестковый крест.

Керамика - все разновидности художественных изделий из обожжен­ной глины специального состава и изготовления.

Киворий — 1. балдахин над престолом христианского храма; 2. сосуд для хранения «святых даров» (хлеба и вина).

Ковчег -- здесь, вместилище для хранения реликвий. Ковчежец — церковный предмет в виде коробочки.

Ковш - деревянный или металлический сосуд, имеющий форму ладьи (или птицы - с одной приподнятой ручкой в виде головы ИЛИ хвоста птицы.

КОлты — височные подвески.

КорзнО - верхняя одежда в виде покрывала или плаща, который засте­гивался на плече.

КУколь — монашеский головкой убор в виде капюшона.

427

Лор — широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драго­ценными камнями, являющаяся частью облачения императора.

Мафорий — длинное верхнее покрывало, закрывающее голову и плечи женщины.

МилОть — овчина, овечья шкура.

Митра — головной убор высшего духовенства, надеваемый во время
богослужения.,

ОбрОн — техника резьбы по металлу, при которой фон около рисунка удаляется с помощью резца, благодаря чему узор становится рельеф­ным.

Оклад — украшение лицевой поверхности иконы или переплета бого­служебных книг металлическими накладками с эмалями, драгоценными камнями и проч.

ОмофОр — покрывало, длинная широкая полоса ткани, часть архиерей­ского облачения, спускающаяся одним концом спереди, а другим сзади. Палица — часть облачения духовенства в виде прямоугольного куска ткани, прикрепляемого к поясу.

ПанагИя -- небольшая, обычно украшенная драгоценными камнями икон­ка, выполненная из драгоценных металлов, носимая на груди и являю­щая знаком сана высших церковнослужителей.

Паникадило — церковная люстра на 12 и более свечей.

Пелена — ткань, подвешиваемая под одежду, часто украшенная орна­ментальным или лицевым шитьем.

ПернАч — вид ударного оружия, окончание рукояти которого состоит из нескольких ребер (перьев).

Плащаница - ткань с шитым (или рисованным) изображением компо­зиции «Положение Христа во гроб» или «Оплакивание Христа».

Покров — прямоугольный кусок ткани, иногда с вышитым изображени­ем покойного, для покрытия гробницы (или гроба).

Полива — в технологии художественной керамики слой глазури.

ПотИр — литургический сосуд, чаша на высокой ножке, предназначен­ная для освящения вина и принятия причастия.

Резьба — способ художественной обработки дерева, кости, камня и других материалов.

Реликварий — вместилище для хранения реликвий. Репья — металлические прорезные круглые диски на окладе, крестах, дверях и прочих изделиях.

Ризы - одежды, облачения священнослужителей или металлические покрытия икон.

РИпида — небольшое опахало; серебряный или золоченый круг на длин­ном шесте, который держат дьяконы во время архиерейского богослуже-

428

СаадАк — налуч и колчан, футляры для ношения, соответственно, лука и стрел.

САккос — верхняя архиерейская одежда с круглым воротом и широки­ми рукавами, знак отличия архиерея.

Светлица — мастерская художественного шитья.

СиОн — предмет церковной утвари, хранилище просфор (освященного хлеба), обычно повторявший формы храма.

Скань (филигрань) — ювелирная техника; ажурные узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки.

Скипетр — жезл, один из символов власти монарха.

СтихАрь — длинная до щиколоток одежда с вырезом по горлу и широ­кими рукавами, обычно парчовая; церковное облачение дьяконов, ниж­нее облачение священников и архиереев.

Стопа — питьевой сосуд в форме расширяющегося кверху стакана.

Сударь (покровец) — прямоугольный кусок ткани, часто вышитый, для покрытия литургических сосудов (дискоса и потира).

Таушировка — техника украшения изделий из стали или железа путем вбивания проволоки или пластин из драгоценного металла в прорезан­ные бороздки.

Терракота — неглазурованные изделия из обоженной глины.

Торевтика — обработка металла техникой чеканки, ковки, гравировки; совокупность художественных изделий, исполненных соответствующи­ми техниками.

УтОк — в ткачестве поперечные нити, проложенные между нитями ос­новы перпендикулярно по отношению к ним.

ФелОнь - плащ, широкая, длинная со спины верхняя одежда священ­ников без рукавов с вырезом для головы.

Фибула — металлическая застежка для одежды, состоявшая из дужки,

иглы с пружиной и иглоприемника.

Филигрань — см. Скань.

Финифть — см. Эмаль.

ХитОн — греческое название нижней длинной рубахи.

XОpoc — см. Паникадило.

Цата —. металлическое украшение, которое подвешивалось к венцу ико­ны, как ожерелье.

Чарка — небольшой сосуд в виде чашки, предназначенный для крепких напитков.

Чекан — здесь, металлические инструменты в виде молоточков, исполь­зуемые как основные в процессе чеканки.

Чеканка — проработка лицевой поверхности металлических изделий посредством чекана.

429

Чернь — техника декорировки металлических, преимущественно сереб­ряных изделий, состоящая в заполнении гравированного рисунка эмале­вым сплавом черного цвета; изделия, изготовленные с применением со­ответствующей техники.

Эмаль — техника украшения разноцветными эмалевыми сплавами — легкоплавким свинцовым стеклом, окрашенным окислами металлов, небольших изделий из меди, серебра и золота. Разновидности эмалей определяются особенностями применяемых техник: выемчатая эмаль — стекловидная масса заполняет мелкие углубления; перегородчатая эмаль — рисунок выполняется тонкими металлическими перегородка­ми, а образовавшиеся ячейки заполняются эмалевыми сплавами; окон­ная эмаль — сама эмаль заполняет сканный узор; расписная эмаль -- роспись выполняется кистью по эмалевому грунту.

Энколпион — двухстворчатая мощехранительница, чаще всего в форме креста

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: