- татарский чиновник.
Дорешти
- др.рус. - порицать, бранить.
Дорня
- море.
Дорникъ
- орудие, которым изображается крест на просфорах, печатка.
Дорокъ
- порицание, брань.
Доръ
- земля, расчищенная под пашню.
Доръвати
- 1) оканчивать войну; 2) победить окончательно.
Доруношение
-
(sorуforia)
- царская свита, лейб-гвардия, оруженосцы, телохранители.
Досити
- найти, встретить.
Доски, дощькы, дьскы
- древние записи и акты.
Доспеваю
-
(fqanw)
- достигаю, дохожу. В летописях глаголы доспети, доспевати получают разнообразные оттенки, смотря по тому, к каким степеням труда они относятся: 1) в отношении приготовления к труду, доспети означает: совсем исправиться, быть наготове, выжидать. 2) по отношению к продолжению труда, доспевати значит: напрягать усилия, поспешать, ускорять, предварять. 3) по отношению к окончанию труда - доспети значит: завершить, покончить совсем усилия, истощить средства; доспети церковь - соорудить.
Достоканъ
- 1) стакан, 2) драгоценный камень.
Досторачительный
- заслуживающий особого внимания
Достояти
-- должну быть, дождаться.
Дострелъ
- расстояние, на которое можно пустить стрелу.
Досоудъ
- досюда.
Досьтяжати
-- огорчать.
Дотуда
- до того времени, до тех пор.
Доумитисся
- постигать, доходить умом.
Доqмьца
- советник.
Дохторъ
- подушка.
Доyакати
- дожидать.
Дошьдь
- пришлец, пришедший.
Доездная память
- запись об объявлении указов и распоряжений, заключавшая в себе и подписки о слышании, а также показания и отзывы лиц, живших в отдаленности от местопребывания суда или начальства.
Драгоманъ
- переводчик, толмач.
Драгъ
- испуг, страх.
Драгыи
- дорогой, драгоценный. В древнейших переводах XI - XIV вв. слово это отвечает греческим 1)
Barуtimoz
- драгоценный, дорого стоящий, 2)
Timioz
- любезный, досточтимый.
Драпежити
- наказывать, грабить.
Драчiе
-
(stoibе)
- тоже, что терние - негодная колючая трава;
(febaloz)
волчец, чертополох.
Древле
-
(pote)
- некогда;
(prwеn)
прежде.
Древо, еже разумети доброе и лукавое
(to xуlon toу ginwskein kalon kai ponеron)
"Древо познания наименовано так ради происшедшего при нем ощущения греха."
Древо жизни
-
(to xуlon tеz xwеz)
- это древо жизни по мнению одних было только проводником божественной благодати; по мнению других, оно по своему естеству имело целебно-предохранительную силу от болезней и смерти.
Дреколiе, дреколь
- булава, дубина, батог.
Дромъ
- дорога.
Другътати
- сетовать.
Дроужиg
- брусья, бревна.
Дроузноутель
- - разбойник, хищник.
Друкарня
- греч. - типография, печатный дом.
Дроунгосъ
- нос.
Дроупль
- пустой.
Дроусъ
- дерево.
Дроухлъ
- угрюмый, печальный.
Друченый
- др.рус. - скорбный, трудный.
Друйити
- угнетать.
Дручуся
-
(trуgmai)
- удручаюся, томлюсь, истаиваю.
Дръвница
- спальня.
Дръжалниg
- хвост.
Дрети
- грабить.
Дрябь
- трясина, рыхлая местность; пеший воин.
Дрягиль
- носильщик.
Дрязда
- засада, грязь, болото.
Дряселую
-
(stуgnazw)
- помрачаюсь, темнею: чермнуется море, дряселуя
(pуrrazei stуgnazwn o oуpanoz)
- небо из темно красного в багрово.
Дряхлый-лъ
-
(stуgnoz)
- печальный, унылый, пасмурный;
(skуqrapoz)
дряхл бываю
(stуgnazw)
опечаливаюсь.
Дска
- стол, на котором раскладывают товары.
Дога
-
(toxon)
- радуга.
Доума
- совет, сенат, собор.
Доумати
- 1) говорить, сказывать; 2) совет держать, советовать.
Дупленицы
- дрова, нарубленные из гнилого дерева.
Духовная память
- юридический акт на владение завещаемого вкладчиком пожертвования. Она заключала в себе полный перечень пожертвований с пояснением " кому что дати, на комъ что взяти и кому душа поминати ". Буквальное значение ее происходит от глагола помнить и есть акт, напоминающий о завещании и ограждающий пожертвование от вмешательства родственников, коим приказывалось " в памяти не вступатися ". Духовною называлась память потому во 1-х, что писалась на помин своей души и душ сродников, и во 2-х потому, что закреплялась подписью духовного отца.
Духовный
- а) в противоположность телесному - свойственный духу, как существу бесплотному, или подобный духу, чуждый плотских потребностей, нетленный, вечно живой, тонкий; невидимый, невещественный; скрывающийся под видимым, как душа в теле, таинственный; б) в противоположность естественному мышлению и действованию, - происходящий от Духа Святого, находящийся под влиянием Духа Святого, живущий духом, как высшей частью существа человеческого, на кого собственно действует Дух Святой, благодатный, святой (p
Neуmatikoz)
; духовная - духовное учение, духовное дарование. Духовно
(pneуmatikwz)
духовно, духовным образом; таинственно, в таинственном смысле.
Духодвижно
- действием вдохновения.
Духъ
-
(pneуma)
- дыхание, дуновение ветра, ветер; дыхание живого существа; душа животная, оживляющая тело и проявляющаяся через дыхание;
(ta pneуmata)
жизненные силы, бодрость; жизнь; душа разумная в человеке со всеми ее помышлениями, чувствованиями и желаниями, кои берутся нередко одно от другого и от самой души, - то же, что и сердце, в обширном смысле, как начало жизни внутренней; высшая способность в человеке (совесть), сообщающаяся непосредственно с Духом Божиим, собственно Дух, и иногда в состоянии одушевления; существо бесплотное, собственно дух, и 1) о людях, отложивших плоть, 2) об ангелах добрых, злых, 3) о Боге и в особенности о третьем лице Святой Троицы; дары духовные или дарования Духа Святого; внутреннее значение, сущность или сила чего-либо, напр. духъ пророческий, или духъ пророчества - дар пророчества; дух работы или страха, дух сыноположения, дух, внушающий чувства рабские, страх - чувства сыновние; вдохновенная ревность о славе; гнев, негодование; присутствие духа, смелость, мужество; духами называются грозные и разрушительные явления природы, кои, подобно ангелам, особенно возвещают нам о Боге, или производятся при посредстве духов; быть в духе
(genesqai en pneуmati)
- тоже, что быти въ изступлении, быть в состоянии вдохновения, под особенным влиянием Духа Святого; сказать или сделать что Духом, или Духом великим - по вдохновению, по откровению, по влиянию Духа Святого; ходить по духу или духомъ - поступать согласно со внушениями Духа Святого, вести жизнь духовную, святую; духъ буренъ - сильный, свирепый ветер, вихрь, буря; огненный духъ - пламя; дохновение духа гнева Его - яростное, сильное дыхание гнева; духомъ устъ Своих - дыханием или словом Своим; тело и духъ
(swma kai pneуma)
или плоть и духъ
(sarz kai pneуma)
означают всего человека по основным частям существа его; духъ мой, вашъ, его - я, вы, он; высокий духом - высокомерный, надменный. Духъ Божий, сущий в ноздрехъ - дыхание или дуновение Бога в ноздрях - так называется душа, которую Бог вдунул в лицо (ноздри) человека. Духъ лживъ - дух, внушающий ложное, - так называется диавол, отец лжи. Духъ лукавый от Господа - злой дух, мучивший Саула по попущению Божию; по иным, род ипохондрии, которая была для Саула наказанием Божиим за грехи его. Духъ пытлив - дух прорицательный, злой дух, открывающий будущее. Духъ предати - умереть.
Душа
-
(fуcе)
- дыхание, душа животная: 1) начало жизни чувственной, общее человеку с бессловесными животными; самая жизнь; то, чем человек живет или пропитывается; 2) человек, 3) душа разумная, то же, что и сердце в обширном смысле - вообще духовная часть существа человеческого, противополагаемая чувственной, или телу; начало жизни, помышлений, ощущений и желаний собственно человеческих, которые берутся иногда отдельно от души и одни от других, начало мысленной или умственной жизни, отличное от начала чувствований (сердца); 4) в особенности а) желание, воля; б) дух, бодрость, самочувствие; в) дух, образ мыслей, чувствований и самой жизни; 5) тело, в особенности а) чрево или аппетит; б) наружный вид, внешнее состояние; 6) умерший или мертвое тело, труп, сердце. Выражения: душа моя, душа твоя, душа его часто означает: я, ты, он, себя, а с существительными или прилагательными имеют их значение, напр.: душа человеческая - человек; Душа живая - существо живое.
Дыхавица
- одышка.
Дышьнъ
- задыхающийся, захватывающий дыхание.
Дьякъ
- письмоводитель, писец.
Делательница
- фабрика, завод, лавка, рабочий дом.
Дельма
- вследствие.
Дела
- для, ради.
Дею
-- делаю, произвожу.
Дагъ
- ремень.
Дагиль
- ива.
E
Евангелистъ
- описатель, сказатель евангелия; их имена: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
Евхаристiя
- греч.
(eуcaristia)
- благодарение. Этим именем называется приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершающееся на божественной литургии, а равно самая жертва сия, т.е так называются: 1) литургия, на которой приготовляются хлеб и вино (Св.дары) и пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христа, Сына Божия; 2) самыя Тело и Кровь Христовы. Св.Евхаристия есть 1) благодарственная жертва за святых, т.е. через нее мы благодарим Бога за то, что Он благоволил им во Христе, под знаменем креста Его, победить врагов спасения и совершить течение веры непорочно, - что восприял их нас в церковь первородных, и успокоил в свете лица Своего, что даровал нам молитвенников и ходатаев и молитвы их дал нам на предстательство и помощь перед своим престолом.
В таком смысле совершается приношение жертвы о святых по чину литургии св.Иоанна Златоуста словами: "еще приносим Ти словесную свою службу о иже в вере почивших праотцехъ, отцехъ, патриарсехъ" и пр., а по чину литургии св.Василия Великого, как и по чину литургии св.апостола Иакова, церковь по освящении даров вспоминает святых: а) "да обрящемъ милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, праотцы, отцы, патриархи" и пр., б) для получения ходатайства святых на небе, чтобы их молитвами и предстательством усилить свои молитвы Богом о живых и умерших, или как говорит св.Кирилл иерусалимский, "чтобы по их молитвамъ Богъ принял наше моление" и посетил нас Своими щедротами; 2) Умилостивительная жертва о усопшихъ; она приносится об отпущении грехов усопших в вере и надежде воскресения в жизнь вечную; 3) Очистительная жертва о живыхъ т.е. всех живых христианах.
Египетская тьма
- сильная тьма. Моисей простер руку свою к небу и была густая тьма по всей земле Египетской три дня (Исход 10, 22; Премудр. Соломон. 17, 2, 13, 2)
Египетский трудъ
- большой необыкновенный труд; это название содержит намек на пирамиды и другие гигантские сооружения, которые евреи принуждены были исполнять находясь в Египте.
Егiаль
- греч. - берег морской, песчаный.
Едемъ
- евр. веселие, миловидность, приятность, сладость - страна в Азии, где был рай. Основательно не знают где находился Едемъ. Многие комментаторы, на основании книги пророков Исайи (37, 12) и Иезекииля (27, 23) помещают Едем в Мессопотамии, Сирии или Армении (Филарет). Есть также мнение, что под Едемом должно разуметь все пространство, заключенное между Нилом и Евфратом и предопределенное для священных событий ветхого и нового завета. Последнее предположение основывается на мнениях некоторых св.отцов церкви (св.Епифаний, Амвросий и Августин считают Нил одной из четырех рек, протекавших в Едеме). Что касается собственно рая, то из сличения мнений большинства комментаторов следует, что он находился между Кавказом и Персидским заливом, потому что в этой стране текут названные у Моисея реки Тигръ и Евфратъ; думают, что Фисон есть Фазисъ, а Гихон - Араксъ.
Едина отъ субботъ
- (Надп.псал. 23). У евреев все дни недели (седмицы) назывались субботою, в честь праздника субботы и различались числом, то есть едина (первая) от суббот - первый день по суботте, вторая и так далее до седьмой. (Матф. 28, 1. Лук. 24, 1) Отсюда видно, что то тот псалом (23) певали в первый день праздника субботнего, по нынешнему, в воскресенье.
Единако
- согласно, одинаково.
Единамо
- вместе, в одно место.
Единаче
- в один раз: иногда значит - одним образом.
Единичный
- cоставляющий одно с кем-либо другим.
Единоборецъ
- греч.
(monomacoz)
- который один на один бьется, гладиатор.
Единорабный
- отправляющий, несущий с другим равную службу, труд; подлежащий равному с кем-то игу, рабству.
Единоревнитель
- соревнователь.
Единорогъ
- огнестрельное оружие, похожее на пушку.
Единостолпiе
- Св.престолы в христианских храмах издревле в основании своем имели троякое устройство: по первому способу устройства верхняя доска престола утверждается на четырех столпах; по второму способу верхняя доска престола вся бывает на одном столпе или единостолпии (греч.
Kalamoz
- трость); по третьему способу та же верхняя доска полагается на ковчег, т.е. на четырех соединенных - деревянных, каменных, серебряных и прочих стенах, или вместо такового ковчега иногда весь престол устраивался на самых гробницах мучеников и др.святых. И также единостолпием называется подножие или основание, на котором утверждается доска престола, состоящее из одного столпа вместо четырех, как это делается в настоящее время.
Знаменование единостолпия св.Симеон Солунский объясняет так: очень часто трапеза имеет один столп, называемый каламос, т.е. трость, в ознаменование единого высшего всех Иисуса, Который и тростию по голове был бит и тростяной скипетр принял в Свои руки, сокрушая им главы змиев и пиша нам спасение.
Единосуmный
- одного с кем-либо существа, например, в Символе веры во втором члене читаем: Единосущна Отцу, т.е. Сына Божия, имеющего с одно одно существо. Принято и утверждено на первом вселенском соборе в Никее.
Единствую
-
(monaazw)
- веду уединенную жизнь, монашествую.
Екклесiастъ
- греч. проповедник - книга в священном писании ветхого завета, которую написал премудрый царь Соломон.
Екклизiа
- греч. - церковь.
Ексапостиларiй
- (греч.
Exapostellw
высылаю, посылаю. Ексапостиларий буквально означает посылаемый) - так называется тропарь, читаемый и поющийся в воскресные и некоторые праздничные дни на утрени, после канона. В другие дни вместо ексапостилариев в то же время на утрени читаются тропари, называемые светильнами.
Елен
-
(to elaion)
- молодая маслина, деревянное масло, елей. Елей состоял из следующих пяти веществ: 1) смирны самоточной, т.е. душистой смолы миррового дерева; 2) благовонной корицы, т.е. коры веток коричневого дерева; 3) благовонного тростника; 4) кассии, т.е. благовонной тонкой коры с лаврового дерева; 5) оливкового масла.
Эта смесь разогревалась на огне и употреблялась для помазания и освящения скинии первоосвященника и священников. Составленный таким образом елей запрещено было употреблять для домашней нужды под страхом смертной казни. Оливковое масло имеет обширное употребление в христианской церкви. Во-первых, самой церковью елей возжигается перед святыми иконами. Во- вторых, елей употребляется при обряде - Благословение хлебов. Вместе с пятью хлебами, с вином и пшеничными зернами благословляется и елей, как вещество питательное и целительное при болезнях. В-третьих, елей употребляется для помазания немощных - в таинстве елеосвящения, освящаемый в самом действии помазания, произнесением слов: Во имя Отца, Сына и Святаго Духа. В-четвертых, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает к св.крещению. В-пятых, елей возливается на усопших.
Елейсон
- греч. - помилуй.
Елижды
- сколько раз, всякий раз, как.
Еликiй-ъ
(osoz)
- сколький; употребляется чаще во мн.ч. - елицы
(dsoi)
все, кои;
(pеlikoz)
каковый;
(oposoz)
сколь многий. Вся елика суть естества хотениемъ исполни греха кроме - все, что свойственно естеству добровольно испытал, кроме греха.
Елико
- сколько; елико скоро
(dson tacista)
, как можно скорее; елико - елико
(dson - dson)
- недолго, очень недолго.
Еличество
- количество.
Елма
- (греч.
Epei, epeidе)
- так как, когда уже.
Елогимъ
- имя Бога в Его отношении к миру, Бога Творца и Спасителя, в отличие от имени Иегова, которое выражает понятие о Боге в Его существе. Елогимъ соответствует греч. слову
Logoz
- слово.
Eлой
- Боже мой.
Емволъ
- греч. - мыс, полоса земли, вдавшаяся в море, также устье реки.
Емекъ
- евр. - долина;
(oi emboloi)
портик, галерея.
Емлю
- беру, собираю, снимаю;
(sуllambanw)
хватаю; ловлю; веру емлю - верю; емлюсь - берусь, хватаюсь; емлюся пути - отправляюсь в путь.
Еммaнуилъ
- евр. - название Иисусу Христу, приданное у Исайи гл.7, 8; по Матф. 1, 23. Оно значит: съ нами Богъ.
Емпоза
- греч. - мечтание, страшилище, по-старинному кикимора, ведьма.
Енколпiй
- то же, что панагия. Слово енколпий происходит от греч.
Kolpoz
- недро, cердце и есть нанедренник или ковчежец с вложенными в нем мощами святых, который носится архиереем на недре или персях. Посему тот же енколпий называется панагия, т.е. такой ковчежец, который содержит в себе многих святых, или панагия всесвятая, когда на этом нанедреннике изображается образ Пресвятой Богородицы. Как панагии, или енколпию, так и кресту, носимому архиереем на персях, Симеон Солунский дает одинаковое значение: крест и енколпий, висящие у архиерея на груди означают печать и исповедание веры, а что они висят на груди, этим обозначается исповедание от всего сердца.
Енфодъ
- евр. - ожерелье, украшение на шее носимое.
Епанча
- широкий длинный плащ без рукавов.
Епикуръ
- греческий философ, учивший искать в жизни чистых, душевных удовольствий; его последователи, епикурейцы, извратили его учение и целью жизни ставили угождение плоти.
Епистолiа
- греч.
Epistolе
- письмо. Епистолиа составительная - одобрительное о ком-то писание, данное и засвидетельствованное начальником. Такая епистолия сходствует со ставленой грамотою, даваемою священнослужителю от архиерея. Епистолиа отпустная - письменный отпуск клирика из одной епархии в другую для определения к церкви с дозволения архиерейского.
Епитафiя
- надгробная надпись, начертанная на гробницах людей знаменитых для сведения о них потомкам. Иногда в церковных книгах значит воздух, коим покрывают в литургии св.Дары.
Епитимiя
- духовное наказание с целью преодолеть греховные привычки.
Епитрахиль
- одно из облачений священнических под фелонем, т.е., под ризами на шею надеваемое, простирающееся до низу. Епитрахиль означает совершительную и свыше сходящую благодать Св.Духа и что подобно тому, как Сам Христос на Своих раменах нес крест на страдание, так поступает и иерей, удостоившись совершать таинства страданий Его. Без епитрахили иерею нельзя совершать ни одной службы. Если же необходимо совершить какую-либо службу, или молитву, или крещение или иное какое-нибудь священное моление, а епитрахили не найдется, то совершение таинства из-за этого не должно останавливаться, но иерей берет пояс или отрывок веревки, или какое-нибудь полотно и, благословив, надевает как епитрахиль и совершает службу. После этого вещь эта, получившая такое употребление, не должна уже считаться обыкновенною, но должна идти уже для употребления священного.
Ератонъ
- святая святых.
Ерданъ
- шея, но в особенности ерданью называлось в одеждах то место оплечья, которое обхватывало самую шею.
Ердань
- река Иорданъ.
Ере
- ибо, потому что.
Ерехiй
- греч. - лоскут от одежды.
Ериннiя
- греч. - мука, мучение.
Есперъ
- греч.
Espera
- вечер, вечерняя звезда.
Есть
-
Dei
- подобает, надлежит, значит.
Ефимок
- немецкая монета, часто употреблявшаяся в древности. Она равнялась талеру.
Ефовъ
- египет.- крокодил.
Ехидна
- греч. - змея ядовитейшая. Рождения ехиднова - т.е. злые потомки злых родителей.
Ебне
- скоро, тотчас, вдруг; кстати; благоприятно.
Едро
- 1) впадина, углубление, изгиб; 2) парус.
Едъ
- яд; пища, пропитание.
Езва
- рана, язва.
Езжу
- иногда, восхожу.
Езъ
- 1) вал; 2) закол рыболовный.
Еzъ
то же, что и
Аzъ
- я.
Еко
- что, тем что, вследствие того что; как, каким образом, как бы, как будто; как если бы; не иначе или подобно тому как, если бы; совершенно как, как например, словно как, как будто бы, почти; подобно тому как, так что, так чтобы.
Екъ
и
Екже
- какой, каковой.
Еръ
- суровый, строгий.
Ж
Жагало
- жало.
Жаждай
- жаждущий. Се бо жаждай отъ любве насладитися, потщался еси отъ зверей снеден быти, сего ради Богоносецъ нареклся Игнатие Богомудрие - желая насладитсься от его любви, ты восхотел быть съеденным от зверей, почему и назван Богоносцем, премудрый Игнатий! Когда святой Игнатий был приведен в узах в Рим и осужден на растерзание зверями, то в ожидании мученичества он молился к Господу между прочим о том, чтобы звери не пощадили как-нибудь его, а растерзали так же, как растерзывали других. В растерзанном зверями сердце его, по свидетельству предания, верующие приметили отпечатленным имя Божие, почему он и назван Богоносцем.
Жаждный
-
(difwn)
- жаждущий, хотящий пить.
Жалие
- могила, гробница, надгробный памятник.
Жалити
- негодовать, скорбеть или гневаться.
Жало
- орудие, служащее печаль. Жало греховное притупил - т.е. ослабил силу греха, людям легче стало спасать душу.
Жалость
- ревность, печаль.
Жаль
- 1) берег; 2) боль, печаль; 3) могила, больница; 4) жалко.
Жальник
- общие могилы в лесу, в которых хоронили самоубийц и мертворожденных детей.
Жасати
- слабеть, ослабевать.
Жегозоула
- кукушка.
Жеголъ
- фитиль.
Жегомый
или
Жегомъ
- которого огнем жгут. Значит, одержим огневицей, горячкою.
Желвь
- мозоль, нарыв.
Желедба, желедва
- пеня;
Желедити
- обладать пенею.
Желетва
- скорбь, соболезнование.
Жену
-
(katadiwkw)
- преследую, гонюсь, стремлюсь.
Жератокъ
- пепел или горячие угли для курения.
Жертва
-
(qуsia)
- жертвоприношение;
(qуma)
самая жертва (вм.
Qуmiam)
фимиам; всякое священнодействие, церковнослужение, обряд, общественное жертвоприношение. Вероятно сам Бог научил людей приносить жертвы. Препоясание людей кожаными одеждами предполагает начало жертв еще в раю, как знак особой милости Божией к павшим людям; он указывал на страдание.
Жертва
-
Spondе
, священное возлияние при заключении союзов и договоров. Жертвы имели значение дара и очистительного средства. По материалу они разделялись на закалываемые и бескровные. Относительно первых жертв надо заметить следующее: для закалываемых жертв назначены животные - волы, овцы, козы обоего пола, без недостатков, не моложе 8 дней и не старше, по преданию, 3 лет. Только Гедеон принес в жертву 7-летнего тельца. Из птиц приносились в жертву горлицы и голуби. То есть, назначено для жертв было то, что составляет по преимуществу предмет пищи и занятий скотоводством (в Палестине и голуби употреблялись в пищу).
Жестокожистие
- cтрогая и суровая жизнь.
Жестокъ
-
(sklеroz)
- сухой, иссохший; твердый, крепкий, худой, тупой, жестокий, суровый, грубый (Бытие 49, 3): "жестокъ терпети и жестокъ qпорникъ" -