Современные требования к составлению учетной политики в соответствии с МСФО и НСФО

 

При разработке учетной политики учитываются отраслевые особенности компании, стандарты финансовой отчетности и интерпретации, критерии признания.

При разработке налоговой учетной политики в соответствии с требованиями Налогового Кодекса учитывается:

- выбранные компанией методы отнесения на вычеты расходов в целях исчисления корпоративного подоходного налога, а также отнесения в зачет налога на добавленную стоимость;

-   политику определения хеджируемых рисков, хеджируемые статьи и используемые в их отношении инструменты хеджирования.

Организация должна использовать одну и ту же учетную политику в своем начальном бухгалтерском балансе по МСФО и НСФО и для всех периодов, представленных в финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО и НСФО.

Учетная политика должна соответствовать требованиям каждого международного стандарта, действующего на отчетную дату предоставления первой финансовой отчетности организации, подготовленной согласно МСФО, за исключением допустимых МСФО ограничений.

Начиная с 1.01.2008 г. Республика Казахстан приняла модель учета по МСФО в полном объеме для публичных организаций, АО и компаний крупного предпринимательства, а остальные компании должны формировать учет и отчетность согласно Национальным стандартам финансовой отчетности - НСФО №1 и НСФО №2, которые практически полностью соответствуют всем требованиям МСФО. В связи с этим рекомендуется использование одной Учетной политики в качестве базовой при разработке учетной политики для всех субъектов хозяйственной деятельности, применяющих МСФО или НСФО№ 2. Для субъектов, применяющих НСФО №1 Учетная политика может разрабатываться в значительно упрощенном варианте в форме приказа.

Принципиальной особенностью МСФО и НСФО№2 является их ориентация не на порядок ведения бухгалтерского учета, а на порядок и условия представления информации в финансовой отчетности.

Поэтому организация системы бухгалтерского учета остается за рамками регулирования международных стандартов, и в этом случае компании должны применять требования, вытекающие из национальных нормативных актов РК или включать их в состав Учетной политики с целью создания единого документа.

При этом в состав бухгалтерской Учетной политики может включаться и Налоговая политика, положения которой будут приниматься и для целей налогообложения, согласно требованиям нового НК РК с 2009 г.

Обязанность и ответственность за разработку и применение Учетной политики возложены на руководство компаний.

Руководство компании обязано выбирать, разработать и применять Учетную политику организации таким образом, чтобы финансовая отчетность организации и учет, на базе которого она составлена, соответствовали всем требованиям каждого применяемого в компании НСФО или МСФО.

Учетная политика, составленная по правилам МСФО или НСФО №2 должна обеспечить представление в финансовой отчетности такой информации, которая:

- уместна и своевременно представлена пользователям для принятия экономических решений;

-   надежна в том, что отчетность, составленная по правилам Учетной политики:

    достоверно представляет финансовое положение, результаты финансовой деятельности, движение денежных средств и наличие собственного капитала компании;

    отражает экономическое содержание событий и операций, а не только их юридическую форму, при этом, в случае противоречий между формой и содержанием, приоритетным признается экономическое содержание операций;

    является нейтральной, то есть свободной от субъективного подхода;

    является осмотрительной и полной во всех существенных аспектах, т.е. доходы и стоимость активов не завышены, а расходы и обязательства не занижены, при этом уровень существенности выбран и рассчитан достаточно обоснованно по принятой компанией методике.

Кроме этого, целесообразно и наиболее выгодно привлекать на договорной основе сторонних консультантов, имеющих опыт перевода компаний на новую систему учета. Филиалы, представительства, дочерние и зависимые компании принимают основы учетной политики головной (материнской) компании, как с целью формирования единообразного подхода, так и в силу требований МСФО (IFRS) №1.

Учетную политику, составленную в процессе трансформации и подготовки входящей финансовой отчетности, в дальнейшем следует дополнить разделами организации учета, документирования и элементами налоговой политики. В результате будет разработана не только Инструкция по ведению учета и составлению отчетности, но и документ, подтверждающий особенности налогообложения отдельных операций компании, которые непосредственно связаны с требованиями Налогового Кодекса РК (НК РК) и либо не определены в нем, либо не имеют однозначного толкования в силу различий норм МСФО, НСФО и НК РК.

МСФО и НСФО рассматривают Учетную политику только как выбор способов:

- подготовки финансовой отчетности;

-   представления финансовой отчетности (раскрытие);

    внесения изменений и дополнений в Учетную политику.

Однако, несмотря на то, что ни Закон РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", ни МСФО и НСФО не предусматривают включение в Учетную политику элементов налоговой политики, то на данном этапе реформы такая необходимость существует, в силу того что в одном документе будет присутствовать информация, позволяющая воспринимать и практически формировать в комплексе, как бухгалтерский учет тех или иных событий и операций, так и особенности возникновения объектов налогообложения для конкретной деятельности. Более того, Налоговый Кодекс РК предусматривает обязанность налогоплательщиков по разработке и применению Налоговой политики и организации налогового учета.

Для придания Учетной политики силы юридического документа и в зависимости от требований Устава, Учетная политика утверждается протокольным решением собственника или приказом лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом, к ней, как правило, в качестве приложений разрабатываются в т.ч.:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с особенностями деятельности компании;

-   формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, которые не предусмотрены типовыми формами первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности группы или компаний с филиальной сетью;

    правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    методика определения уровня существенности;

    методика расчета резервов на переоценку внеоборотных активов;

    методика определения обесценения активов:

    методика переоценки запасов;

    методика расчета резервов на отпуска;

    методика расчета резервов по гарантийным обязательствам;

    методика расчета резерва под обесценение дебиторской задолженности:

    методику определения временной стоимости денег (дисконтирование и будущая стоимость) и т.п.

В основу формирования Учетной политики компании, действующей в нормальных условиях принимаются следующие концептуальные принципы:

- активы и обязательства юридического лица существуют и рассматриваются обособленно от активов и обязательств их учредителей (участников, акционеров), т.е. раздел баланса "Собственный капитал" условно можно считать балансом собственника, а остальные разделы - балансом юридического лица;

-   непрерывность деятельности юридического лица;

    принятая Учетная политика применяется последовательно от одного учетного периода к другому, а изменения вносятся в установленном МСФО или НСФО порядке, чем достигается сопоставимость показателей;

    для отражения хозяйственных операций применяется принцип начисления.

Кроме того, следующая информация должна быть четко выделена и повторяться для должного понимания:

- название отчитывающейся организации или иные идентификационные признаки;

- указание, относится ли финансовая отчетность к отдельной организации или к группе организаций;

- отчетная дата или период, за который составлена финансовая отчетность, в зависимости от того, какие из этих данных следует приводить в соответствующем компоненте финансовой отчетности;

-   валюта отчетности;

- уровень точности, использованный при представлении цифр в финансовой отчетности.

Учетная политика, должно обеспечить представление в финансовой отчетности информации, которая:

- уместна для потребностей пользователей при принятии экономических решений;

- надежна в том, что отчетность:

- достоверно представляет результаты, финансовое положение, результаты деятельности и движение денежных средств предприятия;

- отражает экономическое содержание событий и операций, а не только их юридическую форму;

- является нейтральной, то есть свободной от предвзятости;

-   является осмотрительной;

- является полной во всех существенных аспектах.

При формировании учетной политики Субъекта по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых международными стандартами финансовой отчетности. В учетной политики Субъекта необходимо раскрыть основные положения организации бухгалтерского учета: методы оценки запасов и их учет; применяемый метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов; порядок учета и финансирования ремонта основных средств; порядок формирования уставного и резервного капитала, списание в доход дополнительно оплаченного и резервного капитала, распределение дохода отчетного года, выплата дивидендов; и др.

Изменения и дополнения в Учетную политику Субъекта вносятся самостоятельно при установлении их экономической обоснованности в следующих случаях:

- изменений в законодательстве Республики Казахстан;

- изменений в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета Республики Казахстан.

- существенных изменений условий работы и/или реорганизации Субъекта;

- необходимости применения какого-либо другого способа отражения хозяйственных операций, активов, собственного капитала, обязательств, результатов деятельности и др.

Учетная политика, а также внесенные в нее изменения и причины их возникновения первыми должны раскрываться в пояснительной записке к годовой финансовой отчетности предприятия. Если эти изменения существенно повлияют на данные финансовой отчетности, то дополнительно должна быть представлена соответствующая оценка последствий таких изменений. Если изменения повлияют на отчетный период, предыдущий период, представления финансовой отчетности и могут оказывать влияние на последующие отчетные периоды, то Субъект обязан раскрыть в пояснительной записке следующую информацию:

- причины этих изменений;

- сумму поправки за отчетный период и каждый представленный предыдущий период:

- сумму поправки, учтенную при определении чистого дохода или убытка отчетного периода;

- сумму поправки за периоды, предшествующие отчетным периодам, включаемым в сравнительные данные;

- сумму поправки, включенную в каждый отчетный период, за который представлены дополнительные данные, и сумму поправки, связанную с периодами, предшествующими тем, которые включены в финансовые отчеты (если невозможно представить дополнительные данные, то следует этот факт раскрыть);

- пересчитанные сравнительные данные или причины нецелесообразности их пересчета.

Отчетный год охватывает период с 1-го января по 31-е декабря. Первый отчетный год для Субъекта начинается с момента его государственной регистрации по 31 декабря того же года.

При первоначальном применении Стандарта организации должны учитывать возникающие изменения в учетной политике.

Ретроспективное применение - это такое применение новой учетной политики, как если бы она проводилась всегда. Ретроспективный пересмотр показателей финансовой отчетности - это такое представление показателей финансовой отчетности, как если бы в предыдущем отчетном периоде ошибка не была допущена.

Исправление ошибок может быть неосуществимым, если:

- невозможно определить ее влияние;

-   необходимо вникнуть в намерения руководства;

    пересмотр показателей финансовой отчетности требует таких обоснований, которые недоступны (см. Рисунок 1).

 


Рисунок 1 Применение изменений в учетной политике

 

В отношении признания, оценки, представления или раскрытия элементов финансовой отчетности могут возникать ошибки. Финансовая отчетность не соответствует МСФО, если в ней содержатся либо существенные ошибки, либо такие несущественные ошибки, которые допущены намеренно, с целью достичь определенного представления финансового положения, финансовых результатов деятельности или денежных потоков организации. Потенциальные ошибки текущего периода, обнаруженные в этом периоде, исправляются до того, как финансовая отчетность утверждается к выпуску. Однако существенные ошибки иногда не обнаруживаются ранее, чем в одном из последующих периодов, и эти ошибки предшествующих периодов исправляются в сравнительной информации, представленной в финансовой отчетности за этот последующий период.

Организация исправляет существенные ошибки предшествующего периода ретроспективно путем пересчета сравнительных сумм за тот предшествующий представленный период, в котором была допущена соответствующая ошибка и когда ошибка имела место до самого раннего из представленных предшествующих периодов - путем пересчета входящих остатков активов, обязательств и собственного капитала за самый ранний из представленных предшествующих периодов.

Глава 2. Современное состояние учетной политики в ТОО "Айсиар"

Краткая характеристика деятельности ТОО "Айсиар"

 

Товарищество с ограниченной ответственностью "Айсиар" является юридическим лицом по Законодательству Республики Казахстан в качестве субъекта малого предпринимательства, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше 60-ти тысяч месячных расчетных показателей.

Учредителем ТОО "Айсиар" является гражданин РК - Садвокасов Азамат Каскираевич.

Срок деятельности Товарищества не ограничен, начин ая с момента государственной регистрации в качестве юридического лица до момента ликвидации и реорганизации.

Основной целью деятельности ТОО "Айсиар" является извлечение дохода.

Для достижения указанной цели ТОО "Айсиар" осуществляет следующие виды деятельности, не запрещенные законодательством РК:

- Оказание платных услуг.

-   Обслуживание компьютерной техники и офисного оборудования.

    Монтаж и обслуживание локальной вычислительной сети.

    Разработка и сопровождение программного обеспечения.

    Ремонт оборудования связи (коммутаторы, абонентные устройства и пр.)

    Монтаж и программирование офисных АТС малой емкости.

    Комплектация компьютерной техники по заказу Заказчика с целью продажи.

    Установка системного и программного обеспечения Заказчику.

    Торгово закупочная деятельность.

    Внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность, экспортно-импортные операции.

    Организация торговли (кроме подакцизной продукции).

    Другие виды деятельности, не запрещенные РК.

Бухгалтерия ТОО "Айсиар" состоит из следующих штатных единиц: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, экономист-финансист, бухгалтер-кассир.

Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно первому руководителю.

Назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц производятся по согласованию с главным бухгалтером.

Договоры и соглашения, заключаемые предприятия на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, а также приказы и распоряжения об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате и о премировании предварительно рассматриваются и визируются главным бухгалтером.

Заместитель главного бухгалтера осуществляет учет затрат по содержанию предприятия, учет незавершенного производства, учет расчетов с подотчетными лицами, учет основных средств, начисление амортизации, учет движения ТМЗ.

Экономист-финансист осуществляет - учет расчетов с рабочими и служащими (начисление заработной платы), учет расчетов с внебюджетными фондами, составление по ним квартальных отчетов и сдача их, учет расчетов с прочими организациями, акты сверок с прочими организациями, учет движения ТМЗ (материально-ответственные лица, материальные отчеты), учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Бухгалтер-кассир осуществляет получение и выдачу денег, обеспечение сохранности денежных средств, составление кассовых отчетов, осуществление операции по приему, учету, хранению и выдаче ценных бумаг, получение выписок с приложениями в банке, оформление платежных поручений, своевременную доставку поручений в банк, обработку документов по журналу-ордеру № 2, ведение учета по К-2, сбор информации по банкам о поступлении и расходе средств в расчетного счета, счетов депо и других счетов, проведение актов сверок по хозяйственным договорам.

Заместитель главного бухгалтера, экономист-финансист, бухгалтер-кассир подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

 

2.2 Организация учетной политики и введения учета в ТОО "Айсиар"

 

Бухгалтерский учет активов, собственного капитала, обязательств и осуществляемых хозяйственных операций ведется способом двойной записи по плану счетов, разработанному на предприятии на основе Рабочего плана счетов бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.

Бухгалтерский учет на предприятии компьютеризирован, каждое рабочее место бухгалтера оснащено соответствующей оргтехникой.

Компьютерная программа, используемая для бухгалтерского учета, разработана специально для ТОО "Айсиар" и учитывает специфику производства. Она содержит первичные документы и учетные регистры (ведомости, журналы ордера и т.д.), форма которых разработана в ТОО "Айсиар".

В целом же бухгалтерский учет ТОО "Айсиар" организован на достаточно высоком уровне, а бухгалтерская служба выполняет поставленные перед ней задачи.

ТОО "Айсиар" располагает различными видами основных средств необходимых для осуществления производственной деятельности.

В составе основных средств у ТОО "Айсиар" имеется площадь, где расположены офисы организации.

Для хранения готовой продукции имеется два складских помещения.

Основные средства действуют в течение длительного времени (более 1 года), как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Поступление, движение и выбытие основных средств оформляются следующими документами: приходная накладная, расходная накладная, счетами-фактурами, счета, актами о ликвидации основных средств, актов приемки продукции по количеству и качеству, доверенность.

Бухгалтерия закрепляет поступивший объект за материально-ответственным лицом. Так как в бухгалтерии применяется 1С-Бухгалтерия, поэтому многие данные об основных средствах хранятся в компьютере и на каждое основное средство открывается инвентарная карточка.

Износ это процесс потери физических и моральных характеристик объектов основных средств.

Амортизация - стоимостное выражение износа в виде систематического распределения амортизируемой стоимости актива в течение срока службы.

В ТОО "Айсиар" применяется равномерный метод начисления амортизации - этот метод является наиболее простым, при котором амортизируемая стоимость объекта ежемесячно списывается в равных суммах.

Для учета износа основных средств, применяют счета раздела 2 "Долгосрочные активы" счет 2420 "Амортизация основных средств".

Если по объекту основных средств начисление износа прекращено, то в инвентарной карточке указывают с какого времени прекращено начисление амортизации. В инвентарном списке основных средств по месту нахождения или эксплуатации делают пометку "изношено".

В конце месяца распечатывается "Отчет по основным средствам". В отчете указываются группы основных средств, наименование, подразделение, в котором установлены или хранятся основные средства, балансовая стоимость, амортизация, остаточная стоимость на начало месяца, изменение балансовой стоимости и изменение амортизации за период, балансовая стоимость, амортизация, остаточная стоимость на конец периода.

Основные средства для бесперебойной работы требуют уход, поэтому основные средства подвергаются осмотру и ремонту.

Ремонт подразделяют по организационно-техническим признакам на капитальный и текущий.

Все затраты, связанные с текущим ремонтом объектов основных средств, включают в расходы производства в том периоде в котором они возникли. Расходы на текущий ремонт не увеличивают первоначальную стоимость объектов основных средств. На проведение капитального ремонта с подрядчиком заключают договор и составляется смета.

На предприятие ремонт проводится хозяйственным способом.

Оформление приемки-сдачи основных средств из капитального ремонта, реконструкции отмечается в инвентарной карточке. Если для установки или ремонта был приглашен специалист, то приемка отремонтированных основных средств оформляется "Актом приемки продукции по количеству и качеству".

Акт, подписанный работником предприятия, уполномоченным на приемку основных средств и представителем субъекта производившего ремонт, реконструкцию или модернизацию сдают в бухгалтерию. Акт подписывает бухгалтер и утверждает руководитель.

Если ремонт выполняет строительная организация, акт составляют в двух экземплярах. Затраты по ремонту основных средств выполняемые хозяйственным способом вне ремонтных цехов списывают непосредственно на издержки производства.

Основные средства списываются с баланса субъекта в результате ликвидации, реализации, обмена.

Списание основных средств оформляют "Актом о ликвидации основных средств", который применяется для оформления основных средств при полном или частичном списание, делают соответствующие изменения в компьютере.

Инвентаризация основных средств проводится не менее 1 раза в полгода.

Данные о фактическом наличии и техническом состоянии основных средств записывают в "Акте снятия остатков инвентаря", которые после проведения инвентаризации передаются в бухгалтерию предприятия. В актах указывают полное наименование объектов, цена, количество и сумма.

Инвентаризацию проводит инвентаризационная комиссия, созданная по приказу руководителя предприятия.

При выявлении объектов не принятых на учет, а также объектов, по которым данные отсутствуют или указаны не правильно, комиссия включает в акт и в инвентарные карточки недостающие сведения.

Основные средства не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению включению в акт не подлежат.

Данные акта заносят в "Отчет по основным средствам". Причем заполняются только те позиции, по которым были обнаружены расхождения с данными учета.

Также в конце месяца составляется Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 2400 "Основные средства".

В этой ведомости указываются полное наименование основных средств, сальдо на начало месяца, обороты за период по дебету и кредиту, сальдо на конец месяца.

Аналитический учет счетов ведется в карточках "Анализ счета" по каждому счету в отдельности.

Эти карточки распечатываются в конце месяца, в них указываются сальдо на начало периода данного счета, счета с которыми корреспондировал этот счет в течение периода, обороты за период, сальдо на конец периода по этому счету.

При поступлении объектов основных средств осуществленных путем строительства необходимо проверить обоснованность произведенных затрат на капитальное строительство и себестоимость капитальных вложений (счет 2930 - незавершенное строительство).

При этом затраты собираются на счете 2930 "Незавершенное строительство" следующим образом:

Д-т 2930, К-т 1300- списаны материалы, использованные на строительстве,

Д-т 2930, К-т 3350- списана зарплата рабочих,

Д-т 2930,К-т 3150- списан социальный налог,

Д-т 2930, К-т 3310- списаны услуги сторонних организаций;

Д-т 1420, К-т 3310- стоимость материалов и НДС их сторнируется и относится на увеличение строительства.

Собранные на счет 2930 "Незавершенное строительство" затраты и есть стоимость объекта и закрывается они в конце строительства после приемки и подписания акта выполненных работ проводкой Д-т 2400, К-т- 2930 - оприходован построенный строительный объект.

По приходу и выбытию основных средств и нематериальных активов осуществляются следующие хозяйственные операции.

 

Таблица 1. Хозяйственные операции по учету основных средств и нематериальных активов

№ п/п Краткое содержание операции

Корреспонденция счетов

    Дебет Кредит
1. При приобретении основных средств и наматериальных активов в счет выданных подотчетных сумм - на стоимость, - на сумму НДС 2700, 2400 1420 1250 1250 1250
2. При приобретении у юридических (поставщики) и физических лиц (разные дебиторы и кредиторы) - на стоимость, - на сумму НДС 2700, 2400 1420 3310, 3390 3310
 3. Оприходованы излишки основных средств и наматериальных активов, выявленные при инвентаризации 2700, 2400 6210
4 Оприходованы основные средства и нематериальные активы, в виде вкладов в уставный капитал 2700, 2400 5000
5. Начислен износ основных средств и нематериальных активов на общие административные расходы, процесс реализации, производстве, строительстве. 7110, 7120, 8040, 2930 2620, 2420
6. Списан накопленный износ основных средств и нематериальных активов 2620, 2420 2700, 2400
7. Списана остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов 7410 2700, 2400

 

Учет запасов на складе ведет материально ответственное лицо, в данном случае - кладовщик, которого назначает руководитель. Принятие ответственности за сохранность ценностей, вверенных материально-ответственному лицу, оформляется подписью на документе, по которому материалы передаются ему на хранение. Чаще всего этим документом является договор о полной материальной ответственности.

ТОО "Айсиар" имеет расчетный счет, а также валютный счет в банках.

Движение денежных средств в национальной валюте по расчетному счету отражается на счете 1040, в иностранной валюте на счете 1050.

На основании первичных документов: платежных поручений, мемориальных ордеров, чеков производятся различные операции на расчетном счете.

Регулярно бухгалтер, отвечающий за операции по расчетному счету, посещает банк и получает выписку банка с расчетного счета. В этой выписке отражаются суммы по дебету и кредиту счета, и выводится остаток.

В бухгалтерии ТОО "Айсиар" регистрируются все входящие и исходящие документы по расчетному счету в "Карточке счета: 1040". В этой карточке отражаются все документы, на основании которых были сделаны изменения на расчетном счете, изменения по дебету и кредиту, а также текущее сальдо, в конце выводится сальдо на определенную дату.

Затем составляется Журнал-ордер №2 и Ведомость по счету 1040 Наличность на расчетном счете". В нем обобщаются все данные из "Карточки счета 1040".

При учете денежных средств на расчетном счете составляются следующие проводки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: