Перевод М.А. Дандамаева

Вопросы по тексту источника:

 

1. Какие этапы можно выделить в войне Вавилонии с Ассирией? Какие основные сражения упоминает источник?

Что можно сказать о деятельности Навуходоносора II в период, когда он являлся наследником престола? Как описывает хроника сражение при Каркемише?

Назовите основные направления походов Навуходоносора II в годы его царствования.

Как описано в источнике завоевание Вавилона Киром II? Подумайте, по каким причинам другие источники описывают это событие иначе?

 

Отрывок из сиппарского цилиндра Набонида

Глиняный цилиндр был найден при раскопках храма Шамаша в Сиппаре. В нем рассказывается о проведении реконструкции вавилонским царем Набонидом (556-539 г. до н.э.) храма лунного бога Сина в Харране и храма Шамаша в Сиппаре. Во время проведения работ был обнаружен закладной камень аккадского царя Нарам-Суэна (2237-2200 г.до н.э.).


Я - Набонид, великий князь, могущественный царь, царь [всего] мира, царь Вавилона, царь четырех стран света, попечитель Эсагилы и Эзиды, которому [бог] Син и [богиня] Нингаль предопределили царство [когда я еще был] в чреве матери, сын Набу-балатсу-икби, величественный, могущественный, чтящий великих богов. [Что касается] Эхульхуля, храма [бога] Сина, который находится в городе Харран, Син, великий владыка, искони имел там приятное для своего сердца местожительство. [Но затем] сердце его отвернулось от этого города и храма. Он заставил умман-манда (мидийцы и скифы) подняться и разрушить этот храм и превратить в руины (храм был разрушен около 609 г. до н. э.). Во время моего справедливого правления великие боги-владыки из любви к моей царственности проявили благосклонность и милость к этому городу и храму. В начале моего вечного правления они послали мне вещий сон. Мардук, великий владыка, и Син, небесные светила и земная твердь выступили совместно. Мардук говорил со мною: "Набонид, царь Вавилона, вези кирпичи на своих упряжных лошадях, сооруди Эхульхуль, и пусть Син, великий владыка, будет иметь там свое жилище". Я почтительно сказал владыке богов Мардуку: "Умман-манда окружают храм, который ты велишь соорудить, и велика мощь их". Тогда Мардук говорил со мною: "Ни умман-манда, о котором ты говоришь, ни страны его, ни царей, идущих на его стороне, уже не существует". Когда наступил третий год (имеется в виду третий год правления Набонида, т. е. 553 г. до н. э), боги подняли Кураша (Кир II), Царя Аншана (в началеVII в. до н.э. Ахемениды захватили Аншан и до Кира II в вавилонских текстах именовались царями Аншана), его малого раба (мидийский царь Астиаг), и он со своим малым войском разгромил многочисленных умман-манда. Он захватил Иштумегу (вавилонская форма имени Астиага), царя умман-манда, и в плен увел его в свою страну.

 


Перевод М.А. Дандамаева.

Вопросы по тексту источника:

 

Как объясняет Набонид необходимость восстановления храма? Какие выводы позволяет сделать источник о внутренней политике Набонида?

Какие сведения по политической истории Междуречья содержит источник?

                                                                      

Завоевание Вавилонии персами

В 546-538 гг. до н. э. персидский царь Кир постепенно покорил Вавилонию и, наконец, овладел столицей страны. По утверждению Геродота (I, 191), Вавилон был взят благодаря внезапному нападению персидского отряда, проникшего в город по осушенному руслу Евфрата. Приведенный ниже документ иначе рисует эти события: «Манифест» самого царя-завоевателя Кира подчеркивает, что персы мирно вступили в Вавилон. Город был взят благодаря измене. Умелыми дипломатическими приемами Кир склонил на свою сторону влиятельных вавилонян, в частности жрецов.

Я — Кураш, царь вселенной, царь великий, царь могучий, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света, сын Камбузи, царя великого, царя г. Аншана, внук Кураша, царя великого, царя г. Аншана, потомок Шишпиша, царя великого, царя г. Аншана, семя вечного царства, правление которого любезно Энлилю и Набу, царствования которого они желают для радости своего сердца. Когда я мирно вступил в Вавилон и при радости и ликовании занял престол повелителей в княжеском дворце, Мардук, великий господин, [склонил (?)] ко мне великодушное (буквально: широкое) сердце жителей Вавилона, а я ежедневно следил за его почитанием. Мои многочисленные войска мирно [и] торжественно вошли в Вавилон. Всему [Шумеру] и Аккаду я не дал иметь врага. Я благосклонно следил за внутренними [делами] Вавилона и его святилищ. А жители Вавилона [и... были освобождены] от неподобающего им ига. Я восстановил их разрушенные жилища и разогнал их скорбь. Мардук, великий владыка, возрадовался моим деяниям и милостиво благословил меня, Кураша, царя, ищущего его, и Камбузи, моего родного сына, и все мое войско, а мы искренно и радостно возносили перед ним хвалу его великой [божественности]. Все цари, живущие во дворцах всех стран, от Верхнего Моря до Нижнего, живущие..., цари стран Запада [и] живущие в шатрах, — все они принесли свою тяжелую дань и в Вавилоне целовали мои ноги. От......до г. Ашшура и Суз: Агаде, Эшнунак, Замбан, Метурну, вместе с областью страны Гутиум, города, что [по ту сторону] Тигра, поселения которых основаны с древнейших времен (?), — богов, живших в них, я вернул на их места и основал [для них] вечные обители. Всех их людей я собрал и восстановил их жилища. А богов Шумера и Аккада, которых Набонид к огневу владыки богов привел в Вавилон, я, по повелению Мардука, великого владыки, невредимо вернул в их чертоги — обиталища, радующие сердце. Все боги, возвращенные мною в свои храмовые города, да провозгласят ежедневно перед Энлилем и Набу долготу моих дней, да объявят мои благие дела и да скажут Мардуку, моему владыке, что Кураш — царь, почитающий тебя, и его сын Камбузи...


Перевод Л. А. Липина.

Вопросы по тексту источника:

 

  1. Сравните описание взятия Вавилона в «Манифесте» Кира II со сведениями, приведенными в Вавилонской хронике (см. выше).
  2. Как можно охарактеризовать политику Кира II по отношению к завоеванному городу и его жителям?

 

Карта 1.

 

 

 

Задание по карте 1.

Какие территории входили в состав Нововавилонского царства?

Сравните их с территорией Вавилонского царства при Хаммурапи и Касситской династии.

 

 

Карта 2.

 

 

 

 


К

 

Задание по карте 2.

Изучите  расположение основных построек города Вавилона.

Найдите упоминаемые в приведенных выше источниках постройки (храм Эсагила и др.), вспомните, какие события с ними связаны.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: