Понятие и функции правосознания

План

Введение. 3

Правосознание: понятие и структура. 6

1.1. Понятие и функции правосознания. 6

1.2. Структура правосознания. 8

1.3. Виды правосознания. 14

Характеристика правосознания в российском обществе. 19

2.1. Особенности правосознания в России. 19

2.2. Правовое воспитание в современном российском обществе. 21

Заключение. 28

Библиографический список. 30

 



Введение

Начать исследование хотелось бы словами Н.М. Коркунова, которые выражают суть правосознания: «Значение и сила права в том, что оно осознается отдельными личностями как должный порядок в общественной жизни».

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.

Изменения, происходящие в социальной, политической и экономической сферах жизнедеятельности социума, направлены на построение правового государства, основой которого являются приоритет прав и свобод человека, формирование гражданского общества, совершенствование демократических институтов власти, отработка системы взаимодействия власти и общества. Жизнеспособность подобных реформ зависит не только от предпосылок материального характера, но и от готовности общества к подобным преобразованиям. При этом возможность формирования правового государства напрямую зависит от уровня правосознания и правовой культуры граждан.[1]

По мнению И.А. Ильина человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознает, что кроме него на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить – значит, для человека жить правосознанием, в его функции и в его терминах: ибо оно остается всегда одною из великих и необходимых форм человеческой жизни.[2]

Актуальность исследования правосознания как системно сложного социально-правового явления обусловлена целым рядом причин.

Во-первых, социально-экономические, политические, правовые преобразования, произошедшие в современном российском обществе, с одной стороны, открыли возможности для неконтролируемого роста духовного потенциала российских граждан, проявления ими чувства личного достоинства, усилили потребность в большей социальной защищенности, с другой стороны, издержками реформирования российского общества стали падение авторитета закона, снижение престижа судебных и правоохранительных органов. В сложившейся ситуации резко возрос уровень социальных претензий, обращенных к деятельности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью. 

Во-вторых, хотя вопросы правосознания считаются достаточно разработанными в философской и юридической литературе, но окончательной ясности по ряду вопросов все ещё нет: неоднозначны мнения о его системности, нормативности, характере взаимосвязей между правовой психологией и правовой идеологией.

Объектом исследования являются отношения, связанные с функционированием правосознания и правовой культуры в современном российском обществе.

Предметом исследования выступают правосознание, его понятие, сущность, виды, факторы и пути повышения уровня правосознания в современном российском обществе.

Целью исследования является  комплексный анализ вопросов правосознания, его понятия, структуры, видов в соответствии с действующим законодательством и правоприменительной практикой РФ.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

¾ изучить понятие и признаки правосознания;

¾ исследовать структуру правосознания;

¾ классифицировать правосознание на виды по различным критериям;

¾ рассмотреть пути повышения уровня правосознания в российском обществе.

Нормативно-правовой базой исследования является прежде всего Конституция РФ, ряд других нормативно-правовых и подзаконных актов РФ.

Теоретической основой исследования стали положения, изложенные в трудах ученых, правоведов по исследуемой теме, таких как Р.В. Енгибарян, В.М. Корельский, Ю.К. Краснов, М.Н. Марченко, А.В. Мелехин, Е.А. Певцова, В.Д. Перевалов и др.

Степень теоретической разработанности темы. Исследуемая тема, недостаточно разработана государственно-правовой наукой. Как правило, исследование вопроса сводится к соответствующим разделам в учебниках по теории государства и права по теме правосознания, его видов и структуры.

Методология. В работе были использованы диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный и формально-логический методы исследования.

Структура работыопределена кругом исследуемых проблем, обусловлена ее предметом, целями и задачами, а также обеспечивает логическую последовательность в изложении. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.



Правосознание: понятие и структура

Понятие и функции правосознания

Правосознание - это совокупность представлений и чувств людей, выражающих их отношение к праву. Оно существует наряду с собственно правом как совокупностью норм, установленных и обеспечиваемых государством и регулирующих общественные отношения. В правосознании выражается отношение людей ко всему, что регулируется правом. Это сфера сознания, содержащая юридические знания и оценки права и практики его реализации, правовые установки и ценностные ориентации, регулирующие реализацию права.

Сам термин «правосознание» состоит, как видим, из двух слов – «право» и «сознание». Уже из этого словообразования вытекает тесная взаимосвязь указанных слагаемых. Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения - право. Онтологически они неразрывны.

Правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве. Возможно восприятие правовых идей, взглядов, выработанных другими народами. Примером этого служит рецепция (заимствование) римского права в Западной Европе, которая сыграла здесь чрезвычайно важную роль в развитии правовых систем[3]. Римское частное право с его развитыми институтами и высокой школой юридического мышления стало многовековым ориентиром для правовых систем западных государств, которые стремились обеспечить индивидуальную свободу каждого гражданина. Широкое распространение оно получило благодаря тем естественно-правовым принципам, которые были заложены в основу данной системы права.

Правосознание играет очень важную роль в механизме правового регулирования общественных отношений, в обеспечении законности и правопорядка. Различные авторы по-разному выделяют и анализируют функции правосознания в механизме действия права[4]. Можно указать на следующие основные функции правосознания – познавательная (гносеологическая), оценочная и регулятивная.

Познавательная функция реализуется в результате усвоения людьми определенной суммы юридических знаний.

Оценочная функция характеризует отношение личности к юридическим нормам и правовой практике. Содержание оценочной функции раскрывают четыре основные группы оценочных суждений: оценка права и законодательства; оценка правового поведения окружающих; оценка деятельности правоохранительных органов; оценка своего правового поведения.

Регулятивная функция реализуется на основе правовых установок и ценностно-правовых ориентации. Правовая установка — это готовность личности определенным образом оценивать правовую реальность и действовать в ней в соответствии с этой оценкой. Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию. Совокупность установок формирует систему ценностных ориентации, которая определяет правовое поведение личности. Она проявляется в виде правомерного или противоправного поведения и является стержнем правосознания.

Основные черты правосознания:

¾ является одной из форм общественного сознания;

¾ состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;

¾ носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

¾ обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;

¾ в отдельные периоды развития общества является формой права;

¾ ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным «внутренним механизмом» регулирования деятельности людей.

Правовое сознание - это краеугольный камень правовой культуры, представляющей собой часть общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей. В состав правовой культуры входят правосознание, состоящее из правовой идеологии и психологии, образ мышления, нормы и стандарты поведения, само правовое поведение. Уровень правовой культуры индивида измеряется его правовой активностью, т. е. готовностью личности к активным сознательным действиям на основе права.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правосознание представляет собой совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию). Правосознание играет очень важную роль в механизме правового регулирования общественных отношений, в обеспечении законности и правопорядка. Основные функции правосознания – познавательная (гносеологическая), оценочная и регулятивная.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: