Структура правосознания

Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как:

¾ правовая идеология,

¾ правовая психология,

¾ правовая мораль.

Следует иметь в виду, что приведенное структурирование носит условный характер и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление.

Правовая идеология - это совокупность правовых идей, взглядов, требований различных групп и слоев общества, которая является результатом развития теории, осознания и формулирования различных общественных интересов[5]. Правовая идеология разрабатывается политиками и учеными — юристами, политологами, экономистами, которые учитывают общественную реальность, расстановку сил, уровень общественного сознания, интересы населения, другие факторы.

Правовая идеология - это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, суждений, осуществляемое на рациональной основе, т. е, связано с логическим мышлением, с его формами, а не с чувственным опытом, который дан нам в ощущениях. Правовая идеология представляет собой систематизированное ядро всего общественного правосознания. В ней отражаются и обосновываются интересы, потребности, задачи общественного развития и роль государственно-правовых средств в этом процессе. Она выступает как концептуальная система идей, отражающих действительность с определенной позиции[6].

Основными признаками правовой идеологии являются: во-первых, концептуальное осмысление и выражение коренных интересов и целей данного общества; во-вторых, выработка ее идеологами (политиками, юристами, философами); в-третьих, целеустремленная направленность правовой идеологии к реализации своих возможностей через различные формы сознания, чтобы стать мотивом практической деятельности общества, народа. Правовая идеология не является непосредственным продуктом общества как правовая психология, а представляет собой результат сознательной, целеустремленной и организованной деятельности теоретиков.

Правовая психология - это оценки, чувства, переживания, традиции, привычки, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Правовая психология является исходной ступенью правового сознания, она происходит на эмпирическом уровне и независимо от деятельности человеческого мозга (бессознательно).

Самой изменчивой частью правовой психологии являются правовые чувства, переживания (эмоциональная сторона правовой психологии). Правовые чувства всегда связаны с отношением людей к праву, законности, с одобрением правовых действий и негодованием по отношению к ним, с доверием или недоверием к правовым установлениям и всей юстиции. Они являются откликом на какие-нибудь события и факты правовой жизни общества. Очень часто причинами правовых чувств являются какие-либо события в правовой сфере жизни общества (нарушения законности, совершение преступлений). Правовые чувства выступают всегда как психические переживания, которые возникают в сознании человека по поводу того или иного общественного отношения, регулируемого правом. Правовые чувства имеют относительно самостоятельное значение. В правовых чувствах выражается в эмоциональной форме отношение людей к поступкам и действиям, регулируемым правовыми нормами.

Важной стороной правовой психологии являются правовые настроения. Правовые настроения могут побуждать людей к правовой деятельности, соблюдению и уважению права или приводят к его нарушению. Они накладывают существенный отпечаток на все поведение людей. Правовые настроения отличаются от правовых чувств тем, что они носят более массовый характер, значительно устойчивее, слабее проявляются. Правовые настроения могут выступать не только как отдельный элемент, но как состояние правовых чувств, связанное с определенным поведением людей. Эти настроения развиваются под влиянием многих факторов, хотя решающая роль принадлежит общественному бытию. Однако велика роль здесь и субъектив­ного фактора: соблюдение принципа равенства всех перед законом, успехи в укреплении законности и правопорядка, активность государства и общественности в борьбе с правонарушениями и т. п. Правовые настроения бывают оптимистическими и пессимистическими.

Существенным элементом правовой психологии являются правовые представления. У людей всегда имеются определенные представления о праве, правосудии, законности, преступлении, наказании и др. Этот элемент имеет очень важное значение для реализации норм права, потому что если у индивида складывается неправильное представление о праве, например, только как о системе нормативных правовых актов, это не будет способствовать дальнейшему развитию его представления о праве в целом, поскольку индивид перестанет интересоваться правом, он будет считать, что он знает о праве достаточно.

В правовой психологии наряду с чувствами, настроениями, представлениями имеются и другие элементы, такие как правовые эмоции, правовые навыки. Правовые эмоции — это выражение отношения субъекта к отражаемой действительности в форме положительного или отрицательного или смешанного проявления в виде печали, радости, восторга и т. д. Правовые навыки — затверженные стереотипы правового поведения.

Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем.

Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности.

Во-вторых, правовая психология — наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на провал. Только в единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества[7].

Как элемент правовой культуры, правовое сознание представляет собой синтез взаимодействия самых разнообразных общественных факторов и их воздействия.

Существуют гносеологический и социологический аспекты правосознания.

Гносеологический аспект показывает движение от действительности к сознанию, когда идеи и взгляды выступают как результат отражения действительности.

Социологический определяет переход от сознания к действительности, в результате которого формируются определенные модели поведения. Происходит осмысление и подтверждение роли права, дается его оценка с точки зрения моральных и нравственных критериев, осознается необходимость действующей системы законодательства, а также потребности в правотворческой деятельности, в изменении и дополнении действующих нормативных правовых актов, восприятие процессов и результатов правоприменительной практики.

Социологический аспект правосознания имеет два уровня – обыденный и теоретический (правовая психология и правовая идеология).

Обыденное правосознание характеризует социальную практику как эмпирическую деятельность, в процессе которой выражаются субъективные отношения людей к действующему праву, представления о своих правах и обязанностях, о справедливости или несправедливости норм права, о сущности и принципах правовой организации общества, чувства, настроения, эмоции, связанные с правотворческой деятельностью.

Обыденное правосознание свойственно как всей массе членов общества (коллективное правосознание), так и каждому индивидууму в отдельности (индивидуальное правосознание) и формируется на базе повседневной жизни в процессе собственной практической деятельности. Каждый человек, так или иначе, сталкивается с правовыми нормами: определенные сведения получает из средств массовой информации или специальной литературы, наблюдая за правотворческой деятельностью законодательных или исполнительных органов государственной власти, отдельных должностных лиц, самостоятельно осуществляя действия, предусмотренные правовыми нормами, а также прибегая к защите государства при нарушении его прав и законных интересов. Роль чувственного, эмоционального познания здесь особенно велика. Первоначально отношение к праву, правотворчеству, правопорядку, законности, организации общества складывается на стихийном уровне и выражается в чувствах и эмоциях. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание основ, правовой организации общества, и здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями человека.

Обыденное правосознание вместе с нормами права оказывает непосредственное воздействие на поведение людей и может действовать вместе с ними, наряду с ними или вопреки им. Все зависит от того, насколько существующие нормы и другие государственно-правовые явления одобряются правосознанием, соответствуют представлениям о добре, справедливости, гуманизме. В случаях ущербности законодательства (содержащего старые нормы, не отвечающие современным представлениям и реалиям) или превалирования преступных установок в правосознании того или иного человека правосознание действует вопреки существующим нормам права.

Одним из видов коллективного правосознания является групповое правосознание, то есть правосознание отдельных социальных групп, слоев общества, профессиональных сообществ. Причем взгляды и представления о праве, правотворчестве и законности отдельных групп общества могут не совпадать. Например, расслоение общества на богатых и бедных определяет и их различные представления о праве.

Историческое развитие российского менталитета демонстрирует бесконечные метания между противоположными полюсами, взаимоисключающими крайностями, устремление то к истокам нашего прошлого, то к новым, нередко суррогатным рецептам современности, преклонение то перед высокой духовностью, то перед абсолютным цинизмом и бездуховностью. Страна мечется между имперской державностью и самостийностью, патернализмом и низвержением авторитетов, восхвалением своего и подобострастием перед иностранным, между патриотизмом и универсализмом, вселенской общечеловечностью и верой в исключительность, самобытного российского пути. Все это в сочетании с другими негативными факторами объективного и субъективного характера не способствует утверждению идей свободы, права и законности, правового государства, прав человека и гражданина в российском обществе. Эти идеи не стали базовыми для формирования как общественного, так и индивидуального правосознания.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правосознание — одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов:

¾ правовой идеологии, т. е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения;

¾ правовой психологии - совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения;

¾ поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности).

 

Виды правосознания.

Классификация правосознания определяется выбором критерия. В юридической литературе, как правило, распространены две классификации, основанные на выделении субъектов правосознания и на выявлении глубины отражения правовой действительности.

По глубине отражения правовой деятельности выделяют три вида правосознания: обыденное, научное и профессиональное[8].

Обыденное правосознание отражает личный жизненный опыт каждого гражданина, его представление о праве и правопорядке, состоянии законности в обществе.

Научное правосознание основано на знании правовых закономерностей и исследовании социально-правовой действительности учеными. Оно лежит в основе разработки новых правовых актов, используется при подготовке важнейших государственных решений, связанных с совершенствованием законности и правопорядка в стране.

Обыденное правосознание происходит без использования научной методологии. Этот вид правового сознания присущ основной массе членов общества, поскольку они не имеют специальной юридической подготовки. Это отражение правовой действительности происходит стихийно, самопроизвольно, оно присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой лишь иногда. Обыденное правосознание представляет отражение правовых явлений на основе опыта индивида. Наибольшее значение здесь имеет психические формы отражения, но не стоит отождествлять с правовой психологией. В обыденном сознании присутствуют элементы рационального и логического, т.е. элементы правовой идеологии. Так же необходимо указать, что этот вид правового сознания имеет разрозненный, хаотичный характер, наряду с правильными могут уживаться ошибочные взгляды и представления о праве и его институтах.

Главной особенностью научного (теоретического) правового сознания является то, что при отражении правовой действительности активно используется научная методология. Научное правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Оно формируется на базе исследований и выражено в понятиях, идеях, концепциях отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Итогом этого отражения является получение научных знаний. Но не стоит также отождествлять научное правовое сознание с правовой идеологией, т.к. присутствуют элементы чувственного, эмоционального сознания, такие как интуиция и другие. В рамках правовой идеологии не всегда достигаются научные знания, примером может служить теологические концепции.

Немаловажно указать на взаимодействие обыденного и теоретического правового сознания. Во-первых, общественное правовое сознание дает практическую, фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования. Во-вторых, теоретическое правосознание дает истинные научные знания, при усвоении которых индивидами повышается уровень обыденного правового сознания.

Профессиональное правосознание – это результат юридического образования, это правосознание юристов. Оно отличается объемом и глубиной знаний, принципов и норм права, конкретизируется в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе представлений, установок, ценностей и т.д., а также умением применять их на практике[9].

Профессиональное правосознание является психоидеологическим регулятором профессиональной деятельности и, следовательно, регулирующая функция совпадает с его социальным назначением в обществе, является выражением его социального качества[10]. Применительно к судьям конституционного суда применяется термин не просто профессиональное правосознание, а «конституционное профессиональное правосознание»[11].

Профессионально-правовая культура предполагает глубокие, формализованные знания законодательства, понимание механизма правового регулирования и наличие качественных навыков предметно-практической деятельности. Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положи­тельное отношение к праву и практике его применения, что предполагает максимально высокую степень согласия с правовой нормой (с законодателем), понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон.

По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное.

Индивидуальное правовое сознание - это правовое сознание, которое принадлежит конкретному индивиду. Оно появляется в результате включения человека в систему общественных связей и осознание им группового и общественного правового сознания. Но общественное и групповое сознание воспринимаются с учетом жизненного опыта индивида. Не исключено влияние индивидуального правового сознание на групповое и общественное. Этот вид правосознания уникален и неповторим, но имеет конечное время своего существования, заканчивается со смертью индивида.

Групповое правовое сознание - такое правосознание, которое свойственно отдельному человеческому коллективу. Возникает у обособленной группы людей с определенными специфическими потребностями и интересами. И осознание правовой действительности преломляется через их потребности и интересы, этим и отличается групповое от индивидуального правового сознания.

Понятие «общественное правосознание» используется для характеристики макроколлективов -  население страны, континента, исторической эпохи.

В.М. Корельский и В.Д. Перевалов выделяют по рассматриваемому критерию, помимо индивидуального, группового и общественного, еще и массовое правосознание, которое, по их мнению «характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа)»[12].

Законодатель должен отразить в правовых нормах существующий уровень общественного правосознания. При этом надо помнить, что законодатель - субъект коллективный, поэтому индивидуальное правосознание субъектов правотворческой деятельности, несомненно, сказывается на оформлении общей воли законодателя.

В процессе правотворчества особую роль играет научное правосознание, т.к. без него невозможно создать качественные законодательные новации. Роль профессионального правосознания также не следует преуменьшать, т.к. юристы-практики, привлеченные к разработке проектов нормативных актов, помогут обеспечить реальную применимость права, его соответствие общественным реалиям, связь права с общественной жизнью и юридической практикой. Профессиональное правосознание в процессе подготовки правотворческих решений поможет избежать пробелов в праве, недооценки процедурных и правореализационных моментов.

С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом, с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая правовые акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению, способствует оптимальному толкованию права и преодолению пробелов в праве). Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию правовых норм и сопровождает реализацию норм на всем протяжении их действия.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: