Развитие внутренней и внешней торговли

 

Все торговые отношения внутри страны регулировались особым «Торговым уставом», который подразделял все торговые институты страны на три основных категории:

1) патриархальные (спонтанные и временные);

2) традиционные (периодические — ярмарки и базары);

3) современные (стационарные — биржи, пассажи и магазины).

Бурное развитие промышленного производства в пореформенный период существенно повлияло и на уровень развития внутреннего рынка Российской империи, где особое место продолжала занимать ярмарочная торговля. По оценкам историков (В. Тюкавкин, М. Лачаева), в этот период в стране существовало более 16 тысяч различных ярмарок, из которых 87% носили сельскохозяйственный характер и представляли собой мелкие базары и торжки, торговый оборот которых составлял менее 10 тысяч рублей. Остальные 12% ярмарок занимали промежуточное положение между розничной и оптовой торговлей, и их торговый оборот составлял от 10 тысяч до 100 тысяч рублей. И только 1% всех российских ярмарок, торговый оборот которых составлял от 100 тысяч до 1 млн рублей, носили характер крупных оптовых центров, среди которых особо выделялись Нижегородская и Ирбитская всероссийские ярмарки, торговый оборот которых составлял сотни миллионов рублей.

В этот период дальнейшее развитие получила и стационарная (магазинная) торговля, крупными центрами которой стали пассажи (крупные универмаги), значительная часть которых возникла в Москве в 1880—1890-х гг. — «Верхние торговые ряды А.Г. Кольчугина» на Красной площади, «Китайский чайный дом С.В. Перлова» на Мясницкой, «Торговый дом Г.Г. Елисеева» на Тверской, «Голицынский пассаж В.И. Фирсановой» на Петровке и другие. В провинциальных городах на смену традиционным купеческим лавкам и лабазам приходят каменные магазины и гостиные дворы и возникают крупные торговые фирмы, в частности, «Торговый дом А.Ф. Второв и сыновья».

Дальнейшую модернизацию торговли тормозили серьезные организационно-технические причины, в частности, недостаточная пропускная способность железных дорог, почти полное отсутствие качественных шоссейных дорог, высокие тарифы на грузовые перевозки и резкое колебание покупательного спроса.

Для внешней торговли Российской империи был характерен активный торговый баланс, т. е. превышение вывоза товаров за рубеж над ввозом импортных товаров в страну, а основным экспортным товаром являлось зерно. В конце XIX в. Российская империя поставляла на мировой рынок 25% пшеницы, 43% ячменя, 66 овса и 69 % ржи. Хлебная торговля питала все государственные финансы, гарантировала устойчивость национальной валюты, доходы железных дорог и банковские дивиденды. Другими крупными статьями русского сельскохозяйственного экспорта были сахар, табак, сливочное масло, лен, пенька, щетина и другие популярные товары. Например, экспорт знаменитого вологодского масла за рубеж приносил русской казне гораздо больший доход, чем вся сибирская золотопромышленность.

Среди промышленных товаров большим спросом за рубежом пользовались русский текстиль, в частности шелковые и хлопчатобумажные ткани, основными потребителями которых были Персия, Афганистан, Китай и Монголия, нефть и нефтяные продукты, которые вывозились в Великобританию, Германию, Францию, Бельгию, Италию, Швецию, Персию и Турцию.

Основным регулирующим механизмом внешней торговли по-прежнему оставался таможенный тариф. В 1868 г. правительство Александра II пошло на существенное снижение таможенных тарифов, что в итоге привело к отрицательному сальдо внешнеторгового баланса страны. Поэтому в 1877 г. по предложению тогдашнего министра финансов М.Х. Рейтерна был принят новый таможенный тариф, установивший взимание таможенных пошлин в золотой валюте, что фактически привело к поднятию всех пошлин на 25―30%. В 1881―1885 гг. таможенные пошлины на большинство импортных товаров вновь были резко увеличены еще на 30%, что, с одной стороны, защитило отечественных промышленников и предпринимателей от конкуренции импортных товаров, а с другой стороны, еще более запутало всю систему тарифного законодательства страны. В этой ситуации в 1887 г. по указанию Александра III была создана особая комиссия под председательством нового министра финансов А.И. Вышнеградского, по итогам работы которой в июле 1891 г. был принят новый, гораздо более сбалансированный таможенный тариф, ставший продолжением прежней протекционистской политики русского правительства в отношении отечественных товаропроизводителей.

Еще одним инструментом внешнеторговой политики русского правительства стало заключение двусторонних торговых договоров и конвенций с зарубежными державами. В частности, в 1893―1894 гг. благодаря усилиям нового министра финансов С.Ю. Витте на принципиально новых условиях были заключены торговые конвенции с Францией, Сербией, Австро-Венгрией и Германией.

 

Тема: Русская культура второй половины XIX в.

 

 

План:

 

1. Развитие просвещения.

2. Развитие науки и техники.

3. Развитие национальной литературы.

4. Журналистика и издательское дело.

5. Развитие национальной архитектуры.

6. Развитие живописного искусства и скульптуры.

7. Театральное и музыкальное искусство.

 

Развитие просвещения

 

Дальнейшее развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, внешней и внутренней торговли, транспорта, а также активное внедрение в эти отрасли народного хозяйства машинной техники потребовали существенных изменений во всей системе начального, среднего и высшего образования. Особенно остро эта проблема встала в начале 1860-х гг., когда правительство Александра II приступило к реализации широкомасштабной программы структурных реформ, охвативших все сферы общественной жизни, социально-экономических отношений и государственного управления.

В июле 1861 г. императорским указом был учрежден специальный комитет по подготовке школьной реформы под председательством нового министра народного просвещения статс-секретаря А.В. Головнина; в недрах этого комитета началось обсуждение разных проектов самой реформы, и продолжалось оно три года.

В июне 1864 г. Александр II подписал «Положение о начальных народных училищах», в соответствии с которым:

1) Право открытия трехклассных начальных народных училищ, наряду с Министерством народного просвещения и его органами на местах, получали частные лица и общественные учреждения, т. е. земства и органы городского управления, но только с разрешения властей.

2) Руководство учебной частью передавалось уездным и губернским училищным советам, в состав которых входили представители земских и губернских собраний, директора государственных училищ, представители местной администрации, включая губернатора, и местный архиерей, который был председателем губернского училищного совета.

3) В программу всех народных училищ входило преподавание чтения, письма, четырех правил арифметики, «Закона Божьего» и церковного пения. Кроме того, в училищах, учрежденных земствами, преподавались также основы географии, истории и природоведения.

В результате реализации этого «Положения» в пореформенной России возникло четыре вида начальных народных училищ: частные, министерские, земские и церковноприходские училища. Последние находились в введении Святейшего синода.

В ноябре 1864 г. Александр II утвердил «Устав гимназий и прогимназий», в соответствии с которым:

1) Среднее образование становилось бессословным, т. е. право обучения в гимназии получали представители всех сословий Российской империи, независимо от их вероисповедания.

2) Во всех гимназиях сохранялся семилетний срок обучения, а сами они разделялись на классические и реальные. В классических гимназиях основной акцент делался на изучении древних «классических» языков (латинского и древнегреческого) и предметов гуманитарного цикла: русской и всеобщей истории, русской и иностранной литературы, географии, основ философских знаний и т. д. В реальных гимназиях, напротив, основной акцент делался на изучении предметов естественнонаучного и физико-математического цикла, за счет существенного сокращения программы по гуманитарным предметам.

3) Выпускники классических гимназий получали право поступления в университеты без сдачи вступительных экзаменов, а выпускники реальных гимназий в основном могли поступать только в технические вузы.

4) Учреждались так называемые прогимназии с четырехлетней программой обучения, после окончания которой выпускник мог либо закончить свое образование, либо, напротив, продолжить его, поступив в пятый класс классической гимназии.

Изначально все гимназии и прогимназии предназначались только для обучения лиц мужского пола. Система женского образования, возникшая во времена Екатерины II, существовала автономно. В 1858 г., наряду с закрытыми дворянскими «институтами благородных девиц», стали возникать первые женские училища для представительниц податных сословий. В январе 1862 г. эти училища обзавелись собственным типовым уставом, а в ноябре 1862 г. они были переименованы в женские гимназии. В этих учебных заведениях также устанавливался семилетний срок обучения, но с сокращенной программой преподавания общеобразовательных дисциплин.

Итоги реформирования начального и среднего образования, при всех имеющихся недостатках, были впечатляющими: менее чем за сорок лет количество школ и гимназий выросло в десять раз — с 8 тыс. до 80 тыс. учебных заведений, а количество школяров и гимназистов в восемь с половиной раз — с 450 тыс. до 3,8 млн человек.

По инициативе целого ряда известных ученых и педагогов, в частности, Константина Дмитриевича Ушинского, в этот период значительно активизировалась работа по созданию целой сети внешкольного образования — так называемых «воскресных школ», первые из которых возникли еще в 1859 г.

В ноябре 1861 г. была создана специальная комиссия по реформе высшей школы, в состав которой вошли все попечители учебных округов, ректоры и профессура наиболее крупных университетов и институтов страны. В начале 1862 г. был подготовлен проект нового «Университетского устава», который после многократного обсуждения и согласования в различных правительственных инстанциях был подписан Александром II в июне 1863 г. Действие нового, самого либерального за всю историю России «Университетского устава» распространялось только на пять российских и малороссийских университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский, поскольку университеты в Дерпте, Гельсингфорсе и Варшаве уже имели собственные уставы.

В соответствии с новым «Уставом» во всех российских университетах создавалась унифицированная система, состоящая из четырех факультетов: историко-филологического, физико-математического, юридического и медицинского. Для Петербургского Императорского университета было сделано исключение и вместо медицинского был создан восточный факультет. Кроме того, вводились новые учебные дисциплины и открывались новые кафедры, а количество штатных профессоров увеличивалось в полтора раза.

Устав 1863 г. предоставлял университетам широкую автономию. Отныне университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы, в частности:

а) выбирать ректора, проректоров и деканов с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения, присуждать ученые степени и звания;

б) распределять государственные средства, выделяемые на содержание университета, по факультетам и кафедрам, открывать новые кафедры, создавать в рамках факультета отделения, свободно выписывать иностранные издания, посылать своих студентов и профессоров на учебу и стажировку за границу и т. д.

Студенты всех российских университетов, как и раньше, делились на две категории: своекоштных, которые платили за обучение, и казеннокоштных, которые находились на государственном обеспечении. Первые, окончив университет, свободно выбирали себе род занятий или государственной службы, а вторые были обязаны отслужить на государевом поприще шесть лет по распределению.

Одновременно с реформой высшей школы был продолжен курс на расширение сети высших учебных заведений, треть из которых предназначалась для курсисток. В пореформенный период были открыты Новороссийский Императорский университет в Одессе (1862), Петровская земледельческая и лесная академия в Москве (1865), Московское высшее техническое училище (1866), Лубянские женские курсы в Москве (1869), Владимирские женские курсы в Петербурге (1870), Систематические женские курсы в Киеве (1870), Высшие женские медицинские курсы в Петербурге (1872), Высшие женские курсы профессора В.И. Герье в Москве (1872), Высшие женские курсы в Казани (1876), Бестужевские женские курсы в Киеве (1878), Высшее техническое училище Министерства почт и телеграфа в Петербурге (1886), Сибирский Императорский университет в Томске (1880), Харьковский технологический институт (1890), Томский политехнический институт (1896), Петербургский медицинский институт (1897), Киевский политехнический институт (1898), Петербургский политехнический институт (1899) и другие. Всего к концу XIX в. в России существовало 63 университета и института, где обучалось более 17 тысяч студентов.

Во всех высших учебных заведениях страны работали многие выдающиеся русские ученые, которые внесли огромный вклад в развитие национальной науки, в том числе Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, А.Г. Столетов, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Ф.И. Буслаев и другие.

В эпоху «великих реформ» была проведена и реформа военного образования. Для подготовки младших офицеров армии и флота в 1863 г. все кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, близкие по своей программе (помимо специальных военных дисциплин) к реальным гимназиям. В 1864 г. для подготовки среднего офицерского состава были учреждены военные училища, в которых обучались выпускники военных гимназий. В том же году для подготовки военных инженеров, артиллеристов и кавалеристов были созданы 16 юнкерских училищ с трехлетним сроком обучения. А для подготовки старшего офицерского состава была проведена реформа всех старых высших военных учебных заведений — Военно-медицинской академии (1798), Николаевской инженерной академии (1819), Михайловской артиллерийской академии (1820), Военно-морской академии (1827) и Военной академии Генерального штаба (1832).

Новый этап в политике образования был связан с неудачным покушением на Александра II, совершенным студентом Д.В. Каракозовым. В результате этих драматических событий слишком либеральный министр народного просвещения А.В. Головнин был отправлен в отставку и заменен графом Д.А. Толстым, который был настроен значительно консервативнее своего предшественника и пробыл на этом посту целых пятнадцать лет.

С его подачи в июле 1871 г. был издан новый «Гимназический устав», в соответствии с которым:

1) подлежали ликвидации все реальные гимназии;

2) срок обучения в классических гимназиях увеличивался до восьми лет;

3) за счет сокращения программы по другим предметам (главным образом гуманитарного цикла) существенно расширялась программа изучения древних классических языков, которые отныне рассматривались как главное средство борьбы с «материализмом и нигилизмом».

В июле 1872 г. было издано специальное «Положение», согласно которому все реальные гимназии преобразовывались в реальные училища с шестилетним сроком обучения. Программа этих училищ была существенно изменена: количество учебных часов по географии, истории, естествознанию и современным иностранным языкам было значительно сокращено, а по математике и черчению, напротив, увеличено. Кроме того, была значительно повышена плата за обучение, а возможность поступления в высшие учебные заведения, даже чисто технического профиля, была сведена практически к нулю.

После убийства Александра II и прихода к власти Александра III политика царского правительства в области образования значительно ужесточается. В частности, с подачи нового главы правительства графа Д.А. Толстого и нового министра народного просвещения графа И.Д. Делянова стала проводиться откровенная политика контрреформ в системе средней и высшей школы:

1) В 1882–1883 гг. были закрыты практически все высшие женские курсы.

2) В августе 1884 г. был издан новый «Университетский устав», который значительно урезал автономию высших учебных заведений, в частности, была отменена выборность ректора, проректоров и деканов университетов, а фактическое руководство ими было передано попечителям учебных округов, которые единолично определяли профессорско-преподавательский состав университетов, их учебный план, перечень учебных лекций, семинаров и курсов, а также получали неограниченные права по организации надзора за благонадежным поведением студенческой молодежи и профессуры. Кроме того, была значительно, в пять раз, повышена плата за университетское обучение и установлены новые, гораздо более жесткие правила сдачи вступительных экзаменов.

3) В 1885 г. все реальные гимназии были преобразованы в технические школы, выпускникам которых было категорически запрещено продолжать свое обучение в любом высшем учебном заведении.

4) В июне 1887 г. был издан печально знаменитый «циркуляр о кухаркиных детях», который фактически восстановил сословный принцип комплектования средней школы, запретив выходцам из «подлых» (податных) сословий поступать на учебу в гимназии и технические школы.

Не следует забывать и о том, что именно Александр III с подачи своего великого наставника К.П. Победоносцева в июне 1884 г. своим высочайшим указом утвердил «Правила о церковно-приходских школах», которые сыграли исключительно важную роль в истории нашей страны. В соответствии с этим указом на всей территории страны создавались одноклассные (2-х годичные) и двухклассные (4-х годичные) церковно-приходские школы, в которых все школяры изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, чтение, историю и арифметику.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: