Характеристика функциональных видов логистики

В основе классификации основных видов логистики лежит функциональный признак (сфера предпринимательства), где принято выделять:

- закупочную логистику;

- логистику снабжения;

- логистику запасов;

- логистику производственных процессов;

- распределительную логистику;

- транспортную логистику;

- информационную логистику;

Рассмотрим основные характеристики представленных выше видов логистики.

Закупочная логистика - это управление материальным потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами.

Закупочной логистике характерно: выбор поставщиков, заключение договоров и контроль за их исполнением, принятие мер в случае нарушения условий поставки. Все эти функции выполняет служба снабжения.

К основным задачам закупочной логистики относятся следующие:

1) определение потребности в материальных ресурсах;

2) исследование рынка закупок;

3) выбор поставщиков;

4) осуществление закупок;

5) контроль поставок;

6) подготовка бюджета закупок;

7) координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.

Логистика снабжения – процесс, отражающий организацию и планирование поставок продукции материально-технического назначения, складирование и хранение запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции, распределение и транспортировку материальных ресурсов и товаров производственного и потребительского назначения. Понятие «снабжение» является более широким, чем закупки, так как предусматривает закупки и поставки материальных ресурсов. В свою очередь к закупкам относится приобретение товаров и услуг в обмен на денежный или иной эквивалент.

Логистика запасов – применяется для обеспечения непрерывности производственного процесса, предотвращения сбоев вследствие отсутствия необходимых материальных ресурсов и незавершённого производства и минимизации затрат, связанных со снабжением.

К основным задачам логистики запасов относят: формирование оптимальной системы управления запасами, минимизацию затрат на хранение, минимизацию потерь товаров при хранении, разработку и исполнение графиков расходования и пополнения запасов.

Основными системами управления запасами являются:

· Системы управления запасами с фиксированным размером заказа.

Важнейшим параметром в данной системе выступает размер заказа, его объем четко зафиксирован и не подлежит изменению ни при каких условиях работы системы.

Оптимальный размер заказа по критерию минимального уровня совокупных затрат по хранению запасов и повторению заказов определяется по формуле (формуле Вильсона):

 

,                                                                             (1)

где ОРЗ – оптимальная величина заказа, шт.,

А – объем затрат на поставку единицы заказываемого продукта, руб.,

С – потребности в заказываемых продуктах, шт.,

i – затраты для хранения единицы заказываемых продуктов, руб./шт.

Если пополнение запаса на складе осуществляется за определенный временной период, то формула (1) преобразуется с учетом коэффициента, учитывающего скорость данного пополнения:

 

 ,                                                                         (2)

где k – это коэффициент, учитывающий скорости пополнений запасов на складах.

Функционирование системы с фиксированным размером заказа представлено на рисунке 1.2.

· Системы управления запасами с фиксированными интервалами времени между заказами.

Данная система определяется тем, что заказы делаются в строго определенные моменты времени. И нтервал времени между заказами с учетом оптимального размера заказа позволяет снизить совокупныезатраты по хранению запасов иповторению заказов, атакже оптимизировать сочетание взаимодействующих факторов.

Интервал времени между заказами определяется следующим образом:

 

 ,                                                                             (3)

где N – количество рабочих дней в году, дни,

S – потребность в заказываемом продукте, шт.,

ОРЗ – оптимальный размер заказа, шт.

 

· Прочие системы управления запасами:

- системы с установленными периодичностями пополнения запасов до постоянного уровня;

- системы «Минимум-максимум».

Рис. 1.2. График движения запасов в системе управления запасами с фиксированным размером заказа

 

Функционирование систем по управлению запасами с фиксированными интервалами времени между заказами показано на рисунке 1.3.


Рис. 1.3. График движения запасов в системе управления запасами с фиксированными интервалами времени между заказами

Производственная логистика – процесс управления внутри предприятия создающего материальные блага или оказывающего услуги. Данный вид логистики функционирует внутри одного предприятия, причем поток идет в результате принятия управленческих решений.

В производственной логистике выделяют «тянущую» и «толкающую» системы организации.

«Толкающие системы» представляют собой системы организации производства, в которых предметы труда, поступающие на производственные участки, непосредственно этими участками у предыдущих технологических звеньев не заказываются. Материальные потоки «выталкиваются» получателям по команде, поступающей на передающие звенья из центральных систем управления производством (рис. 1.4).

В современных условиях реализуются различные варианты толкающих систем под названием «системы МRР».

«Тянущие системы» организации логистических процессов на производстве представляют собой системы организации производства, в которых детали и полуфабрикаты подаются на последующие технологические операции с предыдущих по мере необходимости.

Рис. 1.4. Схема толкающих систем управления материальными потокам в рамках внутрипроизводственных логистических систем

 

К тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относится система « Канбан » (карточка - перевод с японского языка), разработанная и реализуемая фирмой «Тойота».

Механизм функционирования тянущей системы показан на рисунке 1.5.

Распределительная логистика - процесс управления материальными потоками в момент реализации готовой продукции. Данным видом логистики занимаются как предприятия, так и торгово-посреднические фирмы.

Выбор логистических каналов сводится к изысканию существенных резервов по повышению эффективности логистического процесса.

Рис. 1.5. Тянущие системы по управлению материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем

 

Транспортная логистика – управление материальным потоком на транспорте. Следовательно, работа транспортных средств, принадлежащего специальным транспортным организациям или выполняемая собственным транспортом, все это транспортная логистика.

Транспортной логистике свойственна концепция интеграции транспорта, производства, снабжения и сбыта, концепция поиска и реализации оптимальных решений по всем процессам движения материальных потоков в сферах производства и обращения с помощью критерия минимизации расходов на производство, снабжение, транспортировку и сбыт.

Информационная логистика – организация информационного потока внутри хозяйствующего субъекта, а также обмен информацией между различными участниками логистического процесса, находящимися на значительном расстоянии друг от друга. В качестве объекта исследования данного вида логистики выступают: информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, информационными технологиями и другими вопросами, связанными с организацией информационного потока.

На уровне предприятия выделяют следующие виды информационных систем:

- плановая информационная система;

- диспозитивная (или диспетчерская) информационная система;

- исполнительная (или оперативная) информационная система.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: