Сущность и организация транспортно-экспедиционного обслуживания

Транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей, грузополучателей и владельцев транспортных средств является отдельным элементом системы, обеспечивающей транспортировку в логистической цепи поставок.

Процесс транспортно-экспедиционного обслуживания основывается, в настоящее время, на создании и использовании логистических транспортно-распределительных сетей, которые создаются между производителями продукции, экспедиторами и торгующими организациями и составляют основу рациональной системы товародвижения.

Перевозка грузов, как форма транспортного обслуживания клиентов, состоит из:

- выбора по физическим свойствам товара (груза) соответствующей упаковки;

- нанесения на упаковку штрих-кодов, маркировки;

- формирования грузовых единиц, использования унифицированной транспортной тары, пакетирования и контейнеризации;

- выбора приемлемой формы транспортных средств и перевозки;

- наиболее полного использования грузоподъемности транспортных средств через правильную загрузку;

- применение современных технологий при погрузочно-разгрузочных работах;

- использования современных подходов к организации учета товаров и запасов на складах, их размещения;

- применения современной компьютерной поддержки и информационной технологии.

Протекающие в логистических цепях технологические процессы по доставке грузов потребителю, обладают своими особенностями, зависящими от транспортной характеристики груза (объем и масса грузов, физико-механические и физико-химические свойства грузов, вид упаковки и тары), вида транспортного средства и его провозные способности, количество груза (мелкопартионные грузы, массовые грузы, грузы в пакетах, на поддонах, контейнерах), характер производственных объектов и др.

В условиях сформированости стабильных и мощных грузопотоков (технологические маршруты) между отправителем и получателем при перевозке массовых грузов (каменного угля, нефтепродуктов, железной руды и т.д.) наиболее просто применяются принципы логистики. Когда распределяется товар по широкой номенклатуре, предназначенный для удовлетворения потребностей десятков или сотен потребителей, то функции и  структура логистической системы значительно сложнее.

При транспортировке многономенклатурного груза применяются дополнительные услуги: контейнеризация, подгруппировка партий грузов, пакетизация, сортировка грузов в пути следования, выбор типа транспортных средств и видов транспорта и др.

Создание крупных распределительных складских баз и решение вопросов выбора зон по обслуживанию потребителей складскими распределительными центрами применяется на отдельных направлениях значительных грузопотоков.

Оптимизация пространственно-временных цепей - это весьма сложная задача, так как транспортировка грузов распадается на совокупность последовательных этапов, относительно не взаимосвязанных между собой, и поэтому они могут реализовываться разными перевозчиками.

В 2004 году был введен в действие государственный стандарт Российской Федерации Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские».

В данном стандарте подробно указан список транспортно-экспедиционных услуг:

- участи в переговорах для заключения контрактов купли-продажи;

- выбор оптимального маршрута;

- выбор оптимального транспортного средства;

- услуги по завозу / вывозу грузов;

- погрузо-разгрузочные работы;

- фрахтование транспортных средств;

- оформление транспортных документов;

- оформление переадресовки грузов;

- предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования;

- разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;

- сортировка грузов;

- упаковка, увязка, обшивка грузов;

- маркировка / перемаркировка грузов;

- проверка количества мест, веса, внешнего вида, состояния тары и упаковки;

- комплектование и укрупнение / разукрупнение грузовых единиц;

- хранение, переработка и перевалка грузов;

- перевозка грузов;

- оформление и оплата провозных платежей, сборов, штрафов;

- слежение за продвижением груза;

- уведомление грузоотправителя и грузополучателя о статусе перевозки;

- выдача грузов на месте назначения;

- оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, утрате грузов/тары;

- прием и выдача товаров;

- консультирование грузоотправителей и грузополучателей по вопросам, связанным с декларированием грузов;

- оформление грузовой таможенной декларации и сопутствующих документов;

- декларирование грузов в таможенных органах;

- выполнение платежей по таможенным сборам;

- проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов, за проведение погрузо-разгрузочных, складских и иных работ;

- разработка графика движения и технического обслуживания транспортных средств;

- сопровождение грузов;

- розыск груза после истечения срока давности;

- хранение грузов в складских помещениях экспедитора;

- сдача в аренду вагонов, контейнеров, складов, погрузо-разгрузочных площадок, земельных участков, предназначенных для оказания транспортно-экспедиционных услуг;

- обслуживание и ремонт контейнеров грузоотправителя;

- ремонт транспортной тары и упаковки;

- подготовка и оборудование транспортных средств;

- погрузка-выгрузка транспортных средств;

- подготовка и заключение договора страхования;

- оплата страховых взносов;

- оформление документов при наступлении страхового случая.

Такое разнообразие транспортно-экспедиционных услуг приводит к появлению на рынке разнообразных экспедиционных компаний, которые оказывают различный набор экспедиторских услуг.

Транспортное обеспечение считается деятельностью, связанной с процессами по перемещению пассажиров и грузов во времени и в пространстве с предоставлением услуг по перевозке, погрузки-разгрузки и услуг по хранению грузов.

Экспедиционное обеспечение включается в процесс передвижения товаров от производителей к потребителям и состоит из выполнения дополнительных операций и работ, без которых процесс перевозки не начинается в пункте отправления, не может быть продолжен и не завершается в пункте назначения (экспедиционная, коммерческо-правовая и информационно-консультационная деятельность).

Предпосылкой для организации перевозок товаров является заключение договора купли-продажи между предприятиями. В соответствии с заключенным договором от предприятия-грузоотправителя поступает заказ-поручение экспедитору на перевозку грузов.

Еще одной причиной, по которой грузовладельцам выгодно обращаться к услугам транспортно-экспедиционных предприятий, являются трудности по сбору полной информации о перевозчиках, об уровне тарифов на перевозки, стоимости и видах услуг, предоставляемых экспедиторами. У грузоотправителей в большинстве случаев нет возможности по своевременному получению данных по конъюнктуре рынка транспортных услуг. Выбор перевозчика представляется для них сложной проблемой, так как цена услуг одного и того же вида, уровня и качества, наименования у разных перевозчиков может существенно отличаться.

Транспортно-экспедиционные предприятия способны поддерживать на высоком уровне культуру грузоперевозок, обеспечивать качество и разнообразие предоставляемых услуг, сохраняя при этом оптимальные тарифы. К тому же для фирм, не так часто и нерегулярно нуждающихся в перевозках товаров, нецелесообразно создавать собственные службы, поскольку это требует специальных знаний и большого практического опыта.

 

Терминальные сети

Терминальная сеть – это группа терминалов, т.е. совокупность узлов управляемых узлов обеспечивающих международную и межрегиональную интеграцию. Терминальные сети, формируемые в формате систем по распределению, необходимой мощности и потребности грузоотправителей в перевозках, способствуют созданию общего транспортно-экспедиционного пространства.

При развитии сети мультимодальных перевозок наибольшее значение имеет создание терминалов различных типов с широким набором функций. Тип терминала, его организационная структура, функции и место в транспортной сети определяется в зависимости от типа перевозки. Основные характеристики терминалов в значительной степени зависят от таких факторов, как возрастающее влияние грузоотправителей в сфере мультимодальных перевозок, либерализация рынка и выход за пределы национальных границ.

Объединяться терминалы могут в сети разных видов, где размещение отдельного терминала может быть фидерным, блоково-угловым, блоковым, мультиблоково-угловым или мультиблоковым.

Услуги терминалов и логистических центров условно разделяются на пять функциональных типов, которые применяются для определения специализации терминалов.

Функциональные типы терминалов по видам услуг:

- перегрузка;

- обслуживание грузовых мест (аренда, складирование, лизинг, ремонт);

- обслуживание автотранспортных средств (аренда, стоянка, лизинг, ремонт, мойка, техобслуживание);

- обслуживание сети (начально-конечные операции, система контроля за движением, таможенное обслуживание);

- услуги, связанные обслуживанием грузов (загрузка, предоставление складов, выгрузка).

Учитывая эффективность мультимодальных перевозок особенности развития терминалов заключаются в следующем: управление терминалами в большей степени будет зависеть от деятельности региональных транспортных компаний; структурный состав участников мультимодальных перевозок будет более сложным; национальные компании выйдут на внешний рынок для обеспечения управления по всей цепи перевозок.

Следует учитывать, что развитие терминальной сети может иметь и отрицательные последствия, такие как снижение уровня качества услуг, неполная загрузка терминалов, технико-организационная несовместимость в международных перевозках, чрезмерное усложнение процесса доставки.

Новая концепция терминальных систем предлагает переход от изолированного мультимодального терминала к единому грузовому распределительному центру, где терминал будет главным элементом. Наличие центра, выполняющего функцию связующего звена между товаропроизводителями и потребителями, является свидетельством дальнейшей интеграции транспорта и сфер производства и потребления.

 




double arrow
Сейчас читают про: