Методические рекомендации преподавателю

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

 

История славянской письменности

 

(блок «ОПД»; раздел «Классические языки. Федеральный компонент»;

основная образовательная программа специальности 031001(021700) Филология

специализация 021701 Русский язык и литература)

 

 

Самара

2006

 

 


Составитель учебно-методического комплекса дисциплины: ведущий преподаватель дисциплины д.ф.н., проф. Л.Б.Карпенко

 

 

Рецензент:

 

 

УМК рассмотрен на заседании кафедры русского языка (протокол №10 от 5 июня 2006 г.)

 

 

Заведующий кафедрой

«_____» _____________ 2006 г. _____________________ Н.А.Илюхина

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель

методической

комиссии факультета

«____» _____________ 2006 г. _______________________ Н.Т.Рымарь


Итоговый контроль на д/о проводится в виде зачета, на заочном отделении на основании выполненной домашней контрольной работы в виде реферата на одну из тем, предложенных по усмотрению преподавателя.



Организация текущего и промежуточного контроля знаний

Коллоквиумы и контрольные работы

Предусматривается проведение двух коллоквиумов со студентами дневного отделения по разделам: «Источники изучения истории славянской письменности» (Тема 2 и Тема 3) и «Глаголическая проблема» (Тема 4 и Тема 5). Целью коллоквиумов является подробное изучение источников и истории формирования азбучной проблематики в славянской исторической филологии.

Примерный плана коллоквиума «Источники изучения истории славянской письменности».

 

1. Источники сведений о создании славянской азбуки Константином_Кириллом Философом.

2. «Сказание о письменах» Черноризца Храбра.

3. Свидетельство Черноризца Храбра в «Сказании о письменах» о трех этапах развития письма у славян

4. «Пространные жития» святых равноапостольных Константина-Кирилла Философа и Мефодия.

5. «Краткое житие» св. Константина-Кирилла Философа.

6. «Итальянская легенда», буллы римских пап.

7. Источники сведений о древнеславянских азбуках.

8. Классические памятники старославянской письменности (глаголические и кириллические рукописи).

9. Новые эпиграфические находки в Преславе и с. Равна

10. Славянские абецедарии, азбучные акростихи

 

Студенты заочного отделения выполняют домашнюю контрольную работу в виде реферата по заданию преподавателя по одной из тем лекционного курса. Объем контрольной работы – 10-12 страниц, работа сдается на кафедру за 10 дней до сессии.

 



Тематика рефератов

1.Источники изучения истории славянской письменности.

2.Источники изучения глаголической проблемы.

3.Источники изучения религиозно-философских взглядов Константина-Кирилла Философа.

4.Вопрос о существовании докирилловского письма у славян.

5.Проблема истолкования черт и резов.

6.Черноризец Храбр о трех этапах развития письменности у славян.

7.Сказание «О письменах» Черноризца Храбра как источник сведений о происхождении письма у славян.

8.Проблема истолкования древнеславянских наименований букв.

9.Вопрос о первоначальном составе славянского алфавита.

10. Глаголица и кириллица: проблема старшинства азбук.

11.Вопрос о содержательной основе глаголического алфавита.

12.Проблема истолкования глаголических начертаний.

13.История изучения азбучной проблемы в славянской филологии.

14.Глаголица с позиций семиотического подхода.

15.Традиции сакрализации письма.

16.Христианская символика глаголического алфавита.

 

Вопросы к зачету:

1. Вопрос о докирилловских знаковых системах, использовавшихся славянами («черты и резы», греческое и латинское письмо «без устроения»).

2. Проблема идентификации черт и резов (болгарская версия, гипотеза Б.А.Рыбакова и др.).

3.  Исторические предпосылки возникновения славянской письменности.

4.  Основные источники изучения истории развития письменности у славян.

5. История формирования азбучной проблематики.

6. Аспекты азбучной проблемы. Вопрос о первоначальном составе славянского алфавита.

7. Проблема старшинства древнеславянских азбук глаголицы и кириллицы.

8.  Обоснование старшинства глаголицы в трудах ученых XIX в. (В.И.Григорович, П.И.Шафарик).

9. Современная аргументация старшинства глаголицы: новые данные памятников письменности.

10.  Вопрос о происхождении и значении имен древнеславянских букв

11. Доказательства древности славянских наименований букв, построенных по акрофоническому принципу (Азъ, Боукы и т.д.).

12. Гипотезы о происхождении древних имен букв славянского алфавита (И.И.Срезневский, Н.С.Трубецкой, Э. Георгиев, К.Куев, Ф.Мареш, Н.В.Энговатов, Т.А.Иванова, Ю.С.Степанов, Л.Савельева) и их оценка.

13. Проблема истолкования содержательной основы глаголицы и ее начертаний.

14.  Первые попытки объяснения глаголицы в сочинениях XVIII в. Версия И.Добровского о происхождении глаголицы из кириллического письма и ее оценка.

15.  Объяснения происхождения глаголицы с позиций традиционного палеографического подхода (П.Й.Шафарик, Л.Гейтлер, И.Тейлор, И.В.Ягич, Ф.Ф.Фортунатов, А.М.Селищев, Ц.Тодоров, А.С.Львов, Е.А.Гранстрем и др.).

16. Опыты фонологического истолкования начертаний глаголицы в трудах болгарских лингвистов (П.Илчев, Б.Велчева и др.).

17. Опыт культурологического освещения глаголической азбуки. Версия В.И.Кипарского, Г.Чернохвостова. Гипотеза Ю.С.Степанова.

18. Оценка традиционных версий о содержательной основе начертаний глаголицы.

19. Понимание глаголицы как ценностной системы и ее интерпретация с позиций семиотического подхода.

20. Принципы раннехристианской эстетики.

21.  Источники изучения религиозно-философских взглядов Константина-Кирилла.

22. Понимание символа и имени в византийской патристике.

23. Значение имен букв в свете символического богословия.

24.  Понятие о символической матрице азбуки.

25.  Семиотическая система «глаголического круга». 

26. Календарная символика азбуки в модели «вселенского круга».

27.  Религиозно-нравственное содержание «глаголического» круга».

28. Анализ традиционных вопросов кирилломефодиевистики

в свете христианской символики «глаголического круга» (проблема состава азбуки, проблема имен букв, проблема содержательной основы начертаний).

29. Вопрос о старшинстве глаголических почерков с позиций семиотического подхода.

30.  Вопрос о типе Евангелия, переведенного Константином-Кириллом с позиций семиотического подхода.               

           



Методические рекомендации преподавателю

Курс «История славянской письменности» разработан проф. Л.Б.Карпенко на основе ее монографий и учебных пособий: Карпенко Л.Б. Происхождение славянской письменности. Программа спецкурса. Издательство «Самарский государственный университет». Самара, 1996; Карпенко Л.Б. Сказание Черноризца Храбра о письменах. Самара. 1999; Карпенко Л.Б. Как создавалась славянская письменность. Самара, 2004; Карпенко Л.Б. Глаголица – славянская священная азбука. Самара, 1999; Карпенко Л.Б. Священная азбука Кирилла. Самара, 2004.

При подготовке данного курса необходимо учитывать, что целью его является приобщение студентов к истории возникновения славянской письменности, что предполагает активное обращение к старославянским памятникам, критическое осмысление обширной литературы по истории письма, истории «азбучной проблемы», по семиотике, христианской философии и эстетике, выработку навыков оценки многочисленных гипотез. Вопрос о содержательном начале азбуки глаголицы, созданной Кириллом, до сих пор сохраняет дискуссионность. Из вопросов азбучной проблематики он наименее отражен в славистической научной литературе, а тем более – в учебной литературе. Преподаватель должен быть подготовлен к ведению диалогов со студентами, к аргументированному изложению концепции, утверждающей самобытность глаголицы, реализующей принципы универсальной, «идеальной» графической системы, сочетающей свойства фонографии и идеографии. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: