Предмет: литература (Урок внеклассного чтения)

Класс: 5 По рассказу Полин Джонсон «Лебединая песня»

ХОД УРОКА

 

Эпиграф

Люди, человеки, страны и народы

Мы теперь навеки должника

Природы…

    Стадия вызова

- Ребята, представьте, пожалуйста, себе лебедя. Что вы можете сказать об этой птице. Подберите эпитеты для того, чтобы описать ее.

(красивые, белоснежные, великолепные, чудесные и др.)

 

        АНАЛИЗ ЗАГОЛОВКА ПО ОСОБЫМ ВОПРОСАМ

 

Если со словом лебедь образовать словосочетание «лебединая песня», то какое определение можно дать рассказу с названием «Лебединая песня», обоснуйте свое предположение.

(печальный, трагический, грустный; Лебедь поет один раз в жизни перед смертью. Песня означает близкую смерть)

 

-Попробуйте спрогнозировать сюжетную канву по опорным, ключевым словам.

 

РАССКАЗ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ (ПРОГНОЗИРОВАНИЕ)

 

Джимми – Ниагарский водопад – как в чудесном сне – белоснежные лебеди – смертельно устали – гигантский поток – крик – каменные сердца – добивали – двадцать долларов – один-единственный.

 

- Послушаем, что у вас получилось. (Зачитываются версии, сравниваются)

 

Стадия Осмысления. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА. ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ. ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ.

 

Джимми никогда не видел Ниагарский водопад, и отец, едущий по делам в Буффало, взял его с собой. Отец кончил дела, и в два часа они уже стояли на самом краю пропасти.

Столб туманной мглы, сверкающие радуги, гигантские потоки воды – все кружилось перед глазами Джимми, как в чудесном сне. Вдруг до них донеслось далекое, но чистое музыкальное эхо, словно свист сотни ртов. Это летели птицы. На спокойные воды, обманчиво притихшие над водоворотами, опускались один за другим прекрасные белоснежные лебеди. Они смертельно устали, а притаившийся поток готовил им западню. «Джимми! – закричал отец, - они погибли! Они не видят опасности, а если бы увидели, у них не хватило бы сил подняться выше».

- Какими вы представляете героев рассказа?

- Опишите, каким вы видите Ниагарский водопад?

- Какое слово помогает увидеть Ниагарский водопад?

 

          ЗАПОЛНЕНИЕ ДВУХЧАСТНОГО ДНЕВНИКА

 

Читается текст до второй остановки. Предлагается заполнить таблицу.

 

Бешеный гигантский поток подхватил доверчивых птиц и с неистовой силой увлек их к самому краю водопада. Мальчик зажмурился и бросился ничком на камни. Когда он открыл глаза, река была пуста.

Отец с сыном опустились к ледяному мосту. Перекрывая яростный шум водопада, несся жалобный предсмертный крик белоснежных птиц и возгласы собравшихся зрителей.

На ледяном обрыве лежала истекающая кровью, перебитая стая – все, что осталось от великолепного отряда. Их искалеченные тела, предсмертные судороги могли бы растопить даже каменные сердца.

Ключевые слова, словосочетания Толкование

Бешеный гигантский поток Огромная скорость воды, предостережение;

Жалобный предсмертный крик  Лебеди погибали, становится их жаль;

Возгласы собравшихся зрителей

Искалеченные тела

Каменные сердца  Люди пытаются им помочь.

 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

 

-Какие у вас возникают вопросы?

- Какого развития ожидаете вы после этих строк? (Большинство ожидают, что люди бросятся им на помощь и постараются спасти тех, кого еще можно спасти)

 

Чтение текста до третьей остановки. Заполнение таблицы.

 

Толпы людей, кто с камнями, кто с палками добивали беспомощных птиц. Они выхватывали их друг у друга, ссорились. Джимми заметил, что несколько лебедей не пострадали, но прежде, чем он успел до них добраться, взрослые люди забили их насмерть. «Перестаньте! – кричал Джимми. – Отпустите их!» - «Как бы не так! – рявкнул здоровенный мужчина. – Эти птицы стоят двадцать долларов за штуку! Я заберу их всех!2 Последние из тех, что пытались подняться, одна за другой падали на землю, пока не остался один-единственный лебедь. Джимми кинулся к жертве и загородил ее своим худеньким детским телом от занесенной дубинки.

КТО? КАКОЙ?  ЧТО ДЕЛАЕТ?

Лебеди Беспомощные,

Искалеченные…    Погибают…

Джимми      Добрый, худенький…    Защищает, помогает

Люди               

 

ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ДО ЧЕТВЕРТОЙ ОСТАНОВКИ.

 

Так случилось, что спасти эту прекрасную птицу удалось маленькому мальчику. Он завернул ее в свою куртку, привез домой и раздвинул прутья клетки, чтобы она свободно могла гулять во дворе. Многие жители городка советовали Джимми посадить лебедя за решетку или отправить в музей.

 

- Что нового вы можете сказать о характере Джимми?

- Закончите историю о мальчике Джимми.

 

Работают самостоятельно, пишут концовку рассказа, затем в классе обсуждаются варианты ответов, читается окончание, сравниваются.

 

(открытый финал)

 

Он не соглашался. Шли дни, а лебедь оставался у Джимми и казался довольным. Но в один яркий майский день лебедь расправил свои царственные крылья и поплыл вверх. Джимми следил за ним глазами, полными печали, но и несказанной радости, пока лебедь не исчез в вышине.

 

Стадия РЕФЛЕКСИИ.

 

Ситуация актуализации и осмысления приобретенного читательского опыта, обобщение на уровне личностных впечатлений.

Учащимся предлагается выполнить следующие задания: подчеркните одной чертой те наблюдения, которые у вас не вызывают протеста, осуждения, а двумя – те, что вы не можете принять.

Ученики обсуждают в парах выполнение задания.

 

- Какие два мира противопоставлены в сюжете рассказа? (природа и люди). Далее подбирают слова, которыми можно охарактеризовать образ зла в каждом из этих миров.

 

- Сформулируйте идею рассказа.

- Назовите проблемы, которые затрагивает автор.

- Напишите синквейн, в котором бы вы отразили идею или показали бы героев рассказа.

 

Люди

Жестокие, бессердечные

Калечат, губят, разрушают

Все живое на своем пути

Варвары

 

Домашнее задание: Напишите сочинение-размышление, выразив в нем свое отношение к проблемам, затронутым в данном рассказе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: