Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками

Этот прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Все имеющиеся лексико – грамматические навыки востребованы, поскольку от учащихся требуется связное монологическое высказывание. Если таковая цель имеется, то можно направить речевую деятельность учащихся в конкретном грамматическом русле, например, на стадии прогнозирования, активизировать структуры будущего времени и сослагательного наклонения.

Круги по воде

 

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

 

Синквейн

 

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

 

Памятка «Правила написания синквейнов».

1.    В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.    Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.

3.    Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

4.    Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.

5.    Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.

Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Синквейн с точки зрения педагогики

 

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы[4] (например, для подведения итогов по пройденному произведению[5]) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Примеры заданий:

1. Толстые вопросы:

* Почему роман называется «Отцы и дети», а не «Базаров»?

*Что устарело в романе и что в нем современно?

* В русской литературе есть несколько героев с именем Евгений. Кто эти герои? Что их сближает?

Синквейн

«Сочинение-описание состояния природы и человека в зимний день»:

 

Ход урока.

1. Стадия вызова. Инвентаризация.

Музыкальная иллюстрация – Вивальди «Времена года. Зима».

-Закройте глаза и представьте себе, какое время года изобразил композитор в своём произведении? Почему?

- А теперь попробуйте вспомнить, с какими радостными событиями связана для вас зима? Представьте себе зимний ясный день, когда на синем-синем небе весело и победно сияет солнце, искрится до боли в глазах выпавший ночью снег… Продумайте, вспомните и представьте всё-всё, даже мельчайшие, детали окружающей вас природы, звуки, ваши мысли, чувства.

2. Стадия осмысления.

Составление чернового варианта.

-А теперь сосредоточьтесь и в течение 10 минут неотрывно описывайте то, что вы сейчас вспомнили, представили, ощутили. Подробно опишите природу, ваше настроение, состояние души, ваши мысли по поводу увиденного, передайте с помощью слов звуки, которые вы услышали. Пишите не останавливаясь, не исправляя написанное, не задумываясь над написанием слов. Ваша главная задача – успеть за полётом мысли, зафиксировать всё, что приходит в голову. Вдумайтесь, вслушайтесь, ощущайте.

-Если ничего не приходит в голову, попробуйте сначала написать особое пятистишие – синквейн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: