Как злобный Санта Клаус стал добрым

                         

Раньше это был жуткий персонаж, который забирал с собой детей. Во второй половине 19 века началась трансформация образа в положительную сторону – розгами он сечет и в мешок забирает только плохих детей. А к нашему времени зверь-садист превратился просто в умильного дедушку, от которого все ждут только подарков.+

Тем, кто уже давно не верит в Деда-Мороза, можно рассказать нелицеприятную историю этого сказочного теперь персонажа, который своим появлением обязан реально существовавшему человеку - святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских (развалины его резиденции находятся около поселка Демре в современной Турции). У разных народов он зафиксировался под разными именами: Николай Мирликийский, Николай-Чудотворец, Николай-Угодник, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Санта Клаус.

Судя по всему, мрачные дела Николая, которые так сильно врезались в память народную, заключались в контрольной поездке по подданным территориям в осенне-зимний период для сбора дани/налогов. В те времена при неуплате дани совершенно нормальной практикой штрафных санкций было забирать детей 7-12 лет в рабство.

Свечку мы, разумеется, не держали, но уши настолько сильно торчат изо всех щелей, что потребовалось много лет для перекрашивания черного образа Николая Мирликийского в белый и пушистый.

Вот один из вариантов его современного изображения. Кстати, католическая церковь в отличие от православной, не так давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых.

Интересно как судьба распорядилась его «мощами» - голова его находится в итальянском городе Бари, а в Венеции уже полный комплект вместе с еще одной головой. И самое интересное, что обе головы считаются подлинными! Вот такой двухголовый святой. В Венеции кости его все переломаны, якобы на них потоптался какой-то матрос, что по его делам и не удивительно.

Примерно до середины 19 века являющиеся зимой Пер-Ноэль, Санта-Клаус и прочие совершенно однозначно воспринимались как злые персонажи, которые забирают с собой маленьких детей и от которых ждать ничего хорошего не приходится, т.е. радовались когда он уходил и можно было относительно спокойно жить целый год, поэтому каждый год возможно "новое счастье".

Во второй половине 19 века по всем правилам политкорректности (это на самом деле давняя технология искажения сущности) началось изменение образа в поло-жительную сторону, чтобы о рабовладении ничто не напоминало. А уж к нашему времени страшный сборщик налогов превратился просто в умильного дедушку, от которого все только подарков ждут.

В России во второй половине XIX века, при Александре II, отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников, упоминаются в 1861 г. "старый Рупрехт" (о нем чуть позже поясним) и в 1870 г. святой Николай или "дедушка Николай". Это были единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые появляется "Морозко", и к началу ХХ века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года, запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего — а не рождественского — праздника возрождается уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.

Вернемся в 19 век и посмотрим что сохранилось от темной предыстории Санта Клауса-Николауса. В России - некий "бабай", который опасен и забирает ма-леньких детей. Отец Николай на турецком - Баба Ноэль. В турецком ударение на второй слог, и В.И. Даль отмечает уже трансформированное: "Детей пугают и ба-байкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая".

В Болгарии Дед Мороз - Дяду Мраз, в Чехии есть сорт мороженого «Морозко» (по-чешски «Mrazík»).

В Германии аналогом Бабая является Крампус (Krampus). Он ходит вместе с Санта Клаусом и забирает непослушных детей. "Еще одно встречающееся в Альпах на Николаев день существо – крампус. Он страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом. По поверью, хороших детей награждает Николай, а плохих наказывает крампус. С длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками группами и в одиночку крампусы расхаживают по улицам деревень и городов и пугают прохожих." Аналогом Крампуса по выполняемым задачам является образ рождественского солдата Рупрехта, который тоже ходит по домам с розгами и сечет или забирает с собой маленьких детей.

Интересно, что если изначально Крампус (Рупрехт) является помощником Санта Клауса-Николауса и получается удобное распределение ролей "Белый рыцарь -Черный рыцарь" = "хороший царь и плохие бояре", то потом образы разделя-ются окончательно - черные силы как бы существуют сами по себе, а "хороший царь" набирает себе очки положительного персонажа. Однако, разделяй сознание и властвуй...Здесь они вместе:

                  

        

                  

В старых версиях преданий Крампус похищает особо непослушных детей, уносит их в свой страшный замок и сбрасывает в море, что согласуется с ролью его по-мощника Санта Клауса - Николая Мирликийского, который является покровителем мореплавателей. Действительно, рабов отправляли к месту назначения именно мо-рем.

Здесь Крампус уже орудует будто бы сам по себе, но цель действий пока еще хорошо заметна - детей в кандалах уводят в рабство

 

Затем постепенно образ Крампуса вырождается в некое пугало, которое само зако--вано в кандалы, то есть цепи превращаются в нейтральный атрибут как у какого-нибудь "металлиста". Вместо похищения детей он их только наказывает - сечет розгами или только пугает:

В настоящее время роль Крампуса постепенно уменьша-ется, оставаясь только в некоторых районах Баварии и Австрии, где 5 декабря празднуется даже специальный «День Крампуса» (Krampustag). В этот день жители оде-ваются в такие страхолюдные костюмы и пугают прохо-жих и соседей, не рискуя получить в ответ бутылкой по голове. Подарков Крампус не дарит, он специализируется на наказании непослушных детей, пугая их:

И вот появляется образ почти забавного декоративно-страшного Крампуса, у которого все атрибуты остались - корзина с детьми, кандалы, розги, но теперь это не похище-ние, а катание на санках:

 

Мы посмотрели как образ злого помощника Санта Клауса потихоньку выродился в некое забавное пугало, повод подурачиться и приколоться

 

А что же сам Санта Клаус? Он, отделившись от своего злобного помощника, тоже постепенно изменил образ в сторону добродушного старичка с подарками.

 

 

 

      

На этой открытке слева Санта Клаус вроде бы делает то же самое, что и его помощник Крампус справа, но как-то так по-доброму, будто бы пугает. Сюжет тот же, а сущность исчезла:

А здесь уже всё становится игрушечным - и сабля и ребенок:

И, наконец, получаем чуть ли не странствующего монаха. Где изначальные епископские наряды, где черт-помощник, где похищаемые дети в мешке или в кандалах? Сюжет обозначен, но искажён до неузнаваемости. Учитесь, как надо грамотно подправлять имидж...                                                                       

Такая же история произошла и с "Добрым Санта-Клаусом" из Лапландии - Йоллупукки и его образ сильно напоминает уже знакомого нам Крампуса:

Мало кто знает, но добрый рождественский дед, который живёт в Лапландии, на самом деле является довольно сомнительным персонажем в мифологии. Одно из его исторических названий - Йоулупукки, что в переводе с языка суоми означает "рождественский козёл".

Вообще, образ добродушного, розовощекого старикана в красном кафтане появил-ся сравнительно недавно. Ещё в XIX столетии его изображали злобным существом в козлиной шкуре с рогами, которое приходит в дом исключительно для того, что-бы потребовать выпивки с хозяев и напугать детей. Непослушных ребятишек он живьём варил в котле, а благородных оленей использовал в качестве основного провианта на зиму.                 

                                                                                http://www.kramola.info/vesti

ТОЛ БАБАЙ - Родина Тол Бабая – Шарканский район республики Удмуртия. Именно здесь, давным-давно, в те времена, когда еще не было на свете людей, в окрестностях Кар-горы жили алангасары – великаны. И именно среди алангасаров был рождён Тол Бабай.
Когда на Земле появился человек, алангасары поняли, что им пора покидать родные места, и решили спрятаться от них раз и навсегда в самой глубокой яме на вершине Кар-горы Только один великан – самый маленький из всех, перед тем как прыгнуть замешкался, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места. В это мгновенье яма исчезла.
Остался алангасар совсем один. Стал он бродить по свету, по лесам, по полям скитаться. Выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений.
Однажды зимой алангасар повстречал детей, те не испугались – позвали его играть. А потом с увлечением слушали необычно-волшебные рассказы потомка алангасаров. И тогда в знак благодарности маленький великан решил сделать детям небольшие подарки – с помощью своих друзей – белок он набрал шишек с высоких деревьев, а потом ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег и появились цветы. Обрадовались ребятишки, заулыбались, засмеялись и назвали
нового друга алангасара Тол Бабай — «зимний дед».
С тех пор их дружба продолжается, а Тол-Бабай каждую зиму старается радовать детей новыми подарками                                                                         https://vk.com/tol_babay








Татарский волшебник

Кыш Бабай – татарский зимний волшебник. Приходится зимним братом Удмуртскому Тол Бабаю и Российскому Деду Морозу!
Татарский волшебник живёт в своей резиденции – в сказочном уголке республики, в селе Яна Кырлай на родине Габдуллы Тукая. У старца есть любимая и прекрасная дочь – Кар Кызы, а ещё лесная свита …

1. Кыш Бабай носит шапку в виде тюбетейки.

 

2. Костюмы старца с национальными орнаментами. Наряды разных цветов, но самый узнаваемый – зелёный.
3. У татарского зимнего волшебника есть любимая дочка Кар Кызы.
4. Кар Кызы умеет готовить национальные блюда чак-чак и балиш, и угощает ими отца и его свиту.
5. Свита старца – это более 10-ти сказочных героев: дочь Кар Кызы, Батыр, Шурале (герои сказки Габдуллы Тукая «Шурале»), Алтынчэч, Тахир, Зухра, Убырлы (аналог Баби-Яги), снеговики, шайтаны (черти) и др.
6. В резиденции Кыш Бабая есть волшебная лестница. Поднимаясь по каждой ступеньке, можно загадать желание и оно обязательно исполнится!

 

 https://vk.com/suiauctus

ДЕДЫ - Праздник Осенние Деды отмечают с 21 по 27 октября. Дни эти были очень важны для славян, ведь в нашей традиции почитать не только Богов, а и своих Предков. Осенние Деды посвящены именно им, тем, кто «пошел до дедов» и стал хранителем своего Рода. Почитание духов предков было таково, что им оставляли требы, обращались за помощью и советом — но не всякий раз, а когда случай был действительно сложным. Считалось, что духи предков, пребывающие в Нави, отлично внемлют словам и просьбам потомков, могут даже вмешиваться в их дела. Дни почитания предков недаром приходились на весну и осень. Дело в том, что символически души умерших в сознании славян представлялись птицами. Недаром существует множество примет, связанных с постучавшей или влетевшей в окно птицей — считалось, что это Предок чело-века, увидевшего такую птицу, явился из Нави предупредить его о чем-либо. А весна и осень — периоды сезонной миграции перелетных птиц: они прилетают из дальних краев («светлого Ирия») по весне и улетают в середине осени обрат-но. Предков чаще всего поминали на кладбище, часто остерегаясь их звать на-прямую в дом. Но и домой их могли звать — убирались, готовили классические блюда для поминовения (блины, кутью, кисель из овса) и звали «дедов» особы-ми словами. На ужине наливали «дедам» чарку (ее потом на улицу выставляли) и потом особым образом прощались с ними.
Вне сезонных праздников поминали «дедов» и тогда, когда происходило в жизни славянина важное событие — например, рождение ребенка. «Деды», которых хоронили в земле, могли влиять и на плодородие этой земли. Счита-лось, что души пращуров могут наслать дождь тогда, когда его не хватает, и бы-ли магические заговоры с обрядовыми песнями, подчеркивающими этот момент.                                                                                     https://vk.com/severnay_skazka

2. Осенние Деды (Навья седмица) – череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью, – дней поминовения предков, проведения Тризн и иных поминальных Обрядов. Это проводы Душ предков на Велесовы Луга до будущей Весны.

Осеннее Макошье (Осенние мокриды) – Святодень, когда Мать Сыра Земля и Государыня Вода «закрываются» до будущей Весны. На Свято-день приносят Требы Земле-Матушке и Государыне Воде, просят у них прощения. Святодень посвящён Макоше – Пряхе Небесной, плетущей Покутные Нити наших судеб.

 

 

Праздник Осенние Деды приходит тихо, словно шелест последних облетающих листьев. Не сопровождают его шумные гуляния, песни да танцы. Осенние Деды – праздник молчаливый и очень важный, как встретить его?

Память славян жива в русском языке, лучше всего то знают дети. Во время шумных детских забав слышится «чур меня!», «зачурался!», «чур мое!». Обращаются дети к своему далекому Предку, ставшему Чуром, хранителем Рода.

Пращурам, что ушли в Навь дабы хранить своих потомков, посвящен праздник Осенние Деды, Навья Седьмица, зовут его иначе. Осенние Деды связаны с воспоминаниями о смерти, о родне, «ушедшей к дедам». Не радостными песнями и хороводами сопровождается праздник, а светлой грустью и молчанием. Всему свой срок: дни не для радости, а для тихого поминовения Предков – Осенние Деды в 2016 году.

Не даром Осенние Деды называют иначе Навьей Неделей, обозначая продолжи-тельность праздника поминовения предков. Приходится этот праздник на встречу зимы и осени: 21 – 28 октября. Не ошиблись мы! Пусть на календаре до начала зимы ещё месяц, первый снег за окном говорит, что в природе зима наступает раньше придуманного людьми срока.

Самый важный день Навьей Седьмицы – Дедова Суббота... В этот срок всё должно быть готово к поминальному ужину.

Дом убран, вся семья омылась в бане, оставив на пороге ведро чистой воды и свежий веник для предков. Хозяйка приготовила вкусные кушанья. Позаботилась, чтобы на столе непременно были яства мясные да горячие, чтобы души Предков вдыхали запах вкусных блюд. Коли известно, какое кушанье было любимо Дедами, готовят его. Вместо хлеба пекут ароматные блины. В означенный срок собирается вся семья за столом встречать Осенние Деды. Приезжают даже те, кто не живет с родней – в родной семье и каша гуще. Ставят отдельный прибор для Дедов на стол или на подоконник, глава семьи открывает все двери, впуская души Предков, начинается праздничный ужин. Сперва откла-дывают угощение Пращурам, после сами принимаются за пищу в молчании или вспоминая за столом добрым словом своих Предков.

На другой день Осенних Дедов отправляются отобедать к родичам, что живут далече, дабы помянуть Предков вместе с ними. А уж дальше начинается волшебное время. Граница меж миром Яви и Нави истончается. Тут можно у Предков просить помощи да совета, гадать и ворожить, непременно благодаря Пращуров за помощь. В последний день Навьей Седьмицы обозначают окончание праздника: выносят птицам остатки поминальной еды, тушат свечи, зажженные для Предков на алтаре. Закончились Осенние Деды, а чудес много впереди и Предки всегда с нами!

Древние традиции живы по сей день. Отпраздновать Осенние Деды можно, как много веков назад: навести чистоту в жилище, приготовить поминальный ужин, вспомнить о своих Предках. Ныне хорошее время, чтобы достать старинные альбомы с фотографиями и рассказать детям о их дедах и прадедах, чтобы зажечь свечу на домашнем алтаре, принести угощение Пращурам и передать эту традицию потомкам!

Сказывают, о Предках судят по потомкам. Когда-то всем суждено стать Пред-ками-хранителями своего Рода. Пусть сохранится в семье традиция почтения Предкам, пусть появится простой домашний алтарь, знак памяти о Пращурах. https://northernfable.ru/

3. Деды Осенние, Дедов день — праздник поминальных пирогов и собранных кро-шек. Увяжет человек крошки со стола в узелок, отнесёт птицам — клюйте, души пернатые, несите весточку в Ирий, за Смородину реке к предкам. Кто из вас, вест-ники крылатые, лишь обернулся сорокою или вороном, кто из вас прилетел сюда с Того Берега, посмотреть, как живут потомки? Говорят же, что в этот день танец по-койники ведут, живых блюдут. Летит над древнюю Волгою освяночка малая. Началась Дедова седьмица.
Язычники-славяне, древние насельники этих земель — финны, балты в закатной стороне — все её встречают. Пекут поминальные пироги, бесчинстуют на тризнах, пугая незнакомых с древним обычаем поминального разгула. Веришь ли — тихие души, а вот, режут красную курицу, варят бабью кашу, подают к столу свиную голову, кутью, блины поминальные... https://vk.com/heritage_of_yoytsu

4. ДЕДЫ - (реже – Диды) – духи предков, которые призваны хранить и защи-щать свой Род. В этом отношении дед (не путаем с наименованием живого пред-ка) является мощным родовым духом, которому приписываются не только ох-ранные, но и гармонизирующие функции. То есть дед способен улаживать кон-фликты внутри рода, но он это делает лишь в случае крайней необходимости, стараясь не вмешиваться в жизнь и семейный уклад своих потомков без надоб-ности. К дедам обращались за помощью, за советом, когда не знали, что делать. При этом не стоит путать деда (дида) и домового. Домовой является эгрегором жилища, иными словами он имеет территориальную «привязку», он контро-лирует конкретный дом, определенное жилое пространство. Дед – это эгрегор рода, то есть он представляет собой персонифицированный дух всех предшествующих поколений, их суммарную энергетику.

По другой версии дед – это конкретный дух конкретного предка, вероятно – са-мого старого и самого мудрого. В тоже время по этой версии за одним родом могут «приглядывать» несколько дедов, образуя своеобразный круг хранителей. При этом не стоит заблуждаться, будто каждый достаточно старый и достаточно мудрый дух-предок мог стать дидом. Вероятно, речь в данном случае идет с одной стороны о личном выборе духа, с другой – о его кармическом теле, теле причинно-следственной связи. Грубо говоря, один из старших духов мог остаться в роду в качестве хранителя для того, чтобы исполнить определенную миссию, решить конкретную задачу. Либо же дид мог выбрать служение, по-мощь своему роду как один из вариантов дальнейшего развития. Вероятно, отсюда проистекает христианский образ ангелов-хранителей, хотя конкретно этот образ в большей степени связан с деятельностью легов – созданий из высших мерностей.

При этом стоит упомянуть, что область юрисдикции дида не ограничивается внутренними проблемами рода. Иногда конфликты могли возникать между отдельными родами и если ситуация действительно сложна, принято было просить о помощи именно дидов. Тогда духи родов пытались договориться, разрешить ситуацию на своем уровне. Для обращения к дидам использовался так называемый родовой алтарь, где располагались деревянные фигурки, символизирующие предков. Родовой алтарь был неотъемлемой частью славянского жилища, разумеется, он располагался в том месте, куда не могли иметь доступ случайные гости. Это сакральное место, которое посещалось лишь по существенной необходимости, ибо негоже по пустякам предков тревожить.             http://radogost.ru/slavjanskie-bogi.html

3 Лада - общеславянская богиня любви, женского уклада в семье,богиня брака, согласно чешской "Mater Verborum", (соотносимая там с Венерой) и "Синопсису", а также "Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе" (XVI век записи), под именем Gardzyna ("Охранительница"). Упомянута в польских церковных запрещениях языческих обрядов начала пятнадцатого века. Ее месяц - апрель. Она, видимо, одна из Лосих-Прародительниц. Соотносится с древнегреческими Лато из страны гипербореев в верхней ипостаси, и Деметрой - в нижней ипостаси. Одна из Рожаниц. Жена Лада и/или Сварога (Марс был любовником Афродиты, Гефест - мужем). Ее металл - золото, медь или бронза, а камень - изумруд.

Лада - мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Богиня Земли.
Лада считается семейным божеством, широко распространенным в славянском фольклоре. Супруга Рода. Является одной из двух богинь рожаниц.
Рожаница Мать (Лада) связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: плодоносная Осень. Художники обычно изображают ее немолодой женщиной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать много-численного семейства. Имя (слово) ЛАда имеет отношение к установлению порядка :"ЛАДИть", "наЛАЖивать" и т.д. Некоторые исследователи признают Великую Ладу матерью 12-ти месяцев, на которые делиться год. А ведь месяцы, связаны с 12 созвездиями зодиака и гороскопа, которые согласно астрологической науки, оказывают влияние на человеческую судьбу. Лада предстает перед нами не просто богиней лета, домашнего уюта и материнства, она связана еще со всеобщим кос-мическим законом.
Одна интересная подробность культа Рожаниц: "с ребят первые волосы стригут и бабы кашу варят на собрание Рожаниц".

Лад, Ладо, Лядо, Ладон - бог войны, бог веселья, бог брака, бог пепельный. По принятому в современной науке мнению, Лада и Лад - одно божество, за выделение бога Лада в свое время сильного ругали такого известного исследователя, как Фаминицын, но у авторов книги на этот счет иное мнение, поскольку значительное число упоминаний бога Лада имеется в первоисточниках: Лад ("Синопсис"); Ладо или Лядо ("Густинская летопись", "О идолах Владимировых"); Ладон - "Хроника Польская" Яна Длугоша; Alado (в польских церковных запрещениях языческих обрядов начала пятнадцатого века). Божество Ладо имеет признаки гермафродитизма, как впрочем, и древнегреческий Аполлон, - Dedis Dewie (Дид-Ладо - великое наше божество), Длугошу вторят и другие исследователи Стрыковский, Бельский, Меховский, Прокош

"Густинская летопись": "Четвертый (идол) Ладо (си есть Pluton), богъ пекелный, сего верили быти богомъ женитвы, весел1я, утешетя и всякого бла-гополучия, якоже Елины Бахуса; сему жернты приношаху хотящш женитися, дабы его помощ1ю бракъ добрый и любовный быль. Сего Ладона беса, по нека-кихъ странахъ, и доныне на крестинахъ и на брацехъ величаютъ, поюще своя некгя песни, и руками о руки или о столь плещуще, Ладо, Ладо, преплетающе песни своя, многажды поминаютъ ".
По созвучаю имен, как это всегда в мифологии Лад и Лада составляют супружескую пару. Может отождествляться с римской Венерой или греческой Персефоной. В таком случае если, богиня Лада отождествлена с Венерой, то Лад близок к Марсу. Если Лада близка к Деметре или Персефоне - Лад соотносится с Аидом.                            http://myfhology.info/gods/slavyans/slavyan.html

 

ДЕЖА -(деревянная кадка для заквашивания теста)

ДЕИСУС -иконный ряд из трёх образов: в середине Христос, а по бокам от него Богородица и Иоанн Предтеча.                                                                                       (68.б) 












ДЕЙНЕКА АЛЕКСАНДР

 

Александр Дейнека. "Бой амазонок" (1947 г.)

ДЕЙСТВИТЕЛИ — актеры. (словарь устаревших слов) http://ruspravda.info/Slovar-ustarevshih-slov-srednevekovoy-Rusi-443.html

ДЕЙЛИМИТЫ     воинствующие горцы южных берегов Каспия.                  (72.240)

 

ДЕКАБРЬ – 1.  Декабрь (December) - от лат. слова decombre (десять). Первоначально  в Древнем Риме был десятым месяцем года.

2. Студень (декабрь) – «декемврием» (лат. december) называется у нас 12-й месяц, в году; у римлян он был десятым, отчего и получил свое название (decem - десять). У наших предков он назывался «студень», или студный, от стужи и морозов обыкновенных в ту пору.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: