Акинфий Никитич Демидов (1678-1745)

 

 

Гроот Георг Кристофор. Портрет А. Н. Демидова. 1745

 

Именно при Акинфии Демидове династия достигла своего расцвета и славы.
Унаследовав в 1725 году всю ”горную” империю своего отца, Акинфий с огромной энергией принялся за работу, которую он прекрасно знал, и за 20 лет довел количество своих заводов до 25, превратив один из них, Невьянский, в самое передовое предприятие в мире и обогнав по количеству производимого металла передовые европейские страны. Металл высочайшего качества с его заводов экспортировался в Европу и Америку.
Кроме того, именно Акинфий открыл богатейшие рудники Алтая, ставшие для России основными поставщиками серебра. За огромные заслуги Екатерина I пожаловала Демидовым дворянские титулы.

Русская "Пизанская башня" в Невьянске

 

 

Пизанская башня в Невьянске

В бывшей вотчине Демидовых, городке Невьянске, имеется очень интересное сооружение – своя "Пизанская башня", построенная при Акинфии Демидове. До сих пор неизвестно, из-за чего она так наклонилась. Ходят слухи, что некогда в подвалах этой башни в специальных мастерских Демидовы тайно изготавливали золотые и серебряные монеты. Но достоверных подтверждений этому не было обнаружено, хотя и приезжали к Демидовым не раз комиссии с п роверкой

Памятник Акинфию Демидову от благодарных потомков» на берегу Чусовой

Со смертью Акинфея Демидова закончилась эпоха огромной горной империи, которая была разделена между тремя его сыновьями, но продолжил дело отца лишь его младший сын Никита. Никита Акинфиевич Демидов (1724-1789)

 

 

Никита Анкифиевич Демидов

 

 

 

Обширные знания в области горного дела и деловая фамильная хватка способствовали тому, что вскоре к полученным по наследству заводам он добавил еще три и стал производить металла даже больше, чем в свое время его отец.
Вторую половину жизни Никита Акинфиевич, будучи очень образованным человеком, прекрасно разбирающимся в науках и искусстве, предпочел провести в столицах, в светских кругах, как богатый вельможа, наслаждаясь жизнью.
Он оказывал серьезную поддержку Московскому университету, а также не забывал про талантливых уральских мастеров, отправляя их на обучение даже за границу, тратя при этом колоссальные деньги.

Следующие поколения Демидовых также продолжили благотворительную деятельность.
Учреждение престижной премии для ученых, создание училища высших наук в Ярославле (ныне Ярославский университет), строительство четырех чугунных мостов в Санкт-Петербурге, щедрые пожертвования в фонды университетов и академий и многое-многое другое – все это Демидовы.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/080717/35181/

ДЕМИУРГ- 1. В античной философии, в частности, у Платона, персонифицирован-ное творческое начало мироздания, создающее мир (космос) из материи сообраз-но с вечным образцом - эйдосом. Этим демиург отличается от бога теистических религий, творящего мир из ничего. создает низших богов, мировую душу, бессмерт-ную часть человеческой души. Впоследствии демиург отождествлялся с логосом, умом, вкусом. В отличие от бога теистических религий, демиург не всесилен. Стремлению демиурга устроить все ""как можно лучше"" противостоит сопротивле-ние материи в виде детерминистической ""необходимости"". Часто демиурга иденти-фицируют с Богом Ветхого завета. Понятие демиурга играло важную роль в космоло-гических построениях гностицизма и в герметической традиции.                                                                                          ВСловаре.Ру>Религиозный словарь

 2.  (греч. - творец, создатель) - филос.-теологич. категория, восходящая к Платону, у ко-торого Д. - бог, создающий мир из извечно существующего хаоса, в отли-чие от христ. бога, творящего мир из ничего. У гностиков Д. - творец матери-ального мира с его злом и греховностью. В христ. богословии и объективно-идеалистич. философии Д. - идеальное первоначало, творящее мир.                              Словаре.Ру>Философский словарь

 3. (греч. demiourgos - "творящий для народа", т.е. ремесленник, мастер-созда-тель) - субъект миротворения в теологических, религиозно-философских и ранне-натурфилософских космогониях… В отличие от архаических мифологий и на-турфилософии Востока, ориентированной на презумпцию спонтанности кос-могенеза, западная культурная традиция осмысливает становление косми-чески оформленного мироздания не как самопроизвольный процесс, но как продукт целеполагающей деятельности, что предполагает фиксацию субъекта последнего. Это связано с тем, что если аграрная ориентация традиционных восточ-ных обществ предполагала использование объективных результатов спонтанных процессов (см. древнекитайскую пословицу "не тяни, торопя, лук за перья"), то для ремесленной Греции, где мастер-демиургос творит вещи, напротив, характерен культурный пафос активного преобразования (при строительстве дороги мастера не "обходили" гору, но прорубали ее насквозь или делали ступеньки). Соответственно этому в восточных культурах при осмыслении структуры деятельности акцент пада-ет на объектно-предметную ее составляющую (превращение предмета в продукт по законам приро-ды), а в древнегреческой - на субъектную (целеполагающий субъект). (Это находит свое выражение даже в языковых структурах: в древнекитайском вэньянь основную функционально-семантическую оппозицию составляют имя и предикатив, т.е. предмет и изменение его свойств, в то время как в древнегреческом языке - имя и глагол, т.е. субъект и осуществляемое им действие.) В контексте характерной для классических когнитивных стратегий Запада апелляции к внешней причине как финальной объяснительной презумпции оформляется установка на трактовку даже внешне спонтанных процессов посредством фигуры так называемого примысленного субъекта (см. Автор), выступающего по отношению к космосу (см.) в качестве Д. В контексте античного гилеморфизма (см. Гилеморфизм) Д. выступает одновременно и как субъект космотворения, понятый в качестве привно-сящего в гештальтирующую фор-му в сырьевой материал (техноморфная модель космогенеза - см. Античная филосо-фия), и как творец мироздания, понятый в кА-честве "отца мира", производящего мироздание (посредством внесения в косную материю эйдоса) по образу и подобию своему. (В последнем случае отчетливо обна-руживает себя унаследованный античной философией от мифа антропоморфный генетизм: например, Платон, выделяя в качест-ве необходимых компонентов креа-ционного акта "то, что рождается, то, внутри чего совершается рождение, и то, по образу чего возрастает рождающееся", полагает, что "воспринимающее начало можно уподобить матери, образец - отцу, а – промежуточ-ную природу - ребенку".) Исходная этимология понятия "Д." полностью сохранена в натурфилософском контексте: творение мира понимается как его оформление (органи-зация, косми-зация хаоса), где наряду с действующим субъектом необходимым компо-нентом процесса выступает исходный преобразуемый материал (центральная для гре-ческой философии оппозиция материи и формы). В противоположность этому, в кон-тексте гностицизма Д. переосмысливается как создатель материи, т.е. отягощенного злом недуховного (и, следовательно, греховного) начала. В учении греко-израильского мыслителя Филона Александрийского (28/21 до н.э. - 41/49), выступающем в качестве промежуточной стадии между язычеством и христианством, платоновское учение об идеях встречается с библейским теизмом, задавая тенденцию переосмысления полу-метафорического демиургоса-ремесленника античной философии в Д.-Творца. Теистически артикулированный Д. принципиально отличается от натурфилософского демиургоса: во-первых, он творит мир из ничего, не нуждаясь для осуществления креационного акта в каком бы то ни было исходном субстрате, и, во-вторых, творение, в отличие от подчиненного определенным закономерностям – типа гераклитовского "логоса" - космоса реализуется как абсолютно свободный процесс вне какой бы то ни было внешней детерминации (вплоть до отказа схоластики от идеи творения "по разу-му Божьему": согласно позиции Иоанна Дунса Скота, Господь творит мир "по воле своей", т.е. вне каких бы то ни было ограничений со стороны рациональных правил Разума). Тождество сущности и существования в этом контексте признается лишь за Богом, в тварном же мире сущность пред-шествует существованию (в разуме Творца) и даруется свыше (принцип "экземпля-ризма сотворенного" у Августина). Презумпция Д. как финального объяснительного принципа входит в фундаментальные основания культуры западного канона, задавая интенцию на понимание детерминизма в качестве внешней принудительной каузальности: наглядным примером этого может служить концептуальная матрица деизма как позволяющая сохранить презумпцию Д. в кон-тексте атеистически ориентированного мировоззрения. Лишь в контексте неклассичес-кой и постклассической европейской культуры оформляется вектор отказа от зафикси-рованной в фигуре Д. имплицитной презумпции принудительной каузальности (и, со-ответственно, проясненности предельных основ и принципов мироздания посредством указания на Д. как его исходную "причину"): концепция "смерти Бога" в протестан-тском модернизме, основанная на том постулате, что человечество достигло своего рода "совершеннолетия", позволяющего ему отказаться от фигуры Д. как эвфеми-ческой замены признания непознанности исходных принципов бытия (Д.Бонхе-ффер); концепция "смерти Бога" в современной философии постмодернизма как фундиро-ванная новым, нелинейным, понимание детерминизма, предполагающим радикальный отказ от презумпции внешней каузальности (см. "Смерть Бога", Неодетерминизм).                                                             ВСловаре.Ру>Философский словарь

 

 

4. - У гностиков - божественный ремесленник, сын Пестис Софиа, создатель матери-ального мира, в котором заточил частички мира духовного - души. В данном случае он выступает в роли злого божества.
Чтобы души не сбежали из материального мира, не вырвались из бесконечной цепи перерождений, Демиург поставил злых демонов - архонтов - охранять доступ в пле-рому - мир духовный.
Однако, с развитием и дроблением гностических учений, многие из которых оказали влияние и на христианство, образ и роль Демиурга заметно изменились. Пройдя почти весь диапазон между добрым и злым, Демиург приобретает уж совсем неожиданное значение у неогностиков.
У них он не зол и не добр, ибо, хотя многие его поступки злы, это зло он творит не ради зла, оно - лишь издержки его творчества.
Это наглядный пример того, как злому богу тем или иным учением придается определенная привлекательность. Другие имена Демиурга: практически любые названия профессий - Ткач, Кузнец и т. п.; Гефест, Ильмаринен, Хнум, Птах, Яхве, Мулунгу, Моримо, Мукуру. Ремесленник, Творец, Вишвакарман, Йалда-баот (Йалдабаоф).                                                                             http://www.stud.isu.ru/legion/er.htm

 

5. МИФ О ДЕМИУРГЕ

Чтобы разобраться, как и в предыдущем уроке, мы рассмотрим самое глубинное, что есть в нашем сознании - миф.

Существует древний гностический миф о Демиурге.

Демиург (др.-греч. δημιουργός — «мастер, ремесленник, творец» от др.-греч. δῆμος — «народ» и ἔργον — «дело, ремесло, промысел»). Первым в таком значении его использовал Платон. В гностицизме Демиург является одной из ключевых фи-гур. Правая рука создателя бессмертных душ, неспособный понять любовь. Стремится показать, что может создать лучший мир, чем Первый Бог.

Демиург создаёт материю и заключает души в материальных телах. Его незавер-шённость считается причиной всех бед и несовершенств мира.

Несовершенный дух-творец мира, «злое» начало, в отличие от Бога, «доброго» на-чала. В гностических текстах — как ранних (Апокриф Иоанна), так и в поздних (Пистис София) обозначался именем Ялдабаоф (Иалдабаоф); происходил от эона Софии, возжелавшего творить без духовной половины, что привело к появлению Демиурга. Описывался как порочный, невежественный, ограниченный демон, одним из эпитетов которого был «Саклас» («глупый», «дурак»). Ялдабаоф, согласно Апокрифу Иоанна, стал богом над материей, создал ангелов и властей, совместно с ними сотворил из вещества тело человека по подобию божественного эона Человека, пребывавшего гораздо выше материи.

В гностических учениях Демиург воспринимался как «злой бог», сотворивший несовершенный и греховный материальный мир. Как правило, отождествлялся с ветхозаветным Яхве, иногда с Сатаной.

Архетип положенный в основу "мифа об Ялдабаофе" сквозит сквозь культуру многих колыбельных цивилизаций.

В современности этот миф наиболее ярко проявлен в творчестве Филиппа Дика. Идеи которого и реализованы в фильмах "Матрица" братьев Вачовски.

В чем суть этой идеи?












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: