Долгорукий Юрий - как князь Юрий стал Долгоруким

Юрий Долгорукий считается основателем Москвы и одним из главных «собирателей земель». Считается, что этот князь проводил политику объединения русских княжеств, однако все эти представления на поверку оказываются спорными.

Когда родился Долгорукий?

Мы достоверно не знаем ни дня, ни даже года рождения Юрия Долгорукого. Известно, что имя Юрий - производное от имени Георгий. Известно также, что свои именины Юрий Долгорукий праздновал в апреле.

Если посмотреть по святцам, то окажется, что в апреле память Георгиев отмечается четырежды, но только однажды - 23 числа - в память о Георгии Победоносце, в честь которого, очевидно, и был назван князь. Крестить младенцев было принято на сороковой день после рождения, но в княжеских домах это правило не всегда соблюдалось, поэтому среди историков принято указывать только сезон, когда родился Юрий Долгорукий - весной.

Если весной, то какого года? Василий Татищев указывал 1090 год, однако более поздние подсчеты эту дату опровергают. Юрий был шестым ребенком Владимира Мономаха, его старший брат Вячеслав (пятый сын) был старше Юрия где-то на 15 лет, а он родился в промежутке между 1081 по 1084 годом. Таким образом, год рождения Юрия Долгорукого сегодня по-прежнему неизвестен и определяется в промежутке между 1095—1097 и 1102 годами.

Чей сын?          

Кто был матерью Юрия Долгорукого? На этот счет у историков есть хоть какая-то ясность. Князь мог быть сыном второй жены Владимира Мономаха Ефимии, поскольку первая жена Владимира Мономаха - Гита Уэссекская, дочь англосаксон-ского короля Гарольда II скончалась 10 марта, вероятно 1098 года, тогда как «Гюр-гева мати», о которой есть упоминание в «Поучении» Владимира Мономаха, умер-ла 7 мая 1107 года. Очевидно, что это были две разных женщины. Таким образом, версия Василия Татищева о родстве Юрия Долгорукого с англосаксами сегодня оспаривается.

Основатель Москвы?

Если спросить любого человека о том, кто такой Юрий Долгорукий, то с большой долей вероятности вам ответят: «Он основал Москву». И это будет ошибкой, поскольку Юрий Долгорукий не был основателем Москвы.

Его имя связывается с древней историей русской столицы только по той причине, что первое упоминание Москвы в Ипатьевской летописи встречается в связи с письмом Долгорукого князю Новгород-северскому Святославу Ольговичу, кото-рого Юрий зовет «к себе в Москов» погостить.

Однако Юрий Долгорукий не был основателем Москвы. В летописи говорится, что князь дал своему гостю «обед силен». Значит, Москва уже не только существовала, но и была городом, в котором можно было разместить дружину и устраивать пир-шество. Известно, что в районе Москвы были деревни и села, принадлежавшие боярину Степану Ивановичу Кучко. К слову, самого боярина Долгорукий убил, а его дочь Улиту впоследствии выдал за своего сына Андрея Боголюбского. Кстати, «заговор Кучковичей» является одной из основных версий убийства Андрея Бого-любского.

Почему «Долгорукий»?

С историческими прозвищами ситуация всегда была и остается интересной. Их можно трактовать по-разному, в отличие от конъюнктурных предпочтений конкретной эпохи. Так, Иван Калита одно время позиционировался как жадный князь, который носил с собой кошелек из-за своей скаредности, затем тот же ко-шель стал атрибутом человека щедрого, который раздавал всем милостыню.

Подобная ситуация и с прозвищем «Долгорукий». Историк XVIII века Михаил Ми-хайлович Щербатов писал, что князя Юрия прозвали Долгоруким по аналогии с персидским царем Артаксерксом – за «алчность к приобретению». В нынешних же учебниках истории происхождение прозвища объясняется тем, что Юрий Долго-рукий был «собирателем земель».

Нужно сказать, что кроме Юрия, в роду Рюриковичей было еще два «Долгоруких». Это родоначальник князей Вяземских, потомок Мстислава Великого Андрей Вла-димирович Долгая Рука, который только один раз, в 1300 году, упоминается лето-писями; и потомок святого Михаила Всеволодовича черниговского, князь Иван Андреевич Оболенский, по прозвищу Долгорукий, родоначальник князей Долго-руковых. Во всех случаях трактовка прозвищ недоказуема.

Откуда взялся культ

Вплоть до середины XX века Юрий Долгорукий представал в исторической науке одним из «региональных» князей, чья деятельность в целом для истории Русского государства была малозначительной. Он многое сделал для Ростово-Суздальской земли, проводил активную градостроительную политику, но без летописной «привязки» к Москве Юрий Долгорукий так и оставался бы одним из многих талантливых и активных, но далеко не великих князей.

Вот, что пишет о нем Карамзин в своей «Истории государства Российского»: «Скромные Летописцы наши редко говорят о злых качествах Государей, усердно хваля добрые; но Георгий, без сомнения, отличался первыми, когда, будучи сыном Князя столь любимого, не умел заслужить любви народной. Мы видели, что он играл святостию клятв и волновал изнуренную внутренними несогласиями Россию для выгод своего честолюбия».

Не менее категоричен был и Василий Татищев: «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза не весьма великие, нос долгий и искрив-ленный, борода малая, великий любитель женщин, сладкой пищи и пития; более о веселиях, нежели об управлении и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев... Сам мало что делал, все больше дети и князи союзные...».

Культ Юрия Долгорукого - позднего, сталинского происхождения. Его подготовили к 800-летию Москвы, в 1947 году. Тогда же выпустили медаль с изображением князя, и сделали памятник (установлен в 1954 году). Плюс Юрий Долгорукого в качестве символа города был ещё и в том, что он идеально сочетался с покровителем Москвы Георгием Победоносцем. http://tainoe.info/category/proshloe

 

В 1147 году ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий — сын знаменитого киевского князя Владимира Мономаха, — пригласил к себе в гости, как повествует русская летопись, новгород-се́верского князя Святослава Ольговича: «Приди ко мне брате в Моско́в».

Из Ипа́тьевской летописи:

...И приславъ Гюргии [Юрий] [к Святославу], рече приди ко мнѣ брате в Московъ. Святослав же ѣха к нему съ дѣтятемъ своим Олегомъ в малѣ дружинѣ, поима со собою Володимира Святославича; Олегъ же ѣха напередъ къ Гюргеви и да [дал] ему пардоусъ [барса]. И приѣха по немъ отец его Святославъ и тако любезно цѣловастася въ день пяток на Похвалоу Святой Богородице и тако быша весели. На оутрии [другой] же день повелГѣюрги оустроити обѣдъ силенъ и створи честь великоу имъ и да Святославоу дары многы съ любовию и сынови его Олегови и Володимироу Святославичю [Рязанскому], и моуже Святославлѣ оучреди и тако отпоусти. //

С даты первого летописного упоминания Москвы и принято отсчитывать её историю. Край, где возник город, в те давние времена был покрыт густыми лесами и испещрён реками, служившими нашим предкам транспортными и торговыми путями. Москва оказалась удобно расположена на высоком холме, в месте слияния трёх рек: Москвы-реки, Я́узы и Неглинной.

По всей видимости, поселение существовало в этом месте и раньше, но именно Юрий Долгорукий возвёл тут укрепления, превратив село в город.

// При князе Дмитрии Донском Владимирское и Московское княжества объединятся, и Москва фактически станет столичным городом. Окончательно Москва превратится в столицу Русского государства в 1389 году, в год смерти Дмитрия Донского, когда он завещает своим наследникам кня́жить в Москве. //

                 https://vk.com/shagi_istorii

 

ДОЛГОРУКОВЫ   

Прозвище Долгорукий за злопамятность и мстительность получил князь Иван Андреевич Оболенский, семейное древо которого начинается с самого Рюрика. А вот общих корней с основателем Москвы Юрием Долгоруким, как можно было бы предположить, Долгоруковы не имеют.

Они участвовали в подавлении восстания Степана Разина и завоевании Крыма, и даже пытались заполучить российский престол. Марфа Долгорукова была женой Ивана Грозного, правда, недолго, так как была утоплена, а Екатерина Долгорукова стала женой императора Александра II.                                                  http://cyrillitsa.ru/category/past

ДОЛИТЬ — одолевать.

 

ДОЛЛАР - Когда-то слово Taller означало простую тарелку и было славянским. В славянской Чехии новую монету из серебра небывалого размера назвали "тарелка", по аналогии с тем, как говорят о большом листе бумаги – "простыня". Славянская история Европы всплывает даже в слове "доллар".                             https://vk.com/kramolainfo


ДОЛЬМЕНЫ — это строения, сооруженные из крупных каменных блоков. Ученые точно не знают их назначения, но предполагают, что это культовые сору-жения.

ДОЛЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА Западного Кавказа – археологическая культура среднего бронзового века в горах Западного Кавказа (2900/2800 – 1400/1300 л. до н. э.). Ареал охватывает лесистые горные территории по обе стороны от Главного Кавказского хребта — на севере до Таманского полу-острова, на востоке до бассейна реки Лаба, а по западному побережью Черного моря захватывает на юге всё протяжение Абхазии. Культура дольменов  сосед-ствовала с северокавказской культурой на востоке, с ямной и новотито-ровской, а затем катакомбными на севере, с беденской и затем триалетской на юге. Ей пред-шествовали майкопская и новосвободненская культуры, а после нее на этой терри-тории существовала колхидская культура, родственная кобанской.

Культура названа по своему самому яркому проявлению – мегалитическим гробни-цам, в частности дольменам. Их впервые здесь заметил в 1794 году академик П. С. Паллас, позже описывали и другие иностранные ученые на русской службе. Со второй половины XIX века заинтересовались и стали изучать и русские ученые – Е. Д. Фелицын, графиня П. С. Уварова и др., в ХХ веке присоединились и местные кавказские ученые. Первую систематизацию материала проделал в 1960 г. Л. И. Лавров (он, собственно и выделил культуру), результаты собственных и предшест-вующих работ обобщил в 1979 и в 1997 гг. В. И Марковин. В настоящее время на основе собственных полевых работ оригинальные концепции с резко расходящи-мися выводами представили А. Д. Резепкин, М. Б. Рысин и В. А. Трифонов (это 90-е и 2000-е годы).

Карта расположения дольменов Западного Кавказа (из книги В. И. Марковина). Каждая точка обозначает не один дольмен, а скопление дольменов.

 

Дольмены – это разновидность мегалитических  гробниц,  большие каменные ящики из цельных плит: четыре поставлены на ребро как стены и пятая плашмя сверху – перекрытие. В перед-ней плите у многих проделано круглое отверстие (иногда прямоугольное, овальное или арочное), заткнутое каменной пробкой. Такое обозначение («дольмен») эти па-мятники получили в Англии и Франции, но слово не английское и не французское, а кельтское. Значение его раскрывают по-разному. Одни переводят с бретонского (кельтский язык Франции) tol-men как ‘стол-камень’, то есть ‘каменный стол’, другие как ‘круглый камень’, то есть ‘каменный круг’, но и пишется это слово на бретон-ском не совсем так, а taol maen. Однако в Англии, в графстве Корнуолл, где еще не так давно звучал валлийский язык (тоже один из кельтских) до сих пор сохранилось круглое каменное сооружение с отверстием в центре, называющееся Men-an-Tol, что означает в переводе с валлийского ‘камень-с-дырой’, тогда tol-men – это ‘дыра-ка-мень’. А у дольменов действительно нередко в передней стенке есть круглое отверстие, окошечко. По таким сооружениям с отверстиями все огромные каменные ящики стали у англичан называться дольменами. С середины XIX века это слово стало употребляться и в России, а в 1878 г. граф А. С. Уваров, порывшись во французских энциклопедиях, объяснил его в статье «Мегалитические памятники в России» как «кА-менный стол», что и привилось. Любопытно, что эпиграфом к своей статье Уваров взял латинское изречение Бэкона: «Скорее из ошибки родится истина, чем из путани-цы».

Очень долго эта кавказская культура была известна только по дольменам. Только после войны стали обследоваться поселения, особенно по инициативе Марковина. Сейчас известны также святилища и петроглифы этой культуры.

Дольмены. Наиболее трудный для исследований, загадочный и увлекательный компонент этой культуры – сами дольмены. Они не прямоугольные, а большей частью трапециевидные – для устойчивости (боковые плиты наклонены внутрь, передняя больше задней).

Давно оставлены всякие гадания о том, что сии памятники означают – сейчас это лишь предмет досужих измышлений всяких мистиков и шарлатанов. В интернете можно найти развернутые трактаты о древних обсерваториях магов, установках для выработки чудесной энергии, накопителях жизненной силы, ультразвуковых или инфразвуковых резонаторах, о совершаемых близ них чудесах и подобной блажи.

Эти россказни мало отличаются от старых баек, ходивших вокруг этих памятни-ков. Те были порождены еще в древности любопытством последующих обитате-лей, утративших преемственность и живую память об этих сооружениях при прос-тительном невежестве и мифологическом сознании того времени. Для казаков дольмены – это «богатырские хатки», для мегрелов – мдишкуде (дома велика-нов), поскольку лишь древние богатыри и великаны могли воздвигать подоб-ные сооружения. Абхазы же и адыги (черкесы) называли дольмены испунами (домами карликов), ибо только карлики могли пролезать в круглые отвер-стия в передней стене. У адыгов бытовали байки о том, как карликам испам, кото-рые ездили верхом на зайцах, удалось заставить великанов иныжей построить до-ма для карликов, и те запрыгивали в них прямо на зайцах.

Рис. 3. Типы дольменов Западного Кавказа (из книги В.И.Марковина) 1 — плиточные дольмены, 2 — составные, 3 — корытообразные, 4 — дольмены-монолиты, между ними помещены промежуточные формы. 1, 2 — ст. Новосвободная; 3 — р. Кизинка, дольмен №75; 4 — с. Адигналово; 5 — р. Кизинка, дольмен №54; 6 — с. Азанта; 7 — ст. Даховская, Дегуакская поляна, дольмен №139; 8 — ст. Новосвободная; 9 — ст. Даховская, Дегуакская поляна, дольмен № 84; 10 — окрестности г. Туалсе; 11 — с. Лазаревское; 12, 13 — с. Гузерипль; 14 — р. Кизинка, дольмен № 539; 15 — там же, дольмен № 533; 16 — с. Солох-аул, гора Аутль; 17 — с. Солоники; 18 — с. Дедеркой, 19 — аул Красноалександровский I; 20 — с. Адигналово; 21 — с. Береговое; 22 — с. Волконка (1, 2 — по Н. И. Веселовскому, 8 — по Н. Л. Каменеву, 11 — по Н. П. Руничу, 21 — по Е. Д. Фелицыну, 3—7, 9, 10, 12—20, 22 — обмеры и зарисовки В. И. Марковина)

 

Если предположить, что в виде карликов ады-гский фольклор представил души умерших, то байка имеет некоторую историческую связь с дольменами, потому что заяц в скифское время считался сакральным животным, которое курси-ровало между миром мертвых и живых, а дольме-ны – несомненно гробницы, это установлено архе-ологами с непреложностью. Адыги и абхазы представляли себе реальную функцию дольменов – они называли дольмены также кеунеж,- адамра- -(древние гробницы).

Рис. 5. Дольмены Западного Кавказа. (из книги В.И.Марковина) 1 — бассейн р. Кизинки, плиточный дольмен №58; 2 — там же, плиточный дольмен №23; 3 — ст. Даховская, Дегуакская поляна, составной додьмен №71 Рис. 6. Дольмены Западного Кавказа 1 — бассейн р. Кизинки, корытообразный дольмен, №532; 2 — пос. Каменоломня у г. Туапсе, корытообразный дольмен с ложным фасадом; 3 — с. Адигналово, Кодлова балка. Дольмен, близкий монолитным сооружениям.

Лавров и Марковин создали классификацию дольменов Кавказа, положив в основу строение дольмена. У них получилось четыре категории: плиточные (их больше двух тысяч), составные (из многих камней – этих дольменов несколько десятков), корытообразные (выдолбленные в одном валуне, этих до сотни) и дольмены-монолиты (в скале, этих всего несколько штук).

Анализ сосредоточился на плиточ-ных, остальные выглядят как отклонения или подготовительные варианты, поиски формы (например, наличие отдельно при-строенного портала или «ложно-портальных» выступов). Это предполагает местное происхождение и развитие. Марковин усмотрел тесную связь с предшест-вующей культурой, понимаемой им как единая майкопско-новосвободненская общность. А в ней есть новосвобод-ненские гробницы, двойные и подкурганные. Он счел, что вся масса западно-кавказских дольменов как-то связана по происхож-днию с новосво-бодненскими гробницами, которые он включил в свою классификацию как вариант плиточных дольменов.

Рис. 7. Дольмены Западного Кавказа (из книги В.И.Марковина) 1 — с. Солоники. Корытообразный дольмен №1 в первой группе дольменов (перекрытие у него сброшено); 2 — с. Волконка, р. Годлик. Дольмен- монолит

 

Еще больше на этой связи настаивает В. А. Трифонов. Он раскопал дольмены, в которых оказался типично новосвободненский (или майкопско-новосво-бодненский) инвентарь. То есть для него это одна культура.

 

А. Д. Резепкин подошел к классификации с другой стороны. Его классификация охватывает более широкий круг мегалитов Кавказа и делит их по плану на пря-моугольные, подковообразные и дольмены. Он учел, что наши дольмены – только разновидность массы дольменов, распространенных в мире, и притом не самая древняя. Что в мире давно разработана общая классификация мегалитических гробниц, в кото-рой дольмены занимают особое место.

Дольмен с орнаментом в р-не Геленджика. Источник: Tropican — собственная работа.

В свое время (1941) Глин Дэниел показал, что все мегалиты Европы делятся на две группы, две тра-диции развития. Одни развивают план гробницы со входом (узким коридорчиком), коридорной гробницы (passage grave), а другие – длинной галереи, деленной на камеры – галле-рейной гробницы (gallery grave), то есть камера и кори-дор тут не имели различий по ширине. В обеих традициях дело в конце концов сво-дилось к усеченному варианту – большому каменно-му ящику, дольмену. Происхождение этой формы можно видеть по рудиментам развитой структуры – по остатку коридора (порталу, дворику) в одном случае и остаткам деления на секции – в другом. Вот Резепкин увидел в подкурганных дольменах станицы Царской (ныне Новосвободной) и подобных (Резепкин их не называет дольменами) – остатки галерейной гробницы, а в дольменах Запад-ного Кавказа – результат развития коридорной гроб-ницы, гробницы со входом. Правда, во внутренней стенке, делящей гробницу в Кладах (традиция ново-свободной), есть то самое круглое отверстие, кото-рое в дольменах коридорного типа ведет наружу, так что можно вторую камеру галерейной гробницы при-нять за дворик. Подковобразные же гробницы – это результат такого же развития (в сторону выпрямле-ния и упрощения) псевдокупольных гробниц, известных на западе как ранние.

Это другая классификация и другое происхождение. Но чего? Дольменной идеи или дольменной культуры? Как дольмены появились здесь – со всей культурой или как заимствование погребальной архитектуры или как параллельное самостоя-тельное развитие одних и тех же идей?

Дольмены располагаются на Кавказе группами, не у самого моря, а поодаль, в го-рах. Перед дольменом обычно высечена в склоне горы горизонтальная площадка – дворик, на который дольмен выходит своим порталом (отдельной пристройкой, боковыми выступами, навесом кровли, круглым отверстием). Внутри гробницы поверхности плит тщательно выровнены и зашлифованы, иногда покрыты рисун-ками – высеченными и росписью. Отверстие заткнуто каменной пробкой (ошибоч-но называемой у Марковина «втулкой»), весьма тяжелой. Тем не менее внутри обычно побывало немало посторонних, редко от содержимого что-то сохранилось, это кости и некоторый инвентарь. Раскопки снаружи и обследование внутри всё же кое-что дают, как, разумеется, дают и раскопки поселений.

 

Рис. 8. Западный Кавказ. Предметы, найденные в дольменах (из книги В.И.Марковина)

 

Способ погребения. Кроме дольменов, в которых хоронили не всех покойников, есть и погребения в обычных ямах, обложенным камнем. В. А. Трифонов объясняя-ет это различие тем, что в дольменах хоронили только знать: слишком велики были затраты сил на возведение дольмена. М. Б. Рысин однако полагает, что возведение дольмена – дело большой патриархальной семьи, чьей коллективной усыпальницей гробница и была (в ней обычно 4 – 5 скелетов, доходит до 30). А знать выделялась центральным положением, величиной дольмена и отсутствием других покойников рядом.

Погребения бескурганные, часто вторичные (с предварительной декарнацией – в гробницу шли уже только кости). Рысин считает, что на этом основаны ошибочные реконструкции «сидячих» покойников – это просто сложенные кучкой кости. Положение цельных скелетов удалось проследить в очень редких случаях. Вроде есть и вытянутые на спине покойники с руками вдоль туловища и скорченные костяки, но от констатации правил обряда исследователи пока воздерживаются. Обряд явно отличается от погребения в Майкопе и Новосвободной – сильно скорченного на боку с руками перед лицом.

Поселения. Как раз поселения располагались ближе к воде – на террасах и склонах, иногда на водоразделах. Они состояли из турлучных домов (плетеные стены с глиняной обмазкой) с глинобитными полами, с малым применением камня. Печи были глинобитные и хозяйственные ямы обмазаны глиной. Похоже, что в быту носители этой культуры предпочитали глину, а не камень. Жили, однако, и в пещерах.

Хозяйство. Лесное размещение дольменов обманчиво. Прежде границы леса были выше в горах. В основном дольменная культура занимала степные ландшафты. Как и предшественники, строители дольменов кормились придомным скотоводством и мотыжным земледелием. В стаде больше всего было крупного рогатого скота, на втором месте – свиньи, а уж затем мелкий рогатый скот, также лошадь и собака. Подсобную роль играли земледелие, охота и рыбная ловля. Землю обрабатывали каменными мотыгами, урожай собирали серпами с кремневыми вкладышами, зерно мололи зернотерками.

Металл. Мышьяковистая бронза была собственная, о чем свидетельствуют льячки и слитки металла. Изделия: ножи-кинжалы с острыми или закругленными концами, боевые топоры с изогнутым книзу лезвием, тёсла, шилья. Есть бронзовые крюки для доставания мяса из котлов, украшения.

1. Сосуд дольменной культуры, дольмен № 1, Каменный курган, станица Новосвободная, Адыгея Источник: Сергей 6662 — собственная работа.

2. Фрагмент керамики с поселения Чубукин Бугор.

Керамика лепная, без отмучивания глины, с грубыми примесями-отощителями (прежде всего дресвой, то есть толченым кварцитом), неравномерного обжига, а для прикрытия изъянов покрыта слоем ангоба разных цветов, окрашена в красный цвет и залощена. Орнаментирована расчесами, прочерчена и покрыта налепами – валиками и сосцевидными налепами, накольчато-жемчужным орнаментом. Нередко орнаментирована даже внутри. Отличительная черта сосудов – четкое отделение шейки от тулова, в месте соединения – валик или желобок. Форм сосу-дов гораздо больше, чем у предшествующих культур – три десятка типов: кружка, кубок, амфора, горшок, кувшин, миска, чаша и т. д., они с разными петельчатыми ручками, ушками для продевания веревки, массивными ручками для упора, с носи-ками. Некоторые ручки имеют вид «флейты Пана» — как в Средиземноморье.

Импортными являются курильницы и сосуды с веревочным орнаментом – от север-ных и восточных соседей.

Камень. Кремня сравнительно мало: вкладыши, скребки, наконечники дротиков и стрел с черешками, с вогнутым основанием и с шипами. Много клиновидных ка-менных топоров и абразивных инструментов – точил, тёрочников и т. п. Сердолик для бус прибывал из Индии и Ирана.

Мелкая пластика представлена женскими статуэтками из камня и глины, фигурка-ми животных: быка, барана, свиньи, кабана, зубра.

Происхождение культуры. В 1973 г. Марковин высказался так: «чем более позна-ется материал, тем менее ясным становится вопрос о происхождении дольменной культуры Западного Кавказа».

Дело в том, что он вообще-то придерживался традиционного для советских архее-ологов автохтонизма: все культуры развиваются на местах и на месте же спокойно возникают одна из другой. Но дольменная культура в эту схему не укладывалась. Она резко отличается от майкопской, а главное – мегалиты распространены в Сре-диземноморье, в Западной и Северной Европе гораздо раньше – с V тысячелетия, и дольмены схожих типов там есть. Он признал, что нужно учесть импульс с Пире-нейского полуострова, но как оттуда этот импульс мог добраться до Кавказа, в какой форме – было совершенно непонятно. Дилетанты строили концепции о мор-ских походах то ли предков басков к берегам Кавказа, то ли кавказцев в Испанию, но серьезный исследователь не мог удовлетвориться такими фантазиями.

В науке было выдвинуто в основном три гипотезы.

1. Местное происхождение. По одной, предложенной в 1913 г. антропологом Д. Н. Анучиным, для объяснения происхождения дольменов не нужна никакая миграция, никакие внешние импульсы. Мегалиты были заменой пещерных погребений в скалах: перейдя в другую местность, люди, чтобы сохранить традиционный для них способ погребения, создавали искусственные скалы и пещеры. Мегалиты строились по одним и тем же мотивам, приходившим в голову в тех же обстоятельствах, и далее эта идея развивалась по одним законам и приводила к схожим формам в разных местах само-стоятельно и независимо от развития в других местах. Как повсеместно приходила в голову идея погребения, так естественной была и эта ее форма – каменный ящик.

В конце ХХ века, в 1997 г., идею полицентрического происхождения дольменов возродил петербургский археолог М. Б. Рысин. Он указывает, что керамика дольменной культуры продолжает три традиции – новосвободненскую, местную энеолитическую и больше всего – малоазийско-эгейскую (но это уже не местная!). В доказательство отсутствия миграций он приводит тот факт, что нигде нет точной копии кавказских дольменов. По его мнению, для миграции нужно, чтобы в местах предполагаемого исхода данной культуры имелись комплексы-кальки. Но с таким перестраховочным критерием доказанности миграции ни одна миграция вообще не будет признана доказанной, потому что в миграцию часто уходит не вся культура, а ее молодежная фракция, плохо знающая традиции, и любая миграция – это такая встряска, в которой культура сильно меняется, включает в себя местные и вообще новые компоненты. К тому же схожих редких деталей в данном случае слишком много, это необъяснимо без признания прямого контакта.

2. Южное происхождение. Вторая гипотеза намечает миграцию с Переднего Вос-тока. Абхазский археолог Л. Н. Соловьев в 1958 г. предположил, что дольмены начали строить в Абхазии каски, пришедшие из Малой Азии (они и стали предками абхазов и адыге), а уж оттуда дольмены распространились на север. Каски, возможно, и род-ственны  абхазам и адыге (ср. летописное наименование черкесов касоги), но в Малой Азии как раз дольменов нет. В 2011 г. В. А. Трифонов, опираясь на материалы Рысина, обновил эту идею. Он указывает, что более всего керамика дольменной культуры близ ка как раз к малоазийско-эгейской традиции. Но откуда появляются сами дольмены, Трифонов не указывает.

3. Северо-западное происхождение. Третья гипотеза усматривает корни дольмен-ной культуры на севере и западе, в Центральной Европе. Первым это высказал еще финский археолог А. М. Тальгрен в 1925 г. В 1974 г. супруги В. А. Сафронов и Н. А. Николаева разработали эту идею подробно в материале, предположив, что культу-ра шаровидных амфор разнесла мегалитическую традицию, богато представленную на Западе  и Севере Европы, по Восточной Европе, где она проявляется в культурах уса-товской, нижнемихайловской и кемиобинской (Крым). А на Кавказе эта волна породи-ла культуру Новосвободной (оставив там двухкамерные галерейные гробницы) и чуть позже дольменную культуру Западного Кавказа, дав ей массовое применение дольме-нов как коридорных гробниц. Супруги снабдили свои работы сравнительными табли-цами, в которых проследили одни и те же компоненты во всех этих культурах.

В 1980-е, 90-е и 2000-е годы А. Д. Резепкин, установив родство разных категорий кавказских мегалитов с разными европейскими, предположил, что подковообра-зные гробницы ведут свое происхождение от пиренейских псевдокупольных гроб-ниц, прямоугольные двухкамерные гробницы Новосвободной – от галерейных гро-бниц культуры воронковидных кубков Центральной и Северной Европы, а дольмены – от коридорных гробниц культуры шаровидных амфор. Он связывает распространение этих мегалитических проявлений по Европе с распространением чернолощеной керамики. Как пиренейские типы попали на Кавказ он не конкрети-зирует. Возможно, стоит поискать более близкие варианты псевдокупольных гроб-ниц или их дериватов на островах Средиземноморья или на Балканах.

Остается еще возможность того, что каждая из этих гипотез отражает часть реальности, то есть, что разные компоненты дольменной культуры оказались в ней из разных источников, а ее носители – очень смешанная популяция. http://генофонд.рф/?page_id=9692#

 

Долонь - ладонь.
Досюлешний - прежний.
КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ

ДОЛЯ  - 1. участок, пай, надел, жребий; участь, судьба, рок                 https://vk.com/kramolainfo

2. (cpeha (серб.). Счастье, удача, наречница, рожделница, суденица, встреча, Fortuna (лат.), Laiмa (латыш.)… Богиня счастливой судьбы, удачи. Младшая сестра Мокоши и Недоли. Покровительница женщин, бывш. один раз замужем.   (26.б)

 

3. ДОЛЯ – это набор способностей, талантов, дарований человека. Доля – это дар богов, данный человеку для успешного проживания его собственного Рока. Если человек перестает проходить свои уроки, его Доля заменяется на Недолю, Человек лишается своих способностей, талантов и дарований. Доля – потенциал, при помощи которого исполняется Рок. Доля и Недоля - это то, что у человека внутри – дано или не дано. Доля – если дано, и Недоля, если не дано. Доля – это дополни-тельная Жизненная Сила, которая дается человеку сверх его личных запасов для исполнения Рока.          http://vk.com/vestnikslavyan

БОГИНЯ ДОЛЯ (Среча) — Небесная Богиня счастли-вой судьбы, счастья и удачи в жизни и созидательных деяниях. Это вечно красивая, молодая Небесная пряха, которая прядет чудесную нить жизни человеческой.
Богиня Доля — весьма искусная мастерица и руко-дельница. С ее изумрудного верете-на течет ровная и прочная, золотистая нить жизни и судьбы человека, ко-торую она крепко держит в своих ласковых и нежных руках.
Богиня Доля — самая младшая дочь Небесной Богородицы Макоши и младшая сестра Богини Недоли.                             https://vk.com/wall-136471669_11606 https://vk.com/sutinfa

ДОЛЯ и НЕДОЛЯ — в славянской мифологии богини судьбы и удачи. В декоративных украшениях даже на православных храмах изображали двух рожаниц - счастливую Долю и лихую Недолю (Храм Спаса на Ильине, Великий Новгород и др.)                                                               Дети Земли РУССКОЙ

ДОМ. -1. Общеслав. индоевроп. характера (ср. др.-инд. d?ma "дом", греч. domos "строение", лат. domus "дом" и т. д.). Производное от *demti "строить" (ср. греч. demo "строю"). Дом буквально — "строение, построенное (руками человека) жилище".                                   http://slovari.yandex.ru Школьный этимологический словарь русского языка

 

2. - Греческое “фумус”, индийское dhumos и русское “дым” — к праиндоевро-пейскому dum.                                                                         https://www.svoboda.org/p/5719.html

3.  ТИПЫ ТРАДИЦИОННЫХ ДОМОВ

Можно говорить о традиционном русском типе дома, который, по всей вероятности, связан с словено-мерянским (весьским, чудским) симбиозом. Этот тип распространен в виде широкой полосы от побережья Белого Моря вдоль рек Онеги, Ваги, Северной Двины, Сухоны, Согожи, Костромы, Волги от Углича до Нижнего Новгорода.

Второй, назовем его финно-пермским типом, распространен в республике Коми (бассейн реки Вычегды), отчасти в Архангельской и Вологодской областях, а также в Карелии. В этнографической литературе этот тип домов называют северорусским.

Третий можно называть кривичско-словенским типом. Это дома с двускатной крышей, четырехстенные или пятистенные,
но если пятистенные, то переруб (пятая стена) расположена не вдоль дома, а поперек, и по фасаду дома переруба не видно.
Этот тип домов распространен в Новгородской, Псковской и западной части Тверской областей, а также в Смоленской области,
на юге Карелии и в узкой полосе немного южнее Москвы.

Четвертый тип домов по характеру назовем половецким или кыпчакским типом. Это чаще всего глинобитные, саманные,
а в северной части деревянные четырехстенные дома с четырехскатной крышей.

#словене #кривичи #меря #пермскиефинны #карелы #зодчество #merjamaa


Автор: Ася Валасина












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: