Потомки новгородского посадника Добрыни Малковича

Былины называют нам имя жены богатыря Добрыни - Настасья. Была она дочерью другого былинного храбра, силача-крестьянина Микулы Селяниновича, оппонента былинного князя-богатыря Вольги. Прототипом Вольги часть историков считает князя Олега, второго сына Святослава Игоревича.

 
Микула Селянинович и князь Вольга. Художник А. Васнецов
 

Имя супруги исторического Добрыни Малковича неизвестно, но мы знаем о ближайших его потомках. К счастью для историка, пра-правнуки Добрыни оказались собеседниками летописцев в годы великого княжения Святослава Ярославича (1072-1076), и имена бояр Малковичей и их свершения отразились в «Повести временных лет».

По смерти Добрыни новгородским посадником стал его сын Константин. Он сыграл не последнюю роль в утверждении на киевском великокняжеском престоле своего двоюродного племянника Ярослава. Это был один из старших сыновей Владимира Святославича от Рогнеды. После смерти летописцы, оценив вклад Ярослава в распространение на Руси христианства, грамоты и культуры, дали ему прозвание Мудрого. Однако широтой души, свойственной «ласковому князю» Владимиру, Ярослав не обладал, скорее он был расчетливым, прагматичным, а порой и коварным политиком. Последнее особенно проявилось в его отношениях с Константином Добрынечем и недвусмысленно отражено в новгородском летопи-сании.

В 1014-1015 гг. Ярослав был князем-наместником в Новгороде. Он взбунтовался против воли отца, отказался посылать 2000 гривен серебра из собираемых в новгородских землях 3000 гривен в Киев. Владимир приказал собирать войско, но весть о возможном набеге печенегов отвлекла собранные им полки от похода на север. Вместо этого они выступили на юг во главе с любимым сыном Владимира Борисом. Летопись глухо сообщает, что матерью Бориса и Глеба, была некая бол-гарка. Но под эту категорию может подойти и единственная после крещения Владимира его законная супруга - византийская принцесса Анна. Она была побоч-ной дочерью византийского императора от знатной болгарской заложницы, жив-шей при Константинопольском дворе. Поэтому многие историки считают Бориса и Глеба сыновьями Анны и, следовательно, самыми главными наследниками велико-княжеского стола в Киеве. «Повесть временных лет» также подчеркивает близость к отцу Бориса, князя Ростовского, который, однако, в последние годы жизни Вла-димира всегда находился подле отца в Киеве.

Наследование киевского престола Борисом могло вызвать недовольства старших сыновей Владимира: Святополка, рожденного первым от взятой в гарем Владимира жены князя Ярополка, и второго сына Владимира от Рогнеды - Ярослава. Возможно, что и мятеж Ярослава был вызван именно вопросом о престолонасле-дии. Так или иначе, но Ярослав не был уверен, что новгородцы поддержат его, а потому заблаговременно нанял варяжскую дружину. Для него это было просто сде-лать, он был женат на дочери шведского конунга. Вторжение киевлян в новгород-ские пределы задерживалось, и варяги Ярослава бесчинствовали в Новгороде, за что в один прекрасный день и были все истреблены новгородцами. Ярослав же сначала не выказал недовольства, а собрал знатных новгородцев к себе на двор на совет. Однако совет и пир закончился для новгородских бояр печально. Из мести Ярослав приказал своим отрокам из ближней дружины перебить всех гостей. Сам князь собирался бежать «за море». В это время из Киева от родной сестры Яросла-ва пришла весть о смерти великого князя Владимира и о том, что занявший Киев Святополк «убивает братьев».

Наутро Ярослав собрал новгородское вече и печалился о погибших новгородцах: «О, моя любимая и честная дружина, которую я вчера в безумии своем изрубил! Смерть их теперь никаким золотом нельзя искупить…Братья! Отец мой Владимир умер; в Киеве княжит Святополк. Я хочу идти на него войной - поддержите меня!» Очевидно, родич Ярослава посадник Константин Добрынич сумел найти слова, чтобы умерить гнев новгородцев и найти между ними и Ярославом некий компро-мисс. Учитывая, что после победы над Святополком в 1016 г. Ярослав сразу дал новгородцам «Устав», можно считать, что договоренность об этом состоялась ра-нее, и посредником выступил именно сын Добрыни. «Устав Ярослава Владимиро-вича новгородцам», от которого берет начало знаменитая «Правда Ярослава», фиксировал древние новгородские вольности и права, ставил новгородцев на судах выше варягов «из-за моря» и вровень с «русинами» (жителями Киевской земли).

Поход новгородцев во главе с Константином и князем Ярославом на Святополка оказался успешным. В 1016 г. Ярослав занял Киев, а новгородцы с Константином, получив свой «Устав…», вернулись восвояси.

Однако весной 1018 г. Святополк вновь появился у Киева. Он пришел с войсками своего тестя польского князя Болеслава Храброго. Ярослав был разбит на Буге и бежал в Новгород с единственной целью: отправиться «за море к варягам». Этому воспротивился посадник Константин. Он приказал пробить днища княжеских ла-дей и на вече убедил новгородцев опять оказать помощь князю Ярославу. Для найма варяжской дружины было решено собрать с бояр по 18 гривен серебра, от старост новгородских - по 10 гривен, от простолюдинов - по 4 куны. На собранную дань наняли варяжскую дружину ярла Якуна Золотого плаща, и она вместе с дру-жиной Ярослава выгнала Святополка из Киева. Окончательное поражение Свято-полк потерпел в 1019 г. в битве на реке Альте у места гибели Бориса.

За все выше описанные услуги Ярослав наградил Константина Добрынича свое-образно. Он пригласил его якобы для совета в Ростов и… арестовал. Это случилось или сразу в 1019 г. или где-то в 1030-х гг. Константин просидел в порубе[7] 3 года и был убит по приказу князя.

В.М. Васнецов. Богатыри. 1881-1898 гг. Холст, масло. (Фрагмент). Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сын Константина - Остромир входил в старшую княжескую дружину. Он жил при втором сыне Ярослава Мудрого - князе Изяславе. По завещанию Ярослава Мудрого, умершего в 1054 г., новым великим князем стал именно Изяслав. Он назначил Остромира посадником в Великом Новгороде. Таким образом, Остромир получил пост, который занимали его отец и дед. По заказу Остромира было выпол-нено знаменитое «Остромирово Евангелие», одна из редких древнерусских книг, которая дошла до нас с XI в. Надпись на этом Евангелие называет Остромира «близком», т.е. родичем великого князя Изяслава Ярославича.

Правнук Добрыни - Вышата Остромирович при жизни Ярослава Мудрого являлся его воеводой и воеводой его старшего сына Владимира, сидевшего до своей смерти в 1051 г. князем-наместником в Новгороде. Вышата прославился своим мужеством во время неудачного для русских похода на Византию в 1043 г. Этот поход воз-главлял новгородский наместник князь Владимир Ярославич. Буря потопила часть русских кораблей и 6 тыс. воинов были вынуждены высадиться на берег и по чу-жой территории пытаться пробиться на родину. То была верная смерть, ибо гре-ческое войско в несколько раз превосходило этот вынужденный русский десант. Ни князь Владимир Ярославич, ни другие воеводы не решились возглавить этот пеший отряд. Только воевода Вышата Остромирович согласился остаться с не-счастными. Вскоре греки настигли и разбили беглецов. Оставшихся в живых воинов они ослепили и продали в гребцы на византийские галеры. К счастью для воеводы Вышаты он избежал этой участи. Он попал в заложники и смог вернуться домой в 1046 г. после заключения мира между Русью и Византией.

Сыновья Вышаты - Ян и Путята - были известными киевскими боярами. Именно они явились частыми собеседниками летописцев, и те, рассказывая о прошлом, ссылались на информацию братьев. Ян Вышатич, боярин великого киев-ского князя Святослава (третьего сына Ярослава Мудрого), известен тем, что сумел подавить восстание в Ростово-Суздальской земле в 1071 г. Ян отправился туда со-бирать дань. На Северо-Востоке Руси царил голод, он и был причиной недо-вольства, а разжигали страсти языческие волхвы, которые проповедовали среди финно-угорских данников Руси, но имели еще влияние и на здешних русских пра-вославных.Следующие поколения бояр-Малковичей затерялись в истории.

ЧЕРНИКОВА Т.В., к.и.н., доцент кафедры всемирной и
отечественной истории МГИМО (У) МИД Россииhttp://100.histrf.ru/

ДОВЛЕТЬ — быть достаточным.

ДОВЛЕЕТ — следует, должно, надлежит, прилично.

ДОВОД — донос, обличенье, жалоба.

 

ДОВОЛЕ, доволи — сколько хочешь, сколько нужно, достаточно.

ДОГОНЫ – тайные данные о космических объектах имеются у народов, в том числе и у народов Западной Африки (бамбара, бозо, миси), догоны стали известны из-за того, что их в какой-то мере разрекламировали «Бледный лис» Марселя Гриоля и Жермены Дитерлен, «Пришельцы на Древнем Востоке» У.-Р. Дрейк, «Тайна Сириуса» Р. Темпля и др.; – в древности небесные тела были ближе друг к другу, эффект «красного смещения», а значит, их было легче наблюдать; – наблюдение за космосом велось с древнейших времен у всех народов (в частности древних египтян, арабов и др.), небо было своего рода постоянным меняющимся экраном, необходимым для получения сведений о временах года, разливах рек, начала сельскохозяйственных работ и др.; – догоны знали не только о Сириусе (по-гречески – палящий, жгучий, по-египетски Сотис, по-гречески Сотер – «Спаси-тель»; египтяне уже в 6 тысяч лет назад заметили, что начало разлива Нила совпа-дает с появлением над горизонтом перед самым восходом Солнца этой звезды. Начала солнечного и гражданского египетских годов совпадали один раз за период в 1461 год (так называемый период Сириуса). В этот день утренний восход Сириуса над Мемфисом совершался одновременно с началом разлива Нила – нача-лом нового года. Сохранились записи о трех таких совпадениях, ибо это были со-бытия, которые торжественно праздновались. Если взять за основу римскую запись Цензорина (III в.), то эти совпадения восхода Сириуса и дня нового года падают на 139 год н. э. и 1321, 2781 и 4241 годы до н. э. Вычисленные на этой основе даты стали впоследствии «точкой Архимеда», на которую опирается хронология еги-петской истории), но и о других планетах, правда, эти знания не всегда были вер-ны – например, солнечная система состоит у них из пяти планет – Венеры, Земли, Марса, Юпитера и, по-видимому, Сатурна. Вместе с тем догоны знают, что Солнце вращается вокруг своей оси, а Земля «вертится вокруг себя и пробегает, кроме то-го, большой круг адупо дигили – „круг мира“ – как волчок, вращение которого сопровождается еще и перемещением». Луна – Ие пилу – «сухая и мертвая», и она вертится вокруг Земли. У Юпитера – Дана толо – есть четыре спутника, изобра-жаемых как четыре небольших камня рядом с камнем побольше (символизи-рующим планету), а у Сатурна – Йалу уло толо – «постоянное гало» (то есть кольцо). Дана толо (Юпитер), Толо йазу (Венера), Йапуну толо (Марс), Йалу уло толо (Сатурн) вращаются вокруг Солнца. Говорят: «Юпитер следует за Венерой, медленно вращаясь вокруг Солнца». Вместе с тем догоны не знают о существо-вании внешних планет и Меркурия (если не отождествлять последний с Йазу данала толо – «звездой, которая сопровождает Венеру»); – вместе с тем отрицать наличие разумной жизни на других планетах нельзя, при возникновении соответ-ствующих условий формируется и жизнь, переходящая затем в разумную; – однако догоны остались крайне неразвитым племенем. Вместе с тем, невероятно высокий уровень астрономических познаний в глубокой древности поднимает вопрос, зачем жителям древности были нужны такие точные знания, вплоть до прецессии (мед-ленному движению оси вращения Земли по круговому конусу, период прецессии равен приблизительно 26 тысячам лет). В древнем Вавилоне могли точно рассчи-тывать затмения Солнца и расположение планет относительно друг друга. В Шумере время обращения Луны было известно с точностью до 0,4 секунды. Продолжительность года, по их расчетам, составляла 365 дней 6 часов и 11 минут, что отличается от сегодняшних данных всего на 3 минуты. Шумерские астрономы знали о Плутоне – самой удаленной от нас планете Солнечной системы, открытой (выходит, не в первый раз) современными учеными только в 1930 году. Время об-ращения Плутона вокруг Солнца составляет, по сегодняшним данным, 90727 зем-ных суток; в шумерских источниках фигурирует число 90720. Астрономы народа майя исчисляли продолжительность лунного месяца с точностью до 0,0004 суток (34 секунды). Время обращения Земли вокруг Солнца у них равнялось 365,242129 суток. С помощью точнейших современных астрономических приборов это число уточнили: 365,242198 суток.

ДОДОЛА - у древних украинцев самая красивая в селе девушка, которую выбирали «невестой» Перуна, девой огня, главной фигурой на празднике громовержца, во время призвания дождя и т. д. У древних сербов Додола - богиня растительности, образ-тотем, равнозначный белорусскому Кусту, русскому ГОСТЕЙКЕ, украинскому ТОПОЛЮ. Весенний праздник Додолы - знак священного почтения сербами окружающей природы, обожествления деревьев, рощ, лесов и т.д.

 


ДОДОЛА - (Rauni (карел.), Гудыри-мумы (удм.),Йон-Доль (морд.), Перыня, Перу-ница, Молонья,Маланьица. Богиня грозы, молнии, дождя, весны, кормления детей. Супруга Перуна.                                                                                              (26.б)   

 ДОЖИНКИ – старинный обряд, отмечавший конец жатвы. Был известен у всех земледельческих народов, в частности широкое распространение получил у славян. В древности являлся приемом первобытного колдовства, затем христианской цер-ковью превращен в особый обряд. Последний сноп, составленный из срезанных всеми жницами колосьев, перевитый цветами или наряженный в женское платье, торжественно привозился домой или оставлялся в поле до следующей жатвы. Дожинки сопровождались радостными дожиночными песнями и плясками. В настоящее время дожинки, утратив свое религиозное содержание и видоизме-нившись, у многих славянских народов (особенно западных и южных) влились в общий комплекс празднования урожая.

ДОЖДЬ - Слово ДОЖДЬ была попытка превратить в ДАЖДЬ, но осталась в литературном памятнике "Слово о полку Игореве" с подсказкой обратить внимание, что мы (русские) правнуки ДАЖДЬ БОГА. Так как БОГ слово, пришедшее в русский язык с всеобщей христианизацией, автор (или переводчик, переписчик) имел христианскую веру. Языческий ДОЖДЬ устоял, но его начали прописывать как отрицательный персонаж по всем словарям. Этимологи старались.

Владислав Несынов "Невеста дождя"

За расшифровкой отправили в Норвегию и в Швецию. В шведском "regn-dusk"(мелкий дождь) русские люди не уловили связь. В норвежском "dysja " (моросить) русские почувствовали подвох. Тогда этимологи опять достали из подвала "славянский язык". Так не хотелось написать: ДОЖДЬ - РУССКОЕ СЛОВО! Чтобы "добить", побежали в Индию и нашли " duṣ "(дурно, плохо). Возникло противоречие с молитвой к Господу от Авраама "дать дождь, заставить идти дождь". Написали - ДОЖДЬ - общеславянское слово, буквально "плохая погода, пасмурное небо". Этимологи выдохнули. Предательски и не по христиански, по язычески, опять повело себя изобразительное искусство древнего мира с толкованием слова ДОЖДЬ. Кошки, львицы, невесты вышли на защиту русского слова ДОЖДЬ - БЛАГОСЛОВЕНИЕ СОЛНЦА ЖИЗНЬ ДАТЬ РЕБЁНКУ (семени, ростку...) Наш могучий русский язык донёс нам правильный смысл. Я использовал знания, полученные от глубокого многолетнего изучения египетских иероглифов, шумерской культуры и этрусского языка. И пусть кто в это не верит - поругает меня...    Vlad Nesynov  https://zen.yandex.ru/id/5badb70b95fd3e00ab563f77

ДОЖНИЦА -у древних украинцев вечерняя звезда (планета Венера).

 

ДОКРЕЩЕНСКИЙ ПЕРИОД  - Докрещенский период истории Руси был большой головной болью советских историков и идеологов, о нём проще было забыть и не упоминать. Проблема была в том, что в конце 20-х и начале 30-х годов ХХ столетия советские учёные гуманитарных наук смогли более-менее обосновать закономерную “эволюционность” новоиспечённой коммунистической идеологии Маркса - Ленина, и разбили всю историю на пять известных периодов:

от первобытнообщинной формации до самой прогрессивной и эволюционной – коммунистической.

Но период истории России до принятия христианства не вписывался ни в одно “стандартное” лекало – не был похож ни на первобытнообщинный строй, ни на рабовладельческий, ни на феодальный. А скорее был похож на социалистический.

И в этом состояла вся комичность ситуации, и большое желание не обращать на этот период научного внимания. В этом была и причина недовольства Фрояновым и другими советскими учёными, когда они пытались в этом периоде истории разобраться.

В период перед крещением Руси у русов было, бесспорно, своё государство и при этом не было классового общества, в частности феодального. И неудобство было в том, что “классическая” советская идеология утверждала, что класс феодалов создаёт государство как инструмент своего политического господства и подавления крестьян. А тут получалась неувязочка…

Более того, судя по воинским победам русов над соседями, и что сама “царица мира” Византия платила им дань, то получалось, что “оригинальный” уклад общества и государства наших предков был более эффективным, гармоничным и выигрышным по сравнению с другими укладами и структурами того периода у других народов.

“И вот тут надо заметить, что археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. Выдающийся исследователь восточнославянских древностей И.И.Ляпушкин подчеркивал, что среди известных нам жилищ

“…в самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством.

Внутренне устройство жилищ и найденный в них инвентарь пока не позволяют расчленить обитателей этих последних лишь по роду занятий – на землевладельцев и ремесленников”.

Другой известный специалист по славяно-русской археологии В.В. Седов пишет:

“Возникновение экономического неравенства на материалах исследованных археологами поселений выявить невозможно. Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков”.

Всё это требует иного осмысления археологического материала” – отмечает в своём исследовании И.Я.Фроянов.

То есть, в этом древнерусском обществе не было смыслом жизни накопление богатств и передача его детям, это не было какой-то мировоззренческой или нравственной ценностью, и это явно не приветствовалось и презрительно порицалось.

А что было ценным? Это видно из того – чем клялись русские, ибо клялись самым ценным – например, и в договоре с греками 907 года русы клялись не золотом, не матерью и не детьми, а “оружием своим, и Перуном, Богом своим, и Волосом, скотьем богом”. Также Перуном и Волосом клялся Святослав в договоре 971 года с Византией.

То есть – самым ценным считали свою связь с Богом, с Богами, их почитание и свою честь и свободу. В одном из договоров с Византийским императором есть такой фрагмент клятвы Светослава в случае нарушения клятвы: “пусть будем мы золотые, как золото это” (золотая дощечка-подставка византийского писца – Р.К.). Что лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

И теперь и тогда славяне, русы выделялись и выделяются в своём подавляющем большинстве доброжелательностью, душевностью, терпимостью к другим взглядам, то – что иностранцы называют “толерантностью”.

Яркий пример этому, – ещё до крещения Руси, в начале 10 века на Руси, когда в христианском мире и речи не могло быть, чтобы языческие капища, святилища или кумиры (идолы) стояли на “христианской территории” (при славной христианской любви ко всем, терпении и милосердии), – в Киеве за полвека до принятия христианства была построена Соборная церковь и вокруг неё существовала христианская община.

Это только теперь вражеские идеологи и их журналисты лживо завопили о несуществующей ксенофобии русских, и во все бинокли и микроскопы пытаются эту их ксенофобию увидеть, а ещё более – спровоцировать.

Исследователь истории русских немецкий учёный Б.Шубарт с восхищением писал:

“Русский человек обладает христианскими добродетелями в качес тве постоянных национальных свойств. Русские были христианами ещё до обращения в христианство” (Б.Шубарт “Европа и душа Востока”).
У русских не было рабства в привычном понимании, хотя были рабы из пленников в результате сражений, у которых, конечно, был иной статус. И.Я.Фроянов написал на эту тему книгу “Рабство и данничество у восточных славян” (СПб.,1996г.), а в своей последней книге писал:

“Восточнославянскому обществу было известно рабство. Обычное право запрещало обращать в рабов своих соплеменников. Поэтому рабами становились захваченные в плен иноземцы. Их называли челядью. Для русских славян челядь – прежде всего предмет торговли…

Положение рабов не было суровым, как скажем, в античном мире. Челядин входил в родственный коллектив на правах младшего члена. Рабство ограничивалось определённым сроком, после которого невольник, приобретая свободу мог вернуться в свою землю или остаться у бывших хозяев, но уже на положении свободного.

В науке подобный стиль отношений между рабовладельцами и рабами получил наименование патриархального рабства”.

Патриархальное – это отеческое. Такого отношения к рабам вы не встретите не у мудрых греческих рабовладельцев, не у средневековых христианских торговцев рабами, ни у христианских рабовладельцев на юге Нового Света – в Америке.

Жили русские в родовых и межродовых поселениях, занимались охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством и ремесленничеством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома в которых жило 30-50 человек.

Другой арабский путешественник Ибн-Русте на рубеже 9-10 веков описывал как диковинку русские бани в сильные морозы:

“Когда же раскаляются камни высшей степени, поливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают одежду”.

Наши предки были очень чистоплотны. Тем более в сравнении с Европой, в которой даже в период Возрождения при дворах Парижа, Лондона, Мадрида и других столиц дамы пользовались не только парфюмерией – чтобы нейтрализовать неприятный “дух”, но и специальными вшеловками для ловки вшей на голове, а проблему выброса испражнений из окон на улицы города даже в начале 19 века рассматривал парламент Франции.

Дохристианское древнерусское общество было общинным, вечевым, где князь был подотчётен народному собранию – вече, которое могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать себе князя.

По материалам: https://cont.ws/@sage/126011 https://vk.com/whatisgood2

 

 

ДОКУКА — надоедливая просьба, также скучное, надоевшее дело.

ДОКА  – русское название человека, знахаря, который может отговорить, т.е. отвра-тить всякое чародейство и порчу, но сам никакого чародейства производить не может или не хочет. Происходит из значения “Мастер своего дела”. http://vk.com/vestnikslavyan

2. …от латинского "doceo" - что несет в себе такие значения, как "обучаю", "учу", то есть имеет ввиду, что человек обладающий такой специальностью, является ученным, способным обучать других своему ремеслу…  Ссылки: http://rufact.org/ http://rufact.org/registration/login/

ДОКТОР - Сейчас все мы знаем, что означают слова доктор, врач. Как в первом, так и во втором случае, произнося их, мы подразумеваем под этим значением человека, имеющего высшее медицинское образование и лечащего пациентов. Но знаете ли вы, что еще несколько веков назад врачи - ворожили, а доктора - учили?
Ведь если углубиться в этимологию слова "врач", то можно узнать, что это исконно русский термин, имеющий в своей основе слово "вьрати" и суффикс "чь" и изначально оно подразумевало под собой такие значения, как: "волшебник", "заговаривающий". Говоря о близком родстве слов "врать" и "врач", большинство источ-ников ссылается на немецкого языковеда Макса Фасмера, который утверждал, что "врач" походит от слов "ворчать", "врать", в старину обозначающих такие понятия, как "говорить", "заговаривать".
Если разбирать еще более подробно, то в сербохорватском языке слово "врач" озна-чало человека, обладающего магическими, целительными способностями, то есть чародея, знахаря, колдуна, а слово "врачити" - "ворожить", "лечить", предсказывать". У болгар "врач" также означал колдун, знахарь.
А вот слово доктор походит от латинского "doceo" - что несет в себе такие значения, как "обучаю", "учу", то есть имеет ввиду, что человек обладающий такой специальностью, является ученным, способным обучать других своему ремеслу. В настоящее время слова "доктор", "врач" используются как синонимы, и определяют человека, как ученного, дипломированного специалиста.     Ссылки: http://rufact.org/ http://rufact.org/registration/login/

ДОЛГАНЫ  - Численность: 7 450 человек
Долганы стали единственным тюркоязычным народом, представите-ли которого забрались так далеко на север. Ареал обитания долганов — Красноярский край и Республика Саха. Племя не сумело сохранить свои настоящие имена: пришедшие сюда казаки крестили всех подряд, давая свои фамилии вновь обращенным. Теперь здесь можно встре-тить Поротовых, Слабоквасовых, Черкашей и прочих «казачьих род-ственников».






ДОЛГО ЖУЕШЬ – ДОЛГО ЖИВЕШЬ – ученые выяснили, что при быст-ром съедании пищи в организме не выделяется специальный гормон, рождающий ощущение сытости, из-за этого люди сталкиваются с такой проблемой, как пере-едание, – мозг попросту вовремя не получает информации о том, что организм уже сыт. Если это происходит постоянно, то организм быстро изнашивается, что и при-водит к ранней смерти. Чем умнее жена, тем дольше проживет ее муж – к такому выводу пришли ученые Стокгольмского университета после изучения 1,5 млн. супружеских пар. При этом интеллектуальный уровень самого супруга не важен. Женщины всего мира по традиции несут ответственность за дом, и степень образо-ванности жены имеет особо важное значение. От этого фактора зависит, какие именно она принимает решения относительно питания и совместной жизни. При грамотном ведении домашнего хозяйства у главы семьи есть шансы прожить дольше.

                                                                        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: