Оценка вероятности банкротства ОАО «Аэрофлот»

 

Для оценки риска возникновения неплатежеспособности предприятия будет использована количественная прогноз-методика - методика по ограниченному кругу показателей. Необходимые показатели представлены в таблице 5:

 

Таблица 5 - Оценка вероятности банкротства по методике ограниченного круга критериев:

Наименование показателя

Расчет значений показателей

  На начало 2011 г. На конец 2011 г.
Коэффициент текущей ликвидности Ктл= =2,69Ктл= =1,9  
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Косс= =0,62Косс= =0,47  

 

Показатели на начало 2011 года выше нормативных показателей, однако в течение года произошло отрицательное их изменение. И если коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами остается в пределах нормативного значения, то коэффициент текущей ликвидности меньше норматива (Ктл = 1,9 < 2). Данный факт свидетельствует о неудовлитворительной структуре баланса. И судя по данной методике у предприятия высокая вероятность наступления банкротства.

Однако следует отметить, что данная система критериев диагностики банкротства субъектов хозяйствования является несовершенной. По этой методике можно объявить банкротом даже высокорентабельное предприятие, если оно использует в обороте много заемных средств. Произошел рост краткосрочных заемных средств в течение 2011 г. (рост на 4,3 млрд. р.). Помимо этого произошло снижение следующих строк баланса: денежных средств и эквивалентов (снижение на 6,48 млрд. р. или 64,16%), краткосрочных финансовых вложений (уменьшение на 2,2 млрд. р. или 21,52%). Все эти изменения вызвали отрицательную динамику коэффициентов ликвидности.

Кроме того, нормативное значение принятых критериев не может быть одинаковым для разных отраслей экономики в виду различной структуры капитала. Они должны быть разработаны для каждой отрасли и подотрасли.

Далее перейдем к оценке вероятности банкротства по модели Альтмана. Модель Альтмана имеет вид (5):

5 = 1,2Х1 + 1,4Х2 + 3,3Х3 + 0,6Х4 + 1,0Х5   (5)

 

Расчеты представлены в таблице 6:

 

Таблица 6 - Определение вероятности банкротства предприятия на основе модели Альтмана

Xп/ Z5

2009 г.

2010 г.

2011 г.

  Расчет

Значение

Расчет

Значение

Расчет

Значение

X1 1,2* 0,321,2* 0,5

1,2* 0,35

 

 

 

 

X2 1,4* 0,051,4* 0,23

1,4* 0,15

 

 

 

 

X3 3,3* 0,973,3* 0,37

3,3* 0,09

 

 

 

 

X4 0,6* 1,370,6* 1,47

0,6* 1,1

 

 

 

 

X5

1,81

1,55

1,4

Xп/ Z5

2009 г.

2010 г.

2011 г.

 

Расчет

Значение

Расчет

Значение

Расчет

Значение
Z5

0,32+0,05+0,97+1,37+1,81

4,52

0,5+0,23+0,37+1,47+1,55

4,12

0,35+0,15+0,09+1,1+1,4

3,09
                     

 

Количественные критерии диагностики потенциального банкротства:

Z5>2,99 - финансово устойчивое предприятия. За весь анализируемый период 2009 - 2011 года показатель Z5 больше нормативного значения, т.е. согласно модели Альтмана ОАО «Аэрофлот» является финансово устойчивым предприятием. Следующая модель, по которой будет проводиться оценка вероятности банкротства - это модель Иркутской государственной экономической академии (модель R-счета), которая имеет вид (8):

 

R = 8,38К1 + К2 + 0,054К3 + 0, 63К4; (8)

 

Таблица 7 - Определение вероятности банкротства предприятия на основе R-модели

Xп/ Z5

2009 г.

2010 г.

2011 г.

  Расчет Значение Расчет Значение Расчет Значение
K1 8,38* 2,21 8,38* 3,528,38* 2,45        
K2 0,05 0,28 0,21
K3 0,054* 0,1 0,054* 0,080,054* 0,08        
K4 0,63* 0,01 0,63* 0,070,63* 0,05        
R 2,21+0,05+0,1+0,01 2,37 3,52+0,28+0,08+0,07 3,95 2,45+0,21+0,08+0,05 2,79

 

Вероятность оценки: значение R более 0,42, т.е. согласно модели Иркутской государственной экономической академии за анализируемый период 2009 - 2011 г. ОАО «Аэрофлот» имеет минимальную вероятность наступления банкротства (до 10 %).

Анализ финансового состояния ОАО «Аэрофлот» дал следующие результаты:

-  Аэрофлот - лидер российского рынка авиаперевозок и одна из крупнейших авиакомпаний;

-  в 2011 году услугами Аэрофлота воспользовалось 14 млн. человек, а с учетом компаний Группы «Аэрофлот» - 16,4 млн. человек;

-  объем реализованных работ, услуг за анализируемый период увеличился на 54,96%;

-  размер чистой прибыли за период 2009 - 2011 вырос на 559,78%;

-  рентабельность активов возросла на 9,14%;

-  норма чистой прибыли увеличилась на 5,89%;

-  среднесписочная численность сотрудников возросла на 29700 человек.

Помимо финансового анализа была проведена оценка возникновения кризисной ситуации на предприятии. Проведенная оценка методикой по ограниченному кругу показателей характеризуют структуру баланса как неудовлетворительную, однако такие результаты объясняются рядом факторов и причин, описанных ранее.

Оценка по дисконтированным моделям дала положительный результат. Модели, как и зарубежного, так и отечественного авторов характеризуют ОАО «Аэрофлот» как финансового устойчивое предприятие с минимальным риском банкротства.

 



Заключение

 

Согласно одной из характеристик финансового кризиса, он может возникнуть на любой стадии жизненного цикла предприятия. От этого не застрахована не одна организация, так как финансовое равновесие меняется постоянно под воздействием внутренних и внешних факторов, и порой это изменение носит неблагоприятные последствия.

Чтобы не пошатнулась финансовая устойчивость предприятия, должен постоянно функционировать механизм антикризисного управления, который должен решать целый ряд задач от выявления факторов, приводящих предприятие к кризисной ситуации, и разработки превентивных действий до нейтрализации последствий кризиса.

Диагностика финансового состояния выявляет сильные и слабые стороны и показывает, в каком направлении необходимо проводить работу.

Однако в России оздоровлением проблемных предприятий начинают заниматься слишком поздно, действуя по принципу «тушения пожара», анализируя последствия уже наступившего кризиса и подсчитывая убытки от него. Поэтому особо необходимо проводить постоянный мониторинг финансового состояния, выявлять и устранять малейшие негативные изменения, которые со временем могут вызвать крах предприятия.

В данной курсовой работе были исследованы особенности финансового анализа в системе антикризисных мер, были выявлены факторы, влияющих на финансовую устойчивость предприятия, были описаны и применены методы диагностики кризисной ситуации, т.е. все поставленные в начале данной курсовой работы цели были выполнены.

Анализ финансового состояния ОАО «Аэрофлот» доказал, что данное предприятие по праву занимает лидирующее место среди российских компаний. Практически все значимые параметры, характеризующие финансовое состояние, за анализируемый период 2009 - 2011 г. выросли.

Согласно проведенной по дискриминационным моделям оценке вероятности наступления банкротства ОАО «Аэрофлот» является финансово устойчивым предприятием с минимальным риском банкротства.

Однако проведенная диагностика по ограниченному кругу критериев дала весьма спорный результат. Поэтому основные действия, которые должны быть проведены менеджментом компании, должны быть направлены на изменение ситуации с коэффициентами ликвидности компании.

За анализируемый период произошел рост краткосрочных заемных средств на 1,84 млрд. р. или 74,93%. Так же произошел рост кредиторской задолженность на 11,346 млрд. р. или 80,3%. Помимо увеличения строк пассива, произошло уменьшение некоторых строк оборотных активов, а именно денежные средства и эквивалентов. Все эти факторы негативно влияют на ликвидность предприятия. В этой ситуации должно снизить объем краткосрочных финансовых обязательств, интенсивно используя свой производственный потенциал, ускорив оборачиваемость капитала за счет сокращения дебиторской задолженности, которая только в период 2010 - 2011 выросла почти на 19 млрд. р. или 72,85%.

Согласно моделям оценки вероятности банкротства, предприятию ничего не угрожает, поэтому полученную прибыль нужно реинвестировать для дальнейшего развития компании, в проведение рекламной компании, разработку инновационных проектов и тд.

Для более эффективного развития руководству предприятия необходимо рассчитывать потребность привлечения заемного капитала, тем самым избежать привлечения излишнего капитала. Проводить постоянный мониторинг дебиторской и кредиторской задолженностей, избегая образования просроченных задолженностей и их разбалансировки.

Таким образом, одной из основных задач руководства предприятия является проведение постоянного анализа финансово-хозяйственной деятельности компании с учетом стратегии развития, текущих рыночных условий.

Главной стратегической целью компании является создание глобальной сетевой авиакомпании. Данная цель реализуется через следующие направления:

-  увеличение объемов перевозки и рыночной доли;

-  развитие маршрутной сети;

-  постоянное повышение уровня качества продуктового предложения и обслуживания пассажиров;

-  расширение использования современных информационных технологий и инновационного развития;

-  подготовка и повышение квалификации персонала.

Стратегия Группы «Аэрофлот» направлена на укрепление лидирующих позиций на рынке авиаперевозок (на внутренних и международных маршрутах), вхождение в число ведущих по количеству перевезенных пассажиров авиакомпаний на глобальном уровне и постоянное повышение уровня качества обслуживания пассажиров.

Реализация всех этих задач возможна только лишь при наличии финансового устойчивого субъекта экономики, поэтому особо важно уделять внимание анализу финансового состояния, отслеживать малейшие изменения, которые могут негативно отразиться на финансовом равновесии, которые могут при их позднем обнаружении привести компанию к кризисной ситуации.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: