double arrow

Теоретическая справка


Быстрый рост и нарастание массы тела у ре­бенка первого года жизни связаны, с высокой активно­стью биохимических процессов в его организме и созда­ют повышенную потребность в пищевых веществах. Однако анатомо-физиологические и функциональные особенности органов пищеварения в этот период таковы, что не всякая пища может быть хорошо обработана и усвоена. Если не учитывать этого, любое нарушение во вскармливании может повести к острому расстройству пищеварения.

С пищей ребенок получает то количество веществ, которое необходимо для покрытия его основного обмена и восполнения энергетических затрат организма. Кроме того, с пищей ребенок получает пластический материал для построения новых тканей и восстановления разрушающихся клеток и тканей. Особенно большое количество пластического материала требуется детям в периоды интенсивного роста и в первую очередь на первом году жизни. Только за один год грудной ребенок увеличивает массу тела в 3 раза, а рост - в полтора раза. Такое быстрое увеличение массы и роста детей может быть обеспечено только интенсивным обменом веществ, что требует значительного поступления питательных материалов. Это хорошо иллюстрирует потребность в пище детей на 1-м году жизни. Например, ребенок первых месяцев жизни нуждается в сутки в 150 - 200 мл пищи на 1 кг массы тела. Представьте себе, сколько съедал бы в сутки взрослый человек, если бы его потребность в пище была бы равной потребности ребенка этого возраста. Это составило бы больше 12 литров пищи ежедневно.




Детям на кг массы тела требуется значительно больше, чем взрослым белка, жира и углеводов. Этим объясняется особенность их обмена веществ.

Так у детей для обеспечения их нормального роста и развития должен быть положительным азотистый баланс, тогда как у взрослого человека он находится в состоянии равновесия. При недостатке белка в пище у ребенка могут нарушаться процессы роста и даже психического развития, особенно если недостаток вводимого белка имеет место в первые 3 года жизни, когда на 80% формируется мозг человека.

Для осуществления химических процессов в организме детям обязательно требуется вода. Потребность в воде меняется в зависимости от возраста. Чем моложе ребенок, тем больше его потребность в воде.

Очень важным в естественном вскармливании являются психологические аспекты. У младенца, вскармливаемого грудью, возникает прочная ассоциация преодоления голода с восприятием матери. Высказывается предположение, что эти детские ощущения являются основой для пожизненного закрепления отношения к матери и основой будущего родительского поведения ребенка. С помощью тестов Бине-Сиона было показано, что более высокие показатели интеллектуального развития были у школьников, получавших грудное вскармливание в течение первых 4-9 месяцев, в сравнении со школьниками, рано переведенными на искусственное вскармливание.



Грудное вскармливаниеявляется оптимальным комплексным методом и питания, и защиты, и стимуляции нервно-психического и интеллектуального развития ребенка.

Сформировать и поддержать грудное вскармливание гораздо дешевле, чем произво­дить огромное количество дорогостоящих молочных смесей, которые никогда не повторят женское молоко, уникальное по питательным и иммунологическим свойствам.

Решение о переводе на смешанное или искусственное вскармливание, по мнению ве­дущего отечественного педиатра И.М.Воронцова, является таким же ответственным, как ре­шение о проведении сложного хирургического вмешательства или химиотерапии высокого риска.

Самостоятельная работа во внеаудиторное время (подготовка к практическому занятию)

             

а) Аннотированный перечень вопросов по теме занятия

1. Анатомо-физиологические особенности ротовой полости у детей раннего возраста.

2. Анатомо-физиологические особенности пищевода, желудка и поджелудочной железы у детей раннего возраста.



3. Анатомо-физиологические особенности кишечника, печени, у детей раннего возраста.

4. Определение понятия «естественного вскармливания». Роль естественного вскармливания в формировании микрофлоры кишечника.

5. Преимущества естественного вскармливания.

6. Периоды грудного вскармливания.

7. Гистофизиология молочной железы. Нейроэндокринная регуляция лактации. Этапы становления лактации.

8. Состав женского молока, содержание основных нутриентов, преимущества его перед коровьим молоком, искусственными смесями.

9. Биологические факторы женского молока.

10.  Режим и питание кормящей матери. Пути сохранения грудного вскармливания.

11. Первое прикладывание к груди. Противопоказания и затруднения при естественном вскармливании со стороны матери и ребенка.

12. Методы расчета объемов питания.

13. Потребности ребенка в основных нутриентах.

14. Прикормы при естественном вскармливании. Современные принципы, правила и сроки их введения.

15. Составить меню ребенку до 1 года, находящемуся на естественном вскармливании.

б) Письменное задание:

       1. Представить в виде схем и таблиц:

1. Суточная потребность в основных питательных веществах у детей первого года жизни.

2. Способ определения суточного объема питания у детей первого года жизни.

3. Содержание основных пищевых ингредиентов и калорийности в продуктах используемых при кормлении детей первого года жизни.

4. Противоинфекционные факторы грудного молока и их функции.

5. Содержание в женском молоке белков, жиров и углеводов.

6. Сроки введения прикормов и коррекция питания при естественном вскармливании.

Составить меню, курируемому ребенку. Рассчитать массу, объем

Суточного питания.

 в) Темы микрорефератов для выступлений на занятии:

1. Биологическая роль лактоферрина и его значение в питании детей раннего возраста

2. Витамины и минералы для здоровья детей

3. Питание младенца и здоровье взрослого человека

4. Развитие пищевой толерантности и профилактика аллергии у детей

5. Питание грудного ребенка и кишечная микрофлора

6. Питание женщины во время беременности и лактации.

7. Особенности вскармливания при непереносимости глютена.

8. Питание детей старше года.

г) Перечень практических умений, которыми студент должен овладеть на практическом занятии:

В процессе занятия студент должен овладеть следующими практическими навыками или присутствовать при проведении некоторых из них:

1. Микрокурация больных с применением методик опроса, осмотра, проведе­ния оценки анамнестических и клинических данных.

2. Проведение антропометрических измерений, оценка физического развития на основании использованных данных антропометрических стандартов.

3. Проведение сбора данных о питании курируемого ребенка. Провести расчет прибавки массы тела, провести расчет суточного и разового объема питания.

4. Составить меню ребенку до 1 года, находящему на естественном вскармливании.

5. Дать рекомендации по коррекции питания ребенка первого года жизни.

 

д) Тесты для контроля качества домашней подготовки:

Выберите один правильный ответ

 

1. Определение прикорма

1) -это введение овощного пюре, каши, кисло-молочных продуктов

2) -это введение новой пищи, более калорийной и концентрированной постепенно и последовательно заменяющей кормление грудью

3) -это введение новой пищи, более калорийной не заменяющей кормление грудью

 

2. Потребность в белке составляет

1) 0-3 месяца – 1,9 г/кг, 4-6 месяцев – 2,4 г/кг, 7-12 месяцев – 2,0 г/кг

2) 0-3 месяца – 1,6 г/кг, 4-6 месяцев – 1,6 г/кг, 7-12 месяцев – 2,0 г/кг

3) 0-3 месяца – 2,2 г/кг, 4-6 месяцев – 2,6 г/кг, 7-12 месяцев – 2,9 г/кг

 

3. АФО ротовой полости у ребенка первого года жизни

1) Не выражена поперечная исчерченность губ, дубликатура десен. Размеры полости рта относительно малы, мягкое небо расположено горизонтально. Язык относительно маленький. Жевательные мышцы и комочки Биша развиты плохо. Выражен сосательный рефлекс. Функциональная активность слюнных желез развита слабо. Усиление соливации в 4-6 месяцев способствуют не только герметизации, но и образованию мелких сгустков казеина, переваривании

2) Выражены поперечная исчерченность губ, дубликатура десен. Размеры полости рта относительно малы, мягкое небо расположено горизонтально. Язык относительно большой. Жевательные мышцы и комочки Биша развиты хорошо. Выражен сосательный рефлекс. Функциональная активность слюнных желез развита слабо. Усиление соливации в 4-6 месяцев способствуют не только герметизации, но и образованию мелких сгустков казеина, переваривании

3) Выражены поперечная исчерченность губ, дубликатура десен. Размеры полости рта относительно малы. Язык относительно мал. Жевательные мышцы и комочки Биша развиты слабо. Выражен сосательный рефлекс. Функциональная активность слюнных желез выражена. Уменьшение соливации в 4-6 месяцев способствуют не только герметизации, но и образованию мелких сгустков казеина, переваривании

     

 4. Частота кормления ребенка в возрасте 15 дней

1) 7 раз

2) по требованию ребенка, не менее 7 раз

3) 5 раз, каждые 4 часа

 

5. Частота кормления ребенка в возрасте 6 месяцев

1) 3 раза

2) по требованию

3) после введения 1-го прикорма 5 раз

 

6. АФО желудка у ребенка первого года жизни

1) Желудок расположен горизонтально. Дно и кардиальная часть слабо развиты. Пилорический отдел желудка функционально развит хорошо, но при этом относительно слаборазвитая кардия приводит к частым срыгиваниям. Физиологический объем желудка маленький и составляет при рождении 7 мл. В желудочном соке выделяют ферменты: пепсин, гастриксин, ренин (химозин), липаза. Ферментная активность низкая. Источником водородных ионов является молочная кислота

2) Желудок расположен вертикально. Дно и кардиальная часть развиты хорошо. Пилорический отдел желудка функционально не развит, это приводит к частым срыгиваниям. Физиологический    объем желудка маленький и составляет при рождении 7 мл. Ферментная активность низкая

3) Желудок расположен вертикально. Дно и кардия слабо развиты. Пилорический отдел желудка функционально развит плохо, что приводит к частым срыгиваниям. Физиологический объем желудка маленький. Ферментная активность высокая. Источником водородных ионов является молочная кислота

 

7. АФО кишечника у ребенка первого года жизни

1) Длина кишечника у детей не превышает длину тела. Короткая брыжейка. Достаточная выраженность ворсинок, складчатость слизистой  оболочки. Кишечная энтерокиназа активирует панкреатические протезы, трипсиноген в трипсин. В кишечнике продолжают расщепляться белки до полипептидов и аминокислот, крахмал и гликоген до дисахаридов

2) Длина кишечника у детей превышает в 6 раз длину тела. Длинная брыжейка. Достаточная выраженность ворсинок, складчатость слизистой оболочки. Кишечная энтерокиназа активирует панкреатические протезы, трипсиноген в трипсин. В кишечнике продолжают расщепляться белки до полипептидов и аминокислот, крахмал и гликоген до дисахаридов. У детей выделяют 3 типа пищеварения – дистантное, мембранное, внутриклеточное

3) Длина кишечника у детей превышает в 6 раз длину тела. Длинная брыжейка. Слабая выраженность ворсинок, складчатость слизистой оболочки. Кишечная энтерокиназа не активирует панкреатические протезы, трипсиноген в трипсин. У детей выделяют 3 типа пищеварения – дистантное, мембранное, внутриклеточное

 

8. Потребность в углеводах составляет

1) 13 г/кг

2) 6 г/кг

3) 2,2 г/кг

 

9. Потребность в жирах составляет

1) 0-3 месяца – 13 г/кг, 4-6 месяцев – 9,0 г/кг, 7-12 месяцев – 5,5 г/кг

2) 0-3 месяца – 6,5 г/кг, 4-6 месяцев – 6,0 г/кг, 7-12 месяцев – 5,5 г/кг

3) 0-3 месяца – 6,5 г/кг, 4-6 месяцев – 6,5 г/кг, 7-12 месяцев – 6,5 г/кг

 

 

10. ЧАСТОТА КОРМЛЕНИЙ В Возрасте 3 месяцев

1) По требованию

2) 5                                           

3) 6

 

11. срок введения овощных блюд в рацион ребенка

1) 5-6 месяцев

2) 7-8 месяцев

3) 3 месяца

 

12. срок введения каш в рацион ребенка

1) 5-6 месяцев

2) 7-8 месяцев

3)  3 месяца

 

13. срок введения кисло-молочных продуктов в рацион ребенка

1) 5-6 месяцев

2) 7-8 месяцев

3) 3 месяца

 

 

14. срок введения мясных блюд в рацион ребенка

1) 5-6 месяцев

2) 7-8 месяцев

3) 3 месяца

 

15. содержание основных нутриентов в зрелом женском молоке (г/100 мл)

1) Б - 1,1, Ж - 3,5-4,5, У - 6,8

 2) Б - 2,2, Ж - 4,5, У - 13

 3) Б - 2,5, Ж - 3,5, У – 13

 

16. срок введения цельного молока в рацион ребенка

1) Не ранее 1 года

2) 6 месяцев

3) 4 месяца

 

Выберите все правильные ответы:

 

17.  для расчета  суточного объема питания у ребенка 5-ти дней используют формулы

1)  2% от массы тела и 70/80 х n

2)  2% массы тела при рождении х n

3)  1/5 от массы тела

 

18. Основные виды прикормов

1)  Овощное пюре, каша

2)  Овощное пюре, кисло-молочные продукты

3)  Овощное пюре, мясо







Сейчас читают про: