История создания
История возникновения Dostavista похожа на анекдот. Ещё в 2011 году, когда получили распространение смартфоны с геопозиционированием, разработчикам пришла в голову идея сделать мобильную игру, где телефон представлял бы собой виртуальный грузовичок; в одной точке города в него загружался бы виртуальный же товар, в другой — выгружался. Что-то типа PokemonGo, но с уклоном в логистику.Их смущало, что игровая индустрия — одна из самых развитых в ИТ. Соваться туда без опыта — дело гиблое. В мобильной сфере у них никакой практики не было. Вот и подумали: возможно же нишевое применение, когда студент по дороге в институт захватывает и привозит куда нужно тот или иной товар. Пусть все работает в маленьком масштабе, но неожиданно Dostavista начала расти настолько хорошо, что об игре все и думать забыли.
С 2016 года компания «Достависта» успешно предоставляет услуги срочной курьерской доставки по Уфе как для физических, так и для юридических лиц, а также является надежным логистическим партнером по услугам доставки для интернет-магазинов и ресторанов.
Экспресс доставка документов и посылок для организаций, срочная доставка корреспонденции, покупок, цветов, еды, подарков и грузов до 1,5 т. — наиболее частые заказы в их компании.
На запуск же проекта ушло около 10 млн рублей.
Уникальность проекта
Главный компонент — это алгоритм назначения. У сервиса генерируется приблизительно десять тысяч доставок в день. Их выполняют около 3-3,5 тысяч курьеров. Важнейшая задача — распределять заказы по курьерам. Система в Dostavista не как в такси. Сервис не кидает заказ курьеру. Они сами откликаются на интересные заказы, и дальше система выбирает наиболее подходящего: по рейтингу, расстоянию и так далее. Она действует по сложным алгоритмам; это ядро сервиса.
Dostavista работает по революционной для курьерских услуг модели B2B2C — курьеры получают заказы через мобильное приложение, а отправители могут вызвать курьера через форму заказа на веб-сайте или через мобильное приложение. Другими словами, услуги курьерской службы «Достависта» заключаются в том, что мы соединяем заказчика и курьера, обеспечивая первым качественные услуги, а вторым — комфортную работу с поддержкой операторов колл-центра. Курьерская служба по Уфе устроена так, что система подбирает ближайшего к отправителю курьера с самым высоким рейтингом. Вызвать курьера можно даже в выходные и поздним вечером.
За рубежом изначально предполагалось, что эта бизнес-модель не является специфической. Скорее, наоборот: в России сложное, муторное законодательство. Компания «Достависта», например, налоговые агенты их же курьеров: платят за них НДФЛ, взносы в ПФР и ФОМС. Это заметная нагрузка на компанию. Так что стратегией было - попытаться открыться где только можно. Причём интересны были не столько отдельные страны, сколько крупные города — и чем крупнее, тем лучше. Такие как Шанхай, Мумбаи, Дели, Джакарта, Мехико, Сан-Паулу, Стамбул. Но для начала необходимо было решить юридические вопросы, потом развернуть ИТ-инфраструктуру, дать контекстную рекламу и только потом начинать принимать заказы. И именно поэтому международная экспансия пока наиболее успешна в Индии (работает в трёх городах), Индонезии и Мексике (по одному городу)
Но, к сожалению, ни в одной из зарубежных стран бизнес даже и не приблизился к величине российского заработка.
На старте казалось, что Достависта сможет вести бизнес только в очень больших городах. Но сейчас в России, помимо Москвы, они работаем уже в шестнадцати городах. Причём динамика там неплохая. Как минимум во всех миллионниках модель применима.
Интересным остается командная рассортировка по странам: в российском офисе около сорока человек, в региональных суммарно примерно пятнадцать. Существуют офисы в Шанхае, Сеуле, Мумбаи, Джакарте. Разработчиков в штате около двадцати человек, и они работают на все страны.
Современное состояние проекта
Венчурные фонды Buran VC и AddVenture инвестировали $2,25 млн в компанию Dostavista — маркетплейс для курьеров, обеспечивающих срочную доставку для малого и среднего бизнеса. Компания намерена масштабировать бизнес за рубеж. Но в этом сегменте модель Uber в чистом виде может не сработать из-за высокой текучки курьеров, предупреждают участники рынка.
Проект Dostavista, работающий в сфере срочной доставки, привлек $2,25 млн от Buran VC и Addventure, “Ъ” рассказали в компании. Это также подтвердили управляющий партнер Buran VC Михаил Салонтаи и управляющий партнер AddVenture Максим Медведев. Фонды вложили средства поровну, контроль остается у основателя и гендиректора Михаила Александровского. Финансирование будет направлено «на расширение и укрепление международных позиций». Компания уже работает в девяти странах — кроме России, где операции приносят около 80% выручки, это Бразилия, Мексика, Великобритания, Турция, Индия, Южная Корея, Китай и Индонезия, в каждой компания представлена под локальным брендом. Проект планирует также выйти в Японию. В России Dostavista работает в Москве, Подмосковье и городах-миллионниках.
Dostavista предлагает срочную доставку по городу для малого и среднего бизнеса, в том числе для онлайн-магазинов, кондитерских, цветочных салонов. С момента размещения заказа на сайте до его выполнения в среднем проходит полтора часа, говорят в компании. За 2016 год Dostavista втрое увеличила число выполненных заказов, достигнув 1 млн доставок. Комиссия курьерам в среднем составляет 20%, они работают с Dostavista, как водители такси — с Uber или «Яндекс.Такси».
По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «Портал», управляющего Dostavista, в 2015 году составила 21,3 млн руб., чистая прибыль — 18,5 млн руб. Компания была прибыльна в России и в 2016 году, отметил господин Салонтаи.
Команда проекта показала «супердинамику по всем метрикам за откровенно смешные деньги» (ранее бизнес-ангелы вложили в проект $1,3 млн., их имена в компании не раскрывают), утверждает Максим Медведев. «Спрос на быструю доставку огромный. Наличие возможности доставки “сейчас” значительно увеличивает конверсию. И это работает не только в еде, но и во многих других категориях»,— поясняет он. Модель платформы, по словам господина Медведева, намного легче масштабируется и имеет преимущества по сравнению с классическими службами экспресс-доставки — прежде всего, из-за цен и гибкости. «Второго такого игрока построить будет сложно, здесь высокие барьеры для входа»,— предупреждает господин Медведев.
Услуги курьерской доставки предлагают и некоторые агрегаторы такси. В конце февраля Gett запустила сервис «Gett Курьер» в Москве, в марте, гендиректор Uber в России Дмитрий Измайлов заявил, что компания разрабатывает собственный сервис курьерской доставки под рабочим названием UberRUSH.
Впрочем, эксперты считают, что в чистом виде модель Uber в курьерском сегменте может не сработать. «Судя по опыту работы с аналогичными компаниями в акселераторе, 5% курьеров работают на постоянной основе и обслуживают 95% всех заказов, остальные нанятые делают две-три доставки и бросают»,— отмечает старший аналитик департамента инвестиций Фонда развития интернет-инициатив Евгений Михайлов. В итоге при масштабировании, есть риск нехватки курьеров, поясняет он, и «курьерским Uber» становится дешевле и надежнее нанять постоянных курьеров в штат, полностью изменив бизнес-модель.
Заключение
Проект Dostavista был запущен в 2012 году. Он представляет сервис доставки товаров, работающий по системе «Uber». Также сама платформа постоянно развивается и создает все новые функции и возможности, как для сотрудников, так и для работников сервиса. К тому же, проект все активней выходит за рамки отечественного рынка, хоть и не имеет высоких показателей за рубежом, относительно отечественного рынка, на котором сервис все также развивается.






