За 6 лет существования проекта компания смогла наладить контакты и найти своих клиентов не только в России, но и за рубежом.
Так, проектом заинтересовалась полиция Дубая, и планируется реализовать поставки нескольких десятков ховербайков в 2020 году для патрулирования труднодоступных районов. Поставки мотоциклов начались еще в 2017 году, с появлением первой модели. По словам Атаманова, похожие предложения о сотрудничестве поступали от полиции США и министерства транспорта Сингапура, где на базе летающих мотоциклов хотят развивать службу такси. Поддержать подобный проект готова и московская мэрия, но денег на реализацию данного проекта не выделили. Закрытая презентация дрон-такси состоялась в 2018 году.
Не смотря на большой спрос и заинтересованность не столько со стороны обычных покупателей, но и у государственных структур, продажи начнутся только после запуска производства. Пока что компания продолжает принимать заказы (их уже более 1,2 тыс.) и формирует очередь на отгрузку. По словам Атаманова, ему пишут люди со всего мира, от Австралии до Перу, но продавать свои ховербайки всем подряд он не готов — если продукция Hoversurf засветится в аферах, это может ударить по репутации компании: «Не хочу, чтобы наш дрон использовался, например, для контрабанды. Мы хотим приносить людям только пользу, поэтому работаем в основном не с частными клиентами, а с государственными службами, которые занимаются спасением жизней».
Инвестиции
По расчётам Атаманова, на запуск массового производства ховербайков уйдет примерно $12 млн. Для таких инвестиций нужны прототипы. Scorpion 1 принёс компании грант в 10 млн рублей от Фонда содействия инновациям (ранее Фонд дважды поддерживал стартапы Атаманова) и предпосевные инвестиции. У Атаманова уже был пул знакомых, которые вкладывались в его предыдущие проекты — Николай Белых и Сергей Солонин (Qiwi), а также нью-йоркский венчурный фонд Starta Capital. Пять инвесторов вложили около полумиллиона долларов, у всех разные доли и условия (подробности не разглашаются). Такую же сумму вложил сам Атаманов.
На деньги инвесторов компания за год создала Scorpion 2 и Scorpion 3. Видео полёта Scorpion 3, выложенное на YouTube в феврале 2017, за неделю набрало 46 млн просмотров, потенциальные покупатели начали оставлять предзаказы на сайте, а компания Атаманова снова привлекла инвестиции. На сегодняшний день в проект вложено около $2 млн — и это не считая «нескольких миллионов долларов», которые готов вложить в проект ВЭБ. Подробности предприниматель не сообщает. Компания раскрыла, что ведет переговоры, помимо ранее обозначенного ВЭБ, также со Сбербанком, АФК "Система" и Intel Capital, однако ответа на вопрос данные компании об участии в инвестировании Hoversurf прессе не дали.
Оценку стоимости патентов Атаманов не проводил, но уверяет, что инновационные разработки повысили капитализацию компании более чем в 20 раз только за 2017 год.
Перспективы развития проекта
Как резидент Сколково, Атаманов использует 3D-принтеры, токарные станки и слесарей из Технопарка, которые, однако, недостаточны для массового производства полетов на воздушной подушке. Предприниматель хочет открыть производственную линию в России, но все зависит от того, в какой стране он найдет инвесторов: «Я не готов к переезду, могу уехать на время ради развития проекта. Но если не найду инвестиции в нашей стране, то, к сожалению, Hoversurf не будет развиваться как российский проект». Ехать, возможно, придётся в Дубай, власти которого готовы содействовать в поиске производственного помещения, оборудовании и найме рабочей силы. Атаманов не оставляет надежду на то, что производство будет развернуто в России. Однако, на данный момент больший акцент делается на самих разработках, а не на массовом производстве. Каждый новый прототип или модель команда инженеров стремится сделать лучше предыдущей. По словам Атаманова, для него серийное производство — не главное: «Основная цель технологической компании — развитие технологий и усиление компетенций, по ним и надо оценивать успехи. Более 80% стоимости технологических компаний составляет интеллектуальная собственность».
«В какой-то момент рынок персональных дронов сформируется — об этом говорят и корпорации, и ученые; в эту сторону двигаются Uber, Boeing, Airbus, Intel, Google, — размышляет Атаманов. — Сейчас все проекты в этой области находятся на очень ранней стадии, пока летать опасно, мы опережаем время. Но прогресс неумолим. Мы видим, что формирование этого рынка не за горами, — Дубай это подтвердил, там уже разрешили полеты дронов-такси». Hoverserf, по планам создателя, должен стать аналогом Apple на рынке дронов — первым внедрить все самые передовые технологии.
Сейчас Атаманов работает над более безопасным Scorpion 5 и дроном-такси, но дату релиза не называет, о вложениях сообщил лишь, что «деньги — только инвестиционные». Работу над прототипами комментирует так: «Сделали один — делаем следующий, учитывая все недостатки предыдущего: это эволюция, развитие технологии. Этот процесс не закончится никогда». Об обязательствах перед инвесторами говорит: «У компании обязательства — наращивать технологии, компетенции, портфель патентов и свою стоимость».
Региональная авиация также может оказаться довольно перспективным сегментом, особенно для автожиров и гибридных самолетов со складывающимися крыльями. По сути, это та же региональная авиация, но с расширенными функциональными возможностями (меньше пассажиров, возможность движения по бездорожью). Частичное дерегулирование имеет важное значение для развития этого сегмента.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что проект Hoversurf/ОКБ «АТМ Грузовые дроны» превратился из любительского проекта, который был в плане реализации на грани фантастики, в перспективную компанию, занимающуюся научно-конструкторской деятельностью и разработкой перспективных видов пассажирского и грузового транспорта. Достичь таких результатов позволил предпринимательский опыт и знание технической части вопроса Александра Атаманова.
Стоит понимать, что данное направление весьма перспективно, так как в будущем затраты на производство сверхлегких летательных аппаратов значительно снизятся за счет промышленного, а не ручного производства, что сделает данный продукт гораздо доступнее более широкому кругу покупателей. История знает немало примеров технологий, которых ждали как способных «перевернуть мир» — можно вспомнит, например, видеосвязь в телефоне или голосовое управление мобильными устройствами. О картинах будущего с подобными решениями появлялось множество фантастических фильмов и громких статей. Теперь все смартфоны способны обеспечить пользователям обе функции. Можно провести аналогии и с данными разработками Hoversurf. Важно подчеркнуть, что использование таких низколетящих аэромобилей сможет сэкономить огромное количество ресурсов нашей планеты с учетом использования последних наработок Hoversurf в плане топлива (а именно – использование гибридного двигателя их собственной разработки, а вместе с тем и уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу), а также вполне вероятно смогут исчезнуть привычные нам автодороги с асфальтовым покрытием. Время доставки грузов и перевоза пассажиров значительно уменьшится, так как маршруты можно будет прокладывать напрямую из пункта отправления в пункт назначения, без пробок на дороге и без увеличения времени пути из-за плохих дорожных условий.
Помимо вышеперечисленного, деятельность Атаманова может нести и мотивационный смысл просветительского содержания. И его первоначальная цель будет достигнута: все больше молодых ученых будут стремиться изменить мир путем достижения каких-либо научных открытий или изобретений. В стремлении создавать Александра Атаманова можно сравнить с Илоном Маском, но стоит понимать, что у данных персонажей совершенно разный масштаб деятельности.
Велика вероятность того, что данные начинания смогут произвести своеобразную техническую революцию, как в свое время произвел первый серийный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, первые радиоприемник и телевизор, персональный компьютер и первый смартфон.
Таким образом, проект Hoversurf не только достиг своих первоначальных целей, но и поставил новые, достижение которых позволит компании увеличить как количественные, так и качественные показатели. Среди этих целей есть такие, как улучшение конструкции, создание новых прототипов для разных задач и разработка патентов, так и более глобальные цели – привлечение новых инвесторов и создание промышленного производства продукции. Можно сказать, что Hoversurf является будущим российских науки и машиностроения.






