Тема «Формирование музыкально-педагогического слышания»

 

Педагогические задачи Параметры оценки авторских муз-выраз средств пр-ия Параметры оценки главных муз.выразительных средств исполнителя Способы наблюдения за учеником и его муз.выразит. средствами.
1. Вспомните «идеальный» стилевой вариант звучания этого произведения в музыкальном и техническом воплощении.   Если вы не знаете этого произведения, то вам необходим нотный текст или сосредоточенность на стилевых муз.выразитель- ных средствах этого композитора. 2. Грамотное исполнение авторских указаний, зафиксирован-ных в НОТНОМ тексте. (строгая зона работы над текстом) 3. Творческое преломление некоторых муз. выразительных средств на основе индивидуальных возможностей ученика. (Свободная зона текста) 4. Педагогичес- кая целесообраз- ность выбора этого пр-ия для уче- ника: какие навыки хотите получить? Соответствен- ные задачи работы надо ставить перед учеником во время работы над этим про-изведением 5.. Слушая ученика, сравните это исполнение с предшествующим -оцените новые достижения  и похвалите его.   1. Воспроизведение ЗВУКА: - ориентация на АУТЕНТИЧНОЕ звучание инструментов авторской эпохи, - ориентация на задуманный автором звуковой образ: -хор, оркестр, песня, ария, танец, движение. - ориентация на авторское туше—(прикосновение) к клавиатуре.   2. РИТМ (авторский) - точность внутридолевого пульса; - точность долевого пульса; - владение авторской агогикой. 3. ШТРИХИ: качество и соответствие образу штрихов и туше в произведении.   4. ЖАНРОВЫЕпризнаки: б) особенности звучания фактуры,   в) ТЕМП соответствующий этому жанру, в пределах возможного отклонения.   г) МЕТРИЧЕСКАЯ точность (чувство сильной доли),соответствующая, этому жанру,     5.образное интонирование мелодии(выразительное натяжение), гармонии, всех отклонений, модуляций и т.д. (музыкальность речи, движения).     6. Использование ДИНАМИКИ и её вариантов: < > p P ¹ Ä ì ê > S Z ‚  ¡*       7. Ясно ли слышна в ФОРМАсочинения, и что применяется для этого: динамика, агогика, дыхание, педализация, акценты и т.д. либо другое ср-во.     8. Техническая трудность пьесы: - сложность образного содержания, -особенности технических формул, - необходимые пианистические навыки для исполнения этого сочинения.   9. Распределите пед. задачи по степени трудности: - начните работать с любой задачи, но (!!): через уточнение муз. образа, и только с показом настоящего звука (создание звукового «идеала»)     1. Оцените звук по качеству: - соответствует ли звук стилю автора, - соответствует ли музыкальному образу, исполняемого произведения, - полный, красивый, - либо сухой, «пустой» не тянущийся; - или чрезмерно грубый, жёсткий. -какое звуковедение - плавное или неровное, корявое.   2. Ритмическая точность: - Есть ли трудные ритмические рисунки и сложные их сочетания; - Есть ли естественное «живое» движение музыки в исполнении уч-ся («сквозное развитие»)     3. Правильные ли штрихи играет уч-ся, -соответствуют ли они образу пр-ия и естественному звучанию рояля;     4. Понятен ли ребёнку жанр пр-ия? -правильно ли он расслаивает фактуру пр-ия, слышит ли линии мелодии, баса, фигураций, подголосков и т.д.     - Уверенно ли ученик знает текст пр-ия, чтобы играть в нужном темпе; -Соответствует ли темп пр-ия общепринятому в жанре – в пределах возможного отклонения; -Какова степень предполагаемой авторской агогики?     - Организовано ли муз. движение в крупные структуры по 2-4-8тактов (фразы, предложения, периоды); - правильно ли распределены акценты внутри такта, фразы, периода.   5. Исполнение ученика можно оценить как: - исполнение- «переживание», (непосредственное участие), - исполнение- «представление» (умозрительное представление); - использовал ли уч-ся все свои ресурсы - динамические, агогические, артикуляционные, технические, душевные т.д. - или он недостаточно ярко представляет себе форму подачи звука (манеру исполнения)?     6. Есть ли у ученика владение формообразующей динамикой: - оттеняет эпизоды «эхо», - делает контрасты в эпизодах «tutti» и «solo», - использует crescendo и diminuendo - другие средства, указанные и не указанные автором (‚ ¡ *, ¨ Å) 7. Меняет ли уч-ся характер звука при - смене партий, гл.темы на поб.т., - при смене фактуры в пр-ии, - при смене тональностей, и т.д. - успевает ли сохранить при этом один темп или движение.   8. Соответствует лиуровень трудности пр-ия -музыкальному развитию уч-ся, - его темпераменту (психической реакции), - техническому уровню подготовки уч-ка (комплексу уже полученных навыков), - особенностям его аппарата: (атлетик, пикник, астеник, грацильный тип)-Росту, весу, длине рук, силе и дифференцированности пальцев, гибкости суставов, и т.д. - сценической выдержке ученика.   9. Объяснения должны строиться на доступном ребёнку, грамотном и поэтическом русском языке, с включением всех зон его мозга: - логической - это пояснения; анализ, сравнение,); -слуховой - (показ звука, пение, игра в ансамбле, предслышание.); - эмоциональной - (сопереживание, вера в обстоятельства, накопление эмоционального опыта); - визуальной - (картинки, рисунки); - ассоциация – метро-ритмическая - чтение, подбор стихов.   1.  Оцените по внешним признакам, как ученик настраивается на исполнение произведения: - есть ли внутренняя предварительная настройка-- предслышание звука (внутренним слухом); -выражение лица ученика до игры соответствует ли образу пьесы; - есть ли «дыхание» рук; - набрал ли сам ученик «длинное» дыхание; - экономно ли его расходует на первой фразе; - слушает ли себя (свой звук) сразу.     2. Контролирует ли ученик пульс при смене длительностей; - в сложных ритмосочетаниях; - нет ли чрезмерных замедлений и ускорений в «пунктирных» и сложных ритмах;     3. Формальное ли исполнение штрихов или наполнено тембральным (образным) пониманием природы штриха. -позволяет ли уровень техники воплотить точные штрихи?   4. Есть ли звуковая, штриховая и весовая координация элементов фактуры пр-ия: - опора на бас, - весовое наполнение мелодии, - дифференциация подголосков.   - Муз. речь льётся естественно, - или муз. речь звучит по «складам»; - либо темп ускоренный, сумбурный и муз. речь –артикуляция нечленораздельна.   -Основано ли это движение на гармоническом тяготении (к КАДАНСУ, к ТОНИКЕ), -или является формальным акцентированием со стороны уч-ка? - активен ли уч-ся в создании движения (тяготения), - или уч-ся не осознаёт энергию развития и вяло перебирает звуки.     5. Определите процесс «изнутри»- если бы вы сами играли: -ученик играет осознанно, с пониманием задач, артистично; - ученик играет «от себя», он «захвачен» музыкой, чувством, эмоцией; - или старательно выполняет указания педагога, - или играет, не понимая, не осознавая главных муз. задач в про- изведении (формально); -или он всё представляет верно, но недостаточно подготовился к выступлению (к уроку) и трусит?   6. Как уч-ся пользуется динамикой: - формально, не слушая себя (звук), - естественно, вслушиваясь в звуковой результат и управляя им, - не расчётливо, в «захлёст», -либо слабо представляет её, и ему не до динамики.     7.. Исполняется ли пр-ие без остановок, запинок, цельно; -использует ли уч-ся для этого -чёткий внутренний пульс, -естественную агогику, -горизонтальное движение корпуса, -длинное дыхание, - сквозное тяготение к кадансу;   8. Степень освоения учеником пр-ия: - знает текст уверенно, и исполняет сочинение уверенно, без случайных остановок и запинок, - знает текст неуверенно, и поэтому есть запинки в исполнении, незначительные помарки, - знает текст, но технические трудности пр-ия не преодолены в работе дома и на уроке; - неразвитость аппарата мешает воспроизвести образ пластично, гибко и уверенно.   9. Следите за реакцией ребёнка на ваши объяснения: - загорается интерес, хочет играть; - вяло слушает, внешне не реагируя; - не дослушивая, начинает играть; - включается в работу медленно;   Соответственно выбирайте темп речи, темп работы, характер общения с учеником.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: