Буква Ц имеет Господствующее число 22. 5 страница

 

АЛЬЧЕРИНГА – (австрал. время сон или рассвет мира), в религии австралийских аборигенов – мифологическое время, имеющее начало, но не имеющее конца. Во время альчеринга мифические существа создали природу и человека. Некоторые из этих существ принимали облик человека или животных (которые впоследствии стали тотемами). Австралийцы верят, что «зачинатели мира» установили местный общественный строй и его «законы». Первые люди явились потомками великих матерей плодородия и мужчин прародителей. Хотя считается, что мифические существа альчеринга бессмертны, некоторые из них были убиты, другие превратились в скалу или колодец, третьи приняли форму ритуальных предметов (смотри Чуринга), но их вечная сущность осталась прежней. Места, в которых происходили мифические события, считаются священными и предназначены для проведения ритуалов.

Альчеринга является сложным комплексом верований и обычаев, в котором большую роль играет тотемизм. По представлениям аборигенов, человек – часть природы и по существу ничем не отличается от мифических существ и животных. Тотем помещает человека в альчерингу и наделяет его неразрушимой, бессмертной индивидуальностью.

Синоним – Альтжиранга.

 

АМА АЛДАХА – (бурят. проговориться, обмолвиться), нечаянно обронить слово, противоречащее религиозным установлениям и запретам, за что неминуемо должно рано или поздно наступить возмездие, от которого человек может избавиться, лишь совершив обряд жертвоприношения. В основе этого поверья лежат древнее представление о магической силе слова и идея об искупительной жертве.

 

АМАГЯТЬ – (якут.).

1. Дух-покровитель шамана. После смерти шамана амагять старается переселиться преимущественно в кого-либо, принадлежащего к роду покойника.

Дух-покровитель – неотъемлемая часть каждого шамана; даже самый слабый шаман обладает амагятем и ие-кылой – звериным духом-покровителем, волшебным духом, дьяволом пожирателем. Сообразно силе своих амагятей шаманы подразделяются на три группы:

кеники оюн (последние) – это собственно не шаманы, а разные истеричные, полоумные, юродивые и другие странные люди, обладающие способностью толковать и видеть вещие сны, ворожить, лечить легкие болезни, прогонять мелких, пакостливых чертей; они почти лишены амагятей и не могут справлять больших шаманств с барабанным боем, заклятиями и принесением жертв;

орто оюн средние шаманы – это обыкновенные чародеи, обладающие волшебной силой в разной степени, сообразно своему таланту и силе своих амагятей;

улухань оюн – великие шаманы, покровительствующий дух которых ниспослан самим улу-тоёном. Это могучие чародеи; зову таких шаманов благосклонно внимает сам властелин тьмы.

2. Медная пластинка с изображением человека, которую шаман вешает на груди, приступая к колдовству. Изготавливать подобные атрибуты без вреда для себя может только кузнец в девятом колене. Амагять – медная пластинка длиною в указательный палец, шириной в половину ладони.

Синоним – Эмэхэт.

 

АМАЛФЕЯ – (слав.), дочь коровы Земун, мать Велеса. В русских былинах – Амелфа Тимофеевна, мать Василия Буслаева либо Алеши Поповича. В греческих мифах – корова либо коза Амалфея, вскормившая Пана и Зевса. Она же Амрита (санскр.), Амеша и Амертат (зенд.), Ам (др. евр.), Амма (догоны). Возможно, её имя происходит от мантры «АУМ». Древнейший смысл имени – бессмертная фея («а-мер» – «не-смерть»), дающая напиток бессмертия, амриту (у славян – абриту). Впоследствии имя стало обозначать «кормилица-фея», так как она вскормила своим молоком бога.

Синоним – Амелфа.

 

АМАНАСА – (санскр. лишенные разума), ранние расы на нашей планете; а также определенные индуистские боги.

 

АМАСИ – (браз.).

1. Омовение головы медиума, целью которого является укрепление связи между медиумом и его головным ориша.

2. Омовение бус.

 

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ – (от греч. amphi – приставка, обозначающая двойственность, и лат valentia – сила), несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту. В типичном случае амбивалентность чувств обуславливается тем, что отдельные качества сложного объекта по-разному влияют на человека (можно уважать кого-то за трудолюбие и осуждать за вспыльчивость). Особый случай амбивалентности чувств представляет собой противоречие между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (например, обида, если эмоционально положительно оцениваемые человеком люди проявляют к нему невнимательность).

 

АМБИКА – (санскр. мать), милостивая форма богини, одно из центральных божеств религии шактов наряду с Дургой, Кали и Парвати.

 

АМВОН – (от греч. ambonos – край горы), возвышенное, как правило, полукруглое и выдвинутое в середину христианского храма место, с которого диакон читает Евангелие, провозглашает ектенью, а священник произносит проповеди.

 

АМЕЛФА – (слав.), дочь коровы Земун, мать Велеса. В русских былинах – Амелфа Тимофеевна, мать Василия Буслаева либо Алеши Поповича. В греческих мифах – корова либо коза Амалфея, вскормившая Пана и Зевса. Она же Амрита (санскр.), Амеша и Амертат (зенд.), Ам (др. евр.), Амма (догоны). Возможно, её имя происходит от мантры «АУМ». Древнейший смысл имени – бессмертная фея («а-мер» – «не-смерть»), дающая напиток бессмертия, амриту (у славян – абриту). Впоследствии имя стало обозначать «кормилица-фея», там как она вскормила своим молоком бога.

 

АМЕН – (евр. истинно, верно, да будет), имеет несколько употребительных значений:

подтверждение истины и непреложности произносимых слов;

подтверждение судов и определений Божьих;

удостоверение истины и непреложности божественных обетований;

обозначение истины долга и славословия Богу;

знак согласия, а также желания исполнения обещаний;

как заключительная форма молитвы в подтверждение её истины с надеждой услышания;

как самая истина в её воплощении и олицетворении – сам Иисус Христос;

как заключение и конец книги.

Слово амен в еврейском языке состоит из букв А, М, N – 1, 40, 50 – 91 и таким образом однородно и едино по смыслу («истина») с «Иегова Адонай», чье численное значение тоже равно 91(10,5,6,5 и 1, 4, 50, 10).

На эзотерическом языке «амен», или «аминь», означает «сокрытый», египтяне употребляли это слово для призвания своего великого Бога тайны, Амона (или Аммаса, сокрытого Бога), чтобы тот явил себя им.

 

АМЕНТЕТ – (егип.), богиня царства мертвых (царства Озириса, или царства Запада). Аментет являлась покровительницей людей, прекративших земной путь существования, и встречала их в стране мертвых. Эзотерически царство Аментет разделено на 14 частей, из которых каждая соответствует определенной цели и тому духовному состоянию человека, которого он достиг за время земного цикла существования. Подобно богу Солнца Ра, душа праведника после кратковременного пребывания в царстве Аментет воскресает в мире богов; однако грешник остается там навечно и подвергается разнообразным мучениям.

Синоним – Аменти.

 

АМЕНТИ – (егип.), богиня царства мертвых (царства Озириса, или царства Запада). Аменти являлась покровительницей людей, прекративших земной путь существования, и встречала их в стране мертвых. Эзотерически царство Аменти разделено на 14 частей, из которых каждая соответствует определенной цели и тому духовному состоянию человека, которого он достиг за время земного цикла существования. Подобно богу Солнца Ра, душа праведника после кратковременного пребывания в царстве Аменти воскресает в мире богов; однако грешник остается там навечно и подвергается разнообразным мучениям.

Синоним – Аментет.

 

АМЕР – (греч.), неделимые частицы, составляющие атомы. Вся совокупность амеров, перемещающихся в пустоте, является общемировой средой, айпероном (термин Анаксимандра) или эфиром (русское наименование). Идея существования амеров была выдвинута Эпикуром (342-271 гг. до н.э.). Термин амер введен Демокритом.

 

АМЕРТАТ – (зенд. бессмертие), один из амеша-спенты, владеющий бессмертием и законами божественного творчества, «живая вода» мироздания. Он божественный проводник всех поэтов и музыкантов, мастеров слова и музыки. Ему надлежит так же, как и христианскому архангелу Гавриилу, разбудить своей трубой или арфой мертвых во время Страшного Суда, Фрашегирда. Творческие деятели, которым он покровительствует, пройдя все искушения, должны остаться чистыми проводниками его живительной силы.

Амертат является братом-близнецом Хаурвата, поддерживающего и восстанавливающего здоровье и целостность организма с помощью «мертвой воды». Сам же Амертат владеет золотой чашей с горячей «живой водой», которая пробуждает жизнь и силы.

Амертат соответствует ведийскому наименованию напитка амрита. Это напиток бессмертия богов, приготовляемый из сомы (зенд. хаома), и аллегория жизненной силы.

 

АМЕША-СПЕНТЫ – (зенд. бессмертные святые).

1. Шесть божественных сущностей и божественных сил (ангелов) из ближайшего окружения верховного божества Ахура-Мазды, синтезом и седьмым выражением которых является он сам. Иногда амеша-спенты воспринимают как благие аспекты Ахура-Мазды, эманации его божественных качеств. Их имена: Воху-Мана – благая мысль, Аша-Вахишта – высшая справедливость, Кшатра-Варью – лучшая власть, Амертат – бессмертие, Хаурват – целостность, здоровье, Армаити – благодетель Мира.

2. Прототипы семи духов, с архангелом Михаилом во главе, синонимы Небесного Воинства, Семи Ангелов Присутствия, встречающихся в интерпретации римских католиков.

3. Покровители священных стихий и животных. Известен также миф о встречах Заратусты с каждым из амеша-спентов в различных местах Западного Ирана. Считается, что семь явлений амеша-спентов пророку послужили началом утверждения на земле зороастрийской веры.

4. У гностиков в оккультных учениях амеша-спенты являются строителями, так называемыми космократами. Ощутимы параллели амеша-спентов с семью праджапати, сефиротами и так далее.

 

АМИДА – 1. (япон.) То же, что Амитабха.

2. Важнейшая молитва иудейского богослужения, произносимая стоя; также называется «Шэмонэ Эсрэй» («Восемнадцать») – по количеству благословений, из которых она состояла изначально. В талмудической традиции часто упоминается просто как «молитва», безо всяких дальнейших уточнений.

 

АМИН – (бурят.).

1. Дыхание, жизнь. Ами орохо – прийти в себя, появиться (о признаке жизни).

2. Душа. В отличие от народного монистического понятия амина как основы жизни, шаманизм раздваивает её на физическую и духовную, рассматривая смерть человека не только как прекращение дыхания, но и как отлёт неосязаемого «двойника» человека от тела, то есть отлёт души. Поэтому буряты различают два понятия. Первое из них – единая материально-духовная сила, энергия, поддерживающая жизнь; второе – чисто духовное начало, независимая от тела душа человека, представляющаяся бессмертной.

По некоторым дошаманистическим представлениям бурят, душа человека смертна, как и тело, и спустя большой промежуток времени она превращается в такие материальные вещи, как, например, загаженный детьми войлок (кошма), старая тазовая кость и тому подобное

 

АМИНЬ – (евр. истинно, верно, да будет), имеет несколько употребительных значений:

подтверждение истины и непреложности произносимых слов;

подтверждение судов и определений Божьих;

удостоверение истины и непреложности божественных обетований;

обозначение истины долга и славословия Богу;

знак согласия, а также желания исполнения обещаний;

как заключительная форма молитвы в подтверждение её истины с надеждой услышания;

как самая истина в её воплощении и олицетворении – сам Иисус Христос;

как заключение и конец книги.

Слово аминь в еврейском языке состоит из букв А, М, N – 1, 40, 50 – 91 и таким образом однородно и едино по смыслу («истина») с «Иегова Адонай», чье численное значение тоже равно 91(10,5,6,5 и 1, 4, 50, 10).

На эзотерическом языке «амен», или «аминь», означает «сокрытый», египтяне употребляли это слово для призвания своего великого Бога тайны, Амона (или Аммаса, сокрытого Бога), чтобы тот явил себя им.

 

АМИТАБХА – (санскр. неизмеримый свет).

 

1. Третья дхьянибудда самбхогакаи, имеющая красный цвет. Представляет собой «мудрость, познающую по отдельности», в которую в процессе йогической практики превращается скандха различения (санджня). Элемент различения важен для живых существ, без него мир казался бы однородным, нельзя было бы отличить друга от врага, красоту от безобразия, полезное от бесполезного. Когда индивид реализует мудрость, познающую по отдельности, он продолжает различать вещи по многообразным признакам, но благодаря этой мудрости он постигает шуньяту каждой из них, что избавляет его от чувства привязанности, страсти в любой его форме; созерцание прекрасного в аспекте категорического императива также отсутствует. Йог, реализующий махамудру, выходит за пределы пространства и времени, а, следовательно, за пределы страсти и сансарных условностей, за пределы сансарных эстетических ценностей.

2. Будда западного направления, красного цвета, глава семейства лотоса. Символ Амитабхи – монах, собирающий подаяние, его праджня (женское соответствие) – Пандаравасини. Эманация Амитабхи – бодхисаттва Авалокитешвара; его земное воплощение – Будда Шакьямуни.

 

АМИТАЮС – (санскр.), Будда долгой жизни. Медитации на него служат обретению здоровья и долголетия.

 

АМИТОФО – (кит.), то же, что Амитабха (санскр. неизмеримый свет).

1. Третья дхьянибудда самбхогакаи, имеющая красный цвет. Представляет собой «мудрость, познающую по отдельности», в которую в процессе йогической практики превращается скандха различения (санджня). Элемент различения важен для живых существ, без него мир казался бы однородным, нельзя было бы отличить друга от врага, красоту от безобразия, полезное от бесполезного. Когда индивид реализует мудрость, познающую по отдельности, он продолжает различать вещи по многообразным признакам, но благодаря этой мудрости он постигает шуньяту каждой из них, что избавляет его от чувства привязанности, страсти в любой его форме; созерцание прекрасного в аспекте категорического императива также отсутствует. Йог, реализующий махамудру, выходит за пределы пространства и времени, а, следовательно, за пределы страсти и сансарных условностей, за пределы сансарных эстетических ценностей.

2. Будда западного направления, красного цвета, глава семейства лотоса. Символ Амитабхи – монах, собирающий подаяние, его праджня (женское соответствие) – Пандаравасини. Эманация Амитабхи – бодхисаттва Авалокитешвара; его земное воплощение – Будда Шакьямуни.

 

АМНИОМАНТИЯ – термин, обозначающий традиционные прорицания в отношении ребенка, родившегося в т. н. «сорочке».

 

АМОГХАПАША – (санскр.), одна из манифестаций Авалокитешвары; божество, помогающее в очищении душевных загрязнений и результатов нарушения обетов.

 

АМОГХАСИДДХИ – (санскр.).

1. Пятая дхьянибудда самбхогакаи, имеющая зеленый цвет. Представляет собой «действенную мудрость», в которую в процессе йогической практики превращается скандха действия, или самскара-скандха. Всякое живое существо несёт в себе окутанный авидьей ясный свет, что в целом и есть загрязненная клешами алаявиджняна, истинная природа, которой есть дхармовое тело Будды, дхармакая. По достижению этой мудрости зависть и гордость исчезают из жизни личности. Все усилия человека направляются на благо живых существ, и через такие усилия он обретает состояние Будды и освобождается от сансары.

2. Будда северного направления, зеленого цвета, глава семейства кармы, или действия. Олицетворяет непогрешимую истину. Его праджня (женское соответствие) – Тара, эманация – бодхисаттва Вишвапани, земное воплощение – Будда Матрейя.

 

АМРИТА – (санскр. бессмертие).

1. Секрет, выделяемый мистической железой в области гипоталамуса. Его называют эликсиром жизни, так как он укрепляет организм, препятствует возникновению заболеваний, старению и смерти.

2. Нектар божественного блаженства, который стекает из сахасрара чакры, когда йог входит в очень глубокие состояния медитации.

3. Возможно, что от этого слова происходит греческое слово амброзия – пища или напиток богов. Амброзия имеет точное ведическое соответствие – легендарный эликсир, называемый сома, один из йентральных элементов в ведических ритуалах, в которых он почитается как божество.

 

АМРИТА-КУНДАЛИНИ – (санскр.), гневное тантрическое божество в женской форме. Её призывают при свершении обрядов очищения места перед проведением ритуалов.

 

АМСЫ – (санскр. лучи), второстепенные аватары; великие духовные учителя.

 

АМУЛЕТЫ – (от араб. хамала – носить, хамалет – подвеска), один из трех видов искусственных фетишей: амулеты, талисманы и идолы, амулеты – магические предметы, предназначенные для избавления от действия отрицательных сил, от зла, несчастья, болезни и т д. Они сдерживают и сглаживают внутренние побуждения, способные повредить его хозяину, избирательно повышают иммунитет к вирусно-бактериальному заражению, помогают организму справиться с неполадками в его системах в пределах области своего влияния. Амулеты способствуют не только концентрации подсознательной сферы на улавливание первых признаков грозящей опасности, ещё не заметных для активного сознания, но и подаче инстинктивных импульсов подсознания, побуждающих человека уйти от угрозы, покинуть небезопасное место.

 

АМФИСБЕНА – легендарный зверь из греческой мифологии, у которого на хвосте росла вторая голова. Когда одна из голов спала, другая бодрствовала.

 

АН – (шумер. небо), в древнешумерских мифах – бог неба, «самый главный бог», создавший небо.

 

АНА – в старых чеченских и ингушских мифах – обожествлённая мать-земля. Местонахождение Аны таково, что «лицо её обращено на восток и видно нам во время утреннего сияния рассвета, а затылок – на запад, вечером Солнце заходит позади него».

Синонимы: Нана (2), Лата.

 

АНА-НОКА – (браз.), ароматическая палочка, сжигаемая для привнесения гармонии в окружающую среду. Применяется в очистительном ритуале.

 

АНАВА – (санскр.), заслон естественной мудрости, свету, который позволяет проявляться духовному невежеству, эгоизму и гордости. Анава присуща созревающей душе, как кожура – семени. Когда душа созревает, приходит ангураха, «милость», и анава отпадает.

 

АНАВА-МАЛА – (санскр. нечистота малости, ограничивающий принцип), индивидуальная завеса, которая обволакивает душу. Источник конечности и невежества, главнейшие узы из трех (анава, кама, майя), которые временно ограничивают душу. Анава-мала так же важна в агамической философии, как майя-авидья в ведантической. Именно наличие анава-малы вызывает непонимание природы бога, души и мира, чувство отдаленности от бога и от Вселенной.

 

АНАВА-УПАЙЯ – (санскр.), в философии кашмирского шиваизма означает все формы ритуальной, йогической и медитативной практики, в которых активную основную роль играют постоянно предпринимаемые усилия самого индивидуума. Анава-упайя – самый низший тип садханы.

Смотри Упайя.

Синоним – Анавопайя.

 

АНАВОЛИЙ – белая одежда, надеваемая на человека, который проходит обряд крещения.

 

АНАВОПАЙЯ – (санскр. путь индивидуума), в философии кашмирского шиваизма означает все формы ритуальной, йогической и медитативной практики, в которых активную основную роль играют постоянно предпринимаемые усилия самого индивидуума. Анавопайя – самый низший тип садханы.

Смотри Упайя.

Синоним – Анава-Упайя.

 

АНАГАМАН – (санскр.), предпоследняя (из четырех) ступеней святости на пути к конечному посвящению; достигшему этого состояния остается один этап до посвящения в архаты и достижения нирваны. Анагаман также символизирует окончание пути возрождения в мире желаний.

Синоним – Анагамин.

 

АНАГАМИН – (санскр.), предпоследняя (из четырех) ступеней святости на пути к конечному посвящению; достигшему этого состояния остается один этап до посвящения в архаты и достижения нирваны. Анагамин также символизирует окончание пути возрождения в мире желаний.

Синоним – Анагаман.

 

АНАКТЫ – (греч.), демоны-хранители. Возможно, что они потомки гиганта Анакта, сына Урана и Геи.

 

АНАЛОЙ – (греч.), в православном храме – стол, на который во время богослужения кладутся Евангелие, крест и иконы. Во время свершения таинства бракосочетания священник обводит новобрачных вокруг аналоя.

Синоним – Налой.

 

АНАМНЕСИС – (греч. припоминание), термин платоновской философии, обозначающий состояние припоминания душой в этом мире виденного ею в мире потустороннем: лишь этим путем могут быть достигнуты идеи, абстрагированные от материальных вещей. Учение об анамнесисе опирается на орфико-пифагорейские представления о бессмертии души.

 

АНАНДА – (санскр.).

1. Чистая радость, наслаждение, удовольствие, которые никак не связаны с представлениями о материи. Ананда подразумевает блаженство и счастье, которые человек переживает, сознательно выходя за пределы своего тела. Это экстаз полной свободы, который нисходит на каждого, кто хотя бы на время оставляет свой земной прах и выходит в бесконечное пространство.

2. В буддийской традиции – двоюродный брат и любимый ученик Шакьямуни, сопровождавший его как слуга на протяжении 45 лет. После смерти Будды со слов Ананды была составлена центральная часть канона «Трипитаки» – «Сутра-питака».

 

АНАНДАМАЙЯКОША – (санскр. оболочка блаженства), интуитивно-сверхсознательная оболочка или актиническо-причинное тело. Это самая внутренняя форма души (сварупа) является предельной основой всей жизни, разума и высших способностей. Её сущность Парашакти (чистое сознание) и Парашива (абсолют). Анандамайякоша – оболочка в ином смысле, нежели четыре внешних коши. Это сама душа, тело света, или карана-шарира, причинное тело. Анандамайякоша – это то, что эволюционирует через все воплощения и за их пределами до полного финального слияния (вишваграсы) с первичной душой, Парамешварой. Тогда анандамайякоша становится шивамайякошей, телом бога Шивы. У шиваитов анандамайякоша – тело души, погруженное в Шиву.

Смотри также Карана-шарира.

 

АНАНТА – (санскр. бесконечность), имя, данное великому свернутому кольцами змею, на котором, согласно пуранам, возлегает Вишну. Змей является символом вечности времени, эона – срока, или периода, в течение которого мысль в сознании Вишну развивается до совершенства, идеала, архетипа или полного завершения.

 

АНАСТАЗИС – (греч.), непрерывное бытие души.

 

АНАТМА – (санскр. Не-Я), мир иллюзий; то, что соответствует проявленному миру, как объективному, так и субъективному. Поток последовательных состояний, который и образует жизнь. Понятие используется как невраждебная в жизненных проявлениях противоположность высшему «Я», черпающая из последнего свои силы до тех пор, пока, наконец, не созревает окончательное интуитивное прозрение (вивека), после которого сознание освобождается от ошибок, или авидьи.

 

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА – в соответствии с астрологическими представлениями о том, что человек (микрокосм) подобен Вселенной (Макрокосму), каждая часть тела была поставлена в соответствие определенному знаку зодиака и определенному небесному дому.

 

Знак Дом Часть тела
Овен   I Голова
Телец II Шея
Близнецы III Плечи и руки
Рак IV Легкие
Лев V Сердце и печень
Дева VI Живот (верхняя часть)
Весы VII Живот (нижняя часть)
Скорпион VIII Половые органы
Стрелец IX Бедра
Козерог Х Колени
Водолей XI Голени
Рыбы XII Ступни

 

Первый знак (Овен) и первый небесный дом соответствовали голове человека; и так далее по порядку знаков зодиака сверху вниз в теле человека. Каждый знак зодиака управляется определенной планетой, которая вследствие этого воздействует на соответствующую часть организма.

 

Планета Части тела
Солнце Кровь, голова, грудная клетка, шея
Луна Грудная клетка, шея
Меркурий Плечевой пояс, желудок, ступни
Венера Половая сфера (у женщин), шея, ступни
Марс Половая сфера (у мужчин), живот, голова
Юпитер Легкие, бедра, ступни
Сатурн Ноги, мочевой пузырь, селезенка

АНАФЕМА – (от греч. anatithenai – учреждать или посвящать), в Ветхом Завете словом анафема обозначается существо или предмет, приносимые в жертву. Жертва считалась одновременно и священной, и проклятой. В описаниях религиозных войн анафемами названы также враги и их осажденные города.

В Новом Завете термин приобрел другое значение. Св. Павел обозначал словом анафема проклятие и изгнание из христианской общины. В 431 г. Св. Кирилл Александрийский выдвинул знаменитые 12 анафем против еретика Нестория. Начиная с VI в. анафема стала означать наисуровейшую форму отлучения еретика от христианской церкви и осуждение его доктрины. Более мягкой формой считалось отлучение от таинств, вину можно было искупить с помощью епитимьи.

Ритуал и порядок провозглашения анафемы был установлен на Халкедонском соборе (451 г.); с тех пор она неоднократно использовалась в политических целях против различных общественных деятелей, что, в конце концов, подорвало веру большинства христиан в мистическую действенность ритуала. Последняя анафема в православной церкви была провозглашена в 1918 г. патриархом Тихоном, который проклял таким образом диктатуру большевиков; в католичестве же анафемы коммунистам провозглашались до конца 60-х годов.

 

АНАФОРА – (греч. возношение), в православном ритуале – особая литургическая молитва, начинающаяся после пения «Символа веры». Центральный момент анафоры – возношение (поднятие над престолом) приготовленных для причастия Святых даров. Иногда анафорой называют «воздух» – большой плат, которым священник покрывает потир и дискос после перенесения Святых даров с жертвенника на престол.

 

АНАХАТА – (санскр. непроизведенная), двенадцатилепестковая чакра, лотос, сердечный центр хрит-падма, носит также названия «престол сознания», «колесо жизни», «чаша», «небесная ось»; в китайской традиции называется средний дань тянь и локализуется в точке тань-чжун. Расположена в центре груди; её падма находится между IV и V грудными позвонками. Анахата – чакра любви к частному индивиду – раскрывается возвышенной расслабленностью, принятием всех живых существ с их изначальным правом на существование, с каждым её лепестком связан один из главных акупунктурных каналов, суточная ритмика которых регулируется данной чакрой. Раскрытие анахаты способствует ясновидению, яснослышанию, выходу в мир мысли, общению с иными мирами. Относится к первоэлементу воздуху, её планета Венера. Анахата является сосредоточием, вместилищем предшествующего опыта всех прожитых человеком воплощений.

 

АНАХАТА ШАБДА – (санскр.), третье (из четырех) состояний звука. Первые три состояния представляют собой внутренние мистические голоса и звуки, слышимые йогом на начальном этапе своей медитации, а на последней стадии осуществляется физическое восприятие звука.

 

АНАХОРЕТ – (греч.), отшельник. В христианстве – это люди, удалившиеся в пустыню, которые молятся, постятся и упражняются в благомыслии.

 

АНГА – (санскр. часть, орган тела).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: