При частой штриховке

Линия и штрих играют важную роль в передаче объёмной формы предметов, их материальности и пространственного расположения. В зависимости от конструктивного строения предметов, их материала, расположения в пространстве, светотени и тональных отношений меняется в рисунке характер линий и штриха.

Анализ набросков и тональных рисунков художников-реалистов позволяет выделить следующий ряд общих закономерностей, присущих линии и штриховке:

Линия, обрисовывая в наброске края уходящей в глубину формы предмета, теряет свою толщину и активность (черноту). Наиболее акцентируется начало формы, наименее - ее конец.

Линии, изображающие вертикальные и наклонные края или грани форм (например: ребра куба, пирамиды и т.д.), теряют свою активность по мере удаления в глубину рисунка.

Контуры освещенных поверхностей намечаются легкой (светлой) линией, а границы затененных - более четкой (темной) линией с учетом характера касаний форм к окружающей среде. Наиболее активно подчеркивается ближайший к переднему плану край собственной или падающей тени.

Степень активности линий соответствует тональным отношениям: темный предмет имеет более четкий силуэт и поэтому может быть намечен более активным контуром, чем светлый.

Качество линий изменяется сообразно с различными качествами поверхности предметов: металл - четкая, жесткая линия; шерстяная ткань - мягкая, более широкая; костные выходы - четкий острый штрих, мышечная ткань - мягкая штриховка и т.д.

6. Вертикальные и горизонтальные линии "сопротивляются" трехмерному прочтению изображения, подчеркивают его плоскостность.

На рисунках 1,2,3,4,5,6,7,8 можно пронаблюдать указанные выше свойства линий в контурном наброске.

Существенную роль в передаче объёмно-пространственных качеств тонального рисунка играет, наряду с линией, разнохарактерная штриховка.

Закономерности строения формы, её градации светотени позволяют выделить ряд технических приёмов, способствующих передаче пространственных, объёмных и материальных качеств изображения.

Остановимся на следующих из них:

Светотеневой контраст усиливается по мере приближения предмета к источнику света к наблюдателю, что проявляется в рисунке в большей подчеркнутости её краев на переднем плане, в снижении активности штриховки по мере движения формы в глубину.

2.Вследствие воздушной перспективы предметы (или элементы формы) второго плана более обобщены, менее рельефны и контрастны по светотени. Поэтому для проработки дальних планов нужно применять более частую, спокойную по направлению и фактуре штриховку, независимый от рельефа штрих (и тем в большей степени, чем глубже расположен объект). На переднем плане для более полного рельефа применяется штрих "по форме".

 

3. Штрих, идущий по форме (то есть из тени в свет, огибая округлость объёма из глубины пространства), способствует объёмному восприятию изображения. Причем за основное направление штриховки "по форме", способствующее наиболее убедительной передаче объёма (для тел, имеющих внутреннюю ось), следует считать направление по линии сечения формы, то есть перпендикулярное к её оси или близкое к нему.

Пассивный штрих применяется на предметах дальнего плана и на фоне, активный- как по направлению, нажиму и фактуре - на форме ближайших предметов.

Перпендикулярное друг другу направление штрихов не способствует передаче движения поверхности формы или характера объёма, как бы нейтрализует друг друга.

6.Фактура штриховки "по форме" должна быть остро-пересеченной или круто-пересеченной, но не поперечной, так как последняя составляется из нейтрализующих друг друга направлений и не выражает движение поверхности изображаемой формы.

       Она может быть использована лишь при изображении поверхностей, имеющих специфическую решетчатую структуру, или при подчеркивании плоскостности расположенных в глубине предметов и фона.

Моделирование объёмной формы светотеневыми градациями.

Тень менее всего обогащается разнообразными направлениями штриховок. Она должна носить цельный, несколько дематериализованный характер (что практикуется в живописи: пастозная и активная лепка формы на свету и заливка тени по сырому тонким красочным слоем).

 Поэтому при моделировании формы предмета их тени решаются частым длинным штрихом, создающим цельное пятно, близкое к тушевке, незначительно изменяющим или повторяющим намеченное при построении направление штриховки "по форме".

 Активность штриха усиливается на границе со светом или с приближением к переднему плану. Детали и рельеф предмета обобщается, а материальность поверхности почти не передается. Наиболее темным участком собственной тени является граница её с полутенью, падающей тени - её начало.

Рефлекс - часть тени, поэтому в целом он изображается с помощью тех же приёмов, что и тень. Следует избегать использования чрезмерно ярких рефлексов (очень распространенная ошибка), что "дробит" тень, мешает цельному восприятию большой формы.

Конфигурация собственной и падающей теней (то есть их форма) должна быть определена и передана с максимальной точностью, так как они указывают на строение формы и расположение её в пространстве.

Границы собственных и падающих теней при соприкосновении всегда сливаются, поэтому края формы в тени не должны подчеркиваться активной линией. Они создаются легкой тональной разницей между рефлексом собственной тени и более плотной падающей тенью.

Свет подчеркивает строение формы, выявляет рельеф и фактуру поверхности. Штрих в свету и световых полутенях должен быть острым, активным, направленным по форме и, как правило, - более коротким в силу его моделирующего характера. Сетка штриховки в свету и полутенях значительно реже, чем в тенях, что подчеркивает материальность светоносных поверхностей. Очень яркий свет "забивает" форму, поэтому свет предмета решается цельным большим пятном (иногда без перекрытия бумаги), а наибольшая проработка производится в полутенях на переходе из тени в свет. Иногда при рассеянном дневном освещении лепка формы в свету может осуществляться очень активным по направлению и нажиму штрихом, если изображаются плотные по тону модели, например, натюрморт из бытовых предметов, голова натурщика и др.

Полутень - это поверхности, наклонные под некоторым углом к направлению света и освещенные в меньшей степени. Штриховка по фактуре делается более активная, чем в тени, детали и рельеф поверхности более проработаны. В случае очень яркого света в полутени осуществляется наибольшая моделировка рельефа, штриховка разнообразная по направлению, активности и фактуре с ослаблением активности при выходе в свет.

Блик - самая светлая часть освещенной поверхности. При определении основных светотеневых отношений на месте блика, как правило, оставляется чистая бумага. В дальнейшем при лепке формы, проработке тональных и светотеневых отношений блик может быть оставлен таким, как намечен вначале, либо усилен за счет оконтуривания, либо приглушен в зависимости от расположения предмета в постановке (ближе - дальше), светлоты и фактуры поверхности. Для заштриховывания блика используются остроотточенные твердые карандаши, что позволяет получать ровный светлый тон даже

при частой штриховке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: