На рисунках 9,10,11,12,13,14,15,16,17 продемонстрированы особенности штриховки разных форм, их объёмные и пространственные качества

ПРИМЕЧАНИЕ: Активность, направление и светлота штриховки, моделирующей объём и рельеф предмета, должна подчиняться цельности изображения формы всех предметов натурной постановки. Проработку светотени каждого предмета нельзя осуществлять в отрыве от других предметов.

В рисунках студентов, пренебрегающих методом работы тональными отношениями или не владеющих им, выявляются два типичных недостатка: во-первых, путаница в тональных отношениях, отсутствие целостности изображения; во-вторых, перегруженность поверхности бумаги красящим веществом.

Первый является следствием недостаточного умения видеть цельно и неразвитости навыка лепки формы тоном (рисованием "от пятна"), второй - отсутствием технических навыков набирать необходимый тон оптимальным количеством слоев штриховки или тушевки, в результате чего, после многократного перекрытия пятна, рисунок теряет матовый серебристый оттенок и начинает блестеть в перегруженных местах (особенно в тени).

Цельность тональных отношений в рисунке завершается в последней стадии изображения - обобщении.

Кратко напомним категории, определяющие целостность в учебных работах студентов, которые свидетельствуют о профессиональных качествах изображения.

Строгость перспективного построения.

Большая проработанность и подчеркнутость переднего плана или композиционно-смыслового центра.

Постепенное ослабление степени освещенности, активности лепки формы и меры проработанности светотени, рельефа и фактуры по мере удаления формы в глубину рисунка.

Единство теней по тону и фактуре штриховки (тушевки).

Большая проработанность поверхностей, несущих свет, и обобщенность затененных

Поверхностей.

Стилевое единство технических приёмов изображения

Объемно- пространственных, свето-тоновых и фактурных качеств, составляющих натурную постановку.

Выдержанность тонального масштаба изображения.

Выдержанность фактурного масштаба.

ЛИТЕРАТУРА

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., Просвещение, 1969.

Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.,

Искусство, I960.

Найда Ю.И. Исследование методов обучения техника рисунка на младших курсах

Художественно-графических факультетов. Диссертация.

Смирнов Г.Б. Рисование с натуры. 2-е изд. М., Профиздат, I960.

Серов А.М. Рисунок. П., Просвещение, 1975.

Унковский А. А. Рисунки - наброски. Л., Учпедгиз, 1963.

Рис. 1. Фигура, ограниченная более активным контуром (более толстым и тёмным), воспринимается выдвинутой вперёд. При этом исчезает двузначность изображения, наблюдаемая во втором случае (внизу).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: