ПРИМЕЧАНИЕ: Активность, направление и светлота штриховки, моделирующей объём и рельеф предмета, должна подчиняться цельности изображения формы всех предметов натурной постановки. Проработку светотени каждого предмета нельзя осуществлять в отрыве от других предметов.
В рисунках студентов, пренебрегающих методом работы тональными отношениями или не владеющих им, выявляются два типичных недостатка: во-первых, путаница в тональных отношениях, отсутствие целостности изображения; во-вторых, перегруженность поверхности бумаги красящим веществом.
Первый является следствием недостаточного умения видеть цельно и неразвитости навыка лепки формы тоном (рисованием "от пятна"), второй - отсутствием технических навыков набирать необходимый тон оптимальным количеством слоев штриховки или тушевки, в результате чего, после многократного перекрытия пятна, рисунок теряет матовый серебристый оттенок и начинает блестеть в перегруженных местах (особенно в тени).
Цельность тональных отношений в рисунке завершается в последней стадии изображения - обобщении.
Кратко напомним категории, определяющие целостность в учебных работах студентов, которые свидетельствуют о профессиональных качествах изображения.
Строгость перспективного построения.
Большая проработанность и подчеркнутость переднего плана или композиционно-смыслового центра.
Постепенное ослабление степени освещенности, активности лепки формы и меры проработанности светотени, рельефа и фактуры по мере удаления формы в глубину рисунка.
Единство теней по тону и фактуре штриховки (тушевки).
Большая проработанность поверхностей, несущих свет, и обобщенность затененных
Поверхностей.
Стилевое единство технических приёмов изображения
Объемно- пространственных, свето-тоновых и фактурных качеств, составляющих натурную постановку.
Выдержанность тонального масштаба изображения.
Выдержанность фактурного масштаба.
ЛИТЕРАТУРА
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., Просвещение, 1969.
Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.,
Искусство, I960.
Найда Ю.И. Исследование методов обучения техника рисунка на младших курсах
Художественно-графических факультетов. Диссертация.
Смирнов Г.Б. Рисование с натуры. 2-е изд. М., Профиздат, I960.
Серов А.М. Рисунок. П., Просвещение, 1975.
Унковский А. А. Рисунки - наброски. Л., Учпедгиз, 1963.
Рис. 1. Фигура, ограниченная более активным контуром (более толстым и тёмным), воспринимается выдвинутой вперёд. При этом исчезает двузначность изображения, наблюдаемая во втором случае (внизу).