выборочная совокупность, сформированная с применением вероятностных (случайных, статистических) методов отбора объектов из генеральной совокупности; также комплекс процедур, обеспечивающих формирование В.С.
Цель случайного отбора - обеспечить для всех элементов генеральной совокупности одинаковую вероятность попадания в выборку. Существуют три основных метода вероятностного отбора: простой случайный (Выборка случайная простая), случайный стратифицированный (Выборка стратифицированная), случайный кластеризованный (Выборка кластерная). В случаях, когда генеральная совокупность велика, неоднородна и рассредоточена на значительной территории, применяется случайная выборка многоступенчатая, на каждой ступени которых могут использоваться разные методы случайного отбора.
Наряду с вероятностными, широко используются квазислучайные методы отбора и рандомизирующие (обеспечивающие квазислучайность) процедуры: систематический отбор, маршрутные выборки, процедуры отбора "случайного" члена семьи и т.п.
Общей чертой случайных и квазислучайных выборок отбора является использование основы выборки - списка объектов, из которого производится отбор. Случайный отбор элементов из основы выборки осуществляется с помощью таблиц или компьютерных генераторов случайных чисел. Систематический отбор начинается со случайного выбора одного объекта из списка и осуществляется затем с некоторым "шагом". Аналогичным образом реализуется маршрутная выборка адресов. Выбор "случайного" члена семьи может основываться, например, на датах рождения всех ее взрослых членов.
Обоснование репрезентативности В.С. состоит в обосновании репрезентативности основы выборки, описании процедур случайного и квазислучайного отбора (если применяется многоступенчатая выборка - на каждой ступени), статистическом оценивании ошибки выборки при заданном уровне доверительной вероятности.
|
|
29. Ошибки, возникающие при сборе данных: виды, типовые источники, общие и специальные методы снижения.
31.Контроль работы интервьюеров при организации различных видов опросов: телефонного, почтового и уличного.
Телефонный
Поскольку телефонный опрос в настоящее время проводится достаточно часто и наилучшим образом поддается контролю, а подход к оценке деятельности интервьюеров един для различных форм опроса, будет рассмотрен контроль телефонных опросов.
Конечно, работа интервьюера должна оцениваться прежде всего количеством проведенных опросов и процентом сделанных ошибок. Однако это не так-то легко. Для получения таких оценок требуется повторное исследование. Оно, во-первых, стоит достаточно дорого, а во-вторых, может дать другие результаты, так как, например, отношение респондентов к товару могло за это время измениться. Кроме того, если респондентов опрашивать повторно, у них возникнут сомнения в анонимности опросов. Они могут также отказаться отвечать повторно на те же вопросы.
|
|
Таким образом, для оценки работы интервьюеров чаще используются другие показатели.
Рассмотрим процесс опроса по телефону, так как он легче всего поддается контролю. Еще в 1980 году было составлено дерево вариантов одного телефонного контакта при опросах по домашним телефонам [39] (рис. 15).
Видно, что благополучное завершение интервью – только один из множества исходов.
Для обеспечения единообразия определения результатов опроса введены следующие коэффициенты: