Если отбросить рекламу спорта и трезвыми глазами взглянуть на методики тренировок с точки зрения физиологии, то легко можно заметить, что обещанным здоровьем, там и не пахнет. Кто-нибудь знает спортсменов – долгожителей? Вряд ли. А спортсменов ставших инвалидами (физическими и душевными)? Сколько угодно!!!
По существу, каждая секция готовит своих «уродцев», т.к. главная задача любого тренера - выдать результат в кротчайшие сроки!!! Поэтому, тренировки строятся таким образом, чтобы как можно быстрее выработать одни двигательные навыки, культивируемые в данном виде спорта, в ущерб другим. Однобокая нагрузка на мышцы, неправильно формирует суставы. Результат – сутулые боксёры, волейболисты, даже акробаты и пловцы, кривоногие борцы и гимнасты, сколиозные танцоры и штангисты и т.д.
Это явление называется – дисгармония – НЕ гармония – НЕ здоровье – БОЛЕЗНЬ.
Спорт – это война за победу, медали, деньги, славу и т. д. А на войне, как на войне, победа – любой ценой, в ущерб здоровью.
Подытожив выше сказанное, напрашивается вывод – над формированием дефектов стопы, и плоскостопия в частности, работает целая СИСТЕМА.
Современная ортопедия уже давно не лечит плоскостопие, она его делает!
Сегодня ни один ортопед не скажет вам, какая должна быть здоровая стопа и почему.
В лучшем случае он будет вырывать отдельные здравые мысли без объяснения других «белых пятен» и без комплексного решению проблемы.
Задайте конкретные вопросы:
1. Какая форма стопы считается правильной (не зависящей от типа и индивидуальных особенностей человека)? Пусть покажут хотя бы несколько фотографий правильной стопы, с объяснениями, почему именно так, а не иначе.
2. По каким критериям (конкретно в цифрах) можно оценить правильно сформированную стопу? На каких научных данных (исследованиях) основываются данные цифры?
3. Как должна быть расположена главная ось стопы и почему?
4. Как располагаются оси суставов стопы относительно друг друга (в частности ось подтаранного сустава – ось Хэнки) и какое их взаиморасположение относительно других суставов ноги?
5. По какому принципу работает стопа и с помощью, каких научных знаний это можно проверить? Сразу оговорюсь, что «принцип рессоры» - не проходит. Хотя бы потому, что не бывает рессоры с шарнирами.
6. Где можно прочитать о результатах научных исследований в этой области? Кто авторы этих исследований?
Может быть, вам повезет, и вы найдёте человека, который сможет вам дать ответы на подобные вопросы. Лично я, не встретил ни одного. За то, ежедневно сталкивался с людьми, которые с лёгкостью ставят диагнозы: плоскостопие, косолапость, приведение, Х-образность, варус голени и т.д.
И, что удивительно, не зная принципа работы стопы, «успешно» лечат, увеличивая с каждым годом процент людей с подобными дефектами. Парадокс!!!
Для подтверждения выше изложенного, приведу цитату из моей переписки с одним из московских ортопедов, кандидатом медицинских наук (фамилию называть не буду чисто из этических соображений): «…Вы меня совсем запутали … понятие нормы в медицине весьма расплывчато и не стоит требовать от меня точных несуществующих формулировок».
Замечательный ответ «профессионала»!!! Лично меня учили другому - невозможно запутать человека, который владеет твёрдыми знаниями.
Обратите внимание, это - ответ человека с научной медицинской степенью. Что тогда говорить о рядовых?!
Кто-нибудь может мне ответить, как люди с «весьма расплывчатым» представлением о нормах (нормальной форме) стопы могут резать, пилить, сверлить, сшивать ЖИВЫЕ НОГИ??? ….
На моём сайте в гостевой книге под №100 есть запись человека, которому, делали операции в Москве и Швейцарии. Ему пилили кости, сращивали суставы, резали связки, сухожилия, загоняли 7-ми сантиметровые шурупы в пятку. Он слепо верил и надеялся на подобных «профессионалов». Когда резать стало нечего, а ходить совсем невозможно – «включил голову» и нашёл другой выход – мою методику.
Вот ещё один пример моего общения с врачом – травматологом заведующим детским отделением, работающим над приобретением очередной научной степенью.
После того как, я вкратце изложил суть своего изобретения и дал ей возможность ознакомиться с моими доводами и рисунками, объясняющими биомеханику возникновения отрицательных моментов от обуви (часть из них я привёл в начале статьи, фото и рис.), травмирующих ноги, услышал следующее: «Я врач, и в вашей биомеханике ничего не понимаю».
Из одного только этикета, я не задал ей вопрос: «А кто тогда должен понимать в «МОЕЙ» биомеханике, «изученной» вами в высшем медицинском заведении? Может быть сантехник?».
Грустно, но этот список «крылатых» изречений можно продолжить.
Откройте любой ортопедический сайт (например -Главы из книги американского ортопеда Др. Саймон Виклер, «Снимите ваши ботинки и идите»). Ситуация ДО БОЛИ комическая – он утверждает, что - обувь калечит ноги, сжимает пальцы и т.д., но вместо того чтобы настаивать на изготовлении физиологической обуви он предлагает - ходить босиком. И много вы так проходите? А кто будет создавать правильную обувь? Тишина!
Маразм! Хоть фельетон пиши. Жаль, что пока ещё наши ГОСТы и мода не предусматривают, чтобы на стульях гвозди торчали из сидушки остриём вверх. Всё время ходить не будешь, приходится садиться. Больно! Вся задница в шрамах! А куда деваться?!
– Так сделайте другую форму или хотя бы загните гвозди!
- Нет. Не положено. ГОСТы и мода не позволяют, оборудование нужно перестраивать. И вообще, кто вам сказал, что это от гвоздей? Как говорят «НАШИ» ортопеды – «Причины вашего «плоскопопия» - аномалии развития костей, проблемы с мышцами, неврологические проблемы + генетические, хромосомные синдромы. А причём тут гвозди вы же не всё время на них сидите, как только встали, задница приняла снова те же формы».
- И что же нам с вами (пользователям) предлагает доблестная медицина?
- А вот, что:
1. Давайте лучше чаще вставать со стула и ходить с «босой» задницей (без стула).
2. Для вашей проблемы нет консервативных методов лечения. Когда будет невмоготу, приходите на операцию.
Если кто-то скажет, читая эти сроки, что этого не может быть, что это фантазии автора, оторванные от реальности – СПУСТИТЕСЬ НА ЗЕМЛЮ и посмотрите вокруг или загляните в гостевую книгу моего сайта - комментарии № (158 – 293) – моя дискуссия с Питерским ортопедом. Выше описанный фельетон - это краткая суть нашего разговора.
Действительно, очень грустно!!! Но, только до тех пор, пока вы надеетесь на кого-то. Как только вы, самостоятельно (а лучше вместе с единомышленникам) начинаете решать собственные проблемы, всё становится на свои места. В жизни нет проблем! Есть решаемые задачи! Их просто нужно перед собой ставить и решать.
Чем я сейчас и занимаюсь.
Мир очень прост! Именно поэтому он - гениален!
Из отзывов:
Сыну три года. Хирург поставила диагноз - плоскостопие. Знакомая ситуация? Что же делать? С огромным удивлением обнаружила диаметрально противоположные подходы и рекомендации. Честно сказать, все с ног на голову или с головы на ноги? Попробуем разобраться.
Как и во многих подобных ситуациях, толчком для Александра стала проблема - плоскостопие в результате травмы у двухлетней дочери и собственное плоскостопие. После длительных исследований была разработана методика. В чем же ее принципиальное отличие?
Что говорит официальная медицина о плоскостопии у детей:
- у ребенка повышен тонус мышц - применяем препараты, снижающие тонус;
- как только ребенок начинает ходить - надеваем обувь, дома ходим только в обуви на небольшом каблуке;
- у детей до 5-7 лет настоящего плоскостопия практически не бывает;
- обнаружено плоскостопие - носим ортопедическую обувь.
Что говорит Александр:
- прием препаратов, снижающих тонус, расслабляет все мышцы, в том числе слабые. И, как следствие, приводит к плоскостопию. Вместо этого нужно укреплять слабые мышцы;
- именно обувь уродует наши стопы. Взрослые и детские. Даже тесные носочки могут привести к патологии. Дома нужно ходить босиком или в свободных шерстяных носочках. Полезны носочки с пальчиками, как на перчатках, они позволяют пальчикам свободно двигаться;
- ортопедическая обувь вредна - она лишь усиливает имеющиеся недостатки;
- физиологичной обуви в продаже нет. Обувь можно и нужно исправлять. Как это сделать? Смотрим здесь и здесь;
- большинство тренажеров и спортивных комплексов для профилактики и исправления плоскостопия - абсолютно неэффективны. Лучшая гимнастика - правильная походка! В качестве тренажера можно использовать галечную дорожку и некоторые спортивные комплексы;
- после 5-7 лет устранить плоскостопие гораздо труднее!
Честно сказать, подход Александра показался мне гораздо более логичным и взвешенным. Ну что ж, устраиваем галечную дорожку, покупаем носочки с пальчиками и, самое главное, очень внимательно относимся к выбору обуви и исправляем ее!
Факты:
Подавляющее большинство обуви физиологически не соответсвует ноге:




Согласно данным ремонтных мастерских, 96,8% износа набоек и нижней части каблуков приходится именно на внешне-заднюю часть пятки.Это ещё одно подтверждение наличия угла β, описанного в статье. Обратите внимание на свою обувь.

Как исправить косолапие
Не путать «косолапие» (приведение) и косолапость. У них много общего, но разные степени запущенности.
Желательно это сделать до 6 летнего возраста «играючи», т.е. без участия сознания ребёнка. Позже придётся найти убедительные доводы для объяснения необходимости делать те или иные упражнения, ходить в ту, а не иную секцию, носить такую, а не другую обувь.
Главная задача – выработать у ребёнка привычку правильно двигаться. Для этого необходимо стимулировать работу тех мышц, которые позволят выправить травмированные (не правильно формирующиеся) суставы.
Вот некоторые из упражнений, которые помогут вашему ребёнку решить эту задачу:
1. Приседание с тяжёлым (набивным) мячом в опущенных руках спереди. Чтобы его выполнить, ребёнок вынужден будет развести колени и стопы. Спина прямая с прогибом в пояснице. Очень скучное упражнение для детей. Лучше.
2. Поднятие мяча с пола и бросок товарищу, папе, маме, в кольцо, в ящик и т.п.
3. «Боулинг», только шары бросать как в упр. 2.
4. Прыжки на мячике с «ушами» (между ног).
5. Езда верхом на лошади. Акцент на пяточки. Они должны упираться в бока лошади так, чтобы было удобно её «пришпоривать».
5а. Верхом на стуле. Это, когда стул задом на перёд. Для спины тоже - очень хорошо.
6. Кувырки через голову вперёд/назад. Колени расставлены так, чтобы между ними помещалась голова ребёнка, а не колени ударяли бы по зубам. Предупреждаю, очень трудное упражнение для приведённой стопы и X-образных коленок. Это, скорее всего, будет ваш тест о наличии положительных тенденций при исправлении. Стимулировать развитие этого навыка обязательно.
7. Прыжки на автомобильной покрышке. Размер её зависит от возраста. См. гостевую книгу комментарий № 425, от 09.03.14 г.
8. Хождение «ёлочкой» по доске, брусу, как это делают гимнастки на бревне.
9. Спуститься «ёлочкой» по эскалатору, движущемуся вверх. Очень эмоциональное и эффективное упражнение!
10. Крутиться на «стуле пианиста». Отталкиваемся одной ногой и выбрасываем другую в сторону с отведённой стопой и коленом. Похоже на приставной шаг, только сидя на вращающемся стуле. Крутимся в разные стороны. Очень полезно и для вестибулярного аппарата.
11. «Пройти за шкафом». Главное, чтобы пространство между двумя преградами было узким в месте постановки стоп. Его ширина должна быть меньше длины стопы, чтобы стимулировать её отведение.
12. Ползание по-пластунски под шкафом, скамейкой и т.п. Низ живота и таз не должны отрываться от пола. По началу будет трудновато.
13. Катание с горы на санках лёжа на животе, стопы разведены и не касаются снега.
14. Стояние на внешней стороне стопы с перекатыванием. Одна стопа при этом находится на внешней стороне, другая стоит как обычно. Переносим веса тела с одной ноги на другую, меняем положение стоп. Разрабатываем голеностопный сустав, формируем внешний свод, тренируем последовательность взаимодействия мышц.
15. Футбол. Одно условие – удары по мячу только «щёчкой».
16. Скалолазание.
17. Хореография.
18. Плавание «брасом» - лягушонком.
Это, конечно же, далеко не все упражнения, а базовые, которые я проверил на себе, своих и чужих детях.
Надеюсь, Вы обратили внимание, что большая часть упражнений стремится привести ребёнка в позу «лягушонка». Вспомните своего новорожденного малыша впервые дни жизни. Всякий раз, как только его освобождали от пелёнок, его ножки подтягивались и разлетались в стороны. Причём, коленки касались простыни, особенно, когда он засыпал. Такое же положение ноги имели, когда малыш, лежа на животе, поднимал голову и прогибал спинку.
Наше с вами пеленание, укутывание и т.п. детренировали суставы и заднее-наружные мышцы. Результат – косолапие, плоскостопие и т.п. Теперь предстоит сделать обратное.
Только, большая просьба, не надевайте левый ботинок на правую ногу, а правый на левую, как это советуют некоторые врачи. Кроме отрицательного, другого эффекта не будет. Кто не верит, попробуйте поменять свои туфли местами. ……И какого? Гениальность этого совета только в том, что необходимо делать с точностью до наоборот, официально принятой методике лечения приведения. Вот этим я и предлагаю Вам воспользоваться.
«Самый лучший воспитатель – стенка. Сколько на неё не наскакивай, всё равно ударишься». Если сумеете оборудовать свою квартиру, игровую площадку, сад, дачу и т.д. нужными шкафами, стенками и пробудите интерес у детей играть в «Ваши игры», то года через 2 - 3 забудете о приведённой стопе и плохой осанке, а заодно и о плоскостопии. Останется только следить, чтобы привычки правильно двигаться не подменились модными «выкидонами» переходных периодов.






