Прежде всего понимание
Наше общество нуждается в грамотных, гармонично развитых личностях, находящихся в состоянии душевного и физического баланса с собой и окружающими, способных создать психологически здоровую семью и работать на благо государства.
В последнее время к нам, врачам-психоневрологам, поступает множество обращений от родителей, воспитателей и учителей, суть которых сводится к одному: что делать с «трудным» ребенком? Он не слушается родителей, мешает проводить занятия в детском саду, срывает уроки в школе, конфликтует с другими детьми.
Количество «трудных» детей или детей с особенностями поведения и развития — гиперактивных, агрессивных, тревожных, замкнутых — растет день ото дня, а с ними растут и проблемы, семейные и учебно-воспитательные.
Почему таких детей становится все больше? Здесь присутствуют и факторы пренатальной патологии — неблагоприятная экология, низкий социальный уровень жизни, хронические болезни, вредные привычки, нервно-психические потрясения матери во время беременности, но в большей степени — это следствие неправильного воспитания дома, в саду и школе. В результате дети, их родители, воспитатели и учителя находятся в состоянии постоянного стресса, что отражается на успеваемости детей в школе, ухудшает качество работы учителей и и влияет на настроение родителей. Это также приводит к снижению иммунитета и росту хронических заболеваний у всех вышеперечисленных групп.
|
|
Зачастую взрослые, не справляясь с поведением детей, обращаются к медицинским специалистам с подспудным желанием, чтобы мы сняли ответственность с них, объявив виновником происходящего не родителей и педагогов, а заболевание ребенка.
Отсутствие взаимопонимания между членами семьи ведет к росту межличностных конфликтов, к увеличению числа разводов, что, в свою очередь, пагубно отражается на детях. Их поведение становится еще более неадекватным. Патологические черты характера обостряются, возникает замкнутый круг.
Неумение воспитателей и учителей находить подход к «особым» детям, отсутствие у них навыков бесконфликтного общения с такими детьми ведет к нарушению учебно-воспитательного процесса, снижению качества работы воспитателей и преподавания учителей, что влечет за собой негативные последствия не только для «трудных», но и для всех детей в целом. Вследствие этого дети выходят из школы с низким уровнем образования и массой психологических проблем, что мешает им стать хорошими специалистами, обеспечить себе и своей семье достойную жизнь и приносить пользу обществу.
К сожалению (а может, к счастью), медицинские специалисты не в состоянии только медикаментозными методами воздействовать на таких детей, изменять их поведение, делать «удобными» для взрослых. Детям агрессивным, гиперактивным, тревожным, леворуким и другим, которых родители и педагоги называют трудными (то есть непонятными для них и неуправляемыми), нужны прежде всего понимание и помощь взрослых, единое образовательное и воспитательное пространство, воспринимаемое ими как безопасное. Именно поэтому в настоящее время назрела необходимость реализации комплексного подхода к воспитанию и обучению детей. И мы, врачи, нуждающиеся в психологических знаниях, и психологи и педагоги, которым необходимы медицинские знания, и родители для оптимизации процесса воспитания и обучения, для нормализации взаимоотношений взрослый—ребенок должны объединить свои усилия.
|
|
На основе знаний о возрастных особенностях дошкольников и школьников, об основных направлениях и методах работы с разными категориями детей, полученных на семинарах в Санкт-Петербургском институте практической психологии «Иматон», был разработан проект «Психологическое сопровождение детей с особенностями поведения и развития, их родителей, воспитателей и учителей». Я опиралась на материалы одноименного семинара ИПП «Иматон», который ведет Г.Б.Монина, кандидат педагогических наук, автор книг, детский практический психолог, лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологической практике». Хочется выразить Галине Борисовне особую благодарность за то, что она вдохновила меня на эту работу, развеяла сомнения и опасения, щедро делится опытом и поддерживает во всех начинаниях. Я очень признательна также Владимиру Михайловичу Элькину, который дал очень много ценных советов в реализации программы «Арт-терапия шедеврами искусства» и подарил свои новые диски, которые первыми были применены именно в Азербайджане.
Цели и проблемы
Проект был призван решить следующие проблемы:
• непонимание между родителями и детьми, отсутствие общего языка между ними, конфликтные ситуации в семье;
• отсутствие коммуникативных навыков у «трудных» детей, а отсюда — конфликты со сверстниками, проявление агрессивности или, наоборот, замыкание в себе, тревожность, неуверенность в собственных силах, страхи;
• нарушение учебно-воспитательного процесса из-за нарушения дисциплины агрессивными и гиперактивными детьми, их нежелание и неумение подчиняться режиму садика или школьному уставу, возникновение конфликтов между ними, воспитателями и учителями — с одной стороны, непонимание проблем «трудных» детей, отсутствие правильного психологического подхода к этой категории детей со стороны воспитателей и учителей — с другой стороны;
• отсутствие комплексного подхода к воспитанию у родителей, воспитателей и учителей, отсутствие у них знаний о том, как можно взаимодействовать друг с другом;
• неумение современных детей освободиться от отрицательных эмоций путем творческого самовыражения.
Основной целью проекта была эффективная адаптация детей с особенностями поведения и развития к жизни в семье, детском садике и школе, обеспечение гармоничного и бесконфликтного взаимодействия «трудных» детей с их родителями, воспитателями, учителями и другими детьми.
Данный проект рассчитан на период с октября 2008 г. по май 2009 г. и стартовал в октябре 2008 г. в детском саду № 11 города Сумгаита.
Основной концепцией проекта является достижение комплексного подхода к воспитанию в единой команде: родители — воспитатель — психолог — врач.
Для этого необходимо провести цикл встреч с воспитателями для достижения их эффективного взаимодействия с «трудными» детьми, способствующего благоприятному протеканию учебно-воспитательного процесса. Мы провели также цикл встреч с родителями для улучшения их отношений с собственными детьми, для обучения пониманию их «неудобного» поведения, для установления «хорошей погоды в доме», для осознания своей ответственности в воспитательном процессе и значимости своей помощи воспитателям.
|
|
Предполагалось проводить регулярные встречи с воспитателями и родителями с частотой один раз в две недели.
Запросы воспитателей
Перед встречами с воспитателями было проведено анкетирование с выявлением их запросов на тренинг. По результатам анкетирования на первом месте оказалась тема «Стресс и способы борьбы с ним». У 99% воспитателей, работающих в садике, наблюдаются скрытые или явные проявления стресса. Чем это обусловлено?
Группы в саду переполнены (в каждой 30 человек и больше), воспитатели нервничают, что не могут проводить занятия в полном объеме (занятия рассчитаны на группу 10 —15 человек), не могут утихомирить «трудных» детей и «справиться» с их родителями, находятся в постоянном шуме. Кроме того, из-за маленькой зарплаты и нехватки кадров воспитатели зачастую работают по две смены, домой приходят выжатые как лимон, с мыслями, что надо «заступать в третью смену» — выполнять домашнюю работу. Их настроение отражается на домочадцах, возникают конфликты, в результате которых у воспитателей появляется еще больше негатива — возникает порочный круг. Кроме того, они постоянно недосыпают и не следят за своим здоровьем.
Зная основные причины, ведущие к стрессу, а также способы саморегуляции, релаксации и другие методы борьбы с ним, воспитатели смогли бы управлять своими негативными эмоциями, что создаст благоприятный климат в их группах и семьях.
На втором месте среди запросов воспитателей на тренинг были игры с дошкольниками разных возрастов. По нашему мнению, перед встречей на эту тему уместно провести разговор, посвященный возрастным особенностям дошкольников, чтобы рассказать, в каком возрасте какому типу игр следует отдавать предпочтение.
|
|
Знание возрастных особенностей ребенка имеет немаловажное значение для воспитателей. Так, имея представление об основных проявлениях неуправляемого поведения трехлеток, именуемого «кризисом трех лет», воспитатель сможет выработать совсем иную тактику поведения с ними. Он не будет срываться, отчаиваться, а подойдет к ребенку с большим пониманием, в результате обстановка в группе станет спокойной.
По результатам анкетирования выяснилось, что воспитателей очень интересует информация об особенностях поведения и развития трудных детей, о том, как граммотно взаимодействовать с ними и их родителями. Мы считаем, что этой встрече должна предшествовать встреча на тему «Стили воспитания».
Зная, какой стиль воспитания применяется в семье «трудного» ребенка, воспитатель сможет провести разъяснительную беседу с его родителями, отметить нежелательные последствия их воспитания, его влияние на дальнейшее формирование личности. Вместе с родителями и психологом выработать оптимальный подход к такому ребенку.
Имея представление об особенностях поведения агрессивных, гиперактивных и тревожных детей и зная основные методы взаимодействия с ними и их родителями, воспитатель сможет грамотно скорректировать работу с ними, выработать нужную тактику поведения в группе.
Познакомившись с методами арт-терапии, ранее не применявшимися в Азербайджане, воспитатели открывают для себя возможности всестороннего творческого развития детей, благотворного влияния искусства на их психику, начинают применять элементы арт-терапии на своих занятиях, наконец, снимают собственный стресс.
Исходя из запросов на тренинг и нашего видения программы, мы проводим встречи с воспитателями в такой последовательности рассматриваемых тем:
• «Психологические особенности дошкольников разного возраста»;
• «Стили воспитания»;
• «Стресс и способы борьбы с ним»;
• «Метод арт-терапии шедеврами искусства как способ снятия стресса»;
• «Агрессивный ребенок: причины и виды агрессии, особенности поведения и развития, методы снятия агрессии, работа с родителями агрессивного ребенка»;
• «Гиперактивный ребенок: особенности поведения и развития, виды и коррекция гиперактивности, работа с родителями гиперактивного ребенка»;
• «Тревожный ребенок: особенности поведения и развития, коррекция тревожности, работа с родителями тревожного ребенка»;
• «Арт-терапия в работе с дошкольниками»;
• «Игры и сказки в работе с дошкольниками»;
• конкурс «Воспитатели-родители».
Перед началом проекта меня одолевали сомнения — как воспримут российский опыт воспитатели Азербайджана, где психологическая просвещенность населения находится еще на довольно низком уровне, а такая методика, как «Арт-терапия шедеврами искусства», вообще применяется впервые. Поверят ли они в необходимость проекта, в важность психологической работы, воспримут ли они все это всерьез? Будут ли они что-то применять из того, что предлагается на тренинге, после рабочего дня с непомерными нагрузками? Готовы ли они к переменам в своей работе? Есть ли у наших государственных работников энтузиазм и порох в пороховницах?
Но после нескольких занятий я удостоверилась, что наши воспитатели — люди, любящие свое дело, работающие над собой, с большим интересом воспринимающие новую информацию.
Встречи проходят в интерактивной форме: воспитатели сами демонстрируют новые формы работы, предлагают новые игры, делятся опытом, впитывают в себя все новое и на следующий же день реализуют новшества в своей работе. Особенно меня поразило, когда я пришла на встречу с несколькими играми для агрессивных детей, а они поразили меня своими! Я даже не поняла, я дала им что-то новое или они — мне.
На первых двух встречах мне активно помогала заведующая детсадом № 11 Надежда Павловна Пономарева, которая фактически вела занятия вместе со мной и своим присутствием доказывала важность и необходимость моей работы.
Была организована обратная связь с родителями по опыту санкт-петербургских детских садов: на детских шкафчиках цветными стикерами отмечалось, что положительного ребенок сделал за день. А родители писали, что хорошего было в поведении их чада за выходные. Дети стали соревноваться между собой, у кого больше звездочек на шкафчике, у них появился стимул.
Одна воспитательница похвасталась, что приемы саморегуляции, продемонстрированные на встрече, посвященной стрессу, она теперь постоянно применяет и научила этому своих домочадцев — помогает. О встречах наши воспитатели стали рассказывать своим коллегам из других садиков и приглашать их поучаствовать.
Запросы родителей
В садике проводится работа также с родителями. Эти встречи призваны научить их правильно общаться со своим ребенком, понимать его, знать особенности трудных детей, снизить количество конфликтных ситуаций дома, убедить родителей, что они должны работать с воспитателями в одной команде, а не быть «по разные стороны баррикад».
Для этого были намечены следующие темы:
• «Что такое родительский клуб?»
• «Стили воспитания» (имея представление о стилях воспитания, родители смогут определить свой и выявить свои сильные и слабые стороны);
• «Права и обязанности родителей и детей в семье» (узнав о правах и обязанностях родителей и детей, родители часто меняют свое отношение к детям и себе, у них появляется самоуважение, они начинают относиться к ребенку как к личности);
• «Как я воспитываю своего ребенка» (получив информацию о системе поощрений и наказаний, родители пересматривают свои методы воспитания, начинают придерживаться этой системы, становятся более гибкими в решении тех или иных проблем);
• «Почему ребенок не слушается?» (зная о причинах «неудобного» поведения ребенка, родители взглянут на него другими глазами, смогут лучше понять его);
• «Надо ли показывать свои чувства и эмоции ребенку?» (рассказывая ребенку о своих эмоциях и чувствах, используя «я-высказывания», родители легче устанавливают контакт с ребенком, между ними возникают доверительные отношения);
• «Агрессивные дети» (имея представление об особенностях поведения и развития агресивных, гиперактивных и тревожных детей, родители смогут объяснить поведение своих детей, оказать им эффективную помощь, научить их применять коррекционные методики);
• «Гиперактивные дети»;
• «Тревожные дети»;
• «Как мы решаем семейные проблемы?» (информация, полученная на предыдущих встречах, позволит грамотно подойти к решению семейных проблем);
• «Стресс и способы борьбы с ним» (научившись справляться со стрессом, родители создадут спокойную обстановку дома, что благоприятно отразится на их отношениях с детьми и между собой);
• «Арт-терапия» (имея в багаже некоторые приемы арт-терапии и коррекционные игры, родители будут больше времени проводить со своими детьми, развивая их творческий потенциал);
• конкурс «Родители — воспитатели».
Ожидаемое и неожиданное
С какими проблемами я ожидала столкнуться при проведении встреч с родителями:
• убедятся ли родители в необходимости проведения таких встреч;
• задумаются ли о своих стилях и методах воспитания, о том, какие они родители;
• изменят ли свое отношение к детям;
• поймут ли свою ответственность за воспитание собственных детей и необходимость работы с воспитателями в одной команде;
• будет ли «обратная связь» на встречах, будут ли родители участвовать в коррекционных играх и упражнениях или в силу местного менталитета откажутся;
• будут ли выполнять рекомендации психолога;
• наконец, будут ли активно посещать встречи?
После проведения нескольких встреч сомнения мои полностью развеялись. Взаимопонимание было полное: участники делились своими проблемами, наболевшим, вместе старались найти выход из различных ситуаций, с удовольствием участвовали в играх и упражнениях, жадно впитывали в себя полезную информацию.
Большинство участниц (папы к нам пока не приходят) не работают. Для них эти встречи — еще и повод выйти из дому, пообщаться, рассказать о своих проблемах, убедиться в том, что они не одиноки, узнать что-то новое о методах и стилях воспитания. Ведь у нас в Азербайджане девушек очень рано выдают замуж, они не имеют понятия, как воспитывать детей, делают все так, как велят им старшие (мама или, чаще всего, свекровь), а те далеко не всегда лучшие воспитатели. Поэтому для многих наши встречи — просто открытие. Они обнаружили, сколько ошибок допустили в свое время, но пока дети — дошкольники, многое поправимо.
Одна мама рассказала, что, когда она злится, раздражена, ее рука поднимается для удара, а потом она вспоминает, о чем говорилось на встречах, и рука опускается. Она ищет возможность побеседовать с ребенком, мирно решить проблему. Другая думала, что только у нее такой ужасный ребенок (хуже не бывает), а она — самая плохая мать, не смогла воспитать его по-другому. Но на встречах увидела, что у нее есть «товарищи по несчастью», и теперь она верит, что вместе с такими же мамами решит все свои проблемы. Третья отметила, что встречи ее очень изменили, у нее повысилась самооценка, она стала увереннее в себе, своих поступках.
Все участники родительских встреч полностью поддерживают программу и не сомневаются в необходимости ее реализации.
Работа с детьми
Одновременно с октября мы начали заниматься с дошкольниками 4—6 лет с периодичностью 2 раза в неделю.
Перед началом занятий было проведено тестирование на выявление агрессивности и тревожности и медицинское обследование на предмет гиперактивности.
Группы — смешанные (присутствуют как «трудные» дети, так и «обычные»). Занятия с детьми проводятся с упором на развитие эмоциональной сферы.
Мы присоединяемся к мнению многих специалистов, работающих с детьми, что в первую очередь нужно развивать эмоциональную сферу дошкольников, на которую чаще всего обращают мало внимания. Родители стремятся сделать из ребенка вундеркинда, отдают его во всевозможные кружки, забывая о мире его чувств и эмоций. Такому ребенку приходится очень тяжело дома, в садике и во всей дальнейшей жизни. В результате вырастает бесчувственный робот, «ходячая энциклопедия», разучившийся смеяться, плакать, не умеющий выражать свои чувства. Поэтому раннее эмоциональное развитие окажет положительное влияние на формирование личности дошкольника.
В занятия включены также игры и упражнения для коррекции агрессивности, гиперактивности и тревожности из «Тренинга эффективного взаимодействия с детьми» Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной.
Трудности, с которыми мы столкнулись при проведении занятий с детьми: незнание азербайджанскими детьми многих русских народных сказок. В результате все упражнения, построенные на отрывках из этих сказок, у нас не проходят.
Кроме того, наши дети плохо знают русский язык, соответственно потешки, стишки и текстовые задания тоже не проходят. Мы по возможности заменили русские сказки азербайджанскими, отказались от стихотворной формы, тексты стараемся переводить. В силу всего вышесказанного на занятиях преобладают двигательные игры и упражнения, а также широко используются арт-техники: рисование, музыка, танцы.
Дети с удовольствием работают с плакатами из серии «Психологический инструментарий на каждый день», разработанной Г.Б. Мониной и Е.К. Лютовой-Робертс.
Мы придерживаемся плана проведения занятий, предложенного в книге «Путешествие с гномом» (Н.И. Монакова). Кое-что добавлено из книги «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник).
Ниже приводим несколько занятий с воспитателями и родителями, которые стали первыми шагами по реализации идеи комплексного подхода к воспитанию и обучению «трудных» детей, которые так ждут нашей помощи.