{
int x; // Поле структуры
float y; // Поле структуры
} a1, a2; // Объявлении переменных одновременно со структурой
Обращение к полям структуры производится с помощью операции «.» - обращение к полю структуры через имя переменной, или операции «->» -обращение к полю структуры через указатель.
a1.x=10; a1.y=1.5;
A *pA=&a1; // Указатель на структуру
pA->x=11; // или (*pA).x=11;
Инициализация структуры
Переменная структурного типа может быть определена с инициализацией полей. Инициализация структуры похожа на инициализацию массива. Например:
Struct BOOK // Структура описывает некоторую книгу
{
char * author; // Имя автора книги
char *title; // Заголовок книга
char *firm; // Название издательства
Int year, page; // Год издания и число страниц
};
BOOK book1={ “Керниган Б., Ритчи Д.”,
“Язык программирования С”, “ М.: Издательский дом «Вильямс»”, 2009, 304};
Объединения
Объединение - это производный тип языка Си, включающий в себя множество элементов, элементы могут быть различных типов и располагаются в оперативной памяти, начиная с одного и того же адреса (т.е. элементы или поля накладываются друг на друга).
|
|
Объявление объединения похоже на структуры, но вместо ключевого слова struct используется union.
С помощью объединения один и тот же участок памяти можно интерпретировать по-разному. В следующем примере объявлено объединение MyUnion и переменная типа объединения u1, в объединении одно поле имеет тип int и занимает в памяти 4 байта, а второе поле накладывается в памяти на первое и является массивом из 4-х элементов типа char. Таким образом, с одним и тем же участком памяти можно работать как с целым числом или же можно работать с 4-мя байтами как с массивом типа char.
#include <stdio.h>
union MyUnion
{
int item32; // Поле объединения занимает 4 байта
char item8[4]; // На поле из 4-х байт накладывается массив из 4-х элементов
// по 1 байту
} u1;
void main()
{
// Заполняем 4 байта значениями
u1.item8[0]=1; u1.item8[1]=2;
u1.item8[2]=3; u1.item8[3]=4;
printf("%x", u1.item32); //Печатаем 4 байта как целое число. Печатается 4030201
}
Битовые поля структур и объединений
Внутри структур и объединений можно использовать битовые поля.
Битовое поле - это поле структуры или объединения, представляющее собой целое или беззнаковое целое значение (любые стандартные целые типы), занимающее в памяти фиксированное число битов (не более, чем соответствующий целый тип), размер битового поля задается в битах и не обязательно кратен целому числу байтов.
С битовыми полями можно работать так же, как с обычными целыми полями, только следует учитывать их диапазон.
|
|
Для битовых полей не определена операция &, не существует указателей на битовые поля.
Пример структуры с битовыми полями:
struct A {
int a1: 10; // Битовое поле из 10 бит
int a2: 14; // Битовое поле из 14 бит
…..
};
Далее создаем переменную структурного типа и можем обращаться к битовым полям
A a;
a.a1=125;
Все, что связано с битовыми полями является системно зависимым. Например, только в конкретной реализации определяется, могут ли поля перекрывать границы слов. В некоторых компиляторах можно поля в структурах выравнивать по границам слов или осуществлять плотную упаковку. На уровне правил языка Си (Си++) можно пропускать заданное число бит, если использовать битовое поле без имени.
Struct B
{
Int a1:12;
int a2:14;
Int:6; // Пропускаем 6 бит
….
};
Приведем пример объединения, в котором первое поле занимает 1 байт, а второе поле является переменной структурного типа, включающей 8 битовый поле, каждое по 1 биту. Тем самым можно работать с 1 байтом, как с целым числом или обращаться к отдельным битам этого байта.
#include <stdio.h>
union MyByte
{
unsigned char byte;
struct
{
unsigned char b1: 1;
unsigned char b2: 1;
unsigned char b3: 1;
unsigned char b4: 1;
unsigned char b5: 1;
unsigned char b6: 1;
unsigned char b7: 1;
unsigned char b8: 1;
} bits;
};
void main()
{
union MyByte B;
// Заполняем отдельные биты
B.bits.b1=1;
B.bits.b2=1;
B.bits.b3=0;
B.bits.b4=0;
B.bits.b5=1;
B.bits.b6=0;
B.bits.b7=1;
B.bits.b8=0;
printf("%x", B.byte); // Будет напечатано 53 в шестнадцатиричной СС или 01010011
}
Директива определения типа typedef
Производный тип задается с помощью * [] struct union, иногда удобно производному типу присвоить одно простое имя, это можно сделать с помощью typedef. При этом после директивы typedef формат определения нового типа соответствует формату определения переменной данного типа, но введенное имя является не именем переменной, а именем нового типа.
Пример:
struct A { … };
A * m[10]; // Массив из 10 указателей на структуру A
Можно поступить по- другому:
typedef A *M[10]; // M – имя нового типа, задающего
// массив из 10 указателей на структуру A
M m; // Массив из 10 указателей на структуру A
Термины
Структура - это производный тип языка Си, включающий в себя множество элементов, элементы следуют в памяти друг за другом и могут быть разнотипными.
Объединение - это производный тип языка Си, включающий в себя множество элементов, элементы могут быть различных типов и располагаются в оперативной памяти, начиная с одного и того же адреса (т.е. элементы или поля накладываются друг на друга).
Битовое поле - это поле структуры или объединения, представляющее собой целое или беззнаковое целое значение (любые стандартные целые типы), занимающее в памяти фиксированное число битов (не более, чем соответствующий целый тип), размер битового поля задается в битах и не обязательно кратен целому числу байтов.
Лекция 7. Функции в Си (Си++)
Функция – это именованная совокупность объявлений и операторов, предназначенная для выполнения некоторой отдельной подзадачи.
Использование функции позволяет выполнять, так называемую функциональную декомпозицию задачи (предметной области). Большая сложная задача разбивается на относительно простые подзадачи и для решения каждой подзадачи разрабатывается функция. Функции можно отлаживать отдельно друг от друга.
Функция в Си основное понятие, любая выполняемая программа содержит, по крайней мере, одну функцию, так называемую главную функцию, с именем main (В Windows приложении эта функция имеет имя WinMain).