double arrow

Struct // Имя структуры отсутствует, далее переменные этого типа не могут создаваться



{

int x; // Поле структуры

float y; // Поле структуры

} a1, a2; // Объявлении переменных одновременно со структурой

 

Обращение к полям структуры производится с помощью операции «.» - обращение к полю структуры через имя переменной, или операции «->» -обращение к полю структуры через указатель.

a1.x=10; a1.y=1.5;

A *pA=&a1; // Указатель на структуру

pA->x=11; // или (*pA).x=11;

Инициализация структуры

Переменная структурного типа может быть определена с инициализацией полей. Инициализация структуры похожа на инициализацию массива. Например:

Struct BOOK // Структура описывает некоторую книгу

char * author; // Имя автора книги

char *title; // Заголовок книга

char *firm; // Название издательства

Int year, page; // Год издания и число страниц

};

BOOK book1={ “Керниган Б., Ритчи Д.”,

 “Язык программирования С”, “ М.: Издательский дом «Вильямс»”, 2009, 304};

 

Объединения

Объединение - это производный тип языка Си, включающий в себя множество элементов, элементы могут быть различных типов и располагаются в оперативной памяти, начиная с одного и того же адреса (т.е. элементы или поля накладываются друг на друга).

Объявление объединения похоже на структуры, но вместо ключевого слова struct используется union .




С помощью объединения один и тот же участок памяти можно интерпретировать по-разному. В следующем примере объявлено объединение MyUnion и переменная типа объединения u1, в объединении одно поле имеет тип int и занимает в памяти 4 байта, а второе поле накладывается в памяти на первое и является массивом из 4-х элементов типа char. Таким образом, с одним и тем же участком памяти можно работать как с целым числом или же можно работать с 4-мя байтами как с массивом типа char.

#include <stdio.h>

union MyUnion

{

  int item32; // Поле объединения занимает 4 байта

  char item8[4]; // На поле из 4-х байт накладывается массив из 4-х элементов

                                                         // по 1 байту

} u1;

void main()

{

      

  // Заполняем 4 байта значениями

  u1.item8[0]=1; u1.item8[1]=2;

  u1.item8[2]=3; u1.item8[3]=4;

  printf("%x", u1.item32); //Печатаем 4 байта как целое число. Печатается 4030201

 

}

 

Битовые поля структур и объединений

Внутри структур и объединений можно использовать битовые поля.

Битовое поле- это поле структуры или объединения, представляющее собой целое или беззнаковое целое значение (любые стандартные целые типы), занимающее в памяти фиксированное число битов (не более, чем соответствующий целый тип), размер битового поля задается в битах и не обязательно кратен целому числу байтов.



С битовыми полями можно работать так же, как с обычными целыми полями, только следует учитывать их диапазон.

Для битовых полей не определена операция &, не существует указателей на битовые поля.

Пример структуры с битовыми полями:

struct A {

int a1: 10; // Битовое поле из 10 бит

int a2: 14; // Битовое поле из 14 бит

 …..

};

Далее создаем переменную структурного типа и можем обращаться к битовым полям

A a;

a.a1=125;

Все, что связано с битовыми полями является системно зависимым. Например, только в конкретной реализации определяется, могут ли поля перекрывать границы слов. В некоторых компиляторах можно поля в структурах выравнивать по границам слов или осуществлять плотную упаковку. На уровне правил языка Си (Си++) можно пропускать заданное число бит, если использовать битовое поле без имени.

Struct B

{

Int a1:12;  

int a2:14;

Int :6; // Пропускаем 6 бит

….

};

Приведем пример объединения, в котором первое поле занимает 1 байт, а второе поле является переменной структурного типа, включающей 8 битовый поле, каждое по 1 биту. Тем самым можно работать с 1 байтом, как с целым числом или обращаться к отдельным битам этого байта.

#include <stdio.h>

union MyByte

{

  unsigned char byte;

  struct

  {

        unsigned char b1: 1;

        unsigned char b2: 1;

        unsigned char b3: 1;

        unsigned char b4: 1;

        unsigned char b5: 1;

        unsigned char b6: 1;

        unsigned char b7: 1;

        unsigned char b8: 1;

  } bits;

};

 

void main()

{

  union MyByte B;

  // Заполняем отдельные биты

  B.bits.b1=1;

  B.bits.b2=1;

  B.bits.b3=0;

  B.bits.b4=0;

  B.bits.b5=1;

  B.bits.b6=0;

  B.bits.b7=1;

  B.bits.b8=0;

  printf("%x", B.byte); // Будет напечатано 53 в шестнадцатиричной СС или 01010011

 

}

 

Директива определения типа typedef

Производный тип задается с помощью * [] struct union, иногда удобно производному типу присвоить одно простое имя, это можно сделать с помощью typedef. При этом после директивы typedef формат определения нового типа соответствует формату определения переменной данного типа, но введенное имя является не именем переменной, а именем нового типа.

Пример:

struct A { … };

A * m[10]; // Массив из 10 указателей на структуру A

Можно поступить по- другому:

typedef A *M[10]; // M – имя нового типа, задающего

             // массив из 10 указателей на структуру A

M m; // Массив из 10 указателей на структуру A

 

Термины

Структура- это производный тип языка Си, включающий в себя множество элементов, элементы следуют в памяти друг за другом и могут быть разнотипными.

Объединение - это производный тип языка Си, включающий в себя множество элементов, элементы могут быть различных типов и располагаются в оперативной памяти, начиная с одного и того же адреса (т.е. элементы или поля накладываются друг на друга).

Битовое поле- это поле структуры или объединения, представляющее собой целое или беззнаковое целое значение (любые стандартные целые типы), занимающее в памяти фиксированное число битов (не более, чем соответствующий целый тип), размер битового поля задается в битах и не обязательно кратен целому числу байтов.

 

Лекция 7. Функции в Си (Си++)

Функция– это именованная совокупность объявлений и операторов, предназначенная для выполнения некоторой отдельной подзадачи.

Использование функции позволяет выполнять, так называемую функциональную декомпозицию задачи (предметной области). Большая сложная задача разбивается на относительно простые подзадачи и для решения каждой подзадачи разрабатывается функция. Функции можно отлаживать отдельно друг от друга.

Функция в Си основное понятие, любая выполняемая программа содержит, по крайней мере, одну функцию, так называемую главную функцию, с именем main (В Windows приложении эта функция имеет имя WinMain).

 



Сейчас читают про: