double arrow

Оператор безусловной передачи управления



Имеет следующий формат:

goto <метка>;

Пример:

m1: x=y/3;

……..

if (x>0) goto m1;

После выполнения оператора передачи управления следующим выполняется оператор, следующий за меткой, причем передавать управление можно как выше по программе, так и ниже. Передавать управление можно только внутри блока, являющегося телом функции, соответственно имя метки должно быть уникальным внутри тела функции.

При использовании меток должны выполняться ограничения:

- не перескакивать через объявления, содержащие инициализацию;

- не входить внутрь блока из вне (в цикл, переключатель, условный оператор).

 

Оператор возврата из функции

Функции будут более подробно рассмотрены в отдельной лекции. Оператор возврата имеет две формы:

- return;

- return <выражение>;

Первая форма используется в том случае, если тип возвращаемого значения void (т.е. функция ничего не возвращает).

Оператор выхода из цикла или переключателя

Оператор имеет простой формат:

break;

Может использоваться только внутри цикла или переключателя, управление передается оператору, который следует за циклом или переключателем. Пример с переключателем был представлен. Что касается циклов, то с помощью данного оператора условие завершения цикла (противоположное условию продолжения) может проверяться не только в начале или в конце тела цикла, но и где- нибудь в середине.




Пример:

while(1) // Бесконечный цикл

{

  …..

if (x<0) break; // Условие проверяется в середине цикла

….

}

Оператор перехода к следующей итерации цикла

Оператор имеет следующий простой формат:

continue;

Может использоваться только внутри цикла. При выполнении оператора завершается выполнение оператора тела цикла и в зависимости от типа цикла или выполняется проверка условия – для циклов с предусловием и постусловием, или выполняются модификации для цикла for.

Пример:

for(int i=0; i<10; i++)

{

if (i==5) continue; // Пропускаем итерацию, далее i увеличивается на 1

                                   // и начинает выполняться следующая итерация

……

}

 

Термины

Условный оператор – оператор, служащий для бинарного ветвления фрагмента исходного кода программы, фрагмент программы может делиться на две части, в зависимости от условия выполняется или одна часть или другая.

Оператор- переключатель – оператор, служащий для мульти ветвления фрагмента исходного кода программы, фрагмент программы может делиться на несколько частей, в зависимости от условий выполняется одна часть из нескольких, или в Си возможно выполнение несколько частей из нескольких.



Оператор цикла служит для организации выполнения фрагмента исходного кода программы (тела цикла) несколько раз подряд.

Итерация цикла– однократное выполнение тела цикла.

Лекция 5. Указатели и массивы в языке Си (Си++)

Указатели

Все переменные и другие объекты хранятся в оперативной памяти. Оперативную память можно представить в виде некоторой последовательности байтов, куда можно записывать данные и код. Когда работает программа, то ей доступна не вся оперативная память, а выделяется некоторый сегмент или область в оперативной памяти. Байты внутри сегмента пронумерованы. Если для некоторой переменной, например типа int, выделяется 4 байта, то можно к этой переменной обращаться, зная номер первого байта внутри сегмента, с которого размещается эта переменная. Этот номер байта внутри сегмента интерпретируется как адрес объекта или переменной, для хранения адресов существуют специальные переменные – указатели.

Указатель – это переменная, которая хранит адрес участка памяти, выделенного для объектов определенных типов.

Указатель не является самостоятельным типом, он всегда связан с каким-либо другим конкретным типом, на который он указывает. (Существует правда указатель на тип void, который не связан с конкретным типом).

Формат определения указателя соответствует формату определения переменных стандартных типов (указатель тоже переменная, размещенная в оперативной памяти), но перед именем переменной указателя ставится знак «*».

Примечания. Размерность переменной указателя на любой тип объекта в Win32 составляет 32 бита. Размер сегмента в оперативной памяти может достигать размера 232 = 4294967296 Байт = 4 ГБ, но далеко не все диапазоны адресов в сегменте доступны прикладной программе. Следует также знать, что выделением конкретных адресов в сегменте для прикладной программы занимается операционная система, поэтому при запуске одной и той же программы даже на одном компьютере конкретные значения адресов могут отличаться.

Так как указатель это переменная, размещенная в оперативной памяти, то она имеет адрес и существует указатель на указатель, например, int ** pp; (По аналогии существует указатель на указатель на указатель и т.д.)

Примеры:

int x=5; // Обычная переменная типа int

int *pX=&x, // Переменная указатель с инициализацией – хранит адрес переменной x

*p1, // Указатель на тип int определенный без инициализации

*p2; // Указатель на тип int определенный без инициализации

float * pF; // Указатель на тип float определенный без инициализации

При работе с указателями используются две основные унарные операции:

«&» - операция получения адреса объекта, применяется к объекту (переменной), результат операции – значение адреса объекта;

«*» - операция обращения по адресу (разыменования указателя), применяется к указателю, результат – значение объекта (переменной), на который указывает указатель, без особых ограничений типа модификатора const результат является леводопустимым выражением, т.е. может использоваться слева от операции присваивания.

Пример:

int x=5; // Обычная переменная типа int

int *p; // Переменная указатель на тип int

p=&x; // Указатель теперь содержит адрес переменной x

printf(“x=%d”, *p); // Будет напечатано значение переменной x

*p=100; // Значение переменной x будет изменено

printf(“x=%d”, x); // Будет напечатано x=100

 

При объявлении указателя ему может быть присвоено начальное значение (инициализация указателя). В качестве инициализатора может быть:

– явно заданный адрес участка памяти (требуется явное преобразование к типу указателя);

– указатель, уже имеющий значение;

– выражение, позволяющее получить адрес объекта с помощью операции &;

– выражение для динамического выделения памяти с помощью специальных функций – malloc, calloc, realloc (в Си++ появился специальный оператор для выделения памяти – new).

int x=5; // Обычная переменная типа int

int *p1=&x; // Инициализация указателя с помощью операции &

int *p2=p1; // Инициализация указателя с помощью другого указателя

char * p3=(char *)0xB800; // Присвоение указателю явного значения

int *p4=NULL; // Указатель, имеющий 0 значение 

int *p5=malloc(100*sizeof(int)); // Выделение памяти для массива из 100 элементов

 

Некоторые операции с указателями:

1. К указателям одного типа можно применять операции сравнения: == != >= <= > <

2. Типизированный указатель (указатель не на тип void) можно складывать (вычитать) с целым значением или применять операции инкремент (декремент). Результат подобных операций – значение адреса, увеличенное (уменьшенное) на заданное число байт, при этом за «условную единицу» принимается число байт, которое занимает объект, на который указывает указатель.

Пример:

#include <stdio.h>

void main()

{

  int a=100;

  int *p=&a;

  printf("p=%p", p);

  p++; // Значение адреса увеличится на 4, так как переменная int занимает 4 байта

  printf("\np=%p", p);

}

На консоли будет напечатано (значения могут быть и другими):

p=0021FA3C

p=0021FA40

 

Ссылки

В языке Си++ дополнительно к типам, существующим в языке Си, появился еще один новый тип, так называемые, ссылки. Его иногда удобно использовать в качестве параметров функции. Формат этого типа следующий:

<type> & <имя_ссылки>=<инициализатор>;

Инициализация обязательна, в качестве инициализатора выступает объект, уже размещенный в памяти. Ссылка представляет второе имя уже существующего объекта, ссылка по своей сути является указателем, но к ней нет необходимости применять операцию * (обращение по адресу) при обращении к объекту, любое обращение к ссылке приводит к обращению к объекту, на который ссылается ссылка.

int a=5;

int & L=a; // Ссылка на a

L=10; printf(“%d”, a); // Печатается 10

Не существует указателей на ссылки, ссылок на ссылки, массивов ссылок.

Массивы

Дадим следующее определение массива

Массив– это производный тип, представляющий собой множество элементов, все элементы массива имеют один и тот же тип и следуют в памяти друг за другом.

Массивы бывают одномерными и многомерными.

Одномерные массивы

Формат определения одномерного массива:

<type> <имя_массива>[<конст_выражение>];

Примеры:

int A[100]; // Объявление массива из 100 элементов типа int

char C1[20], C2[150]; // Объявляются 2 массива элементов типа char из 20 и 150 элементов

Описание массива может не содержать число элементов.

extern float y[]; // Описание

…….

float y[20]; // Определение

Обращение к элементам массива осуществляется с помощью специальной операции [] – обращение по индексу.

int m[10];   

m[0]=1; // Элементу массива с индексом 0 присваивается значение 1

m[1]=2; // Элементу массива с индексом 1 присваивается значение 2

… ;

m[9]=10; // Элементу массива с индексом 9 присваивается значение 10

Индексация всегда начитается с 0, последний элемент имеет индекс n-1.

Элемент массива может участвовать в любом выражении, где допустимо использование переменной соответствующего типа.

m[5]=m[3]+m[4]*100;



Сейчас читают про: