Особенности банкротства индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства

Одним из оснований прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства является его несостоятельность (банкротство) (ст. 21 Зако­на о КФХ). Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства име­ет свои особенности, закрепленные в Федеральном законе от 26 ок­тября 2002 г.1 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и на­правленные на достижение максимальной возможности сохранения хозяйства в качестве субъекта аграрного предпринимательства.

Основанием для признания крестьянского (фермерского) хо­зяйства банкротом является его неспособность удовлетворить тре­бования кредиторов по денежным обязательствам и (или) испол­нить обязанность по уплате обязательных платежей.

Так, в деле № А39-4537/2014[41] Федеральная налоговая служба (в лице Управления федеральной налоговой службы по Республике Мордовия обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) должника индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хо­зяйства Гулина А.А. в связи с задолженностью по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. В последующем заявителем было представлено письмо управления ФНС по РМ, в котором сообщается, что задолженность индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хо­зяйства Гулина А.А., обеспеченная мерами по взысканию задолженности за счет имущества должника, оплачена в полном объеме, в связи с чем, оснований для признания должника банкротом не имеется. На основании чего, Арбитражный суд Республики Мордовия вынес определение об отказе во введение наблюдения и прекращении производства по делу.

При банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства дей­ствует особый порядок признания индивидуального предпринима­теля — главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом. Так, заявление о признании индивидуального предпринимате­ля — главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом по­дается в арбитражный суд главой хозяйства при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хо­зяйства[42].

К заявлению должны быть приложены необходимые доку­менты, в том числе о составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, о размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Имеют свои особенности определенные Законом о несостоя­тельности процедуры, применяемые в деле о банкротстве крестьян­ского (фермерского) хозяйства.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение проблемы развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики. С целью повышения инвестиционной привлекательности государством предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельхозпроизводителей

В соответствии со ст. 219 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении кре­стьянского (фермерского) хозяйства наблюдения глава крестьян­ского (фермерского) хозяйства может представить в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задол­женности.

С.А. Карелина для определения эффективности плана финансового оздоровления считает возможным руководствоваться общеизвестными критериями эффективности, используемыми при оценке инвестиционного проекта: чистая текущая (дисконтированная) стоимость; коэффициент внутренней нормы прибыли; период окупаемости проекта; точка безубыточности; запас финансовой прочности. План финансового оздоровления возможно признать эффективным и обоснованным, если общий запас финансовой прочности не ниже 30–40% от объема продаж[43].

Из изложенного следует, что суду для того, чтобы ввести процедуру финансового оздоровления, требуется оценить с помощью специальных методов эффективность представленного плана финансового оздоровления и соответствие его графику погашения задолженности.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами. Вместе с тем в качестве предмета обеспечения не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Кроме того, исполнение должником обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой[44]. (п. 1 ст. 79 Закона о банкротстве).

В случае если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит крестьянскому (фер­мерскому) хозяйству, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ, по­гасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком пога­шения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произ­веденной и переработанной сельскохозяйственной продукции.

Более того, срок финансового оздоровления может быть прод­лен на год в случае, если в течение финансового оздоровления име­ли место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычай­ный характер.

В случае наличия возможности восстановления платежеспо­собности крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов вводится внеш­нее управление до окончания соответствующего периода сельско­хозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализа­ции произведенной или произведенной и переработанной сельско­хозяйственной продукции.

В случае если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерско­го) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.

Другой особенностью является установленное Законом право осуществления полномочий внешнего управляющего самим гла­вой крестьянского (фермерского) хозяйства. (ст. 220 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»)

В случае признания арбитражным судом крестьянского (фер­мерского) хозяйства банкротом и открытия конкурсного производ­ства в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьян­ского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, в том чис­ле насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспорт­ные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянско­го (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имуще­ство, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фер­мерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права. (ст. 221 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»)

В конкурсную массу не включается имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьян­ского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобре­тено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Закон о несостоятельности закрепляет преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хо­зяйства за лицами, занимающимися производством сельскохозяй­ственной продукции и владеющими земельными участками, не­посредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку.

В случае если указанные лица в течение месяца с даты полу­чения предложения о приобретении имущества и имущественных прав не заявили о своем желании приобрести имущество и права требования, арбитражный управляющий или глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в предусмотренном законом порядке.

Банкротство индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хо­зяйства также предполагает возможность заключения мирового соглашения. Так, в деле № А39- 588/2014 кредитор – ОАО «Мордовагроснаб» и должник – глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лукин А.И. заключили мировое соглашение, где должник оплачивает долг, пени и 50% государственной пошлины. Но условия мирового соглашения не были выполнены Лукином А.И., в отношении которого в последующем было возбуждено дело о банкротстве[45].

С момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу[46].

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Необходимость правового регулирования несостоятельности банкротства граждан была очевидна еще около 7 лет назад. Но введение института банкротства физических лиц в России неоднократно откладывалось. Препятствовали его принятию различные факторы, от отсутствия привязанности к действующему закону о банкротстве, финансовом кризисе до необходимости усиления его социальной направленности.

Все же, рост потребительского кредитования и сопровождающий его рост объема просроченной задолженности требовал адекватного законодательного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) гражданина.

16 декабря 2014 г. Госдума приняла во втором, основном чтении законопроект о банкротстве физических лиц. Законопроект был принят в третьем - окончательном чтении уже 19 декабря 2014 г. Ранее предполагалось, что вступить в силу документ должен лишь в 2016 году, но сложная экономическая ситуация ускорила данный процесс и было принято решение о его вступлении в силу с 1 июля 2015. По последним данным введение в России процедуры банкротства физических лиц будет отложено до осени. Такое решение приняла Госдума, одобрив соответствующие поправки во втором чтении. Документ предполагает, что дела о банкротстве физических лиц начнут рассматриваться в России с 1 октября 2015 года, а не с 1 июля 2015 года, как предполагалось ранее. Также было принято решение о том, что эти дела будут рассматриваться в арбитражных судах. Хотя изначально предполагалось, что они будут в ведение судов общей юрисдикции.

2. Несмотря на долгий путь становления, множество трудностей, с которыми могут столкнуться участники банкротства физических лиц, не смотря на опасения экспертов и критику обозревателей, данный институт долго ждал своего часа неслучайно, и является благом для российского общества.

Положительный зарубежный опыт применения института несостоятельности (банкротства) граждан помог осознать необходимость разрешения проблем, касающихся потребительской задолженности на территории России.

Мировая практика признает институт потребительского банкротства благом для добросовестного гражданина, поскольку сущностью банкротства является не только ликвидация требований к нему со стороны кредиторов, но и реабилитация должника. В той же степени применения процедур банкротства граждан является благом и для кредиторов, так как позволяет вернуть задолженность частично или в полном объеме.

3. Основные положения, касающиеся банкротства граждан. Несостоятельность (банкротство) - признанная судом, арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей[47].

Дела о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будут рассматриваться судом общей юрисдикции[48]. (внесены поправки)

Дела о банкротстве граждан, которые прекратили деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, но денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей которых возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности, будут рассматриваться арбитражным судом.

Правом на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом обладают: - должник, - конкурсный кредитор, - уполномоченные органы.

Заявление о признании гражданина банкротом принимается судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

В деле о банкротстве гражданина обязательно участие финансового управляющего, который является арбитражным управляющим, утвержденным судом или арбитражным судом для участия в деле.

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом суд выносит одно из следующих определений:

- о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина;

- о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения;

- о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина. (213.6)

При рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются:

а) реструктуризация долгов гражданина;

б) реализация имущества гражданина;

в) мировое соглашение. (213.2)

Реструктуризация долгов гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов. Срок реструктуризации долга – 3 года.

В случае, когда возможности расплатиться нет, суд признает гражданина банкротом и примет решение о реализации имущества.

 Реализация имущества гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

 Предусмотрен перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством РФ.

Мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. (ст. 2 Закона о банкротстве).

Мировое соглашение вправе заключить на любой стадии рассмотрения судом или арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (п. 1 Ст. 158 Закона о банкротстве).

Финансовый управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный судом или арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина (ст. 2) Сумма его вознаграждения составляет 10 тысяч рублей плюс 2 % о суммы взысканных долгов.

В процессе банкротства все сделки по передаче, дарению и продаже имущества могут быть оспорены.

Ст. 214 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» уточняет, что основанием для признания ИП банкротом является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Неспособность удовлетворить требования кредиторов означает, что у предпринимателя имеется задолженность на общую сумму не менее 10 тыс. рублей, которая не удовлетворена в течение трех месяцев, вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника», вступающий в силу с 1 июля 2015 года (внесены поправки) изменяет минимальный порог задолженности до 500 тысяч рублей, которая должна быть не удовлетворена в течение 3 месяцев.

К гражданину-предпринимателю могут применяться только такие процедуры банкротства, как наблюдение, конкурсное производство и мировое соглашение. Возможность применение процедур финансового оздоровления или внешнего управления в том случае, когда в состав имущества должника – индивидуального предпринимателя входит значительный имущественный комплекс (предприятие) либо иное имущество, нуждающееся в постоянном управлении и способное приносить доход.

Кредитор не вправе обращаться с требованием к должнику, если его требование уже было рассмотрено в рамках дела о банкротстве, и по этому требованию принят соответствующий судебный акт.

С 1 июля 2015 (внесены поправки) года предусмотрены следующие процедуры, применяемые в деле о банкротстве гражданина – индивидуального предпринимателя: реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.

При банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства дей­ствует особый порядок признания индивидуального предпринима­теля — главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом.

Заявление о признании индивидуального предпринимате­ля — главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом по­дается в арбитражный суд главой хозяйства при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хо­зяйства.

Установлено законом право осуществления полномочий внешнего управляющего самим гла­вой крестьянского (фермерского) хозяйства. (ст. 220 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»)

С момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу.

 

4. Говоря о плюсах и минусах применения закона о банкротстве физических лиц, стоит отметить, что в сегодняшний период становления данного закона на территории Российской Федерации его плюсы и минусы граничат друг с другом до степени смешения. Одни плюсы благо для граждан и трудности для системы реализации процедур банкротства физических лиц, другие наоборот, также существуют положения требующие изменения и доработки, но это возможно лишь в процессе реализации закона. Таким образом, на данный момент существует сложность четкости выделения конкретных плюсов и минусов закона о банкротстве граждан.

Закон был принят в интересах двух категорий должников:

– которые действительно не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам, и – неплательщиков, которые хотя и способны отвечать по своим долгам, но им нужна временная защита от чересчур навязчивых требований кредиторов.

Плюсы и минусы закона о банкротстве физических лиц:

1. Возможность реструктуризации долга – снижение кредитной нагрузки, при условии стабильного дохода у должника, отсутствие судимости за умышленное преступление в сфере экономики. (получить рассрочку по погашению задолженности, заморозить процентную ставку за пользование кредитом и т.д.) Срок реструктуризации долга – 3 года. Закон создает позитивную, «мягкую» альтернативу исполнительному производству, предоставляя возможность отсрочки, рассрочки, дисконтирования суммы долга, уменьшает величину процентов до размера ставки рефинансирования ЦБ.

2. В случае, когда возможности расплатиться нет, суд признает гражданина банкротом и примет решение о реализации имущества. Предусмотрен перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством РФ.

3. Под действие закона попадают не только банковские кредиты, но и займы между физическими лицами, а также долги по ЖКХ.

4.  Обязательное участие финансового управляющего. Выплата вознаграждения финансовому управляющему, оплата судебных расходов и т.д. Для объявления себя банкротом понадобится немало средств. К тому же, многие эксперты сомневаются, что вознаграждения в 10 тысяч рублей плюс 2 % о суммы взысканных долгов окажется достаточно, и, что работу финансового управляющего придется дополнительно оплачивать.

5. Минимальный порог задолженности – 500 тысяч рублей (которая не была погашена в течение трех месяцев с даты, предусмотренной для расчетов). Первоначально предполагалось, что порог задолженности будит составлять 50 тысяч рублей, но за время обсуждения закона, данная сумма возросла в 10 раз. Вследствие чего, множество граждан не попадают под процедуру банкротства физических лиц. Но вопрос о том, как быть гражданам, чья задолженность не так велика, а средств на ее погашения не имеется, остается открытым. С другой стороны, данное решение принято для уменьшения количества возможных заявлений в суд от потенциальных банкротов[49]. Также существует мнение, что мера по увеличению данного порога, была принята в интересах банков. Банки опасаются массовых банкротств и возможных мошеннических схем.

6. В процессе банкротства все сделки по передаче, дарению и продаже имущества могут быть оспорены. Недобросовестные должники, желающие освободиться от долгов посредством банкротства, предварительно перед этим переоформив свое имущество на третьих лиц, могут столкнуться с неприятными сюрпризами особенностей Закона о банкротстве, в частности, расширенных оснований для оспаривания сделок должника.

7. За преднамеренное банкротство и попытку вывода имущества предусмотрена уголовная ответственность – до 6 лет лишения свободы.

8. Суд вправе ввести запрет на выезд за пределы территории РФ.

9. Банкротство не освобождает гражданина от исполнения обязательств, возникших после введения процедуры банкротства, платить алименты, пособия и т.д.

10. После банкротства должник: в течение 5 лет обязан информировать кредиторов о своем статусе до момента заключения любых кредитных договоров и договоров займа; в течение 5 лет не может инициировать повторную процедуру банкротства, а повторное банкротство по инициативе кредиторов не будет предусматривать освобождение должника от обязательств; в течение 3 лет не может занимать должности в органах управления юридических лиц или иным образом участвовать в их управлении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: