Факторы, влияющие на размер прибыли, и порядок ее распределения и использования на торговых предприятиях

 

 

В условиях становления и развития рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты их функционирования. По прибыли можно определить рентабель­ность, изучить эффективность функционирования субъектов хо­зяйствования.

Анализ прибыли проводят в целом по торговому предпри­ятию, его хозрасчетным подразделениям, видам (отраслям) дея­тельности: торговле, общественному питанию, производству, за­готовкам и т.п. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние внутренних и внешних факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают и мобили­зуют резервы роста чистого дохода. Факторный анализ прибыли ведется с учетом ее формирования. По данным «Отчета по фи­нансовым результатам» прибыль от реализации товаров опреде­ляется вычитанием из валового дохода налогов и других обяза­тельных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, и издержек обращения. Общую сумму прибыли рас­считывают следующим образом: к прибыли от реализации това­ров добавляют прибыль от реализации основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы и из полученного итога вычитают внереализационные расходы, потери и убытки. Если торговое предприятие получило убыток от продажи това­ров или основных средств и прочих активов, то он вычитается из общей суммы прибыли.

Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объе­ма розничного товарооборота, среднего уровня валового дохода, уровня налогов, взимаемых за счет реализованных торговых над­бавок, и среднего уровня издержек обращения. Их влияние на прибыль определяют приемом абсолютных разниц. Для опреде­ления влияния изменения товарооборота необходимо отклоне­ние его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров в процентах к обороту (по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100. Влияние изменения уровня валового дохода и уровня издержек обращения определяют умножением фактического розничного товарооборота отчетного периода на отклонение от плана или в динамике по ним и делением на 100. Аналогично рассчитыва­ют влияние на прибыль от реализации товаров изменения уров­ня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода.

Большое влияние на сумму прибыли от реализации товаров оказывает изменение розничных цен. При повышении рознич­ных цен увеличивается товарооборот, а следовательно, и растет прибыль. И наоборот, снижение розничных цен на товары уменьшает сумму прибыли. Влияние ценового фактора на при­быль от реализации товаров определяют приемом абсолютных разниц, т.е. увеличение или уменьшение объема товарооборота за счет изменения розничных цен умножают на базисный уро­вень прибыли от реализации товаров (по плану дли фактически за прошлый период) и делят на 100.

На балансовую (общую) прибыль, кроме того, влияют изме­нения сумм прибыли (или убытков) от реализации основных средств и прочих активов, а также внереализационные доходы, расходы, потери и убытки. Их влияние на прибыль определяют прямым счетом. При изучении динамики прибыли исчисляются базисные и цепные темпы роста (снижения). Проводится сравнение прибыли и рентабельности данного предприятия с показателями конкурен­тов и со среднеотраслевыми показателями. Изучается влияние факторов на прибыль предприятия.

На размер прибыли и рентабельности оказывает влияние боль­шое количество факторов. Их можно подразделить на внешние и внутренние. К группе внешних факторовотносятся экономичес­кая ситуация в стране; уровень развития ее экономики; обеспечен­ность продовольственными ресурсами; меры государственного регулирования деятельности предприятий; инфляция; изменение цен, тарифов, ставок, торговых надбавок, наценок на продукцию общественного питания; нарушения поставщиками и другим орга­нами договорных условий и др.

Группа внутренних факторовобъединяет те, которые непос­редственно связаны с результатами деятельности самого предприятия, с предпринимательской активностью субъекта. К ним отно­сятся результаты коммерческой деятельности, объем, состав, структура товарооборота, эффективность использования ресур­сов, материальное стимулирование работников и др.

Прибыль от реализации собственной продукции и покупных товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валовых доходов, уровня издержек и уровня налогов, взи­маемых за счет валового дохода. Их влияние на прибыль определя­ют приемом абсолютных разниц. отчисляемые за счет валового дохода, — обратно пропор­циональное.

Значительное влияние на прибыль оказывает повышение про­изводительности труда, обеспечивающее рост товарооборота, а следовательно, и прибыли. Для определения влияния этого факта на прибыль необходимо прирост товарооборота за счет повыше­ния производительности труда умножить на базисный уровень прибыли от реализации и разделить на 100.

Аналогичным образом можно измерить влияние на прибыль изменения фондоотдачи.

На балансовую прибыль, кроме того, влияют изменение суммы прибыли (убытков) от реализации и выбытия основных средств, от продажи прочих активов, внереализационные доходы и потери. Влияние этих факторов на прибыль определяют прямым счетом. Анализ внереализационных доходов и расходов проводят по отдельным видам. Особое внимание следует уделять изучению причин образования внереализационных расходов, потерь, убыт­ков, а также разработке мер по их сокращению и предупреждению.

Поступившие от поставщиков, других юридических и физи­ческих лиц штрафы свидетельствуют о нарушении договорной дисциплины, следовательно, они не должны оцениваться положи­тельно. По каждой сумме уплаченных штрафов устанавливают их причины и виновников; выясняют, практикуется ли взыскание штрафов с виновных в возмещение причиненного ущерба. Кроме того, изучают, на сколько полученные штрафы покрывают убытки предприятий от невыполненных юридическими и физическими лицами договорных обязательств.

Рост дивидендов по акциям, доходов по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятиям питания, поло­жительно характеризует их хозяйственную и финансовую дея­тельность. Наличие прибыли (убытков) прошлых лет, выявленных в отчетном году, говорит о недостатках в учете и другой экономи­ческой работе. Списание на уменьшение прибыли дебиторской за­долженности в связи с истечением сроков исковой давности и по другим причинам является результатом недостатков в претензион­ной работе, расчетно-платежной дисциплине и в учете расчетов с дебиторами и кредиторами. При наличии таких списаний изучают порядок оформления, предъявления и учета претензий, организа­цию расчетов с поставщиками, покупателями и другими предпри­ятиями и физическими лицами и принимают меры по их пред­упреждению. Особое внимание уделяют анализу убытков от спи­сания задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Такие убытки свидетельствуют о недостатках в обеспечении сох­ранности имущества предприятия, учетно-контрольной работе. По каждой сумме списанной на убытки недостачи проверяют обо­снованность и законность списания, выясняют их причины и ви­новников, а главное, принимают меры по сохранности товарно-материальных и других ценностей.

На основе экономико-математических методов, других со­временных методов планирования, используя результаты прове­денного факторного анализа доходов, прибыли и рентабельно­сти, следует определить прогнозные финансовые результаты хозяйственной и другой деятельности торгового предприятия на ближайшую и длительную перспективу. При планировании до­ходов и прибыли, в частности, могут быть использованы методы экстраполяции, корреляции, регрессии и др. Метод экстраполя­ции основан на исследовании закономерностей развития изу­чаемых показателей в предплановых периодах (расчете и оценке средних темпов роста или прироста) и перенесения выявленных закономерностей развития изучаемых показателей на планируе­мую хозяйственную деятельность предприятия. Однако в усло­виях инфляции, и особенно гиперинфляции, применение мето­да экстраполяции не дает реальных планируемых показателей хозяйственной деятельности предприятия, так как невозможно спрогнозировать и учесть ее влияние на финансовые и другие показатели результатов его работы в будущем.

Балансовая прибыль
Общим для всех предприятий независимо от форм собствен­ности является распределение прибыли, согласно действующему законодательству, уставу и коллективному договору, на следующие цели: платежи в бюджет; формирование фонда накопления; фонда потребления; резервного фонда; на благотворительные цели; на выплату процентов за долгосрочный кредит; на уплату эко­номических санкций (рис. 1.3).

 

 

 

 


Рисунок 1.3. Общая схема распределения балансовой прибыли

Кроме того, предприятия могут создавать фонд риска, фонд выкупа имущества и расходовать при­быль на другие цели.Действующий порядок распределения прибыли заключается в том, что прибыль предприятия должна участвовать в формирова­нии государственного бюджета, а оставшаяся ее часть должна быть распределена между собственником предприятия и соб­ственником заемного капитала и других финансовых ресурсов в соответствии с заключенными договорами.

Фонд накопления создается для финансирования производ­ственного развития предприятия: на финансирование капиталь­ных вложений, модернизацию оборудования, финансирование но­вого строительства, реконструкции, приобретение оборудования, погашение долгосрочных ссуд и процентов по ним, на пополнение собственных оборотных средств, на погашение расходов, связан­ных с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг, на финансирование культурно-просветительной и оздоровительной работы среди работников предприятия и членов их семей, на содержание оздоровительных лагерей и др. Таким об­разом, фонд накопления представляет собой источник средств предприятия, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения оборудования, оборот­ных средств и т.п. Фонд накопления свидетельствует о росте иму­щества предприятия, увеличении собственных его средств.

Фонд потребления — это источник средств, зарезервированных субъектом хозяйствования для осуществления мероприятий по со­циальному развитию и материальному поощрению коллектива.

Фонд потребления, формируемый за счет прибыли, направля­ется на следующие цели:

• выплату единовременных вознаграждений по итогам работы за год;

 • выплату пособий;

• оплату проезда;

• выдачу беспроцентных ссуд;

• установление надбавок к пенсиям работающих пенсио­неров;

• единовременные поощрения работников;

• установление трудовых и социальных льгот;

• выплату дивидендов, процентов по акциям и ценным бу­магам.

Резервный фонд создается акционерными обществами, коопе­ративами, товариществами и другими хозяйствующими субъекта­ми. Он может быть создан на случай прекращения деятельности предприятия для покрытия кредиторской задолженности. Резер­вный фонд акционерного общества используется на выплату диви­дендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Акционерное общество дополни­тельно зачисляет в резервный фонд эмиссионный доход, то есть сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью ак­ций, вырученную при их реализации по цене, превышающей но­минальную стоимость.

Планирование распределения прибыли предприятия осущес­твляется в следующей последовательности. В первую очередь оп­ределяется потребность в прибыли по направлениям ее использо­вания (на развитие материально-технической базы; для сохране­ния финансовых резервов; для погашения кредитов и уплаты процентов по ним; для финансирования деятельности объедине­ний, ассоциаций, концернов, членом которых является данное предприятие; для выплаты дивидендов и другие цели). Затем срав­нивается сумма потребности в прибыли по всем направлениям ее использования с возможностями предприятия по ее получению. Важным вопросом анализа хозяйственной деятельности яв­ляется изучение и оценка распределения и использования дохо­дов и прибыли. Распределение доходов и прибыли производится в соответствии с Законом Республики Беларусь о налогах и сборах, другими нормативными документами и уставом предприятия. По установленным ставкам из прибыли производится начисле­ние налога в доход государственного бюджета. Предприятия платят также из прибыли налог на недвижимость и осуществля­ют другие налоговые платежи, установленные законодательст­вом. За счет валового дохода производится взимание налога на добавленную стоимость, акцизов и некоторых других обязатель­ных платежей. Ряд налогов (налоги на землю, топливо, экологи­ческий, чрезвычайный и др.) отражаются на издержках обращения. Предприятия по установленным ставкам уплачивают налоги от полученных доходов (прибыли) от казино, эксплуатации игро­вых автоматов с денежным выигрышем, биржевой и брокерской деятельности, продажи товаров и другого имущества на аукцио­нах, принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг. Действующая налоговая система должна давать предпри­ятию четкую ориентацию на те направления деятельности, кото­рые могли бы ослабить налоговое бремя. Налоговый механизм должен выполнять не только фискальную функцию, но и функ­ции управления, регулирования, стимулирования. Тяжесть на­логового бремени принято оценивать процентным отношением всех уплачиваемых предприятием налогов и других обязатель­ных платежей к выручке от реализации продукции, товаров, и прочих активов. Рекомендации о снижении налогов законны­ми способами содержатся в многочисленных публикациях по этому вопросу. Большинство из них достаточно аргументирова­ны и представляют большой практический интерес. Это исполь­зование части доходов и прибыли на цели, льготируемые при их налогообложении. Самое главное в распределении и использо­вании доходов и прибыли — это сочетание бюджетных, хозрас­четных и личных интересов работников. Хозяйственная практика и экономическая наука постоянно занимаются поиском опти­мальных критериев распределения и использования прибыли. При ее распределении субъект хозяйствования должен руковод­ствоваться только действующим законодательством, своим уста­вом и собственными интересами.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: