Эластичность предложения по цене

 

Ажиотажный спрос – особая модель потребительского поведения: слухи о росте цен - массовая скупка товаров – дефицит – рост цен.

Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает рынок (коммунальное хозяйство, телекоммуникации). Причиной является естественное право монополиста или соображения экономической выгоды для государства и населения.

Автаркия – политика экономического обособления, направленная на создание замкнутой, независимой экономики.

Несовершенство рынка – отклонение от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию.


Проверь себя.

1. Дефицит характерен для экономики:

1) плановой

2) традиционной

3) смешанной

4) рыночной

2. К неценовым факторам спроса относятся:

1) климатические условия

2) налоги

3) совершенствование технологий

4) увеличение числа производителей

3. В городке Г. существует три предприятия, выпускающие мебель, которые конкурируют между собой. Назовите типы рынка.

4. Назовите три причины, по которым рынок не обеспечивает полную занятость населения.

5. Приведите три доказательства несовершенства рыночной экономики. 6.Назовите три функции конкуренции

7. Назовите три причины усиления государства в экономике.

8. Назовите три экономических задачи государства в смешанной экономике.

9. Назовите три различия между экономическими системами.

10. Назовите три функции государственного регулирования экономики

11. Назовите три функции экономических систем

12. Приведите три признака командно-административной системы экономики.

13. Назовите три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений

14. Приведите три примера проявления свободы в рыночной экономике

15. Сформулируйте три вопроса, позволяющие определить тип экономической системы

16. Приведите три примера связи личного интереса и экономической специализации

17.Составьте развернутые планы на темы: «Конкуренция», «Монополизм и его последствия», «Рынок и его роль в жизни общества», «Экономические системы», «Плановая экономика»

18.Напишите эссе на темы: " Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев", «Экономическая свобода - это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряжѐнный с этим риск и ответственность».


  Рынок и государство.

 

Рыночная экономика развивается циклически.

Экономический цикл – попеременное чередование подъѐмов и спадов в циклическом развитии.

Причины циклического развития:

- численность населения

-изобретения и инновации

-войны и другие политические события

-потребление

-инвестирование

-действия правительства

Признаки цикла:

1. колебания уровни производства и занятости населения

2. повторяемость колебаний

3. смена положительной и отрицательной динамики

 

 

Основные показатели экономического цикла:

1. объѐм производства

2. уровень занятости трудоспособного населения

3. колебания цен.

Фазы цикла:

1. Кризис (осень): падение экономического роста, падение объема производства, рост безработицы, пере производство товаров, банкротство предприятий


2. Депрессия (зима): спад достигает низшей точки, упадок ВВП, структурная перестройка экономики, высокая безработица, производство и цены- стабильно низкие

3. Оживление (весна): растет производство и деловая активность, падает безработица, производство достигает до кризисного уровня

4. Подъем (лето): минимальная безработица, рост НД, рост цен, производство выше, чем докризисное.

1а.Спад


 

2а.Кризис.

 

+


-сжатие (незначительный упадок)

-рецессия (средний уровень)

-депрессия (высокий уровень)

 

Последствия кризисов в экономике:


-обнажают проблемы общества

-разорение слабых предпринимателей очищает дорогу для лучших

-восстанавливается нарушенные экономические пропорции на качественно новом уровне

-падение уровня жизни

-рост миграций

-рост социального недовольства

-рост самоубийств

- возможность монополизации рынка

- неполная занятость

- социальное неравенство

- невозможность создания общественных благ на коммерческой основе 3а.Подъем

4а.Пик

Типы экономических циклов:

1. Краткосрочный. До 4 лет. Причина: опоздание информации о не соответствии спроса и предложения. Изменения в товарных запасах. Затраты. Кризис на потребительском рынке. Прибыль. Производство. Налоги. Микро экономические показатели.

2. Среднесрочный. До 9-13 лет. Причина: задержки между принятием инвестиционных решений и возведением производственных мощностей. Капитал. Обновление техники. Макроэкономические показатели.

3. Долгосрочный. До 40-50 лет. Причина: НТР, смена технологических эпох, образа жизни людей. Прогресс. Революция. Развитие образования.


Экономический рост – постоянный сдвиг вне кривой производственных возможностей, который осуществляется благодаря приросту ресурсов и повышению технологического уровня.

Экономический рост – рост ВНП.

Экономический рост зависит:

-от численности населения

-доли рабочего класса в численности населения

-производительности труда

-инвестиций

-специализации труда

-налогов

-благоприятной политической и культурной среды.

Дотация - регулярные денежные выплаты из средств государства. Субсидия - сумма средств разово выданных для поддержания какой-либо деятельности.


 

«+»


Типы экономического роста:

1. экстенсивный (количественные изменения)

2. интенсивный (качественные изменения)

Последствия экономического роста:


- рост материального изобилия

- позволяет обществу реализовывать новые программы

- облегчает решение проблемы ограниченных ресурсов

- способствует решению социальных проблем

«—»

- побочные отрицательные внешние эффекты

- невосполнимые ресурсы

- профессиональные болезни, вызванные НТР

Измерители экономического роста:

ВНП

ВВП                                                      Чистый экспорт

ЧНП                              Амортизация

НД. Косвенный налог

Экономический рост определяется валовым национальным продуктом. ВНП – исчисленная в рыночных ценах стоимость произведѐнных страной в течение года конечных товаров и услуг (наши производители в стране и за рубежом).

При подсчѐте ВНП не учитывается: купля-продажа ценных бумаг, приобретение товаров на вторичных рынках, операции теневой экономики, стоимость услуг, оказываемых в рамках собственного домохозяйства.

Чистый национальный продукт = ВНП – амортизация.

Валовый внутренний продукт – стоимость конечных товаров и услуг, произведѐнных из имеющихся в стране факторов производства вне зависимости от того кому они принадлежат.


Дефлятор ВВП = Номинальный ВВП: реальный ВВП.

Номинальный ВВП - в текущих ценах

Реальный ВВП – в постоянных ценах с учетом уровня инфляции.Реальный ВВП= номинальный ВВП/ индекс цен

Индекс цен= сумма цен данного года / сумму цен базового года Потенциальный ВВП - ВВП в ценах предыдущего года с поправкой на инфляцию.

Национальный доход - общий доход, приносимый всеми факторами производства.

Национальный доход – вновь созданная стоимость за определѐнный период. НД= ЧНП – косвенные налоги.

 

Методы подсчета ВНП:

1. по расходам

- потребительские расходы населения

- инвестиционные расходы предприятий внутри страны

- государственные расходы (электроэнергия, образование, транспорт)

- чистый экспорт: разница между стоимостью вывезенных из страны товаров и ввезенных

2. по доходам

- зарплата (кроме государственных служащих)

- прибыль

- рентные платежи

- проценты

- амортизационные отчисления

- косвенные налоги

3. по добавочная стоимости

- сумма добавочная стоимости по всем отраслям- выручек от продаж, которая появилась благодаря собственным усилиям фирмы- затраты фирмы.

Система национальных счетов - совокупность статистических показателей, измеряющих совокупное производство страны с целью определения состояния экономики.

Показатели СНС:

1. ВНП

2. ВВП

3. ЧНП

4. НД

5. Располагаемый доход

Располагаемый доход = личный доход—подоходные налоги.

Личный доход - реальные доходы, получаемые гражданами (НД— налоги и страховые взносы + трансферты).

Причина вмешательства государства в экономику - несовершенство рынка.

Проявления несовершенства рынка:

-инфляция


-кризисы

-возможность монополизации рынка

-неполная занятость

-социальное неравенство

-возникновение отрицательных внешних эффектов

-невозможность создания общественных благ на коммерческой основе Экономическая политика -совокупность мер по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономического уровне.

Виды экономической политики:

1. Экономического роста (компенсация внешних эффектов, законы, льготы...)

2. Конъюнктурная (предупреждение кризисов)

3. Структурная (изменение отраслевой структуры)

4. Антиинфляционная

5. Политика занятости населения

6. Финансовая (ГБ, эмиссия, налоги)

7. Региональная (выравнивание уровней развития регионов)

8. Внешнеэкономическая

9. Инвестиционных (привлечение капиталовложений)

10. Правовая (защита экономических свобод, собственности, деятельность правовых служб)

11. Социальная (уменьшение неравенства, создание общественных благ)

Направления экономической политики: 1.Монетарная или кредитно-денежная 2.Фискальная или бюджетно-налоговая

 

Методы экономической политики:

1. Прямого воздействия. Прямые указания государства— законы, директивы

2. Косвенного воздействия Создание условий – монетарная и фискальная политика, прогнозирование.

 

 

Рычаги государственного вмешательства в экономику:

1. Налоги – обязательные платежи государству, которые в установленном законом порядке выплачивают физические и юридические лица.

Признаки налогов:

-обязательные

-безвозмездные

-законно оформленные


-санкционированные

 

1.субъект-налогоплательщик 2.объект


 

Элементы налога:


3.ставка налога - размер налога на единицу налогообложения 4.налоговый агент

Функции налогов:

а) фискальная – источник поступления денег в казну

б) регулирующая (перераспределение финансовых потоков от одних финансовых агентов к другим:чем больше налог в какой – либо сфере, тем меньше желающих ей заниматься)

в) социальная (уменьшают неравенство) г) конкретно-учѐтная (учѐт доходов)

 

Виды налогов:

по характеру налогового изъятия

 

 

прямой                                                                             косвенный

платят собственники дохода и имущества                         платят покупатели

подоходный                                                                         акциз

на имущество                                                                (товары, имеющие

на прибыль                                                                 высокий устойчивый

спрос) таможенная пошлина

НДС

налог с продаж (отменен с 2004 года)

 

 


по целевому назначению

общие                                                                          специальные

 

по соотношению между ставкой налога и доходом

 

 

постоянный                             прогрессивный            регрессивный


Основные права налогоплательщиков:

-получать от налоговых органов бесплатную информацию;

-получать от Минфина письменные разъяснения по вопросам применения законодательства;

-использовать налоговые льготы;

-получать рассрочку;

-зачет или возврат излишне уплаченных сумм;

-сверка вместе с налоговыми органами расчетов;

-представление своих интересов;

-присутствие при проведении выездной налоговой проверки;

-обжалование;

-соблюдение и сохранение налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщика:

-платить налоги;

-встать на учет в налоговых органах;

-вести в установленном порядке учет доходов и расходов;

-предоставлять налоговые декларации;

-предоставлять книгу учета доходов и расходов;

-выполнять требования налоговых органов об устранении нарушений;

-сохранять налоговые документы в течение 4 лет.

Налоговая система – совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных и закрепленных по законодательству.

Уровни налоговой системы:

1. Федеральные налоги: НДС, акциз, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий, налог на доходы банков, подоходный налог.

2. Региональные налоги: налог на имущество предприятий, платежи за пользование природными ресурсами, транспортный налог, плата за воду. 3.Местные налоги: налог на имущество физических лиц, налог на строительство объектов в курортной зоне, земельный налог, налог на рекламу.

Ответственность за уплату налогов:

административная                                            уголовная

 

2. контроль над ценами.

Цена – денежная форма стоимости товара.

Функции цены:

-измерительная

-регулирующая

-социальная (от неѐ зависит объѐм и структура потребления)

3. определение минимальной оплаты труда (МРОТ) Должна соответствовать прожиточному минимуму.


Прожиточный минимум – минимум, за пределами которого не обеспечивается потребление по минимально допустимым нормам для поддержания жизнедеятельности стандартной семьи.

Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения жизнедеятельности.

4. утверждает нормативы труда и отдыха

5. контроль за деятельностью банков

6. антимонопольное регулирование

7. контроль за сферой внешней торговли

 

8. охрана окружающей среды

9. защита интересов потребителя

 

Потребитель – лицо, имеющее намерение заказать, приобрести товары и услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Цели потребителя:

-удовлетворение потребностей

-рациональное поведение

 

изготовитель потребитель
срок годности качество
срок службы безопасность товара
гарантийный срок информация об изготовителе и товаре
ремонт и техническое обслуживание товара информация о продавце, режиме работы
  информация о виде деятельности фирмы, номере лицензии
  заменить товар на такой же
  уменьшить цену товара
  потребовать устранить недостатки
  потребовать вернуть деньги

Отсутствие у потребителя чека не является основанием для отказа. Потребитель может предъявить жалобу в течение гарантийного срока или срока годности (письменная претензия).

Рациональное поведение – поведение, предполагающее сопоставление результатов деятельности с затратами.

Принципы рационального поведения:

-ограниченность дохода

-стремление получить максимальную полезность

Этапы рационального поведения:

1.oсознание необходимости покупки 2.поиск информации о товаре 3.оценка возможных вариантов


4. принятие решения.

10. помощь социально незащищѐнным слоям населения.

В рыночной экономике доходы распределяются неодинаково.

Причины неравного распределения доходов:

- различия в производительности труда

-различия в возможностях

-имущественные различия

-образовательный уровень

-удача, связи

Трансферты – безвозмездные субсидии государства, направленный на поддержание семей с низким уровнем дохода, осуществляемые за счѐт госбюджета (пенсии, пособия по безработице и др.)

Уровень жизни – мера обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами и степень их удовлетворения. Уровень жизни = ВНП / на душу населения.

Черта бедности – официально установленный минимальный уровень доходов на семью, необходимый для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, а также удовлетворения минимальных потребностей в одежде, обуви, жилье. Люди, получающие доходы ниже этого уровня, относятся к категории бедных.

11. сoздание общественных благ

Общественные блага -товары и услуги, предоставляемые государством всем или большинству граждан страны.

Признаки общественных благ:

1. неконкурентны - потребление одного блага одним человеком не уменьшает доступно сеть благ для других (освещение улиц)

2. не исключающий характер - армия охраняют страну в целом, а не отдельного человека.

Виды общественных благ:

- общенациональные: за счет государства в целом (армия, образование)

- местные: за счет местного бюджета (уборка мусора, освещение улиц)

Источники финансирования общественных благ:

1. расширение производства на государственных предприятиях

2. привлечение частных предпринимателей

3. создание новых государственных предприятий

4. национализация

5. импорт

При потреблении общественных благ возникают внешние эффекты

- возникновение отрицательных внешних эффектов

Внешний эффект - ущерб или выгода от производства блага, который имеет человек или фирма, непосредственно не участвующая в купле-продаже этого блага.

Положительные.                                                                Отрицательные

Освещение улиц при рекламе магазинов.                     Загрязнение среды


Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов государственных и муниципальных образований, осуществляемых на территории страны. Уровни бюджетной системы:

Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ Местные бюджеты

Принципы бюджетной системы:

1. Единство: бюджеты не изолированы, а взаимодействуют. Вышестоящие могут финансировать нижестоящие организации в виде

-Дотаций - денежных сумм на безвозмездной и безвозвратной основе без целевого назначения

субвенций - денежных сумм на осуществление целевых расходов

- бюджетной ссуды- денежной суммы на возвратной безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев

2. Самостоятельность: каждый бюджет имеет свой источник дохода и может самостоятельно использовать свои средства

3. Полнота: в бюджет включены все образования, которые имеет РФ

4. Реальность: бюджет должен основывается на реальных источниках дохода и достоверных прогнозах

5. Сбалансированность: доходы равны расходам

6. Гласность: открытое публичное обсуждение, отчет, публикование Государственный бюджет- роспись доходов и расходов страны. Правительство вносит на рассмотрение ГД не позднее 1 октября. СФ утверждает. Президент подписывает. Правительство исполняет. Утверждается ежегодно на финансовый год- с 1 января по 31 декабря.

Доходы:

1. Налоги

2. Неналоговые поступления

3. Заимствования

Расходы:

1. Затраты на соц.сферу

2. Затраты на хозяйственные нужды

3. Административно-управленческие расходы

4. Оборона и внешняя политика

5. Платы по гос.долгу

ГБ утверждается парламентом, а исполняется правительством. Доходы = расходы – сбалансированный бюджет

Доходы > расходов – положительное сальдо или профицит бюджета Доходы < расходов – отрицательное сальдо или дефицит бюджета. Профицит:


-Высокое налоговое бремя

- Недостаток инвестиционной активности

- Искусственно сдерживаемое расходы на социальные нужды

- Уменьшение финансовых возможностей регионов

Дефицит:

+

-стимул для экономического роста

- поиск дополнительных источников

-инфляция

-невыплата зарплаты

-повышение государственного долга

Причины дефицита ГБ:

- крупные государственные проекты

- война

-стихийные бедствия

-просчеты правительства

Дефолт - отказ должника выплачивать ранее взятый долг.

 

Госдолг – общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным по ним процентам.

 

Виды госдолга:

1. Внутренний (перед своим населением)

2. Внешний

Способы погашения госдолга:

1. эмиссия – выпуск в обращение дополнительных денег (инфляционный)

2. сокращение бюджетных расходов (неинфляционный)

3. привлечение дополнительных источников (неинфляционный)

4. одалживание денег (инфляционный).

Секвестр – урезание запланированных расходов.

 

Дополнительные материалы по теме.

НД= ЧНП – косвенные налоги. НД = зарплата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций.

Кривая Лаффера показывает, что в долгосрочной перспективе с увеличением налогов сокращаются поступления в бюджет государства.

Признаки домохозяйства:

1.производит человеческий капитал 2.обладает ресурсами для продажи на рынке

3. самостоятельно принимает хозяйственные решения

4. стремление к максимальному удовлетворению потребностей членов


домохозяйства

5. наличие обособленных бюджетов

 

 

 

Кривая Лоренца показывает, что доходы распределяются неодинаково.

Коэффициент Джини показывает уровень неравенства.

Бенефиты - социальные пособия работникам, не связанные с количеством и качеством труда (медицинская страховка, оплата детского сада, компенсация проезда на работу)

Типичные случаи потребительского поведения: 1.Эффект присоединения к большинству – покупает то, что и другие. 2.Эффект сноба – главное - выделиться из толпы.


3.Эффект Веблена – товары приобретаются не по прямому назначению, а чтобы произвести впечатление на окружающих.

Проверь себя.

1. К прямым налогам относится:

1) акциз

2)таможенная пошлина 3)налог на имущество 4)НДС

2. Верны ли суждения:

А. К монетарной политике государства относится бюджетная система

Б. Ставка рефинансирования относится к монетарной политике государства 1)верно только А

2)верно только Б 3)оба суждения верны

4) оба суждения неверны

3. Назовите три причины, по которым государство поддерживает мелкий бизнес.

4. Назовите три причины усиления роли государства в экономике

5. Назовите три фактора, сдерживающих экономический рост

6. Назовите три аргумента в пользу введения пропорциональной шкалы индивидуального налога.

7. Назовите три причины дефолта.

8. Назовите три причины, по которым рынок не обеспечивает полную занятость населения.

9. Приведите три примера механизмов осуществления налоговой политики.

10. Назовите три основания для прекращения уплаты налогов.

11. Приведите три объяснения связи налоговой политики государства с решением социальных проблем.

12. Составьте развернутые планы на темы: «Налоги и налоговая политика»,

«Государственный бюджет», «Экономическое развитие и экономический рост»,

«Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя»,

«Измерители экономической деятельности», «Права и обязанности налогоплательщика», «Монополизм и его последствия», «Общественные блага».

13. Напишите эссе на темы: «Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе "


  Труд.

Труд – использование человеческого времени, энергии и способностей для производства и распределения товаров и услуг.

 

Виды труда:

физический                                                                         умственный

 

 

простой                                                                              сложный

 

производительный                                                    непроизводительный

 

квалифицированный                                                  неквалифицированный

Принципы трудовых отношений по Конституции РФ:

- труд свободен (любая профессия)

- безопасен

- доброволен

- оплачиваем

- право на отдых

- право на защиту от безработицы

- право на разрешение трудовых споров

 

Трудовые ресурсы – часть населения, обладающая способностью и возможностью участвовать в трудовой деятельности.

Классификация населения:

экономически активные                       экономически неактивные

занятые                                 студенты-очники;пенсионер;домашние хозяйки; безработные                                          не желающие работать

работающие по договору ИП

члены кооперативов

студенты заочники и вечерники на больничном

в отпуске фермеры по найму

Экономически активное население – часть населения, проявляющая


трудовую активность. Включает в себя занятых (наемные работники, временно отсутствующие по болезни, уходу за ребѐнком, занятых в домашнем хозяйстве) и безработных.

Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения рабочей силы.

Особенности рынка труда:

1. на рынке труда можно купить право на использование способностей работника в течение некоторого времени для создания определенного вида экономических благ

2. основные участники - наемные работники и работодатели

3. разнообразие предложения - разные профессии

4. рынок не существует отдельно от людей, которые оказывают услуги

5. рынок является вторичным или производным — способность трудиться никому не нужна, она интересна только в том случае, если есть спрос на товары и услуги, для производства которых необходимы эти работники

6. на рынке есть предел падения цены на труд - МРОТ

Основной закон на рынке труда -закон спроса (работодатель) и предложения (работник)

Факторы, определяющие спрос на рынке труда:

1. Спрос потребителей на выпускаемые товары и услуги

2. Цены на товары и услуги

3. Качество товара

4. Производительность труда

5. Использование технологий

6. Экономическая ситуация в стране

7. Ставка заработной платы (обратно пропорциональная зависимость)

Факторы, определяющие предложение на рынке труда:

1. Уровень зарплаты (прямо пропорциональная зависимость)

2. Благосостояние семьи

3. Престиж профессии

4. Сложность труда

5. Потребность работника в свободном времени

6. Мобильность рабочей силы

- профессиональная (способность к переквалификации)

- территориальная (способность изменить место жительства)

Равновесная цена труда – совпадение количества людей, готовых заняться профессией и количества рабочих мест.

Равновесие на рынке труда - положение, при котором ставка зарплаты по которой работник готов продать свои услуги равна ставке, по которой работодатели готовы приобрести это количество труда.

 

Работа – использование человеческой энергии, времени и способностей для производства товаров и услуг с ожиданием эквивалентной компенсации.

Зарплата – цена за труд.

Особенности заработной платы на рынке труда:


1. Она не может быть больше суммы, которую можно выручить за произведенную продукцию

2. Она не может расти быстрее, чем рост производительности труда

3. Чем больше зарплата, которую хотят работники, тем меньше человек готовы нанять работодатели— закон спроса на рынке труда

4. Чем больше зарплата, которую работодатели готовы платить, тем больше людей готовы выполнять эту работу — закон предложения на рынке труда.

Факторы, влияющие на различия в оплате труда:

- сложность труда

- тягость

- ограниченность талантов

- степень риска

- природные способности человека (умственные и физические)

- количество и качество труда

- сфера или отрасль занятости

- мобильность работника

- социальная политика государства

 

Виды зарплаты:

1. повременная

2. сдельная

1. номинальная (сумма денег за работу)

2. реальная (количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную зарплату)

Функции зарплаты:

1. воспроизводственная – определяет абсолютный уровень оплаты, необходимый для обеспечения жизненных потребностей человека

2. стимулирующая – обеспечение трудовой отдачи работника

3. статусная – соответствие положения работника размеру зарплаты

4. регулирующая – установление пропорций на рынке труда

5. учѐтно- производственная – определяет меру участия живого труда в формировании цены товара

6. социальная – реализация принципа социальной справедливости.

 

Безработица – наличие лиц, трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к ней и ищущих еѐ.

Критерии безработицы:

1. Социально-экономические причины

2. Продолжительность


3. Формы проявления

Виды безработицы:

1. Фрикционная. Возникает на узкоспециализированных рынках. Несоответствие между вакансиями и персоналом, способным их заполнить. Причина - перемещения населения из региона, смена профессии или статуса. Самостоятельное перемещение работника с одного места на другое.

2. Структурная. Основная причина - диспропорции между отраслями не конкурентноспособных предприятий. Связана с переквалификацией работников и структурными изменениями в экономике. Фрикционная + структурная = естественная безработица или полная занятость.

3. Циклическая. Рецессия. В условиях кризиса.

4. Сезонная. Колебания в уровнях экономической активности в течение года.

Формы проявления безработицы:

1. Явная. Открытая регистрация на бирже.

2. Скрытая. Неполная занятость. Сокращения рабочий день. Дополнительный отпуск.

3. Застойная. Потерял вкус к труду и трудовые навыки. Бомжи, нищие. Увеличение числа рабочей силы при неизменном числе безработных приведѐт к понижению уровня безработицы.

Положительные последствия безработицы:

- стимул для повышения работников качества труда и своей квалификации

- угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов и их требования повышения зарплаты

- резерв рабочей силы можно использовать в любое время для расширения производства.

Отрицательные последствия безработицы:

Экономические

- снижение ВВП

- снижение уровня благосостояния народа

Согласно закону Оукена если безработица растет на 1% по сравнению с естественным уровнем, страна теряет 2,5% фактического ВВП. Социальные

- потеря квалификации

- распад семьи

- рост преступности

- маргинализация Моральные

- потеря надежды

- потеря самоуважения

- рост суицидов

Ловушка бедности – ситуация, при которой безработный, получающий пособие по безработице, прекращает поиски работы, так как возможная зарплата меньше пособия по безработице.


Государственная политика занятости:

Активная

— меры, способствующие снижению безработицы

- переподготовка

-информация о рынке труда

- содействие в трудоустройстве

- общественные работы

- поддержка предпринимательства

- ярмарки вакансий

- поощрение иностранных инвестиций

Пассивная

— сглаживание отрицательных последствий безработицы

- пособия

- консультации

- центры психологической поддержки

 

Дополнительный материал по теме.

Профсоюз-с 14 лет.

Генеральной соглашение - документ, по итогам переговоров между правительством, работодателями и профсоюзами, определяющие общие направления изменений условий купли-продажи рабочей силы в целом по стране.

Пособие: первые три месяца 75%, последующие четыре- 65 %, затем – 45%. Платится не больше 12 месяцев.

Уровень безработицы - доля численности работников в процентах в составе общей рабочей силы.

УБ= численность безработных/ (занятые + безработные)* 100% Институциональная безработица - в развитых странах, где щедрые социальные пособия побуждают людей не работать.

УБ и зарплата имеют обратнопропорциональная зависимость.

Социальный аспект труда – воздействие на окружающую природную среду для обеспечение существования, а также создание условий для дальнейшего развития и прогресса общества.

Проверь себя.

1. Колебания в уровнях экономической активности в течение года характерны для безработицы:

1) структурной

2) фрикционной

3) сезонной

4) циклической

2. К факторам, определяющим спрос на рынке труда относится:

1) качество товара

2) число продавцов на рынке


3) климатические условия

4) издержки

3. Назовите три фактора, влияющие на уменьшение доли зарплаты в стоимости продукции.

4. Приведите три примера государственной политики занятости.

5. Назовите три причины, по которым человек может оказаться на пороге бедности.

6. Назовите три способа регулирования рынка труда.

7. Составьте развернутые планы на темы:«Труд», «Рынок труда»,

«Безработица».

8. Напишите эссе на темы: " Самый несчастный человек - это тот, для кого в мире не нашлось работы", "Работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду"


  Научно-техническая революция.

НТР – скачок в развитии производительных сил, переход их на качественно новый уровень, связанный с коренными сдвигами в системе научных знаний.

 

Этапы НТР:

1. 60-70е годы – автоматизация производства. НТР проходил в СССР в недрах ВПК.

2. 70-е-настоящее время – компьютерная или информационная революция.

 

Последствия НТР:


«+»

 

«-«


 

1. Переход на интенсивный путь развития

2. Ускоренное развитие инфраструктуры

3. Урбанизация – рост городского населения

4. Изменение облика рабочего класса (квалифицированные, контролѐры, регулировщики, наладчики)

5. Благоприятные условия для развития образования и здравоохранения

6. Рост контактов

7. Превращение науки в решающий фактор развития общества

8. Стимулирует развитие производства


 

1. Безработица

2. Экологические проблемы

3. Проблемы для здоровья

4. Сильная зависимость общества от информационных технологий

5. Вмешательство в личную жизнь человека.


  Маркетинг.

Маркетинг – предпринимательская деятельность от того момента, как товар произведѐн до того, как товар попал к потребителю.

Концепции маркетинга:

1. Продуктовая. Цель- повышение качества продукта.

2. Производственная. Цель - совершенствование организации производства.

3. Продаж. Цель - стимулирование продаж.

4. Социально-этическая. Цель - соблюдать интересы предприятия и потребителей.

Этапы маркетингового исследования:

1. изучение внешней среды (политическая стабильность, степень благоприятности национального законодательства в предпринимательской деятельности, состояние финансовой системы, жѐсткость стандартов, состояние финансовой структуры, культурные традиции, географическое положение, климатические условия).

2. определение сегментации рынка. Сегмент рынка – группа потребителей с однотипной реакцией на товары. Согласно закону Парето или закону 20 на 80, 20 % покупателей приобретают 80% конкретного товара. Задача – вычислить эти 80%.

3. разработка продукта. Продукт - то, что предложено потребителю. Продукт включает в себя:

а) собственно продукт – эксплутационно-технические характеристики б) окружение продукта – устойчивость поставки, послепродажный сервис, цена, дизайн, удобство приобретения, качество.

Согласно закону 20 на 80, на производство собственно продукта тратится 80% средств, а на окружение – 20%, но желание при покупке на 80% вызывается окружением и только на 20% собственно продуктом. Каждый продукт находится на рынке только определѐнное время.


2. установление цены продукта.

Повышение прибыли возможно:

- повышение цены при постоянных издержках

-уменьшение издержек при постоянной цене

-уменьшение цены и издержек

-увеличение скорости оборота капитала

5. воздействие на потребителя.

 

 

Критерием эффективности маркетинга является рыночная доля.

Рыночная доля – доля продаж определѐнного продукта данной фирмы в общем объѐме продаж этого продукта на рынке.

 

Менеджмент -деятельность по управлению, координации работы предприятия и его подразделений.


 

- планирование

- организация

- мотивация

- контроль


Цели менеджмента:

Уровни менеджмента:


1. Высший- председатель совета директоров, генеральный директор

2. Средний- заместители, руководители подразделений

3. Низший

Типы организации структур предприятия:

1. Линейная. Во главе подразделения один руководитель; каждый подчиненный выполняет распоряжения непосредственно но руководителя. Простота. Прямые взаимосвязи. Единство управления. Полная ответственность. Каждый руководитель должен обладать разно сторонники знаниями. С расширением предприятия трудно управлять.

2. Функциональная. Руководству подчинены отдельные службы(кадровики,


бухгалтера), каждый из них дает указания своим подразделениям. Привлекается квалифицированных специалисты. Нет единства. Нет ответственности, нарушается принцип единоначалия. Низший уровень может получать противоречивые поручения от разных начальников.

3. Штабная. Есть штаб, состоящий из разных отделов, отвечающих за определенные дела, но решения принимает руководитель.

Проверь себя.

1. Назовите три фактора, которые влияют на реализацию товара на рынке.

2. Составьте развернутые планы на темы: " Маркетинг и его роль на рынке", "Менеджмент".

3. Напишите эссе на темы: «Об идеалах нации можно судить по рекламе», «Вся реклама мира основана на трѐх принципах: хорошо, много и даром. Поэтому можно давать скверно, мало и дорого», «Реклама – искусство превращения полуправды в полную ложь».


  Мировое хозяйство и национальная экономика.

Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств, связанных системой международных экономических отношений.

Субъекты мирового хозяйства:

- государство

- крупные предприниматели

- биржи

- ТНК

- транснациональные банки

- финансово-промышленные группы (ТНК и транснациональные банки)

В основе мирового хозяйства лежит международное разделение труда (МРТ). МРТ – специализация отдельных стран на производстве определѐнного вида товаров и услуг, которыми страны обмениваются между собой.

Предпосылки МРТ:

- природно-климатические условия

- традиции

- уровень экономического развития страны

В результате продукт стоит дешевле, имеются все ресурсы для его производства.

Формы МРТ:

- общая: специализация по отраслям экономики

- частная: специализация на отдельных видах готовой продукции и услуг

- единичная: специализация на отдельных стадиях технологического процесса.

Тенденции в развитии мирового хозяйства:

1. международная экономическая интеграция (ЕС)

2. транснационализация, выражающаяся в создании транснациональных корпораций (ТНК).

ТНК – предприятие, имеющее дочерние фирмы за рубежом.

Формы международного экономического сотрудничества:

1. международная торговля.

Исторические этапы международной торговли:

1). До 19 века. В основе - Абсолютное преимущество в международной торговле. Страна производит при тех же за тратах больше, чем другие страны (Бразилия- кофе, Вьетнам - рис).

Теорию сформулировал Адам Смит.

2). До середины 20 века. Сравнительное преимущество. Страна производит столько же, сколько и другие страны, при меньших издержкам. Теория Риккардо. Искусственно созданное преимущество предпринимателями, благодаря новым технологиям, квалифицированной рабочей силе и др.

3). До 80- х годов 20 века. Межсекторная торговля. Товары продаются не отдельными предметами, а продажа предметов одной


отрасли, покупка другой. Россия - экспорт ресурсов, покупка авто и бытовой техники.

4). С 80- х годов 20 века. Из-за глобализации торговля внутри отдельных товарных групп. Каждая страна продает и покупает одинаковые товары разного качества. В Москве масло из Белоруссии, Вологды, Голландии.

Потоки международной торговли:

1). Экспорт - вывоз товара для его реализации на внешнем рынке. 2). Импорт - ввоз товара для реализации на внутреннем рынке.

Экспорт и импорт вместе составляют внешнеторговый оборот. Экспорт—импорт= сальдо внешней торговли.

Торговый баланс - соотношение между экспортом и импортом.

Виды торгового баланса:

1). Нулевое сальдо: экспорт= импорт

2). Активное или положительное сальдо: экспорт> импорта 3). Пассивное или отрицательное сальдо: экспорт< импорта.

Модели поведения стран в международной торговле:

А. Экспорт в развивающихся странах для развития отрасли (ценовая конкуренция; проставляют дешевые товары на мировой рынок, так как внутри страны некому покупать - Таиланд, Китай)

Б. Экспорт для поддержки страны как лидера в этой отрасли (не центовая конкуренция; бренды; Германия)

В. Экспорт не является жизненно необходимым, так как устраивает свой внутренний рынок (США)

Г. Экспорт больше импорта (внутри торговой группы сборка высоко технической продукции, морские перевозки; apple - Гонконг— Китай—Германия, сборка)

Д. Россия- экспорт 28% от ВВП. Первое место в мире по добыче нефти, второе- по экспорта от добываемой после Саудовской Аравии.

 

Формы международной торговли: 1). Прямые экспортно-импортные операции за валюту 2). Встречная торговля

-бартер

-компенсационные сделки

А) поставка оборудования на условиях кредита, который погашается поставками продукции, выпущенной на этом оборудовании- бай-бек

Б) переработке сырья за границей с оплатой частью произведенной готовой продукции - толлинг

Методы международной торговли:

прямые сделки через посредников биржевые


 

сделки на реальные товары фьючерсные

(купля-продажа прав на товар)

Формы международных расчетов:

1). Авансовый платеж- сначала на счет продавца переводится часть суммы, обозначенных в контракты, а затем производится доставка товара.

2). Аккредитив - после поставки товара продавец предъявляет документы в банк покупателя и получает деньги на свой расчетной счет.

3). Инкассо - банки продавца и покупателя сами выполняют все операции без прямого участия сторон после от грудки товара.

Внешнеторговая политика - деятельность государства, направленная на развитие торговых отношений с другими государствами.

 

Направления внешнеторговой политики:

протекционизм        фритрейдерство(либерализации, свободная торговля)

«— «протекционизма:

-повышение цен на внутреннем рынке

-упадок спроса

-падение стимулов к совершенствованию производства

-рост привилегий отдельной отрасли

«+» фритрейдерства:

-увеличение выбора

-рост предложения

-улучшение качества

-рост конкуренции

Методы регулирования внешнеторговой политики:

тарифные                                               нетарифные

таможенные пошлины     процедуры по оформлению документов

квотирование эмбарго демпинг

 

 

Ответственность за нарушение правил международной торговли:

административная                         уголовная предупреждение.

штраф

лишение лицензии


конфискация

2. кооперация производства (совместные предприятия) 3.обмен в области науки и техники

4.движение капиталов и зарубежных инвестиций 5.миграция рабочей силы

6.валютно-кредитные отношения.

 

Степень вовлечѐнности в мировое хозяйство определяется соотношением стоимости экспорта к стоимости национального продукта.

Современная Россия взяла курс на открытость экономики:

«+»

- включение в систему международных отношений

-конвертируемость национальной валюты

«-«

-деградация отечественного производственного потенциала

-продажа сырья на внешнем рынке по низким ценам.

 

Дополнительный материал по теме.

Меркантилизм – вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны, с целью увеличения еѐ военно-политической мощи.

Протекционизм – покровительство государства своей экономике. Является составной частью политики меркантилизма.

Демонополизация в России началась в 1991 году, либерализация цен – 1993, приватизация – 1995.

ГАТТ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Создано в 1947, его преемница - ВТО.

Зона свободной торговли – зона, страны - участницы которой ограничиваются отменой таможенных тарифов. (ЕС) Фритридерство – политика свободной торговли: отмена ограничений на пути импортных товаров, установление низких таможенных тарифов.

Кейсианство – теория, согласно которой государство должно регулировать развитие экономики воздействием на спрос и поддержкой активности населения (дополнительный найм рабочей силы, уменьшение процентных ставок). Недостаточность спроса компенсируется за счет общественных работ и бюджетного финансирования.Харрис. Харрод. Робинсон.

Монетаризм – теория, по которой количество денег в обращении является главным фактором в развитии страны. Рынок - саморегулирующаяся система. Фридман. Милтон.

Физиократы – течение, по которому единственным самостоятельным фактором производства является природа, почва. Невмешательство государства в экономику. Главное- развитие сельского хозяйства. Кенэ.


Мирабо. Немур. Тюрго.

Мальтузианство – теория, по которой народонаселение растѐт в геометрической прогрессии, а средства существования – в арифметической.

Марксизм – теория прибавочной стоимости. Товар как потребительская и меновая стоимость.

Классическая теория – теория, по которой экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов. Главная роль сферы производства в создании материальных благ. Основа богатства – труд. Действие невидимой руки рынка. Смит. Милль. Риккардо. Сисмонди.

Неолиберализм – течение, согласно которому необходимо уменьшить вмешательство государства в экономику. Высокая эффективность хозяйственной деятельности зависит не от государства, а от структуры законов, посредством которых общество может влиять на хозяйственные решения. Хайек. Фридмен. Лукас. Бьюкеннен.

Маржинализм – теория об экономике, как системе взаимодействия хозяйственных субъектов, объясняющая экономические процессы исходя из крайних предельных величин (предельные издержки).

Изучение психологических особенностей поведения потребителя. Стоимость блага зависит от предельной полезности. Вальрас. Менгер. Джевонс.

Меркантилизм - активное вмешательство государства в экономику, превышение экспорта над импортом, привлечение в страну золота и драгоценных металлов, деньги – стимул торговли, протекционизм. Монкретьен. Стаффорд.

Историческая школа – исследование параллельно экономических и исторических факторов, учет при развитии экономики природно- географического положения, национальных факторов. Лист. Мюллер. Гильдебранд.

Институционализм – экономическое поведение формируется под воздействием социальных групп. Большое влияние финансового законодательства и налоговой системы. Интересы общества первичны. Государство должно вмешиваться в развитие экономики, так как действия человека невозможно спрогнозировать из-за его нерационального поведения. Веблен. Коммонс. Митчел. Гэлбрейт.

Давосская культура – международная культура ведущих деловых политических кругов мира, придерживающаяся таких ценностей как индивидуализм, рыночная экономика, демократия. Встречи в Швейцарии на экономическом форуме в Давоссе.

Лондонский клуб - неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования задолженности иностранных заемщиков перед членами клуба. Урегулирование долга перед частными банками. Парижский клуб – неофициальная межправительственная организация


индустриально развитых стран-кредиторов. Урегулирование внешнего долга стран перед странами-кредиторами.

ОЭСР. Организация экономического сотрудничества и развития – международная организация развития стран, признающая принципы рыночной экономики и демократии.

 

Проверь себя.

1. К тарифным методам регулирования торговли относятся:

1) квотирование

2) лицензирование

3) эмбарго

4) таможенные пошлины

2. Назовите три последствия роста спроса на иномарки в стране Н.

3. Назовите три положительных последствия международного разделения труда.

4. Сoставьте развернутые планы на темы: "Международная торговля", " Внешнеторговая политика государства", " Международное разделение труда".


Список литературы:

1. Баранов П. Воронцов А. Шевченко С. Обществознание. Полный справочник. М.,2010.

2. Двигалева А. Обществознание. СПб.,2007.

3. Единый государственный экзамен 2006. Контрольные измерительные материалы. Обществознание / Лазебникова А.М.,2006

4. Казимагомедов А. Деньги.Кредит. Банки. М.,2009

5. Кармин А. Гусева Е. Культурология. СПб.,2006

6. Кашанина Т. Кашанин А. Политология. 10-11 класс: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. М.,2007.

7. Конституция РФ. М.,2010.

8. Кравченко А. Введение в социологию. М.,2002

9. Красавина Л. Пищик В. Регулирование инфляции: мировой опыт и российская практика.М.,2009

10. Немов Р. Алтунина И. Социальная психология. СПб.,2008 11.Обществознание. 11 класс. Методические рекомендации /

Боголюбов Л. М.,2009

12.Основы государства и права. / Кутафьева О. М.,2008 13.Салихов Б. Экономическая теория.М.,2008 14.Халин К. Краткий курс по философии. М.,2008























































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: