Психогенетические исследования: метод семьи, метод приёмных родственников, метод близнецов

 

Психогенетика – область научного знания, предметом которой является роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.

 

Основные проблемы:

· Как наследственность и среда влияют на формирование межиндивидуальной вариативности

· Какова мера влияния наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариативности

 

Ключевые понятия

· Фенотип – значение признака, полученное при измерении конкретного индивида (например, уровень IQ).

· Фенотип = Генотип + Среда + Генотипсредовые эффекты

· Генетические эффекты: наследуемость признака

 

Средовые эффекты

· Общие

o Общесемейная среда – отличается для разных семей, но единая для членов одной семьи (напр., жилищные условия)

o Семейная среда, общая для определённых пар родственников (напр., близнецовая среда)

· Индивидуальные – различная для разных членов семьи (круг друзей)

 

Генотип-средовые эффекты

· Генотип-средовая корреляция – неслучайное распределение среды между различными генотипами.

· Генотип-средовое взаимодействие – изменение фенотипа при совместном действии среды и генов.

· Ассортативность – неслучайное заключение браков в популяции.

 

Психогенетическое исследование

· Психогенетическое исследование – переходная форма между квазиэкспериментом и корреляционным исследованием.

· Квазиэксперимент: наследственные и средовые влияния как НП, а фенотип как ЗП

· Корреляционное исследование: сравнение корреляций различных переменных для разных групп

 

Испытуемые в психогенетическом исследовании

· Монозиготные близнецы – 100% общих генов

· Дизиготные близнецы и сиблинги – 50% общих генов

· Двоюродные братья и сёстры – 25% общих генов

 

Психогенетическое исследование

· Сопоставляя корреляции в разных группах, можно вычислить, в какой мере факторы наследственности (генотип) и среды влияют на ЗП (фенотип).

· У монозиготных и дизиготных близнецов измеряется интересующий исследователя параметр.

· Сравнивая внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ, можно выявить доли влияния среды и генотипа на развитие признака

· R(МЗ) > R(ДЗ) → генетическая детерминация, если нет – средовая

 

Основные методы психогенетики

· Метод семьи: измерение переменных внутри одной семьи

o Общие гены + общая среда

· Метод приёмных родственников: сравнение усыновлённых детей с их биологическими и приёмными родственниками

o Биологические: общие гены, нет общей среды

o Приёмные: нет общих генов, общая среда

· Метод близнецов

o Общие гены (в разной степени) + общая среда

 

Корреляция и причина. Возможности интерпретации корреляционных связей между переменными. Понятие необходимости и достаточности условий. Возможность каузальных выводов из корреляционных исследований.

 

Ыыы

 

Основы математической статистики. Статистические гипотезы в экспериментах. Уровень статистической значимости и размер эффекта. Параметрические и непараметрические статистические методы.

 

Нужна ли статистика в психологии?

· Номотетический подход: выявление общих закономерностей → применение статистических методов

· Идиографический подход: изучение индивидуальных случаев → невозможность применения статистических методов

· К. Левин «Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии»

· Физика Аристотеля: закон – то, что происходит часто, разные законы для разных областей.

· Физика Галилея: частота события не имеет значения, всеобщие законы.

 

Аристотелевские воззрения в психологии

· Случайность индивидуального события

· Закономерность как частота

· Абстрактно определенные классы рассматриваются как сущностная природа отдельного объекта и как объяснение его поведения («во всём виноват кризис 3-х лет»)

· Использование статистики

· Закономерность и индивидуальность как противоположные понятия

· Историко-географические понятия («Психологические особенности студентов-психологов»)

·

· Призыв к переходу к галилеевскому способу мышления!

· Проблема: это утопия для реальных исследований

 

Зачем нужна статистика в психологии?

· Генеральная совокупность – всё множество объектов, в отношении которых формулируется исследовательская гипотеза

· Выборка – ограниченная по численности группа объектов, отбираемая из генеральной совокупности для изучения её свойств.

· Достаточно ли велики различия между двумя измерениями на ограниченной выборке, чтобы утверждать о том, что они действуют для всей генеральной совокупности?

 

Нужна ли психология в статистике?

· Вариант, альтернативный проверке гипотез: собрать побольше данных и проанализировать

· Потенциальные проблемы:

o Как именно анализировать данные?

o Что означает то, что получилось в результате анализа?

 

Статистическая гипотеза

· Статистическая оценка экспериментального эффекта заключается в установлении сходства/различия между значениями ЗП при разных уровнях НП

· H0: значимых различий нет

· H1: значимые различия есть

 

Уровень значимости и статистическая мощность

· Ошибка 1 рода – вероятность принять H1, когда верна H0 → уровень значимости (α)

· Ошибка 2 рода – вероятность принять H0, когда верна H1.

· Статистическая мощность (1 – β) – вероятность, с которой критерий отклоняет H0, когда в действительности верна H1 (вероятность не совершить ошибку 2 рода)

 

От чего зависит уровень значимости?

· От величины различий: чем больше разница между условиями, тем меньше значение p-value

· От изменчивости признака: чем менее изменчивым является признак, тем меньше значение p-value

 

Уровень значимости, значение критерия и число степеней свободы

· Эмпирическое значение критерия – вычисленное по формуле отличие одного ряда данных от другого

· Число степеней свободы (df) – количество возможных направлений изменчивости признака (зависит от объёма выборки и количества условий).

· Для расчёта p-value необходимы значение критерия и число степеней свободы.

 

Откуда правило p < 0.05?

· Конвенционально принятое определение значимых различий как таких, когда вероятность «ошибиться» (совершить ошибку 1 рода) – 5%.

· Зависит от области исследования

 

Размер эффекта

· Размер эффекта – показатель величины обнаруживаемых различий

· Пример: d Коэна

 

Виды методов статистической обработки

· Параметрические (методы сравнения средних) – основаны на анализе параметров распределения (среднего и дисперсии). Обычно требуют высокого уровня измерений (не ниже интервальной шкалы) и нормальности распределений ЗП.

· Непараметрические – основаны на оценке других дескриптивных статистик (обычно медиан) распределений. Не требуют выполнения допущений параметрических методов.

· Для независимых выборок – случаев, когда разные объекты принадлежат разным уровням НП, т.е. для межгрупповых экспериментов. Например, интенсивность реакции гнева у мужчин и женщин.

· Для связанных выборок – случаев, когда разные уровни НП исследуются на одних и тех же объектах, т.е. для внутригрупповых экспериментов. Например, скорость поиска красных и зелёных треугольников

· Для двух выборок – для экспериментов с двумя (экспериментальным и контрольным) условиями

· Для K выборок – для многоуровневых экспериментов

 

    Параметрические Непараметрические

Для независимых выборок (межгрупповой план)

2 выборки (группы / условия) t-критерий Стьюдента для независимых выборок U-критерий Манна-Уитни
k выборок (многоуровневый эксперимент) Дисперсионный анализ (ANOVA) Критерий Вилкоксона

Для связанных выборок (внутригрупповой план)

2 выборки (группы / условия) t-критерий Стьюдента для связанных выборок H-критерий КраскаллаУоллиса
k выборок (многоуровневый эксперимент) ANOVA с повторными измерениями Критерий Фридмана

 

· Эксперименты с 1 двухуровневой НП

o Всё очень просто: различия между условиями либо есть, либо их нет

· Многоуровневые эксперименты

o Недостаточно просто вывода о влиянии НП на показатели ЗП

o Важно соотнести условия между собой

 

Уровень значимости и число проверяемых гипотез

· Чем больше гипотез проверяется, тем больше вероятность получить значимый результат число случайно.

· Выход – применение поправок на множественные сравнения.

· Например, поправка Бонфферрони – полученый p-value умножается на число проверяемых гипотез (на самом деле, сравнивается с скорректированным α – делённым на количество гипотез)

 

Факторные эксперименты

· Графическое представление результатов:

o НП1 (сила удара током) – по оси ОХ

o НП2 (сложность задачи) – разные линии

· Как правило, факторные эксперименты анализируются с помощью метода ANOVA

o Требования:

§ Нормальность распределения (однако, не всегда соблюдается)

§ Для межгрупповых планов: равенство дисперсий сравниваемых выборок – М-тест Бокса

§ Для внутригрупповых планов: сферичность данных – тест сферичности Маучли (возможно применение поправок)

 

Основной эффект и взаимодействие факторов

· Основной эффект – влияние каждого из факторов (НП) по отдельности

· Межфакторное взаимодействие (МФЗ) – зависимость влияния одних факторов от уровней других факторов

· Взаимодействие 1 порядка: A×B, B×C

· Взаимодействие 2 порядка: A×B×C

· Первое правило факторных экспериментов: не планировать трёхфакторных экспериментов

 

Взаимодействия на котиках

· Было 40 кошек, которые распределили в 4 группы (по 10 в каждой)

· НП 1: молоко (+ / -)

· НП 2: гулять на травке (+ / -)

· ЗП: время прохождения лабиринта

· Нулевое взаимодействие

· Пересекающееся взаимодействие

· Расходящееся взаимодействие

· Сходящееся взаимодействие

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: