Экономисты начали проявлять интерес к вопросу о контроле над фирмой с тех пор, как А. Берли и Дж. Минз зафиксировали всё более увеличивающийся разрыв между собственностью и контролем на крупнейших предприятиях [Berle, Means 1933] (теоретические положения об этом соотношении см.: [Marris 1964; Williamson 1964]). Их интересовала степень, в которой предоставленная менеджерам свобода действий мешает предприятиям достигать цель максимизации прибыли. Согласно данной теории, менеджеры стараются сохранить свои рабочие места и поэтому избегают тех действий, которые могут угрожать их должностям, тогда как собственники ведут себя в более предпринимательской манере. Альтернативные тактики, которые могут избрать менеджеры, включают: выбор более низких, но в то же время более стабильных, прибылей за счёт приоритета роста продаж и активов над извлечением прибыли; преследование об-
202
щих интересов, а не исключительно интересов акционеров, увеличение собственных зарплат и привилегий и выбор стратегий с пониженным уровнем риска. Таким образом, менеджеры более склонны, нежели собственники, диверсифицировать усилия, распределяя риски между продуктовыми линейками. Они также склонны прибегать к механизмам слияний для обеспечения роста предприятия, так как покупка готовой компании менее рискованна, чем открытие нового бизнеса.
|
|
Несколько новых этапов в развитии экономической теории сместили фокус этой дискуссии. Развивая подход с точки зрения трансакционных издержек, О. Уильямсон утверждает, что структура управления акционерных корпораций устанавливается таким образом, чтобы минимизировать оппортунизм со стороны менеджеров [Williamson 1985: 311-322; Уильямсон 1996]. Этот оппортунизм возникает из асимметрии информированности членов советов директоров и топ-менеджеров. Чтобы контролировать эту асимметрию, советы директоров составляют контракты для топ-менеджеров, которые связывают их интересы с интересами акционеров. Многодивизионная форма организации предприятия тоже является механизмом контроля, затрудняющим оппортунизм со стороны менеджеров [Ibid.: 320-322; Там же]. Впрочем, хотя Уильямсон и полагает, что эти инструменты направляют интересы в одно русло, он признаёт, что произвол и оппортунизм менеджеров возможны всегда.
Теоретики агентских отношений совершают похожий ход2. Основой их анализа является модель принципала — агента, в которой выделяется одна общая черта хозяйственной жизни, состоящая в том, что индивиды (принципалы) привлекают других (агентов) для оказания некоторых услуг. Интересы обеих сторон не всегда совпадают, и поэтому принципал должен установить подходящие стимулы для агента и отслеживать его поведение, чтобы убедиться, что агент действует в интересах принципала [Jensen, Meckling 1976: 308]. Теория агентских отношений пытается объяснить, почему существуют акционерные корпорации, как структурированы отношения типа «принци-
|
|
2 Нужно заметить, что существует несколько версий теории агентских отношений (см., напр.: [Ross 1977; MacNeil 1985; Holmstrom 1982]). Здесь я привожу лишь общие положения, которых достаточно, чтобы познакомить читателя с этим направлением.
203
пал — агент» между собственниками и менеджерами и как эти отношения могут давать сбои.
Ю. Фама и М. Дженсен утверждают, что акционерная компания возникает тогда, когда технология требует привлечения большого объёма капитала, когда существует спрос на специализированных агентов, способных использовать экономию от масштаба, и требуется значительный капитал для увязывания контрактов и специфических для организации активов [Fama, Jensen 1983b]. По их словам: «Выгоды от неограниченных притязаний на остаточные доходы от владения акциями в сферах деятельности, где эффективны большие и сложные организации, компенсируют издержки взаимодействия с агентом, возникающие от разделения функции принятия решения и несения бремени остаточных рисков» [Ibid.: 346].
Отношения типа «принципал — агент» между советами директоров и менеджерами могут нарушиться, если у советов директоров не будет достаточно воли или информации, чтобы обеспечить дисциплину в среде менеджеров. Чаще всего так происходит, когда акционерный капитал рассеян или на рынке доминируют институциональные инвесторы ([Jensen 1989]; анализ других зависимых переменных с использованием схожих доводов см.: [Graves 1988; Fombrun, Stanley 1990]). Часто используемым способом измерения бесконтрольности менеджеров является размер свободного денежного потока, который показывает, удерживают ли менеджеры капитал, вместо того чтобы направлять его акционерам. Другие способы измерить уровень контроля со стороны менеджеров включают диверсификацию и рост продаж и активов при небольшом росте прибыли. Диверсификация может представлять собой тактику поддержания свободного денежного потока и вхождения в менее прибыльные бизнесы (противоположное мнение см.: [Amit, Wernerfelt 1990]). Зарплаты менеджеров обычно привязаны к росту предприятия, поэтому изучение факторов, влияющих на такие переменные, как отношение прибыли к продажам и активам, подсказывает нам, жертвуют ли менеджеры прибылью ради роста.