Вопрос финансового контроля над крупными предприятиями ушёл в тень в социальных науках к концу XIX в. Роль финанси-
204
стов в волне слияний 1895-1905 гг. хорошо известна [Lamoreaux 1985; Mizruchi 1982]. Литература, посвящённая контролю со стороны банков, в последнее время стала уделять основное внимание степени этого контроля и его влиянию на поведение крупных предприятий. Банки, страховые компании, взаимные и пенсионные фонды увеличили свою долю собственности в крупных промышленных предприятиях [Herman 1981]. Интересен вопрос о том, смогли ли они усилить своё участие в контроле над принятием стратегических решений этих предприятий и если да, то как именно. Всех, кто указывает на важность контроля над предприятиями со стороны банков, можно разделить на три лагеря в зависимости от того, каким видится этот контроль: через участие банков в собственности предприятий; гегемония банков, достигнутая благодаря ключевой позиции банков в финансовой системе и возможность влияния со стороны банков вследствие финансовой зависимости предприятий. Самым ярым сторонником идеи прямого банковского контроля является Д. Коц [Kotz 1978]. Он утверждает, что предприятия, находящиеся под финансовым контролем, с большей вероятностью пойдут на увеличение внешнего долга, чем предприятия, контролируемые нефинансовыми способами, и поэтому отношение долга к стоимости активов у них должно быть более высоким. Кроме того, эта склонность к привлечению заёмных средств побуждает их участвовать в сделках по слиянию чаще, чем предприятия, находящиеся под нефинансовым контролем. Финансовый контроль над всей отраслью должен ослаблять конкуренцию и повышать прибыль, а измерить его можно уровнем переплетённых директоратов предприятий с банкирами. Следовательно, финансовый контроль ведёт к более высокой прибыльности предприятий.
Согласно подходу Б. Минца и М. Шварца, гегемония банков над промышленностью осуществляется благодаря контролю банков над рынками капитала [Mintz, Schwartz 1985]. Такая структурная позиция ведёт к двум следствиям. Во-первых, в условиях кризиса банкиры вторгаются в деятельность корпораций и смещают команду менеджеров, которая не способна обеспечить высокую прибыль. Во-вторых, банкиры находятся в центре переплетённых директоратов между корпорациями и могут использовать своё влияние, чтобы подтолкнуть предприятия к сотрудничеству или сговору.
205
архитектура рынков
К сожалению, обычно бывает трудно установить направление влияния между банкирами и представителями корпораций. Действительно, есть основания полагать, что банкиров приглашают в советы директоров, чтобы облегчить получение заёмных средств для предприятия ([Burt 1983]; дискуссию по этому вопросу в споре между Э. Херманом и Д. Коцом см.: [Herman 1979; 1980; Kotz 1980]). Банкиров могут приглашать в советы директоров также в связи с финансовыми трудностями на предприятиях [Mizruchi, Stearns 1988]. Это свидетельствует о том, что самих банкиров могут использовать в не меньшей степени, чем степень их влияния на политику организации.
Эти проблемы породили третью точку зрения, согласно которой отношения между банками и предприятиями имеют более сложный характер. Так как банкиры зачастую играют сразу несколько ролей, можно ожидать, что их влияние зависит от конкретной ситуации и их относительной власти. Банкиры, которых приглашают в советы директоров из-за финансовой зависимости предприятий, вероятнее всего будут оказывать влияние на финансовую структуру предприятий и выбор инструментов кредитования [Hirsch 1987]. Однако банкиры могут оказаться в совете директоров по целому ряду иных причин, включая кооптирование, соображения престижа или социальные и политические связи [Herman 1981]. Это объясняет, почему исторически банки находятся в центре переплетённых директоратов между предприятиями, но в то же время эти позиции в разное время занимают разные банки [Mizruchi 1982], и почему переплетения в советах директоров известны своей нестабильностью и сохраняют менее 15% своего состава при новом переизбрании [Palmer 1983].
ДИНАМИКА РЫНКА И КОНТРОЛЬ СО СТОРОНЫ МЕНЕДЖМЕНТА
В работах по теории организаций всё большее значение приобретает построение организационных полей [DiMaggio 1985]. Предполагается, что действия организации формируются её связями с окружающими организациями3. Здесь можно выде-
3 Осмыслить природу организационных полей крупных предприятий можно в рамках спора о контроле со стороны банков, собственников или менеджеров, или в рамках политико-культурного подхода. В обо-
206
VI. развитие американских предприятий
лить два. направления: подход, делающий акцент на внешний контроль над организациями [Pfeffer, Salancik 1978; Burt 1983], и политико-культурный подход. Каждое из направлений предлагает свой взгляд на наиболее важные механизмы, определяющие укоренённость организаций. Предприятия действуют на рынках, в рамках которых их ресурсные потоки и спрос на продукцию зависят от других организаций. Согласно подходу, фокусирующемуся на внешнем контроле над организациями, мнение акторов, притязающих на обеспечение ресурсами (inputs) или сбыт продукции (outputs), обладает несоразмерно большим весом в вопросах внутреннего распределения ресурсов [Pfeffer, Salancik 1978]. Р. Берт использовал этот подход для обоснования своего утверждения о том, что предприятия используют советы директоров как механизмы для кооптации представителей внешних организаций [Burt 1983]. Его анализ показал, что внешние члены советов директоров часто являются представителями ключевых покупателей или поставщиков. Присутствие банкиров в советах директоров можно объяснить потребностью в дополнительном привлечении капитала. К сожалению, Берту не удалось показать, в какой степени эти связи действительно способствуют получению предприятием дополнительной прибыли, что видимо ставит под сомнение утверждение, будто такая кооптация обладает однозначно положительным эффектом.
Что же касается политико-культурного подхода, то он развивает идеи институциональной теории [Meyer, Rowan 1977; Мей-ер, Роуэн 2011; DiMaggio, Powell 1983; 1991; Димаджио, Пауэлл 2010] и идеи Хэррисона Уайта [White 1981; Уайт 2010] о структурировании рынков, уделяя основное внимание тому, как на крупных предприятиях структурирована внутриорганизацион-ная борьба за власть, и каково взаимовлияние этой борьбы и основных для предприятия рынков [Perrow 1970; Fligstein 1987; 1990]. На основе этого социологического подхода можно сформулировать чёткие гипотезы о связях между предприятиями, их рынками и способами структурирования их поведения.
их способах осмысления предполагается, что крупные корпорации в США занимают некоторое социальное пространство, в пределах которого они учитывают поведение друг друга при совершении действий. Политико-культурный подход уделяет основное внимание рынкам и конкурентам, а различные варианты теории контроля рассматривают американские корпорации как сети переплетённых фирм.
207
архитектура рынков
Для каждого предприятия существует проблема выбора линии поведения. Поскольку реальные последствия любой стратегии трудно оценить заранее, по поводу целей предприятия могут возникать конфликты. Существуют два основания для осуществления контроля: собственность и власть. В той степени, в которой собственники контролируют крупные предприятия, они способны направлять их политику, но даже группам собственников, чтобы осуществлять свои действия, приходится формировать представление об окружающей предприятие действительности.
Основной проблемой для менеджеров и собственников является создание стабильного мира, в котором бы продолжали существовать их предприятия. Это влечёт за собой необходимость построения стабильного рынка, где акторы учитывали бы действия друг друга при выстраивании собственных действий. При создании стабильного рынка возникают две задачи: необходим набор общих и имеющих принудительную силу представлений о поведении на рынках, и эти представления должны быть легитимированы государством.
Откуда возникают концепции контроля? Такие концепции должны предлагать некоторые взгляды на окружающий мир, которые могут появляться двумя путями: их можно заимствовать у других предприятий или рынков или они могут быть укоренены в самом предприятии, в том, как его различные подразделения концептуализируют проблемы и их решения для данного предприятия. Характер подразделения определяет тот особый взгляд, которым акторы смотрят на мир. Концепция контроля предлагает акторам своего рода призму, через которую они смотрят на свои внутренние и внешние проблемы и определяют, как их решать. Эффективные концепции контроля распространяются, начинают доминировать и определять поведение предприятий на рынках. В этом случае они работают как культурные шаблоны, структурирующие новые действия (т.е. определяют, какие именно действия имеют смысл), и как набор структур, ограничивающих возможности для действия (т.е. определяют, что делают другие и тем самым структурируют набор возможных реакций для данного предприятия).
Внутрифирменные группы обретают и сохраняют власть благодаря своей способности обеспечить выживание организации и создавать стабильные рынки. С этой точки зрения, рынки яв-
208
VI. развитие американских предприятий
ляются не просто социально сконструированными смыслами — они являются системами власти. Как правило, рынок контролируется крупнейшими организациями, которые навязывают свои правила. Более мелкие организации выигрывают от такой системы до тех пор, пока они подстраиваются под организации, устанавливающие правила. Все участники рынка начинают видеть окружающий мир относительно одинаково и реагировать на действия друг друга, опираясь на это видение. Я назвал этот теоретический подход «политико-культурным», потому что он предполагает внутри- и межорганизационную борьбу за власть, целью которой является формирование разделяемых всеми представлений, т.е. локальных культур, помогающих создать стабильные взаимоотношения. Подход назван политическим, потому что государство может вмешаться и начать регулировать действия на любом рынке.
В 1970-е годы в большинстве американских корпораций доминировала финансовая концепция контроля, согласно которой предприятие представляет собой набор активов, используемых для максимизации краткосрочных доходов [Fligstein 1990: ch. 6]. Финансовая концепция контроля появилась вместе с директорами, обучавшимися финансовым методам, и которые были в первую очередь финансистами. Их подход, базирующийся на балансовом отчёте, предполагает, что предприятие не столько занимается производством товаров, сколько функционирует как набор активов. В таких обстоятельствах подразделения предприятия, которые не соответствуют ожиданиям, продаются, взамен покупаются новые. Основной тактикой для достижения роста является использование слияний (и реализации активов путём их продажи), зачастую посредством диверсификации.
Финансовая концепция контроля сменила маркетинговую концепцию контроля, зародившуюся в конце 1950-х годов. Приверженцы этой концепции тяготели к политике наращивания продаж путём реализации маркетинговых программ, дифференциации продуктов и диверсификации продуктовых линеек. Финансовая концепция контроля возникла в послевоенное время как следствие всё более диверсифицирующейся природы фирмы и агрессивной антимонопольной политики администраций Трумэна и Эйзенхауэра [Ibid.]. Следовательно, на многих крупнейших предприятиях стали доминировать финансисты,
209
архитектура рынков
поддерживающие финансовую концепцию контроля [Fligstein 1987]. Их притязания на место главных экспертов были основаны на способности оценивать разнообразные продуктовые линейки по их прибыльности и тем самым управлять предприятием как своего рода инвестиционным портфелем. Их притязания на власть подкреплялись относительным успехом такого подхода для обеспечения роста предприятия. Отсюда вытекает одна из ключевых гипотез о том, что использующие финансовую концепцию контроля менеджеры способны обеспечить рост продаж, активов или прибыли прежде всего за счёт слияний и диверсификации.
Во время волны слияний 1960-х годов два из каждых пяти предприятий, чьи активы превышали 10 млн долл., стали мишенью для сделок по слияниям и поглощениям [Fligstein 1990: ch. 7]. Если в поле какой-либо организации вторгались предприятия, практикующие финансовую концепцию контроля, то либо она должна была взять на вооружение ту же концепцию, либо рисковала стать объектом поглощения. Таким путём финансовая концепция контроля реорганизовала рынки многих крупнейших корпораций.
ГИПОТЕЗЫ
Ключевым вопросом в обрисованных мною работах является вопрос о том, как агенты, контролирующие крупнейшие корпорации, влияют на их действия. Политико-культурный подход подчёркивает важную роль наличной структуры ситуации, как внутренней, так и внешней по отношению к организации, как к источнику действий. Участники дискуссии о контроле со стороны собственников, менеджмента или банков предполагают, что цели отдельных групп интересов, например, собственников или кредиторов, различаются и склоняют организацию действовать различным образом, связывая внутреннюю конфигурацию организации и её внешние взаимоотношения в своём поле. Получаются весьма различные образы поля крупнейших корпораций в США, бытовавшие к 1970 г. Один из них выделяет организацию прав собственности как ключевой фактор стабильности крупных предприятий, тогда как другой подчёркивает важность характера взаимоотношений предприятия со своими основными конкурентами.
210
VI. развитие американских предприятий
Изучаемые нами зависимые переменные можно разделить на два типа: финансовые и стратегические. Хотя финансовые показатели являются в некоторой степени результатом стратегических решений. Например, размер свободного денежного потока зависит от решений сохранять или расходовать выручку. В модель включены три других типа стратегических решений: участвуют ли предприятия в слияниях, диверсифицировали ли предприятия свои продукты, и из какого подразделения пришёл генеральный директор (его/её бэкграунд, или трудовая биография). Эти параметры отражают характер стратегических решений организации. Использование слияний является важным решением о размещении капитала. Решение о диверсификации продукта определяет организацию с точки зрения её целей. Прошлое генерального директора служит неплохим индикатором того, какие подразделения организации отвечают за определение стратегии предприятия [Pfeffer 1981].
В работах по контролю над предприятием со стороны менеджмента или собственников делается вывод, что предприятия, контролируемые менеджментом, с большей вероятностью: увеличивают акционерный капитал, нежели наращивают внешнюю задолженность; уменьшают долю доходов от активов и продаж; имеют относительно низкий доход от акций, относительно высокое отношение цены к доходу (из-за низкого уровня выплат), и относительно высокий уровень свободного денежного потока. Переменные «прибыль от активов» и «прибыль от продаж» отражают степень, в которой менеджеры жертвуют выручкой ради активов или увеличения объёма продаж. Предприятия, контролируемые менеджментом, также предпочитают слияния и диверсификацию. Все эти действия отражают склонность менеджмента сохранить или реинвестировать прибыль, вместо того, чтобы раздать её в виде выплат акционерам.
Существует несколько индикаторов контроля со стороны менеджеров, включая низкий процент акций в руках одной семьи, индивида или банка, или высокий процент акций в руках институциональных инвесторов, степень пассивности акционеров [Jensen 1989]. Другим индикатором контроля со стороны менеджеров является диверсификация продукта, так как менеджеры предпочитают использовать доходы для наращивания диверсификации бизнеса, нежели пускать их на выплаты акционерам. С точки зрения трансакционного подхода, наличие
211
архитектура рынков
мультидивизионной формы организации предполагает, что их менеджеры в большей степени ограничены в своих действиях.
Показателем контроля со стороны банков является процент голосующих акций в руках крупнейшего банка и число представителей банков в совете директоров. Согласно литературе по банковскому контролю, предприятия, контролируемые банками, следуют стратегии слияния для увеличения власти банков. Они также должны иметь сравнительно более высокий доход от акций и более значительное отношение объёма задолженности к акционерному капиталу. Предсказания, обеспечиваемые подходом финансовой гегемонии, неопределённы, хотя переплетённые директораты вполне могут быть связаны с более высокими доходами от акций и отношением объёма задолженности к акционерному капиталу. Согласно подходу о финансовой зависимости, наличие контроля со стороны банка приводит к тому, что предприятия чаще участвуют в слияниях и имеют высокий показатель отношения объёма задолженности к акционерному капиталу. Сетевой подход, рассматривающий советы директоров как механизмы кооптации для смягчения ресурсной зависимости, предполагает, что присутствие банкиров в советах директоров должно улучшать финансовые показатели.
Политико-культурный подход выделяет три типа факторов, определяющих финансовые и стратегические решения предприятий: поведение основных конкурентов предприятия, которые определяются здесь как другие крупные предприятия в той же отрасли (используется двузначная Стандартная промышленная классификация, далее SIC), уже существующие стратегии и структуры, а также то, какое именно подразделение контролирует организацию. Основные гипотезы политико-культурного подхода касаются той степени, в которой финансовая концепция контроля доминирует над организацией и её организационным полем. Если другие предприятия в каком-либо поле диверсифицируют продукцию или участвуют в слияниях, что говорит о доминировании финансовой концепции контроля, то данное предприятие скорее всего станет вести себя сходным образом.
Существующая стратегия предприятия является важным фактором многих показателей, включая рост и слияния, и отражает существование прочных систем власти. Финансово контролируемые предприятия будут более диверсифицированы и должны чаще участвовать в сделках по слияниям, а также демонстриро-
212
VI. развитие американских предприятий
вать более высокие показатели роста и доходности, нежели недиверсифицированные предприятия. Подобный прогноз противоречит положениям теории агентских отношений, согласно которой диверсификация должна снижать доходы от активов и продаж. Мультидивизиональная форма является излюбленным структурным инструментом для финансово-ориентированной диверсификации и слияний, поэтому её наличие должно положительно влиять на рост продаж, активов и доходов.
Характер подразделения, из которого вышел генеральный директор, также служит индикатором того, какая концепция контроля доминирует на предприятии [Fligstein 1987]. Генеральные директора из сферы продаж и маркетинга, а также финансовой сферы, в отличие от директоров из производственной сферы, предпочитают диверсификацию и слияния. Кроме того они ориентированы на рост продаж, а не на рост активов и прибыли, поэтому предприятия при их управлении имеют более низкие показатели дохода от активов и продаж. Они также предпочитают участвовать в диверсификации по связанным продуктам, нежели в диверсификации по несвязанным продуктам. Мы предполагаем, что финансовые директора способны извлекать прибыль по всем параметрам, в том числе по активам, продажам и акционерному капиталу.
Рост крупных предприятий в некоторой степени определяется подъёмом или спадом отрасли, в которой функционирует данное предприятие. Если отрасль расширяется, то можно ожидать роста продаж, активов и прибыли данного предприятия. Безусловно, это является чисто экономической переменной и не вызвано социальной организацией данного поля.
Нужно отметить, что некоторое число переменных отражает параметры, используемые множеством теорий, однако сами эти теории делают различные предсказания (например, в отношении уровня диверсификации). Кроме того, теории агентских отношений и трансакционных издержек, вероятно, просто невозможно фальсифицировать. Если окажется, что предприятия, контролируемые менеджментом, не используют свободу действий менеджеров для снижения прибыли, то это означает, что работают механизмы контроля над оппортунизмом менеджмента. Если же данные покажут, что менеджеры не преследуют цель максимизации прибыли, то скажут, что эти механизмы не сработали. Подобные теории не могут оказаться ошибочными,
213
но могут быть использованы лишь для фиксации наличия оппортунистического поведения.
ДАННЫЕ И МЕТОДЫ
Выбор базы данных и временных рамок затруднён ввиду ряда проблем, возникающих, главным образом, из-за характера существующих измерений контроля. Во-первых, многие показатели контроля относятся к разным временным периодам, начиная от середины 1960-х годов и заканчивая началом 1970-х. Во-вторых, почти все показатели контроля относятся к крупнейшим промышленным корпорациям. Это понятно, учитывая важную роль крупных корпораций в хозяйстве США. Но в то же время это означает, что для большого числа предприятий какой-либо отрасли не существует никаких данных о формах контроля.
Учитывая эти ограничения, объектом нашего исследования стали 100 крупнейших промышленных корпораций США за 1969 г. плюс предприятия, вошедшие в список 100 крупнейших промышленных корпораций между 1969 и 1979 г. Эти данные были взяты из журнала «Fortune» [Fortune 1970; 1980]. Такой проект был выбран для проведения панельного исследования крупных предприятий (в основном, крупнейших из них). Панельный дизайн позволяет проверить, как начальные условия, включающие тип контроля и организационные факторы, влияют на поведение предприятия в последующем периоде времени. Десятилетний период позволяет учесть то обстоятельство, что стратегические изменения и влияние формы контроля в крупнейших корпорациях накапливаются относительно медленно. Лишь моделируя такие изменения за длительные периоды, можно наблюдать подобные эффекты. Что касается финансовых показателей, то выбор десятилетнего периода позволяет устранить эффекты годовых флуктуации. В качестве начального года был избран 1969 г., поскольку целый ряд переменных, отражающих тип контроля и характер организации, доступны именно для этого года. Проблема, вызванная этим выбором, состоит в том, что финансовые показатели относятся к 1969 и 1970 гг., т.е. годам, когда экономика и фондовый рынок находились в состоянии депрессии. Показатели форм контроля операционализиро-вать непросто. И те, кто их предлагали, оказались не в состоянии
214
VI. развитие американских предприятий
достичь согласия по поводу способов их измерения. Поэтому сохраняются существенные расхождения относительно того, какие предприятия относить к категории контролируемых банками, а какие — к категории контролируемых собственниками или менеджментом. Подход, которому следую я, стремится one-рационализировать показатели контроля таким образом, чтобы они были общими для всех теорий4. Были выбраны такие показатели, как наибольшая доля акций в руках одной семьи или индивида [Herman 1981], наибольшая доля голосующих акций в распоряжении одного банка [U.S. House of Representatives 1971; U.S. Senate 1973] и доля акций в руках институциональных инвесторов в 1969 г. [U.S. House of Representatives 1971]. В качестве одного из показателей также было выбрано число персональных переплетений с банками, осуществляемых через советы директоров [U.S. House of Representatives 1969]. Заметим, что значительное число данных отсутствует для банковского контроля (25%) и показателей переплетённых директоратов (37%).
Чтобы максимизировать число наблюдений в нашем анализе, были созданы две фиктивные переменные. Они имеют значение 0, если данные отсутствуют, и значение 1, если данные доступны. Затем, наблюдения с пропущенными данными для переменных банковского контроля и переплетённых директоратов были перекодированы в 0. Если есть какое-либо систематическое смещение в соотношении данных по контролю с результатами деятельности предприятия, фиктивные переменные будут статистически значимы. Для этих фиктивных переменных были подсчитаны 32 независимых коэффициента, и лишь два оказались статистически значимы. Можно ожидать, что случайно один или два из этих коэффициентов окажутся статистически значимо связаны с результатами деятельности предприятия, и поэтому можно сделать вывод, что избирательность пропущенных данных в этих двух переменных не является серьёзной проблемой.
4 Различные индикаторы контроля, предложенные Э. Херманом, Р. Лар-нером, П. Берчем и Д. Коцом в работах, которые мы не рассматривали в данной книге, были операционализированы посредством создания фиктивных переменных. Их результаты очень схожи с результатами, представленными здесь, т.е. продемонстрировано слабое влияние переменных, отражающих контроль над предприятием. Поскольку каждый автор использовал сильно различающиеся критерии, мы подумали, что более эффективным индикатором концепции контроля в целом могут послужить доли акций, контролируемые различными группами.
215
В связи с показателями, отражающими формы контроля, возникают два рода проблем. Во-первых, такие показатели могут иметь отношение к контролю, а могут и не иметь. Так как это единственные показатели, характеризующие структуру собственности, придётся использовать именно их. Во-вторых, мы измеряем уровень контроля только в одной временной точке. Так как в анализе используется переменная контроля для предсказания изменений на длительный период (10 лет), может оказаться, что тип контроля за это время изменится. Ввиду того, что переменные контроля не измерялись систематически в течение этого периода, мы мало знаем о степени их стабильности. Чтобы максимизировать вероятность обнаружения эффектов контроля, для каждой зависимой переменной были построены модели в первой временной точке (т.е. для кросс-секторного анализа), а также изучались эффекты контроля, возникающие с течением времени. Нужно заметить, что большинство организационных переменных также измерялись лишь в первой временной точке, и это может породить сходные проблемы. Одно из преимуществ данной ситуации состоит в том, что невозможно перепутать причинно-следственный порядок при анализе важных отношений. Так как экзогенные переменные измерены в первой временнбй точке, они несомненно являются причинами результатов деятельности предприятия по итогам десятилетия.
В анализе было использовано много зависимых переменных. Во-первых, были включены свободный денежный поток, рыночная стоимость, отношение цены к доходности, доход от активов, чистая прибыль, полученная после уплаты налогов (доход от продаж), доход на акционерный капитал и отношение внешней задолженности к акционерному капиталу в 1970 г. [Compustat 1989]5. Эти переменные были взяты из корпоративных отчётов и форм 10-К6, закодированные в базе данных Compustat, выпускаемой Standard and Poor's. Было невозможно
5 Были выбраны 1970 и 1980 гг., потому что финансовый год начинался и заканчивался на предприятиях в разное время. Поэтому данные могут включать части за 1969 и 1970 гг., а также 1970 и 1980 гг. Если бы мы анализировали результаты за 1969 г., тогда часть данных пришлась бы на 1968 г., а это могло создать проблемы упорядочивания во времени.
6 Форма годовых отчётов, которые предприятия предоставляют Комиссии по ценным бумагам и биржам. — Примеч. пер.
216
VI. развитие американских предприятий
адекватно построить свободный денежный поток для первого отрезка времени (1970 г.), используя его стандартное определение, из-за недоступности необходимых данных. Поэтому была получена его приблизительная оценка путём вычитания текущих задолженностей из текущих активов за оба периода времени. Расчёты по всем переменным представлены в приложении к этой главе (см. с. 233 наст. изд.). В анализ были включены значения всех переменных за 1980 г., а также стоимость активов и объём продаж за 1980 г. Показатели в долларах были приведены к уровням 1967 г. При анализе панельных данных значение каждой зависимой переменной в первой временнбй точке было включено в качестве параметра уравнения регрессии7.
Корпоративная стратегия была закодирована по трём категориям: доминирование одного продукта, производство связанных продуктов и производство несвязанных продуктов. Эти категории были закодированы согласно справочникам Рамельта и Moody s [Rumelt 1974]. Доминирование одного продукта означает, что предприятия получают более 70% своей выручки от одной продуктовой линии. Производство связанных продуктов означает, что предприятия производят множество продуктов, которые взаимосвязаны или дополняют друг друга (например, химические предприятия, производящие краску и взрывчатые вещества), но при этом ни на одну продуктовую линию не приходится более 70% выпуска. Производство несвязанных продуктов означает, что предприятия занимаются несвязанными друг с другом бизнесами, которые составляют значительную долю их дохода (ни на один продукт не может приходиться более 70% выручки). Были созданы две фиктивные переменные для обозначения того, имеет или не имеет предприятие стратегию производства связанных продуктов (код 1 в одной из фиктивных переменных) или стратегию производства несвязанных продуктов (код 1 в другой фиктивной переменной). Обе переменные относятся к 1969 г.
Корпоративная структура характеризуется наличием или отсутствием мультидивизионной формы. Фиктивная переменная получала код 1, если предприятие имело мультидивизионную
7 Финансовые отчёты могут быть слабо сопоставимыми. Разные предприятия могут подсчитывать эти параметры разными способами, и поэтому нужно осторожно относиться к определениям бухгалтерских терминов в разных организациях и в разное время. Конечно, остаётся надеяться, что эти различия имеют случайный характер.
217
форму в качестве своей структуры в 1969 г. Эти данные также были взяты из справочников Рамельта и Moody's [Rumelt 1974; Moody's 1988].
Слияния были закодированы согласно отчёту о слияниях Федеральной торговой комиссии [Federal Trade Comission 1981]. Для каждого предприятия было суммировано общее число слияний, произведённых с 1969 по 1979 г. При рассмотрении этой переменной было обнаружено, что различие между предприятиями, осуществлявшими слияния, и предприятиями, не осуществлявшими их, лучше всего отражается скошенным распределением. Поэтому этой переменной присваивался код 0, если предприятия не участвовали в слияниях, а код 1, если участвовали. Переменная, показывающая участие предприятия в слияниях за предшествующий период, представляет собой общее число слияний, в которых оно приняло участие за 1959-1969 гг. Эта переменная не нуждалась в дихотомизации.
Принадлежность генерального директора к какому-либо подразделению предприятия была закодирована для 1969 и 1979 гг. Фамилии директоров были собраны из справочников Moody's, а их приход на предприятия был прослежен по справочникам «Who's Who in America» и «Who's Who in Finance and Industry», а также по другим источникам. Из описания карьеры каждого директора можно узнать, как человек продвигался по служебной лестнице на предприятии на основании названий его предыдущих должностей. Если человек менял предприятия, его принадлежность к определённому подразделению определялась на основании названий должностей за всю карьеру. Были созданы следующие категории: производство, продажи и маркетинг, финансы, предпринимательство, юриспруденция, общий менеджмент (других, видимо, и установить невозможно). Категория «общий менеджмент» показывает, занимал ли человек различные должности в разных подразделениях предприятия (например, директор завода и вице-президент по финансам). В представленном здесь анализе данных значения переменной были сжаты в три фиктивные переменные: принадлежал ли директор к производственной сфере, финансовой сфере или сфере продаж и маркетинга. Контрольной категорией является категория «другое».
Все переменные, характеризующие организационное поле, относятся к 1969 г. и основаны на параметрах основной отрасли предприятия (двузначная Стандартная промышленная класси-
218
фикация). В.качестве индикатора роста отрасли были использованы изменения в росте активов в рамках отрасли с 1969 по 1979 г., при этом изменения в активах для каждого предприятия в ходе анализа вычитались из изменений по отрасли, чтобы исключить любую ложную связь между этими индикаторами. Эта переменная служит грубой оценкой увеличения спроса. Были закодированы доли других крупных предприятий отрасли, преследующих стратегии производства связанных и несвязанных продуктов, чтобы предсказать, имело или не имело данное предприятие аналогичную стратегию производства связанных или несвязанных продуктов. Точно таким же образом доли других крупных предприятий отрасли, имеющих директора из сферы финансов, производства и продаж и маркетинга в 1969 г., использовались для предсказания бэкграунда директора в 1979 г. Предложенные индикаторы создают ряд потенциальных проблем. Они предполагают, что соответствующее организационное поле включает в себя прямых конкурентов, которые также являются крупными предприятиями. Если эти переменные предсказывают результаты деятельности предприятий, тогда можно утверждать, что они обладают предсказательной валид-ностью. Хотя нам могут возразить, что эти переменные просто соответствуют тому, что экономически эффективно для предприятий данного типа, и что любая обнаруженная связь может оказаться результатом корреляции между тем, что эффективно, и тем, что делают другие предприятия, потому что это эффективно. Подобную критику не стоит отбрасывать, и поэтому следует быть осторожными, интерпретируя эти переменные в терминах организационного поля.
При анализе данных нами были использованы два метода. Для измерения уровня финансовых индикаторов и их изменений была использована регрессионная модель по методу наименьших квадратов. Для анализа того, участвовало ли предприятие в сделках по слияниям, имело ли оно стратегию производства связанных или несвязанных продуктов (доминирование одного продукта было взято за базовую категорию), и для анализа бэкграунда директора в 1979 г. (базовой категорией была категория «другое»), была использована модель логистической регрессии. Эта процедура адекватна, потому что зависимые переменные строятся по номинальной шкале. Все расчёты проведены с использованием программного пакета Statistical Analysis System (SAS).
219
РЕЗУЛЬТАТЫ
Представленные гипотезы будут рассмотрены по порядку, и сначала будет изучено влияние формы контроля, отрасли и организационных переменных на финансовые показатели предприятий в 1970 г. Затем мы обсудим результаты панельных данных. Наконец, будут рассмотрены изменения в номинальных переменных. Средние значения и стандартные отклонения для использованных в анализе переменных представлены в табл. VI. 1.
ТАБЛИЦА VI. 1. Средние значения и стандартные отклонения использованных в анализе переменных
VI. развитие американских предприятий

220

221
архитектура рынков
Окончание табл. VI. 1

ПРИМЕЧАНИЕ: N = 120. Источники данных и кодировка обсуждаются в тексте.
В табл. VI.2 (см. с. 224 наст, изд.) приводятся результаты регрессионного анализа различных индикаторов финансовых показателей в 1970 г. Предложенные мною модели не объясняют значительную долю дисперсии финансовых показателей 1970 г., а индикаторы форм контроля оказались неудачными.
Теперь давайте рассмотрим более подробно отдельные гипотезы. Ничто не говорит о том, что владение акциями банком или семьёй оказывает влияние хотя бы на один индикатор финансовых результатов. Отсутствие такого влияния означает, что не ограниченные со стороны собственников менеджеры с кросс-секторной точки зрения не создают излишки свободного денежного потока, уменьшают рыночную стоимость предприятия, предпочитают увеличивать акционерный капитал, а не брать кредиты, или отдают предпочтение размеру активов и объёму продаж, а не уровню прибыли. Далее, владение банками
222
частью акций не делает предприятие более прибыльным (какой бы показатель прибыли мы ни использовали) и не склоняет предприятие к наращиванию кредитной задолженности вместо увеличения акционерного капитала.
Предприятия с большим числом связей в рамках переплетённых директоратов на самом деле оказались менее прибыльны в терминах дохода от активов, объёма продаж и размера акционерного капитала, что противоречит гипотезе, следующей из теории контроля со стороны банков и говорящей, что предприятия с более высоким уровнем переплетённых директоратов должны быть более прибыльными. Кроме того, наличие мультидивизионной формы никак не влияет на финансовые результаты предприятий, что противоречит положениям теории трансакционных издержек. Сторонник теории агентских отношений или трансакционных издержек может из этого сделать вывод, что в 1970 г. менеджеры находились под сильным контролем, так что не могли действовать вопреки интересам акционеров. Что касается сторонников теорий банковского или семейного контроля, то нет никаких данных, поддерживающих мнение, что наличие этих групп оказало влияние на финансовые показатели предприятий.
Что же тогда влияет на финансовый результат? В целом, чем больше акций находится во владении институциональных инвесторов, тем более слабые показатели продемонстрировали фирмы в терминах доходов, рассчитанных по активам, объёму продаж, размеру акционерного капитала и рыночной стоимости акций. Подобный результат можно интерпретировать двояким образом. С одной стороны, он является свидетельством того, что существовала проблема разделения собственности и контроля. С другой стороны, 1970 г. был плохим годом для фондового рынка, и многие акции упали в цене. Возможно, предприятия, которыми владели институциональные инвесторы, тяжелее переживали данный спад, потому что эти инвесторы скупили слишком много акций во время бума 1967-1969 гг. Если эти результаты подтвердятся в ходе анализа панельных данных, то они будут свидетельствовать в пользу утверждения о том, что менеджеры контролируют именно те предприятия, значительная доля акций которых принадлежит институциональным инвесторам, и их действия направлены на увеличение не прибыли, а других параметров.
223
ТАБЛИЦА VI.2. Регрессионный анализ детерминант различных критериев финансовой успешности, 1970 г.

ПРИМЕЧАНИЕ: N = 109. Переменные определены в тексте. * р < 0,05. ** р < 0,01, one-tailed t-test.
VI. развитие американских предприятий
На финансовые показатели также оказывает влияние несколько политико-культурных переменных. Согласно полученным результатам, диверсифицированные предприятия имеют более высокий доход на акционерный капитал и более высокое отношение цены к доходности акций. Это противоречит теории агентских отношений, согласно которой диверсификация служит свидетельством контроля со стороны менеджмента и не вполне разумного использования ресурсов предприятия. В нашем случае, напротив, диверсификация оказывается прибыльной. Предприятия, производящие несвязанные продукты, также имеют более высокую задолженность, что отражает стратегию ориентированных на поглощения конгломератов использовать кредитные ресурсы для диверсификации. Это также противоречит точке зрения, согласно которой контролируемые менеджментом предприятия предпочитают скорее привлекать ресурсы за счёт выпуска дополнительных акций, нежели взятия кредитов.
Наконец, полученные нами данные свидетельствуют о том, что на финансовые показатели предприятий влияют биографии их директоров. Директорам-финансистам удавалось улучшить балансовые отчёты своих предприятий вследствие более высоких доходов от активов, доходов от продаж и рыночной стоимости, по сравнению с предприятиями, возглавляемыми директорами, вышедшими из нефинансовых подразделений. Хотя директора-маркетологи оказались способны увеличить рыночную стоимость своих предприятий. Мы интерпретируем эти зависимости как влияние особых знаний директоров с разным бэкграундом, которые хотели улучшить показатели своих предприятий именно по тем параметрам, которые в большей степени соответствуют этому бэкграунду.
В табл. VI.3 (см. с. 228 наст, изд.) представлены данные о влиянии форм контроля на изменения финансовых показателей предприятий. Панельные данные сопоставимы с кросс-секторными данными. Так как в уравнения в качестве одного из параметров был включён предыдущий уровень финансовых показателей, остальные параметры можно интерпретировать как факторы изменений зависимых переменных [Kessler, Greenberg 1981: ch. 2]. Предприятия, связанные посредством переплетённых директоратов с банками, в целом уступают по своим показателям другим предприятиям. У них ниже доходы от активов, продаж, акций и ниже отношение цены к доходности акций. Та-
225
архитектура рынков
ким образом, обладание сетевыми связями в финансовой сфере не принесло заметных выгод. Далее, предприятия, имевшие связи с банками в советах директоров, имели более низкое отношение уровня задолженности к акционерному капиталу, что говорит о том, что они предпочитают привлекать ресурсы за счёт выпуска дополнительного выпуска акций, а не взятия кредитов. Ни одна из этих зависимостей не поддерживает точку зрения, согласно которой контроль со стороны банков в течение всего десятилетия перенаправлял прибыль в пользу банков. Наличие банков в числе ключевых акционеров не оказало никакого прямого влияния на финансовые показатели предприятий. Предприятия, где в числе крупных акционеров были банковские структуры, оказались не лучше и не хуже прочих предприятий.
Наличие семейной собственности влияет на финансовые результаты предприятий несколькими путями. Контролируемые семьями предприятия имеют более низкий доход от активов и продаж и более низкое отношение цены к доходности акций. Также в течение десятилетия их продажи росли медленнее. Чем выше доля собственности в руках семей, тем хуже продемонстрированные предприятиями результаты. Заметим, что это противоречит всем теориям контроля со стороны менеджмента и предполагает, что семейный контроль в неспокойные для экономики 1970-е годы был не слишком хорошим средством увеличить доходы акционеров.
Доля акций в руках институциональных инвесторов не оказала влияния на изменения финансовых показателей предприятий. Это говорит о том, что показатели 1970 г. могли быть результатом плохих показателей предприятий, чьи акции в несоразмерном количестве скупили институциональные инвесторы в 1960-е годы, а не следствием контроля со стороны менеджеров.
Наиболее устойчивым фактором изменений финансовых показателей предприятий в 1970-е годы стал рост активов всей отрасли. Эта переменная положительно влияет на рост доходов от активов, рост самих активов, продаж и рыночной стоимости предприятия. Таким образом, с точки зрения инвесторов, лучше всего было владеть акциями предприятий в растущей отрасли.
Политико-культурные переменные также оказали своё влияние на изменения финансовых показателей в 1970-е годы. Директора-маркетологи обеспечивали своим предприятиям рост
226
VI. развитие американских предприятий
активов и продаж. Директора-финансисты добивались роста активов и дохода от активов, увеличения объёма продаж и числа акций, а также роста рыночной стоимости этих акций. Предприятия, производящие связанные продукты, чаще увеличивали свои доходы от акций, тогда как предприятия, производящие несвязанные продукты, ничем не отличались от предприятий с доминированием одного продукта. Предприятия, производящие связанные или несвязанные продукты, чаще имели более высокую задолженность, чем предприятия с доминированием одного продукта, что вызвано их стратегиями роста за счёт слияний в 1960-1970-е годы.
В целом полученные результаты говорят о том, что формы контроля были в целом не слишком важными факторами в отношении изменения финансовых показателей крупных корпораций, как на одномоментном срезе, так и в динамике. Напротив, рост отрасли, продуктовая стратегия и бэкграунд директоров оказались наиболее важными факторами финансового успеха. Предприятия, контролируемые менеджерами, не уступали и даже превосходили предприятия, контролируемые банками или семьями.
Интересно было узнать, что же определяло стратегии предприятий. В табл. VI.4 (см. с. 230 наст, изд.) представлены результаты, позволяющие понять, влиял ли характер контроля на предприятиях на стратегические решения, не касающиеся непосредственно финансовых показателей. Ни одна из переменных контроля на предприятии не предсказывает участие предприятия в слияниях в 1970-е годы. Переплетения с банками также не способствуют участию в слияниях. Единственными переменными, предсказывающими активность в сфере сделок по слияниям, оказались именно политико-культурные переменные. Если предприятие участвовало в сделках по слияниям в 1960-е годы, то оно чаще прибегало к ним и в 1970-е годы. Более склонными к слияниям оказались предприятия, производящие связанные или несвязанные продукты, нежели предприятия с доминированием одного продукта. Наконец, предприятия, возглавляемые директором-финансистом, чаще участвовали в сделках по слияниям в 1970-е годы. Эти результаты показывают, что стратегический выбор в пользу слияний целиком и полностью определялся организационными факторами, в то время как формы контроля особого воздействия на них не оказали.
227
ТАБЛИЦА VI.3. Регрессионный анализ детерминант различных критериев финансовой успешности, 1970-1980 гг.

ПРИМЕЧАНИЕ: N = 106. Каждая зависимая переменная приводилась к её значению в 1970 г. * р < 0,05. ** р < 0,01, one-tailed t-test.
VI. развитие американских предприятий
В табл. VI.4 также приводится уравнение, предсказывающее характер продуктовой линейки предприятия в 1980 г. Ни одна из переменных контроля над предприятием не влияет на уровень его диверсификации. Таким образом, полученные нами данные не подтверждают тезис о том, что диверсификация осуществляется менеджерами, которые действуют ради собственной выгоды вопреки интересам собственников. Напротив, данные говорят о том, что диверсифицированные предприятия имеют лучшие показатели, нежели недиверсифицированные предприятия (см. табл. VI.2 и VI.3), и что они избрали эту тактику по организационным причинам, а не из-за мотивов контроля. На диверсификацию предприятия в 1980 г. оказали влияние три типа политико-культурных переменных: участие в слияниях в 1960-е годы, наличие директора-финансиста в 1969 г. и высокая доля в отрасли предприятий, производящих связанные или несвязанные продукты.
Наконец, в таблице показаны факторы, определяющие бэкграунд директора в 1980 г. Некоторые переменные, отражающие контроль над предприятием, оказывают интересное воздействие. Например, если предприятие контролировалось семьёй, то им реже руководил директор-финансист. Учитывая, что показатели руководимых финансистами предприятий в 1970-е годы были лучше, чем у остальных предприятий, выбор директора из нефинансовых кругов кажется не слишком верным решением. Далее, если значительная доля акций предприятия находилась в руках институциональных инвесторов, то им чаще руководил директор-маркетолог или директор-финансист. Это можно интерпретировать как эффект контроля со стороны менеджеров, которые старались взять под свой контроль предприятия этого типа и выбирали директоров из тех кругов, что правили бал на предприятии.
Обнаружилось и явное влияние на бэкграунд директора организационных переменных. Предприятия, участвовавшие в слияниях или производившие диверсифицированную продукцию, чаще руководились директорами-маркетологами или директорами-финансистами, что подтверждает ранее выдвинутый нами тезис. Далее, отрасли с высокой долей финансовых или маркетинговых директоров подталкивают предприятия к назначению на пост директора именно финансиста или маркетолога. Очевидно, это можно считать проявлением процесса изоморфизма [DiMaggio, Powell 1983; Димаджио, Пауэлл 2010].
229
ТАБЛИЦА VI.4. Логистический регрессионный анализ детерминант различных организационных характеристик

ПРИМЕЧАНИЕ: N = ПО. * р < 0,05. ** р < 0,01, one-tailed test.
VI. развитие американских предприятий
ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом относительно темы данной главы можно сказать, что теоретики агентских отношений, равно как и социологи, ставящие во главу угла формы контроля над предприятием, будь то семейная, менеджерская, банковская формы или ресурсная зависимость посредством переплетённых директоратов с участием банкиров, не слишком успешно объясняют результаты деятельности крупных корпораций или их стратегическое поведение. Банкиры, собственники и менеджеры существуют в организациях, которые являются системами власти и помещены в организационные поля, помогающие определить успешное поведение. Если они попытаются построить собственные действия вне этого контекста, тогда они поставят под угрозу организацию, приносящую им доходы. Таким образом, главная управляющая сила, которая определяет направления успешных действий, заключена прежде всего в организационном взаимодействии. Из всех теорий, именно политико-культурный подход наиболее успешно объясняет эти взаимодействия.
Нам могут возразить, что политико-культурный подход воспроизводит стандартное положение экономической теории о том, что рынок посылает сигналы менеджерам о том, что эффективно, а что не эффективно, и они следуют этим сигналам. Однако проблема экономического подхода заключается в том, что он способен определить эти стратегии только постфактум. В рамках политико-культурного подхода эффективность соперничающих теорий оценивается по их предсказательной способности. В экономической теории невозможно чётко теоретически осмыслить эти переменные, потому что она не стремится уловить различия в концепциях контроля между разными предприятиями и рынками. Также оказывается, что эти факторы действуют независимо от роста отрасли (грубого индикатора спроса на продукт) и поэтому их невозможно интерпретировать в сугубо экономических терминах.
Представитель теории агентских отношений или трансак-ционных издержек может интерпретировать полученные нами результаты как свидетельство того, что советы директоров, контракты и финансовые рынки смогли существенно ограничить действия менеджеров. В самом деле, данные говорят о том, что профессиональные менеджеры смогли превзойти своих коллег на семейных предприятиях. Но в той части, в какой эти подхо-
231
архитектура рынков
ды могут быть подвергнуты проверке, почти ничто не говорит в их пользу. Прежде всего очевидно, что менеджеры не являются сторонниками увеличения свободного денежного потока. Диверсификация, которая считалась вредной, в целом оказала положительное влияние на финансовые показатели предприятий. Анализ данных показывает, что рассуждения о 1970-х годах, производимые на основе здравого смысла, тоже оказались неверными: директора-финансисты, управлявшие диверсифицированными предприятиями и участвовавшие в сделках по слияниям, в среднем показывали лучшие результаты, чем их коллеги. Формирование социологии рынков в современных работах представляет собой чрезвычайно интересный процесс, и значительная часть развернувшейся по этому поводу дискуссии посвящена (и я полагаю, что это правильно) проблеме социальной укоренённости [Granovetter 1985; Грановеттер 2004]. Теоретическая трудность состоит в том, чтобы определить содержание этой укоренённости. Представленные здесь результаты позволяют выдвинуть два тезиса. Во-первых, наиболее важной причиной действий крупных предприятий в США является именно организационная укоренённость, а отнюдь не укоренённость в финансовых отношениях или отношениях собственности. Это означает, что наибольшие усилия следует прилагать к разработке моделей отношений между предприятиями, в центре которых находятся внутри- и межорганизационные процессы, такие как выстраивание стратегических действий и культурные рамки, позволяющие придавать смысл этому выстраиванию.
Во-вторых, выбираемый нами тип укоренённости должен соотноситься с поставленной проблемой. Связи между предприятиями, банками, собственниками и менеджерами просто не могут предсказать существенную часть того, что нас интересует при анализе стратегического выбора предприятий; и поэтому мы должны теоретически осмыслить то, что способно обеспечить подобное предсказание. Это подталкивает к тому, чтобы отказаться от столь пристального изучения советов директоров в качестве источника сетевых данных в целом и от финансовых переплетений в этих советах директоров, в частности, пока мы не сможем теоретически обосновать их важность (пример, касающийся инвестиционных банков, см.: [Baker 1990]). Более релевантные сетевые данные должны отражать то, как предприя-
232
тия получают знания о своих конкурентах (отраслевые издания, бизнес ассоциации, деловые встречи и исследования рынка) и как они применяют эту информацию.
Это не означает, что элиты не существуют или что они не могут соорганизовываться для достижения коллективных политических целей. Скорее, это предполагает, что существенная часть содержания экономических действий элит, контролирующих крупные корпорации, будет непонятна, если мы будем смотреть на них исключительно с позиций интересов элитных групп. Эти интересы во многом определяются контекстом их действий, т.е. организационными ситуациями, в которых они оказываются. Организационная теория предлагает альтернативный социологический взгляд, вынуждающий исследователя более серьёзно подойти к вопросам природы отношений между крупными корпорациями, внутреннего структурирования этих организаций и проблеме выработки ими линии поведения. Короче говоря, я полагаю, что предлагаемая здесь социология рынков должна в первую очередь обратить внимание на те элементы, которые обнаруживают свою важность: выявление внутри- и межорганизационной политики и уточнение культурных рамок, определяющих социальные отношения между акторами.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Финансовые показатели, перечисленные ниже, были построены по базе данных Compustat II следующим образом:
Рыночная стоимость = Рыночная цена акций (окончательная) X х Выпущенные в обращение обыкновенные акции.
Отношение цены к доходности акций = Рыночная цена акций
(окончательная) / Доход от акции за исключением
внереализационных статей.
Доход от активов = 100 X Доход до внереализационных статей /
/ (Общие активы + Общая валовая стоимость имущества,
заводов и оборудования - Общая чистая стоимость
имущества, заводов и оборудования).
Размер прибыли = 100 X Доход до внереализационных статей / / Чистые продажи.
233
Доход от акций = 100 х Доход до внереализационных статей,
применённый для обыкновенных акций / Общий капитал
в обыкновенных акциях.
Отношение долга к акциям = Общая долгосрочная задолженность / Общий капитал в обыкновенных акциях.
Активы = Общие активы + Общая валовая стоимость
имущества, заводов и оборудования - Общая чистая
стоимость имущества, заводов и оборудования.
Продажи = Чистые продажи.
Свободный денежный поток = Текущие активы -- Текущая задолженность.






