Российское общество в первые годы реформ

В конце декабря 2011 г. - начале 2012 г. исполняется двадцать лет с того момента, когда Российская Федерация, сразу после распада СССР, приступила к проведению радикальных реформ, коснувшихся в первую очередь экономики, но затронувших также и все остальные сферы жизни общества. Точную дату старта этих реформ назвать достаточно сложно. Можно вспомнить четыре события, ознаменовавших их начало:

· подавление «путча» ГКЧП в конце августа 1991 г., что привело к фактическому развалу Союза, параличу союзных органов власти и переходу практически всей полноты ответственности к «суверенному» руководству РФ;

· Пятый съезд народных депутатов РФ, состоявшийся в конце октября - начале декабря 1991 г., одобривший планы радикального реформирования страны и давший Президенту РФ Б. Ельцину чрезвычайные полномочия для реализации этих планов;

· формирование «правительства реформ» с экономическим блоком во главе с Е. Гайдаром в середине ноября 1991 г.;

· либерализация цен в начале января 1992 г., ознаменовавшая переход к рынку.

С началом реформ общество стало постепенно отстраняться от влияния на процесс принятия решений, а попытки представительной власти как-то скорректировать ход реформ стали восприниматься всё более враждебно, что уже в 1992 году значительно сузило социальную базу реформ, а в 1993 году привело к известным событиям «чёрного октября». «Лишним» для «правительства реформ» стало и народное представительство в виде системы советов всех уровней, и оно взяло курс на свёртывание их деятельности. Новый слой бизнесменов, вставший у руля процессов перераспределения собственности, сформировался не снизу, не из среды наиболее эффективных представителей малого и среднего бизнеса, а был фактически «назначен» сверху, органами государственной власти, что надолго предопределило олигархический характер российского капитализма. Общество, лишившись рычагов влияния на власть, постепенно становилось всё более пассивным и инертным, граждане замыкались на решении своих личных проблем. А власть, лишённая эффективного контроля снизу, всё сильнее погрязала в коррупции, бюрократической неэффективности, безответственности. Все эти проблемы, порождённые решениями, принятыми в начале 90-х, до сих пор сохраняются, а во многом продолжают усугубляться.

Сменившаяся на рубеже веков «эпоха», приход к власти людей с иным опытом и иными политическими взглядами, как это сегодня видно, привели лишь к незначительным переменам в социально-политическом строе страны: были частично устранены наиболее очевидные негативные последствия реформ. В то же время основные противоречия - неэффективное государственное управление, коррупция, чрезмерный рост социальной дифференциации, неработающие законы, отсталая социальная сфера, - всё это продолжает оставаться серьёзнейшими проблемами, пока не поддающимися решению. В ряде вопросов произошёл откат назад - практически исчезли ростки политической демократии, пробивавшие себе дорогу в 90-е, огромные проблемы испытывает бизнес, особенно мелкий и средний, снижена вертикальная мобильность граждан, что свидетельствует об элементах социально-политического застоя. Сегодня страна во многом находится перед очередной политической развилкой, которая может определить её судьбу ещё на многие годы вперёд.

В начале января 1992 года правительством Е. Гайдара были отпущены розничные цены на товары массового спроса. Так началось кардинальное общественное переустройство России, переход от планово-распределительной экономики к свободному рынку, от тоталитарного к демократическому государственному устройству. Хозяйственные итоги реформ нашли свое отражение в многочисленных работах как российских, так и зарубежных экономистов. Их выводы сводятся к произошедшему за эти годы превращению России в сырьевой придаток теперь уже не только Запада, но и Востока. Если в 1989 году в нашем экспорте товары с высокой добавленной стоимостью составляли 38,7%, то в 2010 году - 4,7%. Если в 1991 году наши самолеты составляли около 40% мирового парка гражданской авиации, то на начало 2010 года менее 2%.

Технологическое отставание нашей страны от передовых государств наметилось еще в позднесоветский период. Реформы и были призваны сократить отставание, модернизировать экономику. Но никакой модернизации не произошло. Наоборот, реформы привели к деиндустриализации страны. В 1990-х годах российское правительство, по существу, объявила науке войну, в результате которой интеллектуальная элита понесла огромные потери. От нее российские реформаторы постарались как можно быстрее избавиться. Большинство ее представителей были выброшены на обочину социальной жизни. На вещевых рынках больших и малых городов России в 1990-е годы можно было увидеть и выпускников известных за рубежом советских вузов, и их преподавателей, и инженерно-технический персонал ведущих промышленных предприятий и других высокообразованных профессионалов. Разумеется, не все уехали за границу, большинство сменили профессию, ушли туда, где можно было что-то заработать, чтобы содержать свои семьи.

За годы реформ российское общество раздробилось, утрачены многие формы солидарности, а социальное расслоение достигло беспрецедентных масштабов. Исследования демографов показывают, что экономические реформы и здесь дорого обошлись нашей стране: более двух третей всех причин депопуляции россиян связано с резким ухудшением здоровья нации, снижением качества медицинского обслуживания, а также с возникшими в 1990-е годы такими массовыми феноменами, как социальная депрессия, апатия и агрессия населения, детская беспризорность и бомжатничество. В середине 1990-х годов в страну вернулись многие болезни, с которыми было покончено в советское время, и, прежде всего, инфекционные, такие как туберкулез, так как фактически перестала функционировать созданная в советское время эффективная система его профилактики, диагностики и лечения. Если в 1990 году рождаемость в России составила 1989 тыс. чел., то в 2000 году - 1267 тыс. чел., смертность на 1 тыс. человек населения в 1990 году была 11,2, в 2000 году стала 15,5. В стране сохранилась система бесплатного медицинского обслуживания, по из за экономических трудностей заметно ухудшилось ее финансирование. Немалое число пациентов стало пользоваться услугами быстро расширяющегося частного сектора здравоохранения.

За время реформ, легализовавших принцип частной собственности (в том числе на средства производства, включая землю), социальная структура России претерпела серьезные изменения. Большую роль здесь стало играть отношение к собственности. В современном российском обществе возникло три новых социальных слоя: крупные, средние и мелкие частные собственники. К числу последних можно отнести чуть ли не большинство населения страны. Это хозяева бесплатно приватизированных городских квартир, держатели малых пакетов акций промышленных предприятий, владельцы дачных построек и деревенских домов, а после принятия Земельного кодекса - и земельных участков. Но оставался и слой неимущих людей.

Двумя другими важными факторами социального расслоения общества стали источники доходов и их размер. По источникам доходов население страны делилось на тех, кто жил за счет своей собственности и частнопредпринимательской деятельности; наемных работников разной квалификации и характера труда, занятых в государственном и частном секторах экономики, в сфере культуры и т. д.; граждан, получавших государственные пенсии по старости и состоянию здоровья. Наиболее четко статистика фиксирует социальное расслоение по размерам душевого дохода. Обществоведы выделяют следующие слои: богатые (средств достаточно для организации собственного крупного бизнеса, приносящего огромную прибыль) - 7%; состоятельные (средств хватает для высокого уровня жизни и приумножения имеющегося капитала) - 7%; обеспеченные (средства позволяют приобретать жилье, обновлять предметы длительного пользования, давать престижное образование детям, качественно отдыхать) - 15,8%; малообеспеченные (средств хватает только на повседневные расходы и в случае крайней необходимости на минимальные затраты для лечения и укрепления здоровья) - 50%; неимущие (наличие минимальных средств лишь для элементарного поддержания жизни без всяких перспектив на ее улучшение) - 20,2%.

Вновь, как и в дореволюционное время, немалая часть российского населения оказалась в неуютном состоянии маргинальности (прежде благополучные квалифицированные работники, оказавшиеся в среде социально беспомощных, предприниматели с неустойчивым финансовым положением, вынужденные переселенцы из зон конфликтов в России и бывших республик СССР).

Все перечисленные аспекты российской реформации 1990-х годов в целом вполне объективно оценены как академическим сообществом, так и широкой общественностью. Очевидность результатов реформации, отраженная в реальных показателях, не создает основы для сколько-нибудь существенных различий в оценках.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: